Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
18. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
Это влияние
для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
ребенок в контактах со
взрослыми наблюдает его
Выделяют несколько
типов средств общения, с
экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п.
предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Общение со взрослыми
у младенцев играет как бы
пусковую роль в развитии
Выделим сначала основные параметры общения у детей этого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):
форма общения:
ситуативно-личностная;
ситуативно-деловая (1-3 года);
содержание потребности в общении:
доброжелательное внимание взрослого;
потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
ведущий мотив общения:
личностный - взрослый как ласковый доброжелатель;
центральный объект познания и деятельности;
неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
значение данной формы
общения в общем развитии ребенка:
неспецифическая общая
развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года).
Рассмотрим коротко
специфику общения ребенка со
взрослыми в раннем детстве.
Основными достижениями, которые
определяют развитие психики
ребенка в этом периоде
Параметры общения:
форма общения:
вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
внеситуативно-личностное (5-6 лет).
содержание потребности в общении:
потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
потребность в доброжелательном
внимании, сотрудничестве, уважении взрослого
при ведущей роли стремления к
сопереживания и
ведущий мотив общения:
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
приобщение к моральным
и нравственным ценностям общества
переход к дискурсивному
Исследование кризиса 7 лет
показало, что в этом возрасте особую
значимость для ребенка приобретают
его положение среди
Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование влияния общения на психическое развитие ребенка. Опираясь на концепцию Л.С. Выготского, она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения - оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.
Начало школьного возраста
определяется важным внешним обстоятельством
- поступлением в школу. К этому
периоду ребенок уже многого
достиг в межличностных отношениях:
он ориентируется в семейно-
19. Характеристика психического развития ребенка раннего возраста.
Особое значение раннего
детства для психического и поведенческого
развития детей. Прямохождение, речевое
общение и предметная деятельность
— основные достижения данного возраста.
Овладение речью — главное
новообразование раннего
Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.
Появление предметной и игровой
деятельности. Начальный этап развития
предметной деятельности. Освоение правил
пользования предметами домашнего
обихода. Включение ориентировочно-
Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.
20. Характеристика кризиса трех лет.
Переход от раннего детства к так называемому дошкольному детству получил название кризиса трех лет — это переломный момент в жизни малыша. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.
Кризис представляет ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пормежду ребенком и взрослым. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет.
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.
Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.
Для кризиса трех лет, согласно
исследованиям ученых и психологов,
важнейшим новообразованием является
возникновение нового чувства «Я».
«Я сам». Из новообразований кризиса
трех лет возникает тенденция
к самостоятельной
Вариант 2:
Кризисом 3-х лет называют тот период в жизни ребенка, когда он из беспомощного карапуза превращается в самостоятельного независимого человека. Как правило, это происходит около трех лет. Психолог Л. С. Выготский выделил главные признаки (или симптомы) этого кризиса.
Во-первых, негативизм. Родители вдруг замечают, что ребенок делает все наперекор им. Этот негативизм отличается от непослушания. Непослушание всегда направлено на противодействие каким-то просьбам, указаниям и т.д. Негативизм же адресован конкретно какому-то человеку – маме, папе, бабушке и др. И ребенка не волнует, что этот конкретный человек ему предлагает. Если это даже то, что ребенку очень хочется, он, все равно, откажется, потому что так ему «диктует» его негативизм. Например: «Ешь кашу» - «Не буду!», «Пей сок» - «Не буду!», «Пойди поиграй с новой машинкой» - «Не буду!» Авторитарное отношение к ребенку может усиливать проявления негативизма.
Во-вторых, упрямство. Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на своем только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему этого хочется. Если взрослые стараются всеми силами побороть упрямство ребенка, напряженность усиливается. Ребенок сопротивляется, как может. А когда чувствует, что силы его на исходе, впадает в истерику.
В-третьих, строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма и упрямства, направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были у ребенка до трех лет. Проявляя строптивость, ребенок требует самостоятельности. Он хочет сам завязывать шнурки, наливать сок в стакан, намазывать ножом масло на хлеб и др. И даже если он еще не умеет этого делать, как следует, все равно требует, чтобы ему разрешили это делать самому. Авторитарное воспитание, при котором родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.
Информация о работе Психология развития и возрастная психология