Само по себе внешнее воспитательное
воздействие не всегда ведёт к
желаемому результату: оно может
вызывать у воспитуемого как положительную,
так и отрицательную реакцию
или же быть нейтральным. Только при
условии, что воспитательное воздействие
вызывает у личности внутреннюю положительную
реакцию (отношение) и возбуждает её
собственную активность в работе
над собой, оно оказывает на неё
эффективное развивающее и формирующее
влияние. В процессе воспитания необходимо
побудить личность к самовоспитанию.
К методам самовоспитания
относятся: самопознание, самообладание,
самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение,
самоконтроль.
Формы воспитания – это варианты организации
конкретного воспитательного опыта или
их системы. Чем разнообразнее и богаче
по содержанию формы организации воспитательного
процесса, тем он эффективнее.
Процедуру использования
комплекса методов и приёмов
по достижению воспитательной цели называют методикой.
Систему методов, приёмов
и средств, применяемую в соответствии
с конкретной логикой достижения
целей и принципами действий воспитателя,
определяют как технологию.
Вопросы
и задания для самоконтроля:
- Что понимают под методами воспитания?
- Есть ли универсальные методы и средства воспитания?
- Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
- Приведите примеры воспитательных методов и приёмов и проанализируйте их отличительные признаки.
- Дайте определение методики и технологии воспитания. Что между ними общего, в чём различия?
Раздел
IV
Педагогические
технологии
Тема 4.1
Подходы
к пониманию технологии и её сущность
Для повышения качества педагогического
процесса в педагогической науке
и практике существует множество
подходов и рекомендаций. Одним из
направлений является технологизация
педагогического процесса.
Понятие «педагогическая
технология» вошло в педагогическую
науку сравнительно недавно. На Западе
(30-е гг. XX в., США) с внедрением техники
в учебный процесс заговорили о технологии
обучения. С появлением программированного
обучения и разработкой дидактических
машин появился новый термин – «технология
образования». И лишь в 60-е гг. его расширили
до педагогической технологии, обеспечивающей
наиболее эффективное достижение поставленной
цели обучения (образования).
Понятие «технология» означает
«наука техники».
В Толковом словаре В. Даля
приведено следующее определение
понятия «техника»: «Техника – искусство,
знания, умения, приёмы работы и приложение
их к делу» (т. 4, с. 404).
На сегодняшний день отсутствует
единое понимание категории «педагогическая
технология».
- Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических технологий, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (В. М. Кларин).
- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обязательным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
- Педагогическая технология – это упорядоченная система действий, выполнение которой приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук).
В документах ЮНЕСКО педагогическая
технология рассматривается как системный
метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учётом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования.
В обобщённом виде данное понятие
можно представить как научно
обоснованную последовательность процедур,
приводящую к гарантированному достижению
педагогических целей. Это и будет
выражать сущность педагогической (образовательной)
технологии. В неё попадают и технологии
обучения, и технологии воспитания,
и технологии педагогического процесса.
Педагогическая технология
функционирует:
- в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути общения;
- системы способов, принципов, применяемых в обучении;
- реального процесса обучения.
Технологии бывают различного
уровня: стройные концепции, которые
могут быть реализованы в ряде
предметов, на одном предмете, также
технологии проведения урока или
мероприятия. В связи с этим выделяют четыре уровня:
- Уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности.
- Уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия педагога и учащихся.
- Уровень конкретного проекта (технология конструирования конкретного урока).
- Уровень описаний последовательности и характера действий педагога и учащихся (технология применения конкретного метода, приёма).
Технологическая схема –
условное изображение технологии процесса,
разделения его на отдельные функциональные
элементы и обозначения логических
связей между ними.
Технологическая карта –
описание процесса в виде пошаговой,
поэтапной последовательности действий
(часто в графической форме) с
указанием применяемых средств.
Структура педагогической технологии
(ПТ):
а) концептуальная основа (краткое
описание руководящих идей, гипотез,
принципов технологии):
- целевые установки и ориентиры;
- основные идеи и принципы;
б) содержательная часть:
- цели обучения – общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть
– технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности обучающихся;
- методы и формы учебной работы педагога;
- деятельность педагога по управлению процессом обучения;
- диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности:
- Концептуальность – опора на определённую научную концепцию.
- Систематичность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – возможность технологического целеполагания, планирования, проектирования процессов, поэтапной диагностики, варьирования процессами, средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность – гарантированность достижения определённого результата с оптимальными затратами.
- Воспроизводимость – возможность применения (повторения) ПТ в других образовательных учреждениях другими субъектами.
Классификация
педагогических технологий
На сегодняшний день нет
чётко зафиксированной классификации
ПТ, однако выделены две градации: традиционные
и инновационные педагогические
технологии.
А. Я. Савельев предлагает следующую
классификацию педагогических (образовательных)
технологий:
- по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т. д.);
- целям обучения;
- предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т. д.);
- применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т. д.);
- организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);
- методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).
Процесс разработки конкретной
педагогической технологии можно назвать
процессом педагогического проектирования.
Последовательность его шагов будет
следующая:
- выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и программой;
- выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные, личные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
- выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или одну приоритетную цель;
- разработка технологии обучения.
На современном этапе
развития педагогической технологии приоритет
отдаётся гуманистической парадигме
образования (личностно-ориентированному
образованию).
С точки зрения Е. В. Бондаревской,
любая ПТ может стать личностно-ориентированной,
если будет отвечать следующим требованиям:
- сотрудничество;
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставления ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Эти требования обладают свойством
универсальности и применимы
к любой педагогической технологии.
Основные требования к
личностно-ориентированной технологии
(по В. В. Серикову):
- Трансформация содержания, целостный проект деятельности, которой должен овладеть учащийся.
- Представление проектируемой деятельности в форме ситуаций, системы задач и т. д.
- Представление способов решения задач (ценностная сфера).
- Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, ролей.
- Мотивационное обеспечение технологией на основе создания возможностей для самореализации участников учебного процесса.
- Использование материально-технических факторов, способствующих учебно-воспитательной ситуации.
Попытки технологизировать
личностно-ориентированную деятельность
сопряжены пока ещё со многими
трудностями. И всё же, несмотря на
особую природу личностно-ориентированного
образовательного процесса, он сохраняет
характерные черты педагогической
реальности, как и всякая другая
педагогическая система.
Вопросы
и задания для самоконтроля:
1. Что означает слово
«технология» с педагогической
точки зрения?
2. Что входит в структуру
педагогической технологии?
3. Какие образовательные
технологии вам известны?
4. В чём заключается
проектирование педагогической
технологии?
Тема 4.2
Технологии
организации взаимодействия в обучении
Проблема взаимодействия
и сотрудничества весьма актуальна
сегодня и обусловлена рядом
причин: социальными изменениями, состоянием
массовой педагогической практики, поисками
и находками передовых преподавателей.
В педагогическом процессе взаимодействия
первичны, на них строится пирамида
обучения и воспитания. Общение в
педагогической работе выступает средством
решения учебных задач, социально-психологическим
обеспечением воспитательного процесса
и способом организации взаимоотношений
обучаемых и обучающих. Преподаватель
в своей деятельности должен реализовать
все функции общения: выступать
как источник информации, как человек,
познающий другого или группу,
и как организатор коллективной
деятельности и взаимоотношений. При
решении обучающей задачи общение
позволяет обеспечить контакт с
учащимися, формировать у них
положительную мотивацию, обстановку
коллективного поиска и раздумий.