Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

2. Возникновение первичных  этических инстанций и на их  основе – моральных оценок, которые  начинают определять эмоциональное  отношение ребенка к другим  людям.

3. Возникают новые мотивы  поступков и действий, общественные  по своему содержанию, связанные  с пониманием взаимоотношений  между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти  мотивы вступают в различные  соотношения, образуют сложную  структуру и подчиняют себе  непосредственные желания ребенка.

В этом возрасте уже можно  наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление  непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или  наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются  такие качества личности, как настойчивость  и умение преодолевать трудности; возникает  также чувство долга по отношению  к другим людям.

4. Отмечается произвольное  поведение и новое отношение  ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это  поведение, опосредованное определенным  представлением (Обухова Л. Ф. 1999).

Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что  в дошкольном возрасте ориентирующий  поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более  и более обобщенным, выступающим  в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного  поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и  своими поступками. Овладение умением  управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного  сознания – возникновение сознания  своего ограниченного места в  системе отношений со взрослыми.  Стремление к осуществлению общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности. У дошкольника возникает  осознание возможностей своих  действий, он начинает понимать, что не все может (начало  самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание  своих личных качеств (хороший,  добрый, злой и т.п.). «В данном  случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего  места в системе общественных  отношений. Три года – внешне  «Я сам», шесть лет – личное  самосознание. И здесь внешнее  превращается во внутреннее»  (Обухова Л. Ф. 1999).

И с учетом того, что в  дошкольном возрасте перестраивается  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру, то не исключены и психологические  проблемы, возникающие в этот период.

25.  Роль игры в психическом развитии ребенка 

Предпосылки игровой деятельности закладываются в раннем детстве - орудийные и соотносящие действия, знаковая функция сознания и использование  предметов заместителей, подражание. Игра - деятельность детей, в которой  через роль в вымышленной ситуации отражается жизнедеятельность взрослых. Виды игр: дидактические (настольно-печатные, подвижные, с природным материалом и др.), творческие, сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевая игра (СРИ) - это игра, в которой дети используют различные  роли, копируя внешность и поведение  других людей и разыгрывают сцены  из повседневной жизни.

Теории игры: 

Гросс: игра - это упражнения, определяемые инстинктами; Холл: игра - это инстинкты, в которых ребенок  отражает переживания прошлых поколений; Фрейд - игра - особая форма удовлетворения глубинных влечений; Адлер - игра - это  способ преодоления комплекса неполноценности. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б - мотивы игры - стремление ребенка к самостоятельности  и невозможности реализовать  его в реальной деятельности, а  только в вымышленной игровой.

Развитие сюжетно-ролевой  игры связано с расширением опыта  ребенка; развиваются основные структурные  компоненты игры - сюжет усложняется, становится богаче, разнообразнее; содержание - отражение действий в младшем  возрасте; отражение взаимоотношений  в среднем, отражение правил жизни - в старшем возрасте; роль -богаче, действия - разнообразнее; правила.

Влияние игры на психическое  развитие ребенка - развитие личности и освоение социальных ролей; развитие чувств; развитие волевой сферы (правила); развитие способностей; развитие речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Игра еще готовит ребенка к  будущей учебной деятельности - умение слушать инструкцию и следовать  ей.

26.  Генезис игры в дошкольном возрасте

К концу раннего возраста возникает сюжетно-отобразительная  игра (режиссерская) -это манипулирование  ребенка игрушками, ребенок роль на себя не берет (3 года). Собственно-ролевая  игра - ребенок берет на себя роль и отображает взрослых людей (конкретных людей) (4-х до 5-6 лет). Игры с правилами - бывает в жизни так или нет (связаны с обогащением личного  опыта) (6 лет).

Сюжетно - ролевая игра - включает компоненты:

- сюжет- сфера жизнедеятельности  взрослых, которая отражается в  игре (магазин);

- содержание - то, что выделяется  в качестве основного момента  деятельности взрослых

(действия взрослых, взаимоотношения  взрослых, правила жизни взрослых);

- роль - образ, который  ребенок реализует в игре через  действия;

- игровые действия - предметные  и изобразительные действия, раскрывающие  роль;

- правила - регуляторы  выполнения роли.

