Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает  противоречие между потребностью индивидуума  в персонализации (быть личностью) и  объективной заинтересованностью  референтной для него общности принимать  лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для  успешной адаптации к новой общности на каждом  возрастном  этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже. 

Возрастная  периодизация  развития  личности по А.В. Петровскому

В эпохе детства преобладают  процессы адаптации, в подростковом периоде — индивидуализации, в  старшем школьном возрасте — интеграции.

загрузка...

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление  о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция  характеризуется преобладанием  процесса социализации. Новые отношения  с людьми делают неопределенными  контуры личности ребенка, он податливо  отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс  индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже  у трехлетнего ребенка, в шесть  лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом в исследованиях  подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные  узлы этого развития отражаются в  трех этапах:

1. До трех лет, когда  малыш осознает наличие других  людей.

2.   С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3.   С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального  развития наиболее благоприятны для  формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы  воспитательных воздействий, которые  должны обеспечить школа и общество в целом. 

 

Д.Б. Эльконин (1904-1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей [12, с. 60-78].

Эльконин признавал только формулу "ребенок в обществе" (а никак не "ребенок и общество"), подчеркивая, что ребенок с момента  рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает  в системе отношений двух типов: "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый". "Общественный взрослый" выступает  носителем "общественно выработанных способов действия" с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок  не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и

развиваются различные психические  новообразования.

Развернутая  периодизация  психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье "К проблеме  периодизации  психического развития в детском возрасте" (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий,  возрастных  периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал

возраст как "относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей  кривой детского развития" [11, с. 42].

Каждый психологический  возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой  в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация  развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в  детстве следующим образом:

кризис новорожденности;

младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение  со взрослым;

кризис одного года;

ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

кризис трех лет;

дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

кризис семи лет;

младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

кризис 11 - 12 лет;

подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

кризис 15 лет.

Эльконин в представленной им схеме психического развития в  детстве разработал идею о периодической  смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

"Возраст взросления" с психологической точки зрения  разные авторы оценивают в  промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И. Божович  характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1].

При этом психосоциальные  факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления  о том, что такое детство и  взрослый статус.

Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И. Божович  [1]  возрастная   периодизация , основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3, с.23-34]. 

 

7.      Проблемы возрастного развития в теориях психоанализа.

На основе общих тезисов   психоанализа  3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского  развития  соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

Младенец, полностью зависящий  от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление -- поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии -- рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются  некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность  всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов.

За оральным периодом следует анальный(с 12--18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенка как часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей, социализаторов ребенка.

Особенности характера, формирующиеся  на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, -- аккуратность, опрятность, пунктуальность.

Следующая фаза начинается примерно в три года и называется фаллической(3--5 лет). Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Фаллической стадии соответствует зарождение таких личностных черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек Застревание на этой стадии, трудности преодоления эдипова комплекса создают основу для формирования робкой, застенчивой, пассивной личности.

После пяти лет наступает  длительный период латентной детской сексуальности (5--12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности.

И только приблизительно с 12 лет, с началом подросткового  периода, когда созревает репродуктивная система, сексуальные интересы вспыхивают вновь. Генитальная фаза (12-18 лет) характеризуется становлением самосознания, ощущением уверенности в себе испособностью к зрелой любви. Теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. 

 

8.      Концепция возрастного развития  в работах Э.Эриксона.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия -- недоверия  (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность  сомнениям и стыду (в возрасте  около 2--3 лет).

3. Появление инициативности  в противовес чувству вины (примерно  от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность  комплексу неполноценности (возраст  от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение  в противоположность индивидуальной  серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность  в противовес личностной психологической  изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании  нового поколения в противоположность  «погружению в себя» (между  30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой  жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции  Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его  отношений с окружаюшими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное  именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение  всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте -- их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом  предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом  уже были созданы соответствующие  психологические и поведенческие  условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает  не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить  в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных  и отрицательных новообразований  практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил  в своей концепции только две  крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного  развития человека. 

 

9.      Интеллектуальное  развитие  ребенка в концепции Ж.Пиаже. 

Информация о работе Психология развития и возрастная психология