Психология развития и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 120.08 Кб (Скачать)

рованной) идентичностью  имеют собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при  необходимости могут быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения людей  с достигнутой идентичностью, будущее  существует для самореализации, а  не для достижения идеалов, заданных заранее кем-то другим.

Из четырех статусов идентичности два свидетельствуют о наличии  «устойчивой» личной идентичности (достигнутая  и предрешенная идентичность), другие два статуса – о «неустойчивой» идентичности, в большей степени  подверженной изменениям в недалекой  перспективе.

33.  Молодость  как  период  развития.  Соотношение  индивидуальных  и  возрастных  особенностей.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 лет) до примерно 30 лет, когда человек  более или менее утверждается во взрослой жизни. Молодость - время  создания семьи, время освоения выбранной  профессии, определения отношения  к общественной жизни и своей  роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и  идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко  устанавливаются и наиболее полно  развиваются отношения дружбы и  любви. Молодость считается оптимальным  временем для самореализации.

Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное  сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой  активности, время, когда организм женщины  лучше приспособлен к рождению первого  ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни опять же в молодости. Многие из тех, кто не смог создать семьи  до 28-30 лет, в дальнейшем сделать  это уже не в состоянии. Они  привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому  человеку, у них появляется устойчивость привычек, что делает очень трудной  совместную жизнь.

Большое психологическое  значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности  друг перед другом и новая общая  ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и  создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая  этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.В  отличие от родительской любви, в  любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений  встречается крайне редко. Обязательно  должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть  чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более  завершенными, взаимно дополняют  друг друга. Другие сущностные связи  с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви  же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек  проявляется весь целиком. любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим  собой.

34.  Личностное  развитие  в  молодом  возрасте.

См. вопрос 33

35.  Характеристика социальной ситуации развития молодости и соответствующей этому периоду стадии в эпигенетической теории Э.Эриксона

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон  понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Благоприятное разрешение этого конфликта - любовь.

36.  Периодизации взрослого онтогенеза.

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой  продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после р а н н  е й юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается  этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и  на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией  индивидуального развития взрослого  человека, следует учитывать некоторые  специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей  и созревания организма и инволюционных  процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции  характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и  гетерохронность смены состояний  индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно  быть тридцатилетним стариком и творчески  и физически активным, молодым  семидесятилетним и старше.

37.  Основные задачи зрелости.

Седьмая стадия согласно эпигенетической  теории Эриксона — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда  дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.

38.  Кризисы взрослого возраста.

Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время  качественных позитивных изменений, результатом  которых является переход личности на новую, более высокую ступень  развития. Содержание кризиса —  это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных  периодов, по Л.С. Выготскому, можно  назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;
  • неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания;
  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
  • наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Кризисы взрослых, по сравнению  с кризисами детей, не имеют столь  жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно —  в случае появления резких изменений  в социальной ситуации человека. Возраст  первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека. Под кризисом перехода к старости будем подразумевать  период, соответствующий времени  выхода человека на пенсию. К сожалению, как правило, возрастные кризисы  взрослых людей приобретают характерэкзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи). Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности. По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.

Особенность возрастных кризисов зрелости заключается в том, что  Их возникновение и протекание зависит  от того, как человек относится  к течению времени и насколько  выражен у него страх перед  будущим. Грядущее тревожит, и его  образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится  более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как  следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие  о возрасте изменения во внешности  воспринимаются очень болезненно.

Критериями успешного  проживания кризиса можно считать:

  • принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие;
  • отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость происходящего;
  • отношение к внутреннему неблагополучию как к физической боли, которая свидетельствует о наличии физиологических «сбоев» в организме — ведь следует не только снимать боль, но и лечить ее причину.

Такое восприятие внутреннего  неблагополучия дает человеку возможность  для появления тех или иных личностных новообразований.Зачем  же нужны эти личностные новообразования, приобретаемые в процессе проживания кризисов? Как нам представляется, они необходимы для того, чтобы  человек в целом был удовлетворен качеством своей жизни, считал себя счастливым, чтобы основной эмоциональный  фон его был позитивным, отсутствовали  психосоматические заболевания.


Информация о работе Психология развития и возрастная психология