Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:24, реферат
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
рованной) идентичностью имеют собственные, отличные от родительских, планы на будущее. Эти планы при необходимости могут быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения людей с достигнутой идентичностью, будущее существует для самореализации, а не для достижения идеалов, заданных заранее кем-то другим.
Из четырех статусов идентичности два свидетельствуют о наличии «устойчивой» личной идентичности (достигнутая и предрешенная идентичность), другие два статуса – о «неустойчивой» идентичности, в большей степени подверженной изменениям в недалекой перспективе.
33. Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей.
Молодость охватывает период
жизни от окончания юности (20-23 лет)
до примерно 30 лет, когда человек
более или менее утверждается
во взрослой жизни. Молодость - время
создания семьи, время освоения выбранной
профессии, определения отношения
к общественной жизни и своей
роли в ней. Молодость - пора оптимизма.
Человек полон сил и энергии,
желания осуществить свои цели и
идеалы. В молодости наиболее доступны
самые сложные виды профессиональной
деятельности, наиболее полно и интенсивно
происходит общение, наиболее легко
устанавливаются и наиболее полно
развиваются отношения дружбы и
любви. Молодость считается
Молодость - возраст любви.
Для нее характерно оптимальное
сочетание психологических, физиологических,
социальных и других факторов, благоприятствующих
выбору спутника жизни и созданию
семьи. Это возраст наибольшей половой
активности, время, когда организм женщины
лучше приспособлен к рождению первого
ребенка. Люди легче всего знакомятся
и адаптируются к условиям совместной
жизни опять же в молодости. Многие
из тех, кто не смог создать семьи
до 28-30 лет, в дальнейшем сделать
это уже не в состоянии. Они
привыкают жить в одиночестве, становятся
излишне требовательными к
Большое психологическое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, самим собой.
34. Личностное развитие в молодом возрасте.
См. вопрос 33
35. Характеристика социальной ситуации развития молодости и соответствующей этому периоду стадии в эпигенетической теории Э.Эриксона
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Благоприятное разрешение этого конфликта - любовь.
36. Периодизации взрослого онтогенеза.
Индивидуальное развитие
взрослого человека представляет собой
продолжение онтогенеза с заложенной
в нем филогенетической программой.
В период после р а н н
е й юности процесс созревания
индивида и личности продолжается,
проходя через стадии молодости,
взрослости, зрелости и старости. Завершается
этот цикл смертью человека, которая,
разумеется, может наступить и
на более ранних этапах, чем старость
(неизлечимая болезнь, несчастный случай,
суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией
индивидуального развития взрослого
человека, следует учитывать некоторые
специфические проблемы. Не существует
жестких границ начала и завершения
каждой стадии. Это зависит от закономерностей
и созревания организма и инволюционных
процессов в нем. Как показали
многочисленные исследования специалистов,
для процессов созревания и инволюции
характерны неравномерность и
37. Основные задачи зрелости.
Седьмая стадия согласно эпигенетической теории Эриксона — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.
38. Кризисы взрослого возраста.
Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:
Кризисы взрослых, по сравнению
с кризисами детей, не имеют столь
жесткой привязанности к
Особенность возрастных кризисов зрелости заключается в том, что Их возникновение и протекание зависит от того, как человек относится к течению времени и насколько выражен у него страх перед будущим. Грядущее тревожит, и его образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие о возрасте изменения во внешности воспринимаются очень болезненно.
Критериями успешного проживания кризиса можно считать:
Такое восприятие внутреннего
неблагополучия дает человеку возможность
для появления тех или иных
личностных новообразований.Зачем
же нужны эти личностные новообразования,
приобретаемые в процессе проживания
кризисов? Как нам представляется,
они необходимы для того, чтобы
человек в целом был
Информация о работе Психология развития и возрастная психология