Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

Предисловие

 

Сложность образовательного процесса заключается в том, что  он, занимая значительное место в  жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование  оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни  человека.

Психолого-педагогические знания необходимы специалисту любого профиля, особенно руководителю, для того чтобы  оказать помощь в решении сложных  проблем и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций, вскрыть  неиспользованные резервы человеческой психики и создать атмосферу  приятной эффективной совместной деятельности.

Таким образом, изучение педагогики играет важную роль в подготовке студентов  не только к профессиональной деятельности, но и к разрешению жизненных проблемных ситуаций.

В результате изучения дисциплины каждый студент должен овладеть системой знаний о закономерностях педагогических процессов и явлений.

Студент также должен знать  предмет, методы и основные категории  педагогической науки, содержание, закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть  элементарными навыками анализа  учебно-воспитательных ситуаций, определения  и решения педагогических задач. В процессе практических занятий  он, должен приобрести опыт практического  использования полученных по педагогике знаний в различных сферах деятельности.

Раздел «Педагогика» учебного пособия по дисциплине «Психология  и педагогика» составлен в  соответствии с программой, разработанной  на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и включает пять тем, каждая из которых  представляет собой краткое изложение  теоретического материала в соответствии с рабочей программой и рассчитана на студентов различной профессиональной ориентации. При подготовке раздела  автор старался не перегружать его  научной информацией, стремясь выделить наиболее важные понятия, подчеркнуть  значение образования, воспитания в  формировании всесторонне развитой личности.

В целях улучшения организации  учебного процесса при изучении педагогики студентами всех специальностей и подготовлен  учебный материал, в котором кратко изложены основные вопросы, предусмотренные  программой.

 

 

Введение

 

Успешная деятельность современного руководителя, специалиста зависит  от многих факторов. Реализуя свои функциональные обязанности, он должен заниматься обучением  и воспитанием, сочетая высокую  требовательность, принципиальность с  доверием и уважением к своим  сотрудникам.

Данный раздел учебного пособия  раскрывает общие основы педагогики, проблемы дидактики (теории и практики обучения), теории воспитания с учётом достижений современной науки и  педагогического опыта.

Особое внимание в нем  уделяется рассмотрению основных категорий  педагогики, сущностной характеристике педагогического процесса, основам  его организации в управленческой деятельности. Раскрываются принципы организации педагогического процесса, основные задачи, формы и методы деятельности педагога. Активное овладение  современной психолого-педагогической теорией и практикой явится той  основой, которая обеспечит практическую востребованность данных положений  и явится важной предпосылкой для  формирования необходимых качеств  будущего специалиста.

Материал части выстраивается  по следующей логике:

Раздел I. Педагогика в системе наук о человеке. посвящен анализу сущности педагогических явлений, закономерностям их взаимодействия в целостном педагогическом процессе.

Раздел II. Характеристика обучения как дидактического процесса. Раскрывает сущность обучения, систему форм, многообразие методов обучения.

Раздел III. Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе. содержит характеристику воспитательного процесса, здесь также рассмотрены проблемы его организации.

Раздел IV. Педагогические технологии. знакомит с проблемами реального воплощения воспитательных воздействий на человека.

Раздел V. Управление образовательными системами. является логическим завершением данного пособия и позволяет приобрести первичные знания в области управления образовательными системами.

 

Раздел  I

Педагогика  в системе наук о человеке

 

Тема 1.1

Общее представление о педагогике как  науке

 

Каждая наука формируется  под влиянием потребностей общества и должна выполнять определенные общественные функции. Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Педагогика ассоциируется с понятиями «воспитание», «формирование человека».

Педагогика – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания».

Педагогика является сложной  общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системе человекознания и гуманитарных наук.

Историческое развитие научно-педагогического  знания прошло несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений (Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Авиценна, Конфуций и др.).

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», Т. Мор «Утопия», Эразм Роттердамский «О первоначальном воспитании» и др.).

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте (XVII – первая половина XIX в.).

4. Современный этап (начиная со 2-й половины XIX в.) характеризуется саморазвитием научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с другими науками (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой и др.). Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Скаткин).

Педагогика как наука  выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению  к другим наукам) и практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания человека).

Цель педагогической науки заключается в передаче накопленного производственного опыта последующим поколениям людей.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Предметом педагогики также  являются те закономерные связи, которые  существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.

Развитие и  поведение личности обусловлено  тем, как она воспринимает воспитательное воздействие, какую внутреннюю реакцию  оно у нее вызывает.

Из этого вытекают следующие задачи педагогики:

  1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания (образования).
  2. Определение цели воспитания.
  3. Разработка содержания воспитания.
  4. Исследование и разработка методов воспитания.

Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим  собственным предметом, но и специфическим  набором методов.

Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление  монографических характеристик.

Методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной  литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др.

Математические и статистические методы в педагогике применяются  для обработки полученных данных. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Возникнув в недрах философии  и пройдя длинный и сложный  путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную  систему педагогических знаний.

Систему педагогических наук составляют следующие отрасли:

1) общая педагогика, анализирующая основные закономерности воспитания;

2) возрастная, которая разделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых;

3) профессиональная, изучающая  закономерности обучения и воспитания  в различных учебных заведениях;

4) педагогика семейного  воспитания;

5) методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений;

6) история педагогики – наука, изучающая развитие педагогических идей и воспитание в различные исторические периоды;

7) специальная, в состав  которой входят сурдопедагогика  (педагогика для глухонемых), тифлопедагогика  (педагогика слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогика  умственно отсталых), логопедия (наука  об исправлении речи).

Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, формирование и развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.

В современной науке под  воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и  культурного опыта от поколения  к поколению. При этом воспитатель  передаёт опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует  к самовоспитанию.

Воспитанник, в  свою очередь, овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; обучается  способам общения и манерам поведения.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли.

Воспитание в  педагогике – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

К различным видам воспитания относятся: умственное, нравственное, физическое, трудовое и эстетическое.

Самовоспитание – это  сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Воспитание как всеобщая категория исторически включало в себя обучение и образование.

Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося  – и учение – деятельность ученика.

Диалектический процесс  «обучение – воспитание» направлен  на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его  интересов, знаний, умений, навыков.

Нельзя осуществить воспитание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого  воспитания.

Категория педагогики «образование»  понимается как:

  • процесс обучения и воспитания человека;
  • результат этого процесса;
  • система.

Итак, образование – объем  систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым  овладел обучаемый.

Образование – это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Информация о работе Психология и ее основы