Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

Функция организации выполнения принятых решений претворяется в жизнь конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.

Любая деятельность, в том  числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и  руководитель при выполнении всех управленческих функций.

К основным принципам относятся:

1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности – конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

2. Системность и целостность в управлении. Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководителя и педагогического коллектива. Он подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Принцип создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

4. Единство единоначалия и коллегиальности. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.

5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что вы понимаете под управлением? Назовите основные субъекты процесса управления.
  2. В чем проявляется сущность централизации и децентрализации в управлении коллективом?
  3. Что такое цель? Каков процесс образования цели?
  4. В чем сущность планово-прогностической функции?
  5. Докажите, что организация – это, с одной стороны, структура, а с другой – процесс. Приведите пример организации на каком-либо типе ОУ.

 

Тема 5.2

Инновационные образовательные процессы

 

Слово «инновация» имеет  латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Под новшеством понимают явление, несущее  сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс  отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

В работе А. И. Пригожина дается такое определение: нововведение (инновация) – это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Таким образом, автор рассматривает нововведения как процесс с целенаправленной деятельностью людей – инноваторов. У данного процесса есть, по мнению автора, свои этапы, стадии.

Как известно, любая школа  проходит три этапа обновления: становление (при создании новой школы и  нового коллектива); функционирование (учебно-воспитательный процесс организован  на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и  воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика  и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно  отличается от тех школ, целью которых  является стабильное традиционное поддержание  раз и навсегда заведенного порядка  функционирования. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при  обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном  режиме.

Объектом управления в  школе является учебно-воспитательный процесс. В развивающейся школе  предметом управления становятся его  цели, содержание, методы и формы.

В современный период развития отечественной педагогики, инновационные  изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития обучающихся; создания новых видов  учебных заведений (гимназия, лицей, колледж и др.).

Ученые исходят из того, что нововведение есть процесс, протекаемый  во времени. В этом процессе вычленяются  этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени  в научной литературе сложилась  следующая схема членения инновационного процесса на этапы:

  1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
  2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
  3. Этап практического применения полученного новшества, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого положительного эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное  существование новшества, процесс  нововведения вступает в следующую  стадию, которая наступит лишь при  условии восприимчивости к новшеству.

 

В фазе использования новшества  выделяются дальнейшие этапы:

  1. этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы;
  2. этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап заменой данного новшества более эффективным;
  3. этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих  друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс  не обязательно должен включать все  рассмотренные этапы в их строгой  последовательности и неразрывности.

В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного  самоопределения, как обучаемых, так  и педагогов. Это отражается на характере  взаимоотношения людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько  стадий своего развития: робость –  кликушество – стабилизация –  сотрудничество – зрелый коллектив. Последние две стадии – это  стадии высокого осознания коллективом  инновационного процесса. Они характеризуются  прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого  коллектива зависит от скорости смены  инновационных циклов.

Первая задача руководителя при управлении инновационным процессом  – определение отношения к  инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношений  к нему.

Управленческое консультирование выступает как главенствующее. Оно  несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т. е. все элементы управления. При этом следует добиваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

После того как определена программа инновационной деятельности и спрогнозированы ключевые результаты, руководители программы совместно  с инициативной группой приступают к разработке комплексно-целевой  программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации.

Цели и задачи программной  деятельности коллектива строятся на основе тщательного анализа текущей  обстановки в организации, с одной  стороны, и из прогнозов ее развития – с другой.

При управлении инновационными процессами с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия программной  инновационной деятельности разрабатываются  групповым методом.

Действия, вытекающие из поставленных целей и задач, должны отвечать на вопросы: чего достичь, что надо сделать? Целесообразность мер и мероприятий  необходимо постоянно проверять  как индивидуально, так и коллективно, поставив вопрос: для чего необходима данная деятельность или мероприятие.

В конкретной программе следует  определить исходную позицию деятельности каждого члена коллектива; окончательный  результат деятельности; время, необходимое  для достижения результатов; обеспечить улучшение существующих условий.

В педагогической науке выделяются: новизна абсолютная (принципиально  неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), относительная  новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (оригинальничание, стремление сделать  не столько лучше, сколько иначе), изобретательские мелочи.

Частная новизна – один из видов относительной новизны. Частная новизна подразумевает  обновление одного из элементов проекта, системы в порядке текущей  модернизации, а продукт становится новым в каком-то одном отношении. Накопление частной новизны в  нем может привести к его полному  изменению без приобретения абсолютной новизны и осуществления радикального нововведения.

Условная новизна возникает  при необычном сочетании ранее  известных элементов. Последнее  не ново само по себе, но в таком применении ведет к сложному и прогрессивному преобразованию.

Местная новизна отражает факт использования новшества в  конкретных условиях, хотя это новшество  уже применялось на этих объектах. Характеристика новшества связана  с уровнем обобщения, оригинальностью, со способностью «дать жизнь семейству  других новшеств», с контрастностью решения по отношению к другим предшествующим или параллельным новшествам.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что вы понимаете под инновациями?
  2. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла инноваций.
  3. Охарактеризуйте стадии развития коллектива в инновационном процессе.

 

 

Тема 5.3

Управленческая  культура руководителей

 

Управленческая  культура руководителей представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий управления. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современного предприятия.

Технологический компонент включает в себя способы и приемы управления.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры рассматривает управление организацией как творческий акт.

Диалектически мыслящий, творческий руководитель должен отличаться следующими умениями:

  1. Мыслить широко, масштабно, системно и комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач.
  2. Быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных, но одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями.
  3. Быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающие проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но на зрелый научно обоснованный расчет.
  4. Быть добрым и деликатным, но не добреньким, масштабным с точки зрения социальных запросов людей, но одновременно требовательны, когда это касается качества работы и дисциплины труда в коллективе.
  5. В решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причину удач, но и тщательно анализировать причины поражений.
  6. Умело и грамотно применять в своей повседневной деятельности следующие управленческие принципы:
  • принцип инструкции – управление с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений;
  • принцип близости – решения близки к тому уровню, на котором они возникли;
  • принцип оперативности – оперативное реагирование руководителя на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действие оценивается руководителем;
  • принцип воспитания – воспитание подчиненных словом и делом;
  • принцип делегирования – делегирование полномочий, когда управленческая ответственность остается за руководителем;
  • принцип терпения во взаимоотношениях с подчиненными;
  • принцип ответственности.

Информация о работе Психология и ее основы