Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
Предисловие
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
Психолого-педагогические знания необходимы специалисту любого профиля, особенно руководителю, для того чтобы оказать помощь в решении сложных проблем и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций, вскрыть неиспользованные резервы человеческой психики и создать атмосферу приятной эффективной совместной деятельности.
Таким образом, изучение педагогики играет важную роль в подготовке студентов не только к профессиональной деятельности, но и к разрешению жизненных проблемных ситуаций.
В результате изучения дисциплины
каждый студент должен овладеть системой
знаний о закономерностях
Студент также должен знать предмет, методы и основные категории педагогической науки, содержание, закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач. В процессе практических занятий он, должен приобрести опыт практического использования полученных по педагогике знаний в различных сферах деятельности.
Раздел «Педагогика» учебного
пособия по дисциплине «Психология
и педагогика» составлен в
соответствии с программой, разработанной
на основе требований федерального компонента
Государственного образовательного стандарта,
и включает пять тем, каждая из которых
представляет собой краткое изложение
теоретического материала в соответствии
с рабочей программой и рассчитана
на студентов различной
В целях улучшения организации учебного процесса при изучении педагогики студентами всех специальностей и подготовлен учебный материал, в котором кратко изложены основные вопросы, предусмотренные программой.
Введение
Успешная деятельность современного руководителя, специалиста зависит от многих факторов. Реализуя свои функциональные обязанности, он должен заниматься обучением и воспитанием, сочетая высокую требовательность, принципиальность с доверием и уважением к своим сотрудникам.
Данный раздел учебного пособия раскрывает общие основы педагогики, проблемы дидактики (теории и практики обучения), теории воспитания с учётом достижений современной науки и педагогического опыта.
Особое внимание в нем
уделяется рассмотрению основных категорий
педагогики, сущностной характеристике
педагогического процесса, основам
его организации в
Материал части выстраивается по следующей логике:
Раздел I. Педагогика в системе наук о человеке. посвящен анализу сущности педагогических явлений, закономерностям их взаимодействия в целостном педагогическом процессе.
Раздел II. Характеристика обучения как дидактического процесса. Раскрывает сущность обучения, систему форм, многообразие методов обучения.
Раздел III. Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе. содержит характеристику воспитательного процесса, здесь также рассмотрены проблемы его организации.
Раздел IV. Педагогические технологии. знакомит с проблемами реального воплощения воспитательных воздействий на человека.
Раздел V. Управление образовательными системами. является логическим завершением данного пособия и позволяет приобрести первичные знания в области управления образовательными системами.
Раздел I
Педагогика в системе наук о человеке
Тема 1.1
Общее представление о педагогике как науке
Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и должна выполнять определенные общественные функции. Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Педагогика ассоциируется с понятиями «воспитание», «формирование человека».
Педагогика – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания».
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системе человекознания и гуманитарных наук.
Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений (Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Авиценна, Конфуций и др.).
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», Т. Мор «Утопия», Эразм Роттердамский «О первоначальном воспитании» и др.).
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте (XVII – первая половина XIX в.).
4. Современный этап (начиная со 2-й половины XIX в.) характеризуется саморазвитием научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с другими науками (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой и др.). Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Скаткин).
Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания человека).
Цель педагогической науки заключается в передаче накопленного производственного опыта последующим поколениям людей.
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.
Развитие и поведение личности обусловлено тем, как она воспринимает воспитательное воздействие, какую внутреннюю реакцию оно у нее вызывает.
Из этого вытекают следующие задачи педагогики:
Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов.
Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик.
Методы теоретического уровня:
отбор и классификация
Математические и
Возникнув в недрах философии
и пройдя длинный и сложный
путь развития, педагогика превратилась
в настоящее время в
Систему педагогических наук составляют следующие отрасли:
1) общая педагогика, анализирующая основные закономерности воспитания;
2) возрастная, которая разделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых;
3) профессиональная, изучающая
закономерности обучения и
4) педагогика семейного воспитания;
5) методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений;
6) история педагогики – наука, изучающая развитие педагогических идей и воспитание в различные исторические периоды;
7) специальная, в состав
которой входят
Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, формирование и развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.
В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель передаёт опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию.
Воспитанник, в свою очередь, овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; обучается способам общения и манерам поведения.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли.
Воспитание в педагогике – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
К различным видам воспитания относятся: умственное, нравственное, физическое, трудовое и эстетическое.
Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Воспитание как всеобщая категория исторически включало в себя обучение и образование.
Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося – и учение – деятельность ученика.
Диалектический процесс
«обучение – воспитание»
Нельзя осуществить воспитание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого воспитания.
Категория педагогики «образование» понимается как:
Итак, образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый.
Образование – это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.