Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие:
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы всегда соответствуют целям воспитания, стоящим перед педагогом, определяют возможности реализации этих целей.
К принципам воспитания относятся:
Теория и практика воспитания постоянно обогащаются, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания.
В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют:
В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Тема 3.2
Семья как социокультурная среда развития и формирования личности
Человек – существо социальное, общественное. Будучи частью социума, он приобретает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.
Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализации личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения.
Семья – это социально-экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми её членами, ответственное их исполнение.
Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным и т. д. Всё это – основная питательная среда, в которой ребёнок живет и которую отражает в себе.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут преодолеть все трудности жизненного пути.
Задачи семьи:
Семейное воспитание имеет и свои принципы:
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы долга, любви и интереса друг к другу. Отсутствие активной сознательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребёнка.
Выделяют два типа деформации семьи: структурный и психологический. Первый тип деформации семьи связан с нарушением её структурной целостности, например отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация обусловлена нарушением системы межличностных отношений в семье и рядом других факторов: системой отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. д.
Нарушение системы межличностных отношений оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности ребёнка, подростка и приводит к разнообразным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществлять семье воспитательную функцию.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Тема 3.3
Способы воспитательного воздействия на человека
Процесс воспитания представляет
собой органическую часть целостного
деятельно-воспитательного
Метод воспитания (от греч. metodos – путь) – это способ реализации целей воспитания.
Методы воспитания – способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Содержательно методы воспитания проявляются:
Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом).
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:
Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Классификация методов: