Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Именно в мотивационной  сфере, как считала Л.И. Божович, находится  главное  новообразование  переходного возраста.

Еще одно  новообразование , возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное  новообразование , связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Самоопределение – центральное   новообразование  раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. 

 

4.      Биогенетические  концепции развития. Теория  рекапитуляции.

биогенетическая   теория  обращает основное внимание на биологические детерминанты  развития , из которых выводятся или с которыми соотносятся социально - психологические свойства. Сам процесс  развития  в названной  теории  трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы  развития  и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Социогенетические  теории  стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Названный подход предполагает первичность среды перед субъектом, при этом субъект выступает в роли «чистой доски», на который среда накладывает свой отпечаток. Среда здесь, таким образом, оказывается активной составляющей, а личность, организм является лишь сценой, на которой развертывается заданная извне игра.

Представителями  биогенетического  подхода являются С. Холл, Э. Кречмер, Э.Йенш, К. Конрад и др.

Теория  рекапитуляции  С. Холла

Исследуя психическое   развитие  ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит  биогенетический  закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном  развитии  проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие  биогенетического  закона на человека, доказывая, что онтогенетическое  развитие  психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического  развития  психики человека [3; 10].

Созданная Холлом  теория   рекапитуляции  утверждала, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего  развития  ребенок не может. Главным законом психологии  развития  С. Холл считал  биогенетический  «закон  рекапитуляции », согласно которому индивидуальное  развитие , онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу  развития . Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12 - 13 лет) до наступления взрослости (22 - 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его  теория  сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон  рекапитуляции », мешают понять конкретные закономерности психического  развития .

Ученик Холла Гетчинсон  на основании  теории   развития  личности усиливает противоречивость онтогенетической эволюции. Поэтому, начало личности наступает, по словам автора, намного позже, чем начало индивида. И если начало индивида - долгий процесс эмбриогенеза, то начало личности - долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий в двух-трехлетнем возрасте.

Б.Г.Ананьев отмечает, что  социальное формирование человека не ограничивается формированием личности. Это еще и образование человека как субъекта познания и деятельности.  

 

5.      Культурно-историческая концепция  Л.С.Выготского. 

Выготский  совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между  знаком и значением, использование  речи в применении орудий знаменует  возникновение новых психологических  функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые  принципиально отличают поведение  человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще  и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму  внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана  с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя  реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом  и, используя данное психологическое  орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей  стадии ребенок начинает применять  к самому себе (как объекту) те способы  управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к  ним. Т. о., пишет  Выготский , каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а  развитие внутренних индивид, свойств  личности ребенка имеет ближайшим  источником его сотрудничество (в  самом широком смысле) с другими  людьми. Гениальная догадка  Выготского  о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или  менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной  социальной ситуации развития и возникновения  др. сменяются критическими периодами  в жизни личности, во время которых  идет бурное формирование психологических  новообразований. Кризисы характеризуются  единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое  неблагополучие ребенка в критическом  возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или  иной период новообразования качественно  меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии  у подростка совершенно перестраивает  его психическая деятельность. Это  новообразование является третьим  уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции  составляют основу самосознания. В  конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические  отношения, некогда бывшие отношениями  между людьми. Однако связь между  социально-культурной средой и самосознанием  сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера  его развития.

Появление  культурно-исторической  теории  Выготского  символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Индивидуализация - процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека

Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий.

Умственное действие - это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.

Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.

Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план.

Актуальный уровень  развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).

Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.

Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.

Социальная ситуация развития - это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.

Натуральные психические  функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример - обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.

Высшие психические  функции - это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполяет функции меча. 

 

6.      Теории возрастного развития  в отечественной  психологии  (Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович и др).

Основные линии психического развития по Д.Б. Эльконину

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей  социальной ситуацией  развития , ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и  возрастными  изменениями всей психики ребенка в целом.

Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и  возможностями ребенка и между  уровнем развития ребенка и его  неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы  развития — переломные моменты развития.

В пределах конкретного  возрастного  периода имеются свои типы деятельности, и  развитие  ребенка в каждом из них не одинаково (см. табл.). В определенное время его активность направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера. Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры он больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ребенок поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Мировоззрение, профессиональные интересы

В исследованиях последних  лет психологи продолжают изучение процесса развития личности.

А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй — активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность — и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.

Информация о работе Психология развития и возрастная психология