Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

18.  Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

Если обобщить влияние  общения на общее психическое  развитие ребенка, то можно сказать, что:

  • оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
  • оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
  • оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

 

     Это влияние прослеживается  во многих сферах психического  развития: начиная от области  любознательности детей и заканчивая  развитием личности, и осуществляется, благодаря тому, что:

для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);

при обогащении опыта ребенка  взрослый сначала знакомит его с  чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы  для подражания.     

 Выделяют несколько  типов средств общения, с помощью  которых дети взаимодействуют  со взрослыми:

экспрессивно-мимические: возникают  в онтогенезе первыми (в течении  первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных  состояний ребенка, так и активными  жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с  необходимой точностью через  другие средства - внимание, интерес  и т.п.

предметно-действенные: возникают  позднее (до 3-х лет) и имеют также  знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между  людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

речевые операции: позволяют  выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.    

 Общение со взрослыми  у младенцев играет как бы  пусковую роль в развитии реагирования  на важные раздражители. Лисина  пишет, что младенец начинает  реагировать на голос взрослого  раньше, чем на другие первосигнальные  раздражители. Без такого контакта  со взрослыми наблюдается замедление  других реакций на слуховые  и зрительные раздражители. Затем,  по мере развития способности  к сосредоточению (слуховому, зрительному  и др.) у ребенка появляется  т.н. комплекс оживления, сочетающий  в себе зачатки эмоционального  отношения ребенка с окружающими,  речи о хватательной реакции.  Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка  в кислороде, раздражителях и  сосании (т.е. обеспечивает выживание  ребенка и удовлетворение его  первичных потребностей), но и  влияет на развитие активной  ответной деятельности. Говоря об  ответной деятельности, следует  упомянуть о схемах развития  потребности в общении.

Выделим сначала основные параметры общения у детей  этого возраста (здесь и далее  цитируется по Лисиной):

форма общения:

ситуативно-личностная;

ситуативно-деловая (1-3 года);

содержание потребности  в общении:

доброжелательное внимание взрослого;

потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);

ведущий мотив общения:

личностный - взрослый как  ласковый доброжелатель;

центральный объект познания и деятельности;

неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный  с действиями ребенка;

деловой: взрослый как партнер  по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);

значение данной формы  общения в общем развитии ребенка: неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;

развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года). 

 Рассмотрим коротко  специфику общения ребенка со  взрослыми в раннем детстве.  Основными достижениями, которые  определяют развитие психики  ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а  также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка  этого возраста можно выделить  то, что ребенок начинает входить  в мир социальных отношений.  Это происходит благодаря изменению  форм общения со взрослыми.  В предметной деятельности через  общение со взрослыми создается  основа для усвоения значений  слов и связывания их с образами  предметов и явлений. Бывшая  раньше эффективной форма общения  со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение  желаемого с помощью жестов  и мимики) становиться уже недостаточной.  Возрастающий интерес ребенка  к предметам, их свойствам и  действиям с ними побуждает  его постоянно обращаться ко  взрослым. Но обратиться к ним  он может только овладев речевым  общением.

Параметры общения:

форма общения:

вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

внеситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание потребности  в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого  при ведущей роли стремления к  сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как  эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

Личностный: взрослый как  целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение данной формы  общения в общем развитии ребенка:

первичное проникновение  во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение к моральным  и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Исследование кризиса 7 лет  показало, что в этом возрасте особую значимость для ребенка приобретают  его положение среди сверстников  и его роль в более широком  социальном контексте. Социальная активность, направленная на завоевание признания  и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности.

Очень широко представлено в  работах М.И. Лисиной исследование влияния общения на психическое  развитие ребенка. Опираясь на концепцию  Л.С. Выготского, она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение  со взрослым. В общении ребенка  со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку  реализовать свои потенциальные  возможности.

Школа предъявляет к ребенку  новые требования в отношении  общения - оно становиться «школой  социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем  и выбирает некоторые из них.

