Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

При решении воспитательных задач сформировать межличностные  отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование  и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения  является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном  процессе

Второй этап – период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап – управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы  общения и моделирование новой  системы предстоящей деятельности представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения  – это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, субъект-субъектное взаимодействие.

В стиле педагогического  общения находят выражение особенности  коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений  педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности  обучающихся. Стиль общения неизбежно  отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его  профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения  является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого  учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Авторитарный стиль общения  реализуется с помощью тактики  диктата и опеки. Противодействие  обучающихся властному давлению преподавателя чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных  ситуаций.

Ролевая позиция этих педагогов  объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии  взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность  проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями  попустительского и авторитарного  стилей общения, несмотря на кажущуюся  противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость  учителя, демонстративное подчёркивание  им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в  учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий – официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, высокий, который характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно  процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе  взаимоотношений, она характеризуется: взаимодействием факторов ведомости  и сотрудничества, наличием у обучающихся  общности с педагогами, высокого самосознания, авторитарного воздействия, единством  делового и личностного общения, включением учащегося в целесообразно  организованную систему педагогического  общения (В. А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение  заданий, совместное распределение  функций (например при организации  деловых игр), совместная организация  труда (поиск оптимального решения).

 

Тема 4.3

Технология  эффективной воспитательной деятельности руководителя

 

Технология эффективной  воспитательной деятельности руководителя определяет стратегию, тактику и  технику организации процесса воспитания. По своей сущности, содержанию воспитательный процесс должен быть адекватным единой концепции воспитания, принятой в  Российской Федерации. Воспитательная технология реализуется в процессе воспитания, который состоит из совокупности последовательно выполняемых мер  и мероприятий и представляет собой органическую часть целостного процесса. Достижение заданных целей  осуществляется наиболее эффективными способами – методами воспитания.

Методы воспитания – это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов направлен на решение специфических задач, обусловленных целью воспитания и особенностями участвующих субъектов.

Деятельность руководителя по воспитанию персонала имеет комплексный  характер, представляя собой скоординированное  взаимодействие всей многообразной  педагогической деятельности, и предполагает использование системы методов воспитания – совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом).

Методы воспитания применяются  руководителем комплексно, во взаимосвязи  непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит  в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного  процесса.

Система методов воспитания персонала призвана выполнять ряд функций:

  • передача опыта отношений;
  • организация поведения работников и трудовых коллективов;
  • стимулирование духовных и физических сил;
  • разрешение возникающих конфликтов и др.

Исходя из того, что руководитель непосредственно взаимодействует  в воспитательном процессе с подчинёнными, можно предложить ему заложить в  основу воспитательной технологии систему  методов традиционного и инновационного воспитания. В числе таких методов  целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение, убеждающее воздействие, тренинг и  др.

Традиционно в отечественной  педагогике главным методом воспитания признаётся метод убеждения, так как ему принадлежит определённая роль в формировании мировоззрения, сознательности и убеждённости – важнейших качеств человека.

Убедить человека – значит сделать приверженность идее, нравственным нормам его личным достоянием.

Наиболее распространёнными  приёмами и средствами убеждения  словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, аналогия, ссылка на авторитет  и др. Убеждение словом должно сочетаться с убеждением делом, практикой.

Важнейшим условием достижения положительного результата является убеждённость самого воспитателя, его принципиальность, честность, искренность. Успех убеждения  зависит и от педагогического  опыта воспитателя, понимания им психологии человека.

В воспитании широкое применение находят методы упражнения и примера, оказывающие большое влияние  на сознание, чувства и волю человека.

Воспитательная сила примера  основывается на естественном стремлении людей, в особенности молодых, к  подражанию.

Значительное место в  воспитании занимает метод поощрения – специфическая, упорядоченная совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несёт в себе оценочную и стимулирующую функции, и при его применении необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

  • целесообразность поощрения;
  • сочетание разнообразных видов поощрения;
  • его гласность.

Метод принуждения – система средств и приёмов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали с целью исправить их поведение. Существуют различные формы принуждения: запрещение, категорическое требование, предупреждение, привлечение к административной ответственности и др.

Успешное решение сложных  и ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, нравственного авторитета, от знания закономерностей, методов  и принципов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого  достоинства, всестороннем развитии личности, удовлетворении материальных и духовных потребностей. Ведущим методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методами примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существую органическая связь и взаимозависимость. Она и определяет сущность воспитательной технологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте основные закономерности воспитания и определите их роль в организации воспитательной работе.

2. Составьте оптимальную модель и алгоритм воспитательной деятельности в организациях, учреждениях, на предприятии.

3. Определите основные компоненты продуктивной технологии воспитательной работы и условия неэффективного применения.

 

Раздел  V

Управление  образовательными системами

 

Тема 5.1

Общая характеристика управления образованием в России

 

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы  образования означает, что в стране проводится единая государственная  политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным Собранием РФ, на перспективу.

Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как  общими принципами государственной  политики в сфере образования, так  и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и  перспектив развития образования.

Государственный характер управления системой образования закреплен  следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • единство федерального, культурного и образовательного пространства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;
  • светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере  образования в стране создаются  соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.

Информация о работе Психология и ее основы