Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Потребность во взаимопонимании   и  сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.  

Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника  как раз и заключается в  разрыве между его стремлением  быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая  позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В  такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными  взрослыми».

Именно поэтому, что ролевая  игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами  жизни, которые недоступны ему в  реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

4. Социальная ситуация  развития в подростковом возрасте

Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые  значения и смыслы. Для подростка  происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья.

4.1 Социальная ситуация  развития в подростковом возрасте  в условиях семьи

Подросток , отчуждаясь от родителей  и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново - теперь уже на уровне  возрастной  отчужденности - строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.

4.2 Социальная ситуация  развития в подростковом возрасте  в школе

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В  общении со сверстниками он расширяет  границы своих знаний, развивается  в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные  способы умственной деятельности. Общаясь  со сверстниками, подросток постигает  разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Независимо от  возрастного  периода  развития  ребенка  социальная   ситуация  является определяющей  и  обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. 

Социальная   ситуация  являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.

Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Самое важное  новообразование  периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).

Комплекс оживления - основное  новообразование  критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал  Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное  новообразование  младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное  новообразование  этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все  новообразования  возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.

Основные психологические   новообразования  раннего возраста. Все основные  новообразования  связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и  образца), нахождение сходства между  ними является необходимым условием для возникновения тенденции  к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок  впервые видит взрослого и  его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как  взрослый, не вместе с ним, не под  руководством взрослого, а так, как  он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и  появился феномен "Я сам". Л.С. Выготский  назвал это  новообразование  "внешнее Я сам".  Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения "Я". До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

Основные психологические  новообразования дошкольного возраста:

возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

сама ориентировочная  часть возникает из материальной, практической, исполнительной части  и носит мануальный или сенсорный  характер;

ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается  благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Д.Б. Эльконин выделял следующие  основные психологические  новообразования  в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: 

1. Возникновение первого  схематичного образа цельного  детского мировоззрения. Ребенок  не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается  привести в порядок, увидеть  закономерные отношения, в которые  укладывается такой непостоянный  окружающий мир. Ж. Пиаже показал,  что у ребенка в дошкольном  возрасте складывается артификалистское  мировоззрение: все, что окружает  ребенка, в том числе и явления  природы, - результат деятельности  людей. Такое мировоззрение увязывается  со всей структурой дошкольного  возраста, в центре которого находится  человек.

2. Возникновение первичных  этических инстанций: "Что такое  хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут  рядом с эстетическими. "Красивое  не может быть плохим". Особенности  формирования этических инстанций  в дошкольном возрасте представлены  в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения  мотивов. В этом возрасте уже  можно наблюдать преобладание  обдуманных действий над импульсивными.  Преодоление непосредственных желаний  определяется не только ожиданием  награды или наказания со стороны  взрослого, но и высказанным  обещанием самого ребенка (принцип  "данного слова"). Благодаря  этому формируются такие качества  личности, как настойчивость и  умение преодолевать трудности;  возникает также чувство долга  по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного  поведения. Произвольное поведение  - это поведение, опосредованное  определенным представлением. Д.Б.  Эльконин отмечал, что в дошкольном  возрасте ориентирующий поведение  главный образ сначала существует  в конкретной наглядной форме,  но затем он становится все  более и более обобщенным, выступающим  в форме правила, или нормы.  На основе формирования произвольного  поведения у ребенка, по Д.Б.  Эльконину, появляется стремление  управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного  сознания - возникновение сознания  своего ограниченного места в  системе отношений со взрослыми.  Стремление к осуществлению общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности. Если спросить ребенка  трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить  ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Основные психологические   новообразования  младшего школьного возраста составляют:        

  1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
  2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в  соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу  младшего школьного возраста формируются:

  1. Учебная деятельность и ее субъект.
  2. Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:

o   содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;

o   содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;

o   содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;

o   содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;

o   содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя ("Кем  я был?" и "Кем я стал?") в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка  к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Центральное  новообразование  подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной  взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям  и сверстникам, к детям и пожилым  людям. Они обнаруживают себя:

  • в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
  • в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
  • в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
  • во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется  появлением у подростка отношения  к себе не как к маленькому, а  как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

  • проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
  • желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
  • наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное  новообразование  подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все  новообразования  подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Информация о работе Психология развития и возрастная психология