Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.
Вопросы для самоконтроля:
Тема 2.2
Методы, средства и формы организации педагогического процесса
Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «исследование», «способ», «путь».
В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «метод обучения»:
Таким образом, под методом обучения следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Как многомерное понятие методы обучения можно сгруппировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций.
По источникам знания:
– практические (опыты, упражнения, учебно-производительный труд);
По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
По дидактическим целям (Ю. К. Бабанский и В. И. Андреев):
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности:
По этапам обучения:
Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности преподавателя. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и обучаемых, а следовательно, результат обучения в целом.
Ю. К. Бабанский для успешного выбора методов обучения рекомендует сравнительный анализ различных методов, руководствуясь при этом такими критериями:
Педагогические средства – это материальные или идеальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.
Материальные средства обучения – учебно-наглядные пособия, дидактическая техника, учебное оборудование, технические средства обучения и проч.
Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, чертежи, произведения искусств и т. д.
При использовании любых средств обучения недопустимо как злоупотреблять ими, так и игнорировать их возможности.
Развитие дидактической
техники и ЭВМ создало
Форма организации обучения – внешняя сторона процесса обучения, устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: содержания, цели, принципов, методов, форм, средств.
В дидактике формы организации
процесса обучения раскрываются через
способы взаимодействия педагога с
учащимися при решении
Выделяются три основные системы организации педагогического процесса:
Учебно-плановые формы обучения
(урок, лекция, семинар, домашняя работа,
экзамен) имеют обучающее и
К функциям форм обучения относятся:
По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплектующие и координирующие функции.
В истории педагогики известны различные дидактические системы, в которых преимущество имели те или иные формы обучения:
Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно в школе и вузе). Научное обоснование уроку около 400 лет назад дал Я. А. Коменский.
Особенности урока:
Именно в уроке отражены преимущества классно-урочной системы:
Одна и та же форма организации
обучения может изменять структуру
и модификацию урока в
Основной урок – комбинированный – включает основные виды деятельности учащихся. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы обучения (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная работа).
В вузе основными формами обучения являются лекция и семинар.
Лекция – монологическое изложение материала преподавателем. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование ориентированной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Семинар – форма коллективной самостоятельной работы студентов. Семинары способствуют закреплению знаний, формированию умений и навыков общения и анализа, развивают активность студентов.
В вузе кроме лекции и семинара используют и другие организационные формы обучения: лабораторную работу, НИРС, самостоятельную учебную работу студентов, производственную практику, стажировку.
В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используют экзамены и зачёты, контрольную или самостоятельную работу, рейтинговую систему оценки, тестирование, собеседование, реферативную, курсовую, дипломную работы.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется как педагогическая диагностика. К её функциям, помимо контроля результатов знаний, относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, организационная, профилактическая и корректирующая.
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения.
Требования к оценке:
При оценке знаний нужно учитывать:
При оценке навыков и умений учитываются: