Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие:

  1. Характер воспитания определяется объективными потребностями общества.
  2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
  3. Единство целей, содержания и методов воспитания.
  4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности.
  5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности.
  6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.
  7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них.
  8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
  9. Воспитание должно осуществляться в коллективе и с помощью коллектива.
  10. Необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности.
  11. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного  процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и  методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют  целям воспитания, стоящим перед  педагогом, определяют возможности  реализации этих целей.

К принципам воспитания относятся:

  • принцип гуманистической ориентации, где воспитанник является главной ценностью в системе человеческих отношений;
  • социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации);
  • индивидуализации воспитания;
  • социального закаливания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума);
  • создания воспитывающей среды [наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и учащихся (А. С. Макаренко)].

Теория и практика воспитания постоянно обогащаются, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания.

В зависимости от философских  концепций, определяющих принципы и  особенности воспитания, выделяют:

  • прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем);
  • антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся);
  • социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социального заказа);
  • модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспитания);
  • технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправленным, управляемым и контролируемым);
  • гуманистическую модель воспитания (опора на личностные, индивидуальные особенности воспитанника).

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и  воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано  на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явления.
  2. Сформулируйте главную цель воспитания.
  3. Перечислите основные элементы структуры воспитания и дайте им общую характеристику.
  4. Проанализируйте соотношение целей воспитания и потребностей общества и личности.
  5. Покажите взаимосвязь целей воспитания и задач профессионального, личностного развития специалиста.
  6. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

 

Тема 3.2

Семья как социокультурная среда развития и формирования личности

 

Человек – существо социальное, общественное. Будучи частью социума, он приобретает определённый социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.

Семейное воспитание – сложная система воспитания и образования в условиях конкретной семьи. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия – это важнейший институт социализации личности, которая осуществляется в результате целенаправленного процесса воспитания по механизму научения.

Семья – это социально-экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми её членами, ответственное их исполнение.

Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным и т. д. Всё это – основная питательная среда, в которой ребёнок живет и которую отражает в себе.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления, но особое место занимает нравственное воспитание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут преодолеть все трудности жизненного пути.

Задачи семьи:

  • создать максимальные условия для всестороннего развития ребёнка;
  • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнку;
  • передать опыт создания и сохранения семьи;
  • научить полезным прикладным навыкам;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет  и свои принципы:

    • гуманность и милосердие к растущему;
    • участие детей в жизнедеятельности семьи;
    • открытость и доверительность отношений, их оптимистичность;
    • последовательность в требованиях.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется  воспитательная функция, являются связанные  между собой сферы долга, любви  и интереса друг к другу. Отсутствие активной сознательности в этих сферах лишает семью положительного влияния  на детей. Излишнее внимание к одной  из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Гармоничное  взаимодействие всех сфер делает процесс  воспитания в семье полноценным  и целостным.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребёнка.

Выделяют два типа деформации семьи: структурный и психологический. Первый тип деформации семьи связан с нарушением её структурной целостности, например отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация обусловлена нарушением системы межличностных отношений в семье и рядом других факторов: системой отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. д.

Нарушение системы межличностных  отношений оказывает наиболее сильное  влияние на развитие личности ребёнка, подростка и приводит к разнообразным  личностным деформациям – от социального  инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении  и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществлять семье воспитательную функцию.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Каковы пути социализации личности в семье?
  2. Как изменяются роль и значение семьи по мере взросления ребёнка?
  3. Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребёнка?
  4. Каково влияние структурной и психологической деформации семьи на развитие личности?

 

 

Тема 3.3

Способы воспитательного воздействия на человека

 

Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных воспитательных целей  осуществляется наиболее эффективными способами – методами воспитания.

Метод воспитания (от греч. metodos – путь) – это способ реализации целей воспитания.

Методы воспитания – способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Содержательно методы воспитания проявляются:

  • через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств;
  • общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого, авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио);
  • совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру;
  • процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения;
  • народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.

Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы  педагогических мер, совокупности взаимосвязанных  методов, объединённых единой целью (замыслом).

Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:

  1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример.
  2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий).
  3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
  4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др.
  5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов, а также от последовательности и  логики применения совокупности методов.

Классификация методов:

  1. Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:
  • методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
  • методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации);
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
  1. Группировка методов воспитания П. И. Пидкасистого:
  • методы, формирующие мировоззрение воспитанников;
  • организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;
  • осуществляющие оценку поступков воспитанников.

Информация о работе Психология и ее основы