Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

Оценивание должно представлять собой развёрнутое суждение:

    • о положительных и отрицательных сторонах ответа;
    • наличии или отсутствии продвижения;
    • рекомендации по дальнейшему изучению материала;
    • отметку как вывод.

Без контроля и оценки педагог, как и сам обучаемый, не получает обратной связи, не имеет представления  об уровне продвижения обучаемого.

«Отсутствие оценки есть самый  худший вид оценки» (Б. Г. Ананьев).

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Какие классификации методов обучения существуют?
  2. Какие условия определяют выбор методов обучения?
  3. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.
  4. Дайте классификацию форм обучения.
  5. Дайте характеристику видов контроля.
  6. Ознакомьтесь с различными подходами к классификации закономерностей и принципов в педагогике (Ю. И. Бабанский, М. Н. Скаткин, Б. Т. Лихачёв и др.)

 

Тема 2.3

Современные теории и концепции обучения

 

Эффективность обучения во многом определяется умением педагога организовать учебный процесс в  целом в соответствии с основными  закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Аккумулируя богатый практический опыт обучения и раскрывая закономерности, принципы и способы его организации, все дидактические концепции  независимо от их содержания и направленности конечную цель обучения трактуют как  овладение обучаемыми системой знаний, необходимых для успешной деятельности, и практическими навыками.

Для оценки дидактической  теории или концепции выделяют следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с данной теорией или концепцией.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я. Коменский, И. Б. Беседов, Дж. Мильтон). Основная цель образования – передача знаний и опыта жизнедеятельности.

Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главная цель обучения – «учить мыслить».

Концепция дидактического прагматизма (Д. Дьюи). Обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам.

Концепция дидактического материализма (В. Оконь). В основе – положения об интегральной связи познания с деятельностью. Основной критерий – «ведущая идея».

Парадигмальная  концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях. Отрицательной стороной данной концепции является то, что в ней нарушается принцип систематичности познания.

Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельская, Е. И. Машбиц). Абсолютизируется процесс усвоения знаний. Методологической основой теории является теория информаций и систем.

Ассоциативная концепция  обучения (Д. Локк, Я. Коменский). Она базируется на принципах:

  1. Всякое обучения опирается на чувственное познание.
  2. Основной метод – упражнение.

3. Основная задача –  обогащение сознания учащихся  образами и представлениями.

Не закладывается умение самостоятельного поиска новых знаний, тем самым не обеспечивается формирование навыков творческой деятельности учащихся.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Б. Д. Эльконин, Н. Ф. Талызина). Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь.

В ней выделяются две части: ориентировочная основа действий (ООД) – инструкция, исполнительская часть  – действия с предметом. При этом цикл усвоения знаний и действий состоит  из ряда этапов:

  1. Предварительное ознакомление с действиями и условиями его выполнения (ООД).
  2. Формирование действий и выполнение их в материальной форме.
  3. Формирование действий во внешней речи.
  4. Формирование действий во внутренней речи.
  5. Переход действия в глубокие свёрнутые процессы мышления.

Рамки данной теории ограничены, если обучение не связано с материальными  действиями.

Когнитивная теория обучения (Дж. Брунер). В основе – исследования познавательного процесса. Выделяются два направления:

  1. Информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса.
  2. Процесс учения описывается с помощью психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д.

Бихевиористические  теории обучения (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Действия обучаемых – это ответные реакции на внешние воздействия (стимулы). Научение – закрепление связей между стимулом и реакцией. В основе лежат три закона:

  1. Закон эффекта. Связь закрепляется, если ученик получает положительные подкрепления.
  2. Закон упражняемости. Чем чаще повторяется последовательность между стимулом и реакцией, тем прочнее связь.
  3. Закон готовности. Реакция на стимул зависит от подготовленности ученика к действию.

Роль психических процессов  при усвоении знаний не учитывается.

Программированное обучение (Б. Скиннер). В его основе – стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями.

Развивающее обучение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Основные идеи:

  1. Обучение ведёт за собой развитие.
  2. Понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития. Результат достигается при содействии педагога.

Общие принципы развивающего обучения:

  • диалогичность;
  • проблемность;
  • индивидуализация.

Теория проблемного  обучения (В. Оконь, Н. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.). Функции проблемного обучения:

  • творческое владение учебным материалом;
  • усвоение опыта творческой деятельности.

В современных условиях активно  разрабатываются так называемые ультрапедагогические концепции: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне.

Дидактические теории и концепции  легли в основу различных систем, видов обучения, например, традиционное обучение опирается на идеи бихевиоризма, теорию дидактического энциклопедизма, а воспитание личностно-ориентированного направления опирается на идеи развивающего и проблемного обучения.

Сложившуюся в мире систему  образования часто называют «поддерживающим  обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем. В то же время в мире обозначилась тенденция к переходу на новый  тип обучения – инновационный. Это  обучение предвидению, т. е. ориентация человека на будущее, способность прогнозировать, проектировать свою жизнь и профессиональную деятельность.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Какие критерии лежат в основе оценки дидактической теории?
  2. Назовите наиболее известные в педагогической науке дидактические концепции. Каковы их отличительные черты?
  3. На основании сравнительного анализа попытайтесь провести классификацию по признаку их сходства.

 

Раздел  III

Воспитание  в целостном учебно-педагогическом процессе

 

Тема 3.1

Сущность, содержание, организация воспитания

 

Воспитание – одна из основных категорий педагогики.

Определение сути воспитания является одной из самых древних  проблем, которую общество трактовало, исходя из своих социальных установок  и актуальных задач.

Определяя наиболее общие  признаки, воспитание можно рассматривать  как:

  • целенаправленность воздействия на воспитанника;
  • социальную направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Воспитание в широком смысле отождествляется с социализацией, т. е. рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природой и социальной средой.

Воспитание в узком  смысле рассматривается как процесс  целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему  качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Главная цель воспитания в современных условиях – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого человека целостного комплекса ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.

Основные закономерности воспитания:

  • формирование научного мировоззрения;
  • мотивации в деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;
  • овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями отечества;
  • гармоничное развитие каждой личности.

В процессе достижения целей  и задач воспитания реализуются  возложенные на него функции.

Общая социальная функция воспитания – передача от поколения к поколению знаний, умений, идей, социального опыта, способов поведения. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В своём единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза воспитания.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное организованное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей и субъектов деятельности.

Воспитание как  система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач.

Основные компоненты структуры воспитательного процесса:

  • целевой;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • аналитико-результативный.

В состав динамической системы  воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные  связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых  протекает процесс их взаимодействия.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий  и влияния на объекты их внутреннего  отражения, а также смысл самостоятельного влияния объектов на себя, которое  проявляется в самовоспитании.

В качестве субъекта процесса воспитания человек предстаёт как  развивающаяся индивидуальность. В  основе такого развития лежит не только социальная среда, но и природные  силы, духовный мир человека. Человек  как субъект воспитательного  процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который  на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая  воспитательные воздействия.

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания закономерностей, принципов воспитания. Под общими закономерностями воспитательного  процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит  направленность процесса и успешное достижение педагогических целей.

Информация о работе Психология и ее основы