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому  периоду ребенок уже многого  достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных  отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам - т.е. имеет прочный фундамент  для построения отношения со взрослыми  и сверстниками. Существенным достижением  в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У  него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и  навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения  и мышления, а также создает  новые условия для личностного  развития.

19.  Характеристика психического развития ребенка раннего возраста. 

Особое значение раннего  детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое  общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное  новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической  функцией. Начало продуктивной и символической  деятельности. Основные достижения в  развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детей  раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы  речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры  речи. Совершенствование лексики  и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой  активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка  в раннем детстве.

Появление предметной и игровой  деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего  обихода. Включение ориентировочно-исследовательских  моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка  к началу имитационных игр. Становление  творческой (изобразительной, конструкторской  и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр  детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых  моментов. Переход к групповым  предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской  деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение  предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной  памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования  во внешней действительности с целью  ее более глубокого познания. Появление  способности решать задачи методом  догадки (инсайта). Два основных направления  развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование  интеллектуальных операций. Начальный  этап соединения речи с мышлением. Выделение  операций анализа и синтеза. Особенности  развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего  детства.

20.  Характеристика кризиса трех лет.

Переход от раннего детства  к так называемому дошкольному  детству получил название кризиса  трех лет — это переломный момент в жизни малыша. Такие особенности  кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими  и пр. в данный период впервые  проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет  называют иногда еще возрастом строптивости.

Кризис представляет ломку  взаимоотношений, которые существовали до сих пормежду ребенком и взрослым. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого  человека. Существуют  явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет.

Знаменитый кризис трех лет  впервые был описан Эльзой Келер  в работе "О личности трехлетнего  ребенка". Ею были выделены несколько  важных симптомов этого кризиса.

  1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
  2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.
  5. Обесценивание взрослых. Ш.Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" [36, с.371].
  7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Семизвездие симптомов кризиса  говорит о том, что новые черты  всегда связаны с тем, что ребенок  начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а  отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как  кризис социальных отношений ребенка.

Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». Из новообразований кризиса  трех лет возникает тенденция  к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают  для ребенка как образцы, и  ребенок хочет действовать, как  они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает  с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д.Б.Эльконин.

Вариант 2:

Кризисом 3-х лет называют тот период в жизни ребенка, когда  он из беспомощного карапуза превращается в самостоятельного независимого человека. Как правило, это происходит около  трех лет. Психолог Л. С. Выготский выделил  главные признаки (или симптомы) этого кризиса.

Во-первых, негативизм. Родители вдруг замечают, что ребенок делает все наперекор им. Этот негативизм отличается от непослушания. Непослушание всегда направлено на противодействие  каким-то просьбам, указаниям и т.д. Негативизм же адресован конкретно  какому-то человеку – маме, папе, бабушке  и др. И ребенка не волнует, что  этот конкретный человек ему предлагает. Если это даже то, что ребенку  очень хочется, он, все равно, откажется, потому что так ему «диктует»  его негативизм. Например: «Ешь кашу» - «Не буду!», «Пей сок» - «Не буду!», «Пойди поиграй с новой машинкой» - «Не буду!» Авторитарное отношение  к ребенку может усиливать  проявления негативизма.

Во-вторых, упрямство. Если ребенок  упрямится, он будет долго настаивать на своем только потому, что он так  сказал, он так потребовал, а вовсе  не потому, что ему этого хочется. Если взрослые стараются всеми силами побороть упрямство ребенка, напряженность  усиливается. Ребенок сопротивляется, как может. А когда чувствует, что силы его на исходе, впадает  в истерику.

В-третьих, строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма и  упрямства, направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были у ребенка  до трех лет. Проявляя строптивость, ребенок  требует самостоятельности. Он хочет  сам завязывать шнурки, наливать сок  в стакан, намазывать ножом масло  на хлеб и др. И даже если он еще  не умеет этого делать, как следует, все равно требует, чтобы ему  разрешили это делать самому. Авторитарное воспитание, при котором родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

Информация о работе Психология развития и возрастная психология