Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)

7. Почему образование – это общечеловеческая ценность?

 

Тема 1.3

Педагогический  процесс как система и целостное  явление

 

Педагогический  процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной целью которого является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии.

Педагогическая задача —  основная единица педагогического  процесса. Развивающаяся во времени, она должна удовлетворять следующим  условиям: обладать всеми сущностными  признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых  педагогических целей; наблюдаться  при выделении путем абстрагирования  в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического  процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают  разнообразные ситуации. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и  есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального  управления. Однако «клеточкой» педагогического  процесса можно считать только оперативные  задачи, выстроенный ряд которых  приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они  решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

1) анализ ситуации и  постановка педагогической задачи;

2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;

3) осуществление плана  решения задачи на практике, включающего  организацию взаимодействия, регулирование  и коррегирование течения педагогического  процесса;

4) анализ результатов  решения.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современное общество может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов, т. е. такая организация жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

Целостный педагогический процесс  есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов  должен постоянно приближаться к  уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности воспитанника и специально организуемыми  влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  • процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);
  • процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
  • процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
  • процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

2. Сравните определение понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

3. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

4. Сформулируйте основные противоречия развивающегося образовательного процесса.

5. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

 

Раздел II

Характеристика  обучения как дидактического процесса

 

Тема 2.1

Сущность, функции и структура процесса обучения

 

Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения.

Широкое распространение  дидактика как наука получила благодаря трудам Я. А. Коменского (1592–1670), в том числе и «Великой дидактике», представляющей собой универсальное средство «обучения всех всему».

Как общественное явление  обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта  в соответствии с социальным заказом  в содержании образования.

Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства  и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует  социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые  к ним. Эти требования реализуются  в процессе обучения.

Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики.

Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение».

Преподавание – это деятельность педагога:

  • по передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
  • оценке учебных достижений.

Учение – это деятельность ученика, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых.

В отечественной дидактике  наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил элементы образования:

  1. Знания.
  2. Установленные и выделенные опытным путем способы деятельности.
  3. Опыт творчества.
  4. Эмоционально-ценностное отношение к обучаемым объектам и реальной действительности.

Обучение не сводится к  механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (обучаемые), преподавание и учение. Ученик не только объект обучающих  воздействий, он субъект социально  организуемого познания, субъект  педагогического процесса.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Целостность процесса обучения обусловлена единством образовательной, воспитательной и развивающей функций. При этом образовательная функция  связана с расширением объёма знаний, умений, навыков учащихся, развивающая  – с их структурным усложнением, а воспитательная – с формированием  отношений (В. В. Краевский).

Закономерности  обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры и т. п.), к внутренним – связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения).

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся.

Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.

В качестве дидактических  используют следующие принципы:

  • сознательность, активность и самостоятельность обучения;
  • наглядность;
  • системность, последовательность и комплексность обучения;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • прочность усвоения знаний и научный подход в обучении;
  • взаимосвязь теории и практики;
  • проблемность обучения;
  • доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения.

В современной дидактике  принципы обучения рассматриваются  как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс  в целом. Они призваны помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: «Для чего учить?» «Как учить?» «Чему  учить?».

Структура процесса обучения (рис. 21) предполагает те компоненты, из которых он состоит. К их числу относят: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

 

 

Рис. 21. Организация процесса обучения

 

Принципы организации  учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.

К принципам, влияющим на процесс обучения, относят:

  • принцип самоорганизации определяет закономерности формирования учебной деятельности;
  • принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование;
  • принцип самостоятельности ориентирует на проявление инициативы и творчества;
  • принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности;
  • принцип коллективизма предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют  друг друга и выступают гарантами  достижения социально значимых целей  учебной деятельности.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:

  • обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;
  • учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов;
  • профессиональная направленность обучения и воспитания;
  • органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Эффективное управление процессом  обучения возможно при установлении определённых требований:

Информация о работе Психология и ее основы