Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

Кроме этих симптомов, часто  в период кризиса трех лет ребенок  меняет свою систему ценностей. Он вдруг  обесценивает свои старые привязанности  к вещам, к людям, к игрушкам. Иногда ребенок начинает проявлять деспотизм  – он во что бы то ни стало хочет  добиться, чтобы все ему подчинялись, чтобы все его желания исполнялись. Если в семье есть несколько детей, ребенок начинает проявлять признаки ревности – борется за власть с  братом или сестрой.

Таким образом, во время кризиса 3-х лет маленький славный малыш  вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Родителям трудно адекватно реагировать  на эти изменения. Они стараются  перевоспитать ребенка. Однако это  не приносит ожидаемого результата. Дело в том, что с изменениями ребенка, должны меняться и сами родители –  в своем отношении к нему, во взаимодействиях с ним.

Кризис 3-х лет протекает  остро только в том случае, если взрослые не замечают изменений, происходящих в ребенке, если стремятся сохранить  прежний характер взаимоотношений  в семье, которые ребенок уже  перерос.

Некоторые родители с удивлением обнаруживают, что у их ребенка  не было кризиса 3-х лет. Значит, взаимоотношения  с ним в этот сложный период были достаточно гибкими и не противоречили  новым потребностям ребенка. Родители принимали и любили его таким, какой он есть.

Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения  с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений  есть кризис выделения своего « Я».

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые  существовали до сих пор между  ребенком и взрослым. К концу раннего  возраста возникает тенденция к  самостоятельной деятельности, которая  знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка  предметом и способом действия с  ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в  окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого  человека. В результате такого отделения  взрослые как бы впервые возникают  в мире детской жизни. Мир детской  жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого  человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются  в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

21.  Полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи.

По Пиаже- социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь

Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые  возникают первоначально как  формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических  форм деятельности.

По мнению Ж.Пиаже , у ребенка  изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции , которые позволяют осознать различия собственной и чужой  точек зрения. Если ребенок развивается  в обеденной в плане общения  среде, то доля его эгоцентрической  речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей  резко падает Выготский пришёл к  выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7лет.

22.  Стадии развития речи в детском возрасте

Развитие речи связано  с общением со взрослым, с удовлетворением  потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное  произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда  хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет  это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может  длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок  должен произносить 8-10 слов. 
Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентируется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого. 
На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1-му году ребенок понимает около 30-40 слов. 
В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сензитивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, местоимения и т.д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, не выговаривание. Разговаривать с ребенком нужно правильно, нельзя повторять ошибку ребенка. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными.

23.  Особенности психомоторного развития на разных этапах онтогенеза.

Психомоторное развитие –  это развитие интеллектуальных и  двигательных навыков в зависимости  от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому  происходит взаимодействие ребенка  с внешней средой.

Психика ребенка имеет  следующие этапы развития:

1)соматовегетативный, или  первые два года жизни;

2)психомоторный, или 3-6-й  годы жизни;

3)этап формирования стабильного  эмоционального фона, или 7-10-й  годы жизни;

4)аффективно-идеаторный этап  – 11–12 лет.

•1 месяц. Приподнимает головку, когда его кладут на живот, но еще  не держит ее. Реагирует на яркие  цвета и громкие звуки. Может  узнавать родителей по голосу и искать их глазами.

•2 месяца. Лежа на животе может  удерживать головку некоторое время (несколько минут). Выражает беспокойство или боль криком. «Гулит», когда у  него хорошее настроение.

•3 месяца. Физиологический  гипертонус мышц постепенно исчезает. Ребенок уверенно тянется ручками  к игрушкам и может удерживать их, ощупывает и поглаживает различные  предметы. Лежа на животе может приподниматься на руках и опираться на них; делает попытки (иногда успешные) перевернуться со спины на живот и на бок. Находясь на руках у взрослого, уверенно держит голову.    

 Часто улыбается окружающим; начинает выражать симпатию определенным  людям. В это же время формируется  так называемый комплекс оживления:  при общении с близкими (симпатичными  ему) людьми малыш оживленно  двигает ручками и ножками,  улыбается, «гулит».

•4 месяца. Во время кормления  придерживает руками грудь матери или  бутылочку. Поворачивает голову в сторону  источника звука, много «гулит». Как правило, умеет поворачиваться на бок. Смеется, когда с ним играют, может заплакать, когда игра прерывается. Выражает любопытство при виде новой  погремушки. Настроение может очень  быстро меняться. Пытается обратить на себя внимание родителей: постукивает  погремушкой или плачет. В этом возрасте нужно побуждать ребенка  к тому, чтобы он сам взял игрушку: покажите ему погремушку, приблизьте к его ладошке, но не вкладывайте  в протянутую руку.

•5 месяцев. Может поворачиваться на живот, а лежа на животе опирается  на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и верхнюю часть туловища. Более уверенно тянется за игрушкой. Сердится, когда у него что-нибудь отбирают. Узнает близких людей по голосу, различает строгую и ласковую интонацию, начинает реагировать на свое имя.

