Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   Первым  аспектом анализа временной перспективы  стало построение профиля перспективы  будущего (профиль ПБ). Для однородной группы испытуемых представленной молодежью в возрасте от 18 до 25 лет, которые относятся к периоду Е3, вычислялось относительное количество мотивационных объектов, расположенных в каждом из темпоральных периодов. Период D (день), W (неделя), M (месяц), Y (1-2 года) и следующие за ними периоды Е3 (период послешкольного профессионального образования), А (взрослая жизнь), О (старость) и L(события, касающиеся жизни в целом, а не отдельного ее этапа) образуют непрерывный континуум. На Диаграмме 3. Профиль перспективы будущего в Приложении 6. изображен профиль перспективы будущего, построенный по данным принимавших участие в исследовании молодых людей. На графике видно, что наиболее четкая и наполненная событиями перспектива будущего соответствует ближайшему будущему (около года) и периоду первой половины профессиональной карьеры или взрослой жизни (А1). Если взять среднегрупповой возраст за  21-22 года, то протяженность временной перспективы на графике будет колебаться от 2 до 7 лет. Именно на таком расстоянии находится большее количество мотивационных объектов, в этот период будущее имеет максимальную содержательную полноту. В прошлое временная перспектива уходит до периода обучения в средней и старшей школе (12-16-летний возраст).

   Чтобы определить более точную протяженность  ПБ, необходимо провести анализ средней перспективы будущего. Он проходит в два этапа. В сотрудничестве со специалистами в области математической статистики Ж.Нюттеном были разработаны две техники вычисления среднего временной дистанции до мотивационных объектов: медианный ранг ПБ и средняя темпоральная дистанция, выраженная в годах.

   Медианный ранг вычисляется посредством присвоения каждому периоду шкалы определенного ранга в зависимости от его удаленности от момента проведения исследования. Медиана всех ранговых номеров всех мотивационных объектов группы испытуемых используется как показатель средней протяженности ПБ этой группы. При обработке данных мы выявили 1227 мотивационных объектов, поддающихся данной форме анализа. Для группы, принимавшей участие в исследовании, медианный ранг получил значение «5», что соответствует периоду равному 2 годам жизни. Данное значение согласуется с результатами, представленными на Диаграмме 3.в Приложении 6. о которых мы уже упоминали.

   Второй  аспект анализа средней перспективы  будущего связан с определением средней меры протяженности ПБ. Она основывается на более или менее точно известной длительности различных периодов времени. Зная приблизительную длительность каждого периода, которая была рассчитана автором применяемой нами методики, мы вычислили приблизительную темпоральную дистанцию между моментом проведения методики и мотивационными объектами, расположенными в том или ином периоде.

   Рассчитав расстояние до объектов (1227) для каждого  испытуемого, мы получили определенные временные интервалы. Их сумма составила 8925,19 лет. Разделив эту сумму на количество мотивационных объектов, мы получили среднюю протяженность перспективы будущего:

   8925,19 : 1227 = 7,274.

   Таким образом, средняя протяженность ПБ в период молодости составляет примерно 7 лет. Те же данные мы получили, анализируя профиль перспективы будущего.

   Дополнительным  аспектом анализа ММИ является вычисление индекса перспективы будущего, который  выражает отношение числа объектов в близком будущем к числу  в отдаленном будущем. В данном исследовании относительная частота более отдаленных целей, по сравнению с близкими выше, что говорит о выраженности протяженной перспективы будущего.

   В результате полученных данных, мы можем  констатировать наличие протяженной  временной перспективы. Протяженная  перспектива является показателем  наличия планов на будущее, содержащих возможности для самореализации. Возможность заглянуть вперед и  попытаться составить личностный план, помогает молодым людям решать возрастные задачи, связанные с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Огромное значение протяженность перспективы будущего имеет и для успешного построения профессиональной карьеры, семейной жизни.

    В результате объединения данных по трем методикам мы можем сделать следующие выводы. Восприятие и переживание собственной жизни в целом в период молодости носит позитивный характер, это касается и временных ориентаций и временных установок. Говорить о четко выраженной ориентации на прошлое, настоящее или будущее в период молодости нельзя, однако более представленной в этом возрасте является ориентация на будущее. Вместе с этим именно установки по отношению к будущему являются более выраженными и  позитивными по сравнению с установками на прошлое и настоящее. При этом степень представленности в восприятии времени своей жизни будущего не исключает из него образов прошлого и настоящего. Их гармоничное сосуществование является показателем полноценно - функционирующей личности, а «выпадение» хотя бы одного из них может привести к различной степени тяжести психическими, или даже характерологическим нарушениям. Протяженность временной перспективы подтверждает наличие планов на будущее, возможности самореализации и т.д. На основании этих данных мы можем сделать вывод о том, что современные молодые люди в целом проявляют субъектное отношение к восприятию и переживанию времени своей жизни. Они могут найти оптимальный для себя темп жизни, оптимально организовать свое время, свою деятельность и себя во времени. Это в свою очередь предполагает адекватную оценку личностью своих возможностей, выявление их соответствия или несоответствия внешним условиям деятельности. Принадлежность времени субъекту предполагает регуляцию, планирование, «использование» времени самой личностью. Особенность субъекта времени проявляется в таком «перераспределении» времени, при котором личность осуществляет выбор адекватного внешним и внутренним запросам способа деятельности (в общении, в образе жизни). Являясь субъектом организации времени собственной жизни,  молодой человек получает возможность своевременно и адекватно общественным задачам включаться в их решение, соотносить необходимое и свободное время своей жизни, как на основании социальных запросов, так и на основании собственных планов, перспектив и т.д.

   Для того чтобы показать, как соотносятся  и влияют друг на друга показатели по всем трем методикам, проанализируем некоторые индивидуальные значения в выборке.

   Обработка индивидуальных значений

   Обработка индивидуальных значений позволила  не только показать взаимовлияние компонентов  восприятия и переживания времени  собственной жизни, но и определить потенциальных клиентов для проведения консультативной работы.

   Для определения участников исследования, которым будет предложена дальнейшая консультативная работа, были выбраны следующие показатели:

    • короткая временная перспектива (не больше 1-2 лет),
    • ярко выраженная ориентация на тот или иной временной пласт;
    • негативные установки по отношению к прошлому, настоящему или будущему.

   По  этим показателям мы выбрали 3 участника  с наиболее выраженными проблемами в восприятии и переживании собственной  жизни. Это Ксения Л. (22 года), Максим П. (25 лет) и Наталья А.(19 лет). Рассмотрим специфику переживания времени собственной жизни для каждого из испытуемых.

   Для определения Ксении как потенциального клиента на запрос психологической помощи мы имели ряд оснований. Результаты по методике ШВУ полностью укладываются в средние показатели для выборки и демонстрируют позитивное отношение ко всем трем временным горизонтам. При этом, выполняя методику «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте» в течение трех минут, она указала только 5 слов, ассоциирующихся с будущим («муж», «дети», «дом», «хорошая работа», «машина»), 7 - с настоящим («надежда», «радость», «грусть», «работа», «тошнота», «надо худеть») и 21 - с прошлым. Это одни из самых низких значений относительно прошлого и будущего по всей выборке. Этот показатель вызывает опасения в связи с тем, что степень переживания будущего как проблемы увеличивается при повышении уровня личностной тревожности. В связи с этим мы предположили наличие определенных барьеров на пути построения образа будущего, в том числе и близкого.

   Результаты  ММИ свидетельствуют о средней продолжительности временной перспективы длиной в 7 лет, что вполне соответствует среднегрупповым показателям. Однако более детальное рассмотрение профиля перспективы будущего Ксении, показало, что большинство мотивационных объектов либо находятся в середине этапа «А» - период взрослости, либо расположены в ближайшем будущем (DWM). При этом 18 мотивационных объектов из 40 были связаны с желанием приобрести или избавиться от различных личностных свойств или характеристик («быть более жесткой», «быть умнее», «уметь преодолевать все трудности», «быть хорошей», «иметь больше гордости» и т.д.). Это может свидетельствовать о негативном «Образе Я» в настоящем.  Несколько раз в высказываниях проявлялась тема одиночества («Наихудшим наказанием для меня – остаться одной»; «Я опасаюсь одиночества»; «Мое самое большое желание – это, чтобы мне позвонил любимый человек»). Возможно, причина столь расплывчатого и неопределенного образа будущего связана со страхом остаться одной, который, по всей видимости, присутствует и в настоящем периоде жизни Ксении. Недовольство собой и опасение одиночества в будущем могут быть причиной короткого ассоциативного ряда, который состоит из объектов определяемыми как «шаблонные», «общепринятые». Ориентацией на социально желаемые ответы можно объяснить и результаты по методике ШВУ.

   Максим  П. так же как  Ксения Л. оценил позитивно  и прошлое, и настоящее, и будущее по ШВУ, однако настоящее имеет более выраженную позитивную окраску. Данные по методике «Временные ориентации», так же указали на определенные барьеры по построению образа будущего. При достаточно длинных ассоциативных рядах относительно настоящего (20 единиц) и прошлого (15 единиц), Максим обозначил только 3 слова ассоциирующихся с будущим, усиливая смысловую нагрузку знаками препинания («карьера», «серьезность?», «женитьба?!?!?!»). Уже по этим данным мы предположили, что причиной возможных барьеров при планировании будущего является неготовность брать на себя ответственность при создании семьи, а для периода молодости характерным является как раз поиск будущего семейного партнера. Следует отметить и то, что Максим находится на границе возрастных периодов молодости и зрелости и к 25 годам является очень важным приобрести взрослую идентичность и социальную зрелость.

   В результате анализа данных  ММИ  выяснилось, что большая часть  мотивационных индукторов (29 из 40) находятся в ближайшем будущем (1 год). С одной стороны это указывает на укороченную временную перспективу, с другой на ориентацию в большей степени на настоящий период жизни. Люди, ориентированные на настоящее, очень ситуативны. В каждое мгновение своей жизни они погружаются целиком. Возможности, которые открывает текущий момент, важнее для них прошлых достижений и будущих радостей. В содержательном плане анализ данных ММИ подтвердил наличие опасений по поводу будущей семейной жизни («Я надеюсь, что мой образ жизни не поменяется в ближайшем будущем», «Я пытаюсь научится быть только с одним человеком», «Я боюсь ошибиться в своем выборе», «Я хотел бы перестать причинять боль, тем кто меня любит» и т.д.).

    В результате анализа данных, полученных при проведении диагностических процедур с Натальей А., мы выявили выраженную временную ориентацию на прошлое. Во-первых, количество ассоциаций с прошлым оказалось самым большим по всей выборке – 27, причем эмоционально окрашены они весьма позитивно («яркое», «лучшее», «незабываемое», «хочется вернуться», «радость», «счастье» и т.п.). Во-вторых, анализ временных установок показал, что прошлое переживается как приятное, привлекательное, интересное, светлое, легкое; настоящее - как определяемое извне, незнакомое, приятное, скучное; будущее - как темное, незнакомое, отдаленное, медленное, пассивное ожидание. В результате мы предположили, что Наталья организует свою жизнь с ориентацией на прошлое, дорожит своим опытом и прошлыми достижениями. Самое желанное будущее для нее это - повторение приятного прошлого. Для людей с такой ориентацией