Психология и ее основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:49, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 127.68 Кб (Скачать)
  • формирования целей обучения;
  • разработки программы действий;
  • получения информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);
  • обработки информации, полученной по каналу обратной связи, и внесения в учебный процесс корректирующих воздействий.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дидактика – наука или искусство обучения?
  2. Что является областью дидактических исследований?
  3. В чём заключаются теоретическая и нормативно-прикладная функции дидактики?
  4. Обоснуйте необходимость дидактического знания для сознательного конструирования процесса обучения и управления им.
  5. Определите противоречия педагогического процесса, а также пути и средства их разрешения.

 

 

Тема 2.2

Методы, средства и формы организации педагогического процесса

 

Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «исследование», «способ», «путь».

В педагогической литературе существуют различные подходы к  определению понятия «метод обучения»:

  • способ организации познавательной деятельности учащихся (Т. А. Ильина);
  • способ упорядоченной, связанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач преподавания (Ю. К. Бабанский);
  • способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определённых средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И. Я. Лернер).

Таким образом, под методом обучения следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Как многомерное понятие  методы обучения можно сгруппировать  в системы. В связи с этим существует множество классификаций.

По источникам знания:

– практические (опыты, упражнения, учебно-производительный труд);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся, показ);
  • словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия);
  • видеометоды (просмотр, обучение, упражнения под контролем ЭВМ).

По  характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

  • объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, доклад, показ, инструктаж) – сочетание словесного и наглядного методов;
  • репродуктивные методы (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение) – передача знания в готовом виде с помощью словесного и наглядного методов;
  • проблемные методы (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), обязательным условием которых является наличие проблемной ситуации;
  • частично поисковые методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа) – самостоятельное добывание знаний;
  • исследовательские методы (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

По дидактическим  целям (Ю. К. Бабанский и В. И. Андреев):

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные, наглядные, практические (источники):
  • индуктивные и дедуктивные (логика);
  • репродуктивные и проблемно-поисковые (мышление);
  • самостоятельные работы и работы под руководством учителя (управление).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • стимулирования и мотивации интереса к учению;
  • стимулирования и мотивации долга, ответственности.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности:

  • устный;
  • письменный;
  • лабораторный.

По этапам обучения:

  • подготовка к изучению нового материала;
  • изучение нового материала;
  • конкретизация, углубление, приобретение умений и навыков;
  • контроль и оценка.

Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения  учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону  деятельности преподавателя. В зависимости  от их решения находится сам учебный  процесс, деятельность преподавателя  и обучаемых, а следовательно, результат  обучения в целом.

Ю. К. Бабанский для успешного выбора методов обучения рекомендует сравнительный анализ различных методов, руководствуясь при этом такими критериями:

  • соответствие целям обучения и развития;
  • содержанию урока;
  • реальным учебным возможностям обучаемых;
  • имеющимся условиям обучения;
  • возможностям самих педагогов.

Педагогические  средства – это материальные или идеальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Материальные  средства обучения – учебно-наглядные пособия, дидактическая техника, учебное оборудование, технические средства обучения и проч.

Идеальные средства обучения – речь, письмо, схемы, чертежи, произведения искусств и т. д.

При использовании любых  средств обучения недопустимо как  злоупотреблять ими, так и игнорировать их возможности.

Развитие дидактической  техники и ЭВМ создало предпосылки  для возникновения нового направления  в педагогике – педагогической технологии, которая рассматривает в целостном единстве дидактическую технику, методику обучения и участников педагогического процесса.

Форма организации  обучения – внешняя сторона процесса обучения, устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: содержания, цели, принципов, методов, форм, средств.

В дидактике формы организации  процесса обучения раскрываются через  способы взаимодействия педагога с  учащимися при решении образовательных  задач посредством управления деятельностью, обучением, отношениями.

Выделяются три  основные системы организации педагогического процесса:

  • индивидуальное обучение и воспитание;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарская система.

Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение конкретных учебных дисциплин. Система  внеплановых форм обучения (консультации, конференции, экскурсии, кружки, занятия  по продвинутым и вспомогательным  программам) способствует совершенствованию  знаний студентов.

К функциям форм обучения относятся:

  • обучающе-образовательная, позволяющая создать наилучшие условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития практических способностей обучаемых;
  • воспитательная, способствующая активному проявлению всех духовных сил учащихся;
  • организационная, требующая чёткой организационно-методической работы педагога.

По отношению друг к  другу формы обучения способны выполнять  комплектующие и координирующие функции.

В истории педагогики известны различные дидактические системы, в которых преимущество имели те или иные формы обучения:

  • взаимодействие учеников (белл-ланкастерская система, XVIII в. в Англии);
  • индивидуально-групповые занятия (батавская система обучения, XIX в.);
  • дифференциация обучения (мангеймская система);
  • система мастерских (Далтон-план);
  • бригадно-лабораторное обучение (20-е гг. ХХ в. в России);
  • сочетание занятий в больших группах с индивидуальной работой учащихся (американский план Трампа);
  • проектная система (метод проектов; в основе – практическая деятельность учащихся).

Ведущими формами организации  процесса обучения являются урок и лекция (соответственно в школе и вузе). Научное обоснование уроку около 400 лет назад дал Я. А. Коменский.

Особенности урока:

  • постоянная, укомплектованная группа учащихся;
  • руководство деятельностью учащихся с учётом особенностей каждого;
  • овладение знаниями непосредственно на уроке;
  • вариативность деятельности учащихся.

Именно в уроке отражены преимущества классно-урочной системы:

  • строгая организация обучения;
  • экономичность (один учитель);
  • предпосылка для коллективной деятельности, взаимообучения, соревнования и развития учащихся.

Одна и та же форма организации  обучения может изменять структуру  и модификацию урока в зависимости  от задач и методов учебной  работы. Например, существуют урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.

Основной урок – комбинированный – включает основные виды деятельности учащихся. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы обучения (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная работа).

В вузе основными формами  обучения являются лекция и семинар.

Лекция – монологическое изложение материала преподавателем. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование ориентированной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Семинар – форма коллективной самостоятельной работы студентов. Семинары способствуют закреплению знаний, формированию умений и навыков общения и анализа, развивают активность студентов.

В вузе кроме лекции и  семинара используют и другие организационные  формы обучения: лабораторную работу, НИРС, самостоятельную учебную работу студентов, производственную практику, стажировку.

В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используют экзамены и зачёты, контрольную или самостоятельную работу, рейтинговую систему оценки, тестирование, собеседование, реферативную, курсовую, дипломную работы.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения и трактуется как педагогическая диагностика. К её функциям, помимо контроля результатов знаний, относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, организационная, профилактическая и корректирующая.

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения.

Требования к оценке:

  • должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
  • выполнять стимулирующую роль;
  • быть обоснованной и иметь индивидуальный характер.

При оценке знаний нужно  учитывать:

  • объём знаний по учебному предмету (вопросу);
  • понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убеждённость в излагаемом;
  • действенность знаний, умение применять их в решении практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

  • содержание навыков и умений, их точность, прочность и гибкость в применении;
  • возможность применять знания и умения на практике;
  • наличие ошибок, их количество, характер и их влияние на работу.

Информация о работе Психология и ее основы