•6 месяцев. Сам еще, как  правило, не садится, но сидит, если его  посадить. Стоит прямо при поддержке  под мышки, поднимается на ноги, если его потянуть за руки. Переворачивается со спины на живот и пытается ползти. Настораживается при виде незнакомых людей. Радуется, когда видит других детей. «Все тащит в рот».

•7 месяцев. По просьбе взрослого  находит взглядом предмет, если тот  находится на своем обычном месте. Много лепечет, повторяет одни и  те же слоги. Проявляет нечто вроде  чувства юмора: может рассмеяться, если взрослый, например, сделает смешную  гримасу. Выразительно дает понять, что  хочет, чтобы его взяли на руки. Некоторые дети к этому возрасту уже начинают ползать, что очень  важно для профилактики нарушения  осанки.

•8 месяцев. Подражает действиям  взрослого. По просьбе выполняет  многие разученные действия — «ладушки», «дай ручку» и т. п. С помощью взрослого  может пить из чашки. Улыбается при  виде своего отражения в зеркале  и трогает его. Как правило, болезненно реагирует на расставание с родителями, не любит подолгу оставаться один, хотя способен довольно долго самостоятельно заниматься игрушками.

•9 месяцев. Хорошо знает  свое имя; ползает, самостоятельно сидит, сам ложится и садится. Встает на колени, стоит при поддержке  за одну руку, делает попытки стоять без опоры. При поддержке за руки может ходить. Движения рук становятся более совершенными: перекладывает  предмет из одной руки в другую, собирает мелкие предметы. С удовольствием  демонстрирует свои навыки, например игру в «ладушки». Начинает чувствовать  настроение другого человека: при  виде плачущего может тоже заплакать.

•10 месяцев. Появляется чувство  ревности — может заплакать, если в центре внимания окажется другой ребенок. Начинает осознавать, когда  его поведение одобряют, а когда  — нет. В этом возрасте ребенка  можно побуждать к тому, чтобы  он пробовал ходить без поддержки. Только ни в коем случае не держите его  за одну руку: во-первых, это может  привести к нарушению осанки, во-вторых — к вывиху локтевого сустава.

•11-12 месяцев. Самостоятельно стоит, поднимается и приседает, нагибается за игрушкой. Многие движения предпочитает делать правой рукой (если, конечно, он правша); может взять  двумя пальцами мелкий предмет, пытается снять носок или ботинок. В  незнакомой обстановке чувствует себя дискомфортно. Имитирует жесты и  звуки. Пытается «самоутвердиться», особенно в присутствии старших братьев  или сестер. Может влезть на невысокий  диван, залезть под стол. Очень  быстро ползает, делает первые самостоятельные  шаги.    

 За первый год жизни  человек приобретает больше знаний, навыков и умений, чем за всю  последующую жизнь. Но для этого  с ребенком необходимо как  можно больше общаться.     

 Известно, что дети, оказавшиеся  с рождения в детском доме, как правило, отстают в развитии. Когда маленький (тем более  — грудной) ребенок «требует»,  чтобы с ним все время занимались, — это не каприз, а естественная  потребность. Капризы детей гораздо  чаще объясняются недостатком,  а не избытком внимания. «Перекормить»  ребенка общением очень трудно.

Кратко по этапам:

1)в 2 месяца ребенок  начинает улыбаться;

2)в 4 месяца узнает маму;

3)в 6 месяцев поворачивает  голову к движущемуся предмету;

4)в 1 год ищет спрятанный  предмет; учится играть с игрушками;

5)в 3 года знает свое  полное имя;

6)в 4 года умеет считать;

7)в 5 лет знает дату  своего рождения, домашний телефон,  адрес.

24.  Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В этом возрасте перестраиваются  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается  в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция  поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается  и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в  дошкольном возрасте сам ребенок  начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).

Отделение ребенка от взрослого  к концу раннего возраста создает  предпосылки для создания новой  социальной ситуации развития.

Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет  целиком и полностью те формы  и тот путь, следуя по которому ребенок  приобретает новые и новые  свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного  источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается  вокруг своего центра, вокруг взрослого  человека, его функций и его  задач. Взрослый здесь выступает  в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе  общественных отношений (взрослый –  папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор  видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность  жить вместе с окружающими людьми.

В процессе развития отношений  между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями  дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого  схематического абриса цельного  детского мировоззрения. Все,  что видит, ребенок пытается  привести в порядок, увидеть  закономерные отношения, в которых  укладывается непостоянный окружающий  мир.

Ж. Пиаже показал, что у  ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе  и явления природы – результат  деятельности людей.

Строя картину мира, ребенок  выдумывает, изобретает теоретическую  концепцию, строит мировоззренческие  схемы. Такое мировоззрение увязывается  со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между  низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

Информация о работе Психология развития и возрастная психология