Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Психология развития и возрастная психология

 

1.      Проблема возраста  в психологии. Периодизация психического развития. 

Периодизация – деление  онтогенеза на отдельные периоды  в соответствии с общим для  всего онтогенеза законом – является проблемным полем  психологии  детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема   возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский)  возраст  определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье "К  проблеме  периодизации психического развития в детском  возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет".  Возраст  впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая  проблемы  возрастной периодизации развития, современная отечественная  психология  опирается на несколько основных принципов:

  1. Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать  проблемы  детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
  2. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
  3. Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Обозначим основные  проблемы  возрастной периодизации психического развития: 

  1. Проблема  органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
  2. Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
  3. Соотношение задатков и способностей.
  4. Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
  5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке  существует два представления о   возрасте : физический  возраст  и психологический  возраст . Переходы из одного  возраста  в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и  в   психологии  ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые  проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический  возраст  (Р.С. Немов).

Д.Б. Эльконин говорит, что  основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая  деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс  детского развития делится на три  этапа:

  1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации  делится на семь периодов:

  1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

2.      Критические и стабильные периоды развития. Проблема возрастных кризисов. 

Периодизация Эльконина.

Эпохи

Раннее детство

Детство

Отрочество

   Возраст 

 

Периодизация

Младенческий (0-12 мес)

2-6        7-12

Ранний возраст

1-3 лет

Дошкольный

3-7 лет

Младший школьный

7-12 лет

Младший подростковый

12-15 лет

Старший подростковый

15-18 лет

Линия развития

Мотивационно-потребностная  сфера

- ситуативно-личностное

- ситуативно-деловое  общения

Операционально-техническая  

 

-предметно-орудийная

Мотивационно-потребностная

Операционально- техническая

Мотивационно-потребностная

Операционально- техническая

Социальня ситуация развития

Противоречие: беспомощность-зависимость

Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта

Взрослый как  носитель социальных и личностных отношений

Взрослый как  носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий

Сверстник как объект и субъект отношений

Взрослый как  старший соратник

Ведущая деятельность

Непосредственное  эмоциональное общение с близким  взрослым

Предметно-орудийная  деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная  сфера)

Интимно-личностное общение со сверстниками

Учебно-профессиональная деятельность

Проблема возраста, решаемая через ССР

Разрешить задачу как  общаться с взрослым, развить способы  общения

Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами

Соподчинение мотивов  и проявление личностной характеристики ребенка

Овладение системой научных понятий

Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками

Профессиональный  выбор; автономность

Психическое новообразование

- индивидуальная  психическая жизнь

- комплекс оживления

- речь

- восприятие

- самосознание

- формирование внутренних  позиций

- произвольность  мышления(логический тип обобщения)

- внутренний план  действий

- рефлексия

-внутренняя опосредованность  всех психических процессов

- самооценка

- чувство взрослости

- рефлексия

- система ценностей

- формирование логического  интеллекта

- гипотеко-дедуктивное  мышление

- стиль мышления

Результат

Разрушение симбиотической ситуации

Я сам

- самосознание

- перем. Гордост.

- самостоятельность

Собственная позиция  к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений)

- собственная познавательная  активность

- кооперация со  сверстниками

- самоконтроль

- формирование системы  «я» развитие самосознания

- развитие мировозрения  и философского мышления

- формирование системы  теоретических знаний

Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь


Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который  определял их как целостное изменение  личности человека, регулярно возникающее  при смене стабильных периодов и  рассматривал это в качестве критериев  возрастной периодизации, характерных  для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического  развития.

Кризис случается на стыке  двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые  появляются в конце каждого этапа  психического развития вместе с центральным  новообразованием возраста.

Особенности кризиса (по Выготскому):

А) временные границы  кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение –  кульминационная точка.

Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание  учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых  детей этого не наблюдается.)

В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений  и внутренней жизни как бы запустевают.

Кризисы бывают:

ü  Кризис новорожденности

ü  Кризис 1 года

ü  Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)

ü  Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

ü  Кризис 13 лет

ü  Кризис 17 лет

ü  И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация

Динамика изменений:

1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до  известного предела, а затем  обнаруживаются)

2) кризисы (бурно  происходят резкие изменения  ребенка; в отличии от стабильных  возрастов носят переходный характер)

Сущностью всякого кризиса  является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая  отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.

Особенности:

Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости  от среды.

Кризис представляет собой  цепь внутренних изменений ребенка  при относительно незначительных внешних.  

 

3.      Социальная ситуация  развития  и возрастные новообразования.

Социальная   ситуация   развития  - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

Возрастной  кризис - это особый период преобразования  социальной   ситуации   развития :  новообразование  предшествующего периода разрушает старую  ситуацию   развития   и  провоцирует образование новой. По Выготскому,  возрастной  кризис - норма онтогенеза.

Понятие  социальная   ситуация   развития  было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики  развития  ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.  Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования . Являясь продуктом  возрастного   развития ,  новообразования  появляются к концу  возрастного  периода  и  приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление  новообразований  есть особый знак распада старой  социальной   ситуации   развития   и  складыванием новой  социальной   ситуации   развития , что сопровождается кризисами  возрастного   развития . Понятие  социальная   ситуация   развития  было определено Б.Г. Ананьевым  и  по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем  развитие  личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте  и  применялось для описания, например, онтогенетического  развития  личности ребенка Л. И . Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной  социальной   ситуацией   развития  - той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими  новообразованиями , приобретаемыми на данном этапе  развития  (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского  развития . [4].

Таким образом  социальная   ситуация   развития  является специфической для каждого  возрастного  периода, определяющейся системой отношений субъекта в  социальной  действительности, отраженная в его переживаниях  и  реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.

1.  Социальная   ситуация   развития  младенца 

 

Эта  ситуация  определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в  ситуации , связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.

Поэтому основное  новообразование  младенческого возраста он обозначает термином «пра - мы»,  и  подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка.  Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка являются важнейшим фактом психологии младенчества. Это факт говорит о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается по действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

2. Социальная ситуация  развития в раннем возрасте 

 

В конце первого года жизни  ситуация слитности ребенка и  взрослого взрывается изнутри. В  ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок  и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности  и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку  нуждается в оценке взрослого, его  внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже  во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные  предметы и самого взрослого он рассматривает  как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом  меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина [3], заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

3. Социальная ситуация  развития в дошкольном возрасте  

 

Содержание общения  становится внеситуативным, выходящим  за пределы воспринимаемой ситуации.

М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для  дошкольного возраста, - познавательную и личностную [5].

В первой половине дошкольного  возраста (3 - 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое»(почему это так?).

Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает  внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для  дошкольного возраста - внеситуативно-личностная формаобщения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Информация о работе Психология развития и возрастная психология