Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к  желаемому результату: оно может  вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию  или же быть нейтральным. Только при  условии, что воспитательное воздействие  вызывает у личности внутреннюю положительную  реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё  эффективное развивающее и формирующее  влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного опыта или их системы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Процедуру использования  комплекса методов и приёмов  по достижению воспитательной цели называют методикой.

Систему методов, приёмов  и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что понимают под методами воспитания?
  2. Есть ли универсальные методы и средства воспитания?
  3. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
  4. Приведите примеры воспитательных методов и приёмов и проанализируйте их отличительные признаки.
  5. Дайте определение методики и технологии воспитания. Что между ними общего, в чём различия?

 

Раздел  IV

Педагогические  технологии

 

Тема 4.1

Подходы к пониманию технологии и её сущность

 

Для повышения качества педагогического  процесса в педагогической науке  и практике существует множество  подходов и рекомендаций. Одним из направлений является технологизация педагогического процесса.

Понятие «педагогическая  технология» вошло в педагогическую науку сравнительно недавно. На Западе (30-е гг. XX в., США) с внедрением техники в учебный процесс заговорили о технологии обучения. С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появился новый термин – «технология образования». И лишь в 60-е гг. его расширили до педагогической технологии, обеспечивающей наиболее эффективное достижение поставленной цели обучения (образования).

Понятие «технология» означает «наука техники».

В Толковом словаре В. Даля приведено следующее определение  понятия «техника»: «Техника – искусство, знания, умения, приёмы работы и приложение их к делу» (т. 4, с. 404).

На сегодняшний день отсутствует  единое понимание категории «педагогическая  технология».

  1. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических технологий, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
  2. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В. М. Кларин).
  3. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обязательным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
  4. Педагогическая технология – это упорядоченная система действий, выполнение которой приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук).

В документах ЮНЕСКО педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В обобщённом виде данное понятие  можно представить как научно обоснованную последовательность процедур, приводящую к гарантированному достижению педагогических целей. Это и будет  выражать сущность педагогической (образовательной) технологии. В неё попадают и технологии обучения, и технологии воспитания, и технологии педагогического процесса.

Педагогическая технология функционирует:

  • в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути общения;
  • системы способов, принципов, применяемых в обучении;
  • реального процесса обучения.

Технологии бывают различного уровня: стройные концепции, которые  могут быть реализованы в ряде предметов, на одном предмете, также  технологии проведения урока или  мероприятия. В связи с этим выделяют четыре уровня:

  1. Уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности.
  2. Уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия педагога и учащихся.
  3. Уровень конкретного проекта (технология конструирования конкретного урока).
  4. Уровень описаний последовательности и характера действий педагога и учащихся (технология применения конкретного метода, приёма).

Технологическая схема –  условное изображение технологии процесса, разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Технологическая карта –  описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с  указанием применяемых средств.

Структура педагогической технологии (ПТ):

а) концептуальная основа (краткое  описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии):

  • целевые установки и ориентиры;
  • основные идеи и принципы;

б) содержательная часть:

  • цели обучения – общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;

в) процессуальная часть  – технологический процесс:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности обучающихся;
  • методы и формы учебной работы педагога;
  • деятельность педагога по управлению процессом обучения;
  • диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности:

  1. Концептуальность – опора на определённую научную концепцию.
  2. Систематичность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  3. Управляемость – возможность технологического целеполагания, планирования, проектирования процессов, поэтапной диагностики, варьирования процессами, средствами и методами с целью коррекции результатов.
  4. Эффективность – гарантированность достижения определённого результата с оптимальными затратами.
  5. Воспроизводимость – возможность применения (повторения) ПТ в других образовательных учреждениях другими субъектами.

 

Классификация педагогических технологий

На сегодняшний день нет  чётко зафиксированной классификации  ПТ, однако выделены две градации: традиционные и инновационные педагогические технологии.

А. Я. Савельев предлагает следующую классификацию педагогических (образовательных) технологий:

  • по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т. д.);
  • целям обучения;
  • предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т. д.);
  • применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т. д.);
  • организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
  • методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать  процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет  следующая:

  • выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и программой;
  • выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные, личные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
  • выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или одну приоритетную цель;
  • разработка технологии обучения.

На современном этапе  развития педагогической технологии приоритет  отдаётся гуманистической парадигме  образования (личностно-ориентированному образованию).

С точки зрения Е. В. Бондаревской, любая ПТ может стать личностно-ориентированной, если будет отвечать следующим требованиям:

  • сотрудничество;
  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставления ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Эти требования обладают свойством  универсальности и применимы  к любой педагогической технологии.

Основные требования к  личностно-ориентированной технологии (по В. В. Серикову):

  1. Трансформация содержания, целостный проект деятельности, которой должен овладеть учащийся.
  2. Представление проектируемой деятельности в форме ситуаций, системы задач и т. д.
  3. Представление способов решения задач (ценностная сфера).
  4. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, ролей.
  5. Мотивационное обеспечение технологией на основе создания возможностей для самореализации участников учебного процесса.
  6. Использование материально-технических факторов, способствующих учебно-воспитательной ситуации.

Попытки технологизировать  личностно-ориентированную деятельность сопряжены пока ещё со многими  трудностями. И всё же, несмотря на особую природу личностно-ориентированного образовательного процесса, он сохраняет  характерные черты педагогической реальности, как и всякая другая педагогическая система.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что означает слово  «технология» с педагогической  точки зрения?

2. Что входит в структуру  педагогической технологии?

3. Какие образовательные  технологии вам известны?

4. В чём заключается  проектирование педагогической  технологии?

 

 

Тема 4.2

Технологии  организации взаимодействия в обучении

 

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна  сегодня и обусловлена рядом  причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в  педагогической работе выступает средством  решения учебных задач, социально-психологическим  обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений  обучаемых и обучающих. Преподаватель  в своей деятельности должен реализовать  все функции общения: выступать  как источник информации, как человек, познающий другого или группу, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При  решении обучающей задачи общение  позволяет обеспечить контакт с  учащимися, формировать у них  положительную мотивацию, обстановку коллективного поиска и раздумий.

Информация о работе Психология и ее основы