27.  Психическое развитие детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту

Традиционно в отечественной  психологии, ребенок, достигший 7-летнего  возраста, считался младшим школьником. Исходя из периодизации психического развития Д.Б.Эльконина у ребенка 7 лет, сформированы все психологические  новообразования свойственные младшему школьному возрасту (потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение  переживаний, связанных с оценкой, определенный уровень самоконтоля  и т.д.).  При этом отмечается, что переход от одного психологического возраста к другому знаменуется изменением ведущего типа деятельности, например, в дошкольном возрасте – это сюжетно-ролевая игра, а в младшем школьном – это систематическое учение. Обсуждая проблему готовности к школьному обучению, Д.Б.Эльконин,  на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, к которым относил: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу. По мнению автора, данные предпосылки формируются в рамках дошкольных видов деятельности, среди которых особое место занимает игра.

28.  Кризис 7-ми лет и его роль в развитии  личности.

Этот кризис связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а  также изменением основной деятельности – вместо игровой основной деятельностью  для него становится учебная. Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и  учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.

Основными новообразованиями  кризиса 7 лет является появление  самолюбия и самооценки, чаще всего  неадекватной. самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.  Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни и может быть либо завышенной, либо заниженной. Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха, либо собственной значимости. Ребенок начинает испытывать неизвестные ему до сих пор эмоции и переживания, у него появляются новые цели и желания. Также происходит утрата детской непосредственности – ребенок размышляет, прежде чем действовать, может скрывать свои переживания, пытается не показывать их другим.

29.  Проблемы готовности к школьному обучению учащихся  7-ми  лет. 

Традиционно выделяют пять отдельных  сторон готовности ребенка к школьному  обучению:

физическую (определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса, зрение, слух);

интеллектуальную (не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности);

эмоционально-волевую (уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание);

личностную и  социально-психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку).

Соответственно  при недостаточном развитии одной из вышеперечисленных сторон возникают проблемы успешного обучения. Проводится всесторонняя подготовка дошкольника к школе.

30.  Учебная деятельность и истоки ее формирования.   

Понятие «учебная деятельность»  достаточно неоднозначно. В широком  смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним  научения, учения и даже обучения. В  узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В  работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность»  наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. Учебная  деятельность соответственно может  рассматриваться как специфический  вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и  формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого  применения в разнообразных ситуациях.

Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1)      она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2)      в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3) общие способы  действия предваряют решение  задач (И.И. Ильясов) (сравним с  учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего  способа, программы действия, когда  учение не есть деятельность).

Добавим к этим трем еще  две существенные характеристики учебной  деятельности.

3)      учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

4)      изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной  деятельности в сопоставлении с  учением.

31.  Проблема идентичности в концепции Э.Эриксона

Под личностной идентичностью  Эриксон понимает субъективное чувство  и одновременно объективно наблюдаемое  качество самотождественности и  целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность  того или иного разделяемого с  другими образа мира и человека.

Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором  ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает:

а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности  своего Я во времени и пространстве;  

б) включенность этого Я  в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого  типов мировоззрения.

Кроме того, субъективная прочность  ощущения личностной идентичности, согласно Э. Эриксону, является «признаком окончания  отрочества и условием формирования взрослого индивида».

32.  Характеристика статусов идентичности (Дж.Марсиа)

Дж. Марсия обратился к  рассмотрению идентичности как гипотетической психологической структуры, которая  проявляет себя феноменологически  через паттерны решения индивидом проблем. Им были выделены два критерия, согласно которым становится понятно, прошел ли  испытуемый кризис идентичности или нет.Критерий принятия–непринятия обязательств иисследования альтернатив, предшествующего выработке обязательств.

На пересечении этих двух критериев были описаны четыре статуса  идентичности:

Диффузнаяидентичность (Identity Diffusion)– это отсутствие связной, определенной идентичности: ни поиск, ни выбор решения индивидом не осуществлялись.

Предрешенная(другие варианты перевода в отечественной литературе – «принятая», «преждевременная», «предопределенная») идентичность(Foreclosure Identity) – статус, при котором собственный внутренний поиск индивидом не был осуществлен, а решение принято под воздействием внешних обстоятельств. Индивиды с таким статусом имеют заранее заданные цели, правила поведения и идеалы, «пожизненный», мало подлежащий корректировке, план на будущее, составленный родителями или другими авторитетными лицами.

Для статуса «мораторий» (Moratorium) характерен осуществляемый в данный момент активный поиск решения проблемы, при этом само решение еще не принято. На этой стадии индивид находится в процессе конструирования идентичности – перехода от отсутствия чувства идентичности или от предрешенной идентичности к сконструированной идентичности.

Наконец, достигнутая идентичность(Identity Achievement) характеризуется самостоятельно осуществленным активным поиском решения проблемы и принятием такого решения. Лица с достигнутой (или иначе, в терминологии Дж. Марсии, сконструи-

Информация о работе Психология развития и возрастная психология