Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Психология развития и возрастная психология
1. Проблема возраста в психологии. Периодизация психического развития.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст . Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
2. Критические и стабильные периоды развития. Проблема возрастных кризисов.
Периодизация Эльконина.
Эпохи |
Раннее детство |
Детство |
Отрочество | |||
Возраст
Периодизация |
Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12 |
Ранний возраст 1-3 лет |
Дошкольный 3-7 лет |
Младший школьный 7-12 лет |
Младший подростковый 12-15 лет |
Старший подростковый 15-18 лет |
Линия развития |
Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностное - ситуативно-деловое общения |
Операционально-техническая
-предметно-орудийная |
Мотивационно-потребностная |
Операционально- техническая |
Мотивационно-потребностная |
Операционально- техническая |
Социальня ситуация развития |
Противоречие: беспомощность-зависимость |
Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта |
Взрослый как носитель социальных и личностных отношений |
Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий |
Сверстник как объект и субъект отношений |
Взрослый как старший соратник |
Ведущая деятельность |
Непосредственное
эмоциональное общение с |
Предметно-орудийная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) |
Интимно-личностное общение со сверстниками |
Учебно-профессиональная деятельность |
Проблема возраста, решаемая через ССР |
Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения |
Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами |
Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка |
Овладение системой научных понятий |
Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками |
Профессиональный выбор; автономность |
Психическое новообразование |
- индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления |
- речь - восприятие - самосознание |
- формирование внутренних позиций - произвольность
мышления(логический тип |
- внутренний план действий - рефлексия -внутренняя опосредованность всех психических процессов - самооценка |
- чувство взрослости - рефлексия |
- система ценностей - формирование логического интеллекта - гипотеко-дедуктивное мышление - стиль мышления |
Результат |
Разрушение симбиотической ситуации |
Я сам - самосознание - перем. Гордост. - самостоятельность |
Собственная позиция к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений) |
- собственная познавательная активность - кооперация со сверстниками - самоконтроль |
- формирование системы «я» развитие самосознания - развитие мировозрения и философского мышления - формирование системы теоретических знаний |
Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь |
Термин « кризисы возрастные
» был введен Л.С. Выготским, который
определял их как целостное изменение
личности человека, регулярно возникающее
при смене стабильных периодов и
рассматривал это в качестве критериев
возрастной периодизации, характерных
для конкретного этапа
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.
Особенности кризиса (по Выготскому):
А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.
Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)
В) негативный характер
развития – ребенок теряет интересы,
направляющие всю его деятельность,
прежние формы внешних
Кризисы бывают:
ü Кризис новорожденности
ü Кризис 1 года
ü Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)
ü Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.
ü Кризис 13 лет
ü Кризис 17 лет
ü И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация
Динамика изменений:
1)стабильные возраста
(микроизменения накапливаются
2) кризисы (бурно
происходят резкие изменения
ребенка; в отличии от
Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.
Особенности:
Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.
Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.
3. Социальная ситуация развития и возрастные новообразования.
Социальная ситуация развития - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.
Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития : новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования . Являясь продуктом возрастного развития , новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития , что сопровождается кризисами возрастного развития . Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И . Божовичем [2], Д.Б. Элькониным [3], который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития - той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями , приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития . [4].
Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.
1. Социальная ситуация развития младенца
Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации , связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.
Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра - мы», и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка являются важнейшим фактом психологии младенчества. Это факт говорит о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается по действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.
2. Социальная ситуация развития в раннем возрасте
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина [3], заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.
3. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную [5].
В первой половине дошкольного
возраста (3 - 5 лет) появляется внеситуативно-
Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная формаобщения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).
Информация о работе Психология развития и возрастная психология