Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
Воспитание, обучение, образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Развитие – процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Формирование личности выступает как результат ее развития и означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств.
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М. А. Данилов). Педагогический процесс представляет собой систему из следующих элементов (по Н. В. Кузьминой):
Педагогический процесс с системной точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическая задача –
это материализованная ситуация
воспитания и обучения (педагогическая
ситуация), характеризующаяся
Функции педагога заключаются в построении представлений о деятельности и передаче их студенту. Студент должен принять эту деятельность и осуществить ее. Педагог контролирует деятельность, и в случае отрицательного результата весь педагогический процесс повторяется заново. Такова логика учебно-педагогической деятельности.
Важное значение для педагогической деятельности имеют мотивы (побудительные силы, движущие ученика к цели обучения), которые можно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся наказание, угроза, награда, требование, материальная выгода, давление коллектива, ко вторым – интерес к знаниям, повышение культурного уровня, профессиональная потребность в активности.
Педагогический процесс
организуется и исследуется наукой
в рамках конкретной педагогической
системы. Под педагогической системой
нужно понимать множество взаимосвязанных
структурных компонентов, объединенных
единой образовательной целью развития
личности и функционирующих в
целостном педагогическом процессе.
В качестве педагогической системы
рассматривается конкретная деятельность
педагога или педагогического
Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление педагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогического знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?
2. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики.
3. Какие функции выполняет педагогическая наука?
4. Как соотносятся основные педагогические категории?
5. Какие виды педагогического знания существуют?
6. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?
Тема 1.2
Образование, его сущность и проблемы
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы человечества.
Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нём ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он развивается, обретает способность выполнять социальные функции. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов.
Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на идеальные образы (социальные эталоны), например спартанского воина, добродетельного христианина, энергичного предпринимателя, гармонично развитую личность. В таком понимании образование выступает как важнейшая сторона жизни общества и индивидов.
Именно в процессе обучения и воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития общества, самого человека, цивилизации.
Так как содержание образования
черпается из наследия культуры и
науки, из практики жизнедеятельности
человека, то образование как
– является способом вхождения человека в мир науки и культуры;
– практикой социализации человека и преемственности поколений;
Социальная функция
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях. Академик РАО Б. С. Гершунский выделяет четыре аспекта его содержания:
Как социальное явление образование – это, прежде всего, общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня образовательной сферы. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Для личности образование важно как условие социализации и достойной жизни.
Образование как система
представляет собой развивающуюся
сеть учреждений разного типа и уровня.
Система образования может
Образование по самой своей
сущности – это процесс. Процесс
движения от незнания к знанию, от цели
к результату, от обучения к самообразованию,
от развития к саморазвитию. В целостной
системе образования происходит
накопление интеллектуального и
духовно-нравственного
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.
Итак, современное образование
многопланово. Каким путём должно
развиваться образование в
В современном мире проблемы
образования, его настоящего и будущего,
становятся весьма актуальными. В последнее
десятилетие мир изменяет своё отношение
ко всем видам образования. Причина
такого внимания заключается в том,
что наивысшей ценностью
Главные проблемные вопросы, стоящие сейчас перед отечественной педагогикой-наукой, таковы:
1. Какого человека нужно готовить (образовывать) для жизни в обществе?
2. Какой должна быть сама система образования, в которой человека обучают и воспитывают?
Современное развитие общества
требует новой системы
«Образованный человек – это не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни, способный осмыслить своё место в мире» (В. М. Розин).
Образование должно создать условия для развития такого человека, а именно: знающего, духовного, личностно богатого.
И современные системы образования пытаются переориентироваться на человека целостного, способного к обучению, самообразованию, саморазвитию. Задача педагога – уметь организовать обучение так, чтобы студент сам научился добывать знания, пользоваться справочной литературой, приобретая при этом деятельностный опыт.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
В связи с этим вполне отчётливо осознаётся гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация – ориентация образовательной системы на уважение прав каждого человека. Сущность гуманитаризации – формирование культуры мышления на основе глубокого понимания всего культурного наследия.
С процессами демократизации и гуманизации в российском обществе сейчас происходит смена педагогических парадигм. Парадигма – синтез концептуальных теоретических положений и способов их реализации, общепризнанных для данного общества учёных, – педагогов и учителей. На смену господствующей функционально ориентированной (формирующей) парадигмы образования приходит новая – гуманистическая (личностно ориентированная, развивающая). «Школа учёбы» превращается в «школу самореализации личности». Целью воспитания становится не формирование личности, а её развитие. Особенности такого воспитания:
Гуманистическая цель образования
требует пересмотра его содержания.
Оно должно включать не только новейшую
научно-техническую информацию, но
и гуманитарные личностно-развивающие
знания и умения, опыт творческой деятельности,
эмоционально-ценностное отношение
к миру и человеку в нем, а также
систему нравственно-этических
Мир сегодня объединяет усилия
в сфере образования, интенсивно
развивается мировое
Мировое образовательное пространство объединяет образовательные системы разного типа и уровня.
В мировой системе образования нового XXI века выделяются весьма важные тенденции:
Пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Вопросы для самоконтроля:
5. Дайте определение педагогических ценностей.
6. Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей» и дайте их характеристику.