Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
7. Почему образование – это общечеловеческая ценность?
Тема 1.3
Педагогический
процесс как система и
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной целью которого является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии.
Педагогическая задача —
основная единица педагогического
процесса. Развивающаяся во времени,
она должна удовлетворять следующим
условиям: обладать всеми сущностными
признаками педагогического процесса;
являться общей при реализации любых
педагогических целей; наблюдаться
при выделении путем
В реальной педагогической
деятельности в результате взаимодействия
педагогов и воспитанников
Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
1) анализ ситуации и
постановка педагогической
2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;
3) осуществление плана
решения задачи на практике, включающего
организацию взаимодействия, регулирование
и коррегирование течения
4) анализ результатов решения.
Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Цельная, гармоничная личность, в которой заинтересовано современное общество может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов, т. е. такая организация жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
2. Сравните определение понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.
3. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.
4. Сформулируйте основные противоречия развивающегося образовательного процесса.
5. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.
Раздел II
Характеристика обучения как дидактического процесса
Тема 2.1
Сущность, функции и структура процесса обучения
Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения.
Широкое распространение дидактика как наука получила благодаря трудам Я. А. Коменского (1592–1670), в том числе и «Великой дидактике», представляющей собой универсальное средство «обучения всех всему».
Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
Профессиональное обучение
обусловлено потребностями
Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики.
Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение».
Преподавание – это деятельность педагога:
Учение – это деятельность ученика, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых.
В отечественной дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил элементы образования:
Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (обучаемые), преподавание и учение. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект социально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Целостность процесса обучения
обусловлена единством
Закономерности обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры и т. п.), к внутренним – связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения).
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся.
Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.
В качестве дидактических используют следующие принципы:
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом. Они призваны помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: «Для чего учить?» «Как учить?» «Чему учить?».
Структура процесса обучения (рис. 21) предполагает те компоненты, из которых он состоит. К их числу относят: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Рис. 21. Организация процесса обучения
Принципы организации учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.
К принципам, влияющим на процесс обучения, относят:
Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности.
В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:
Эффективное управление процессом обучения возможно при установлении определённых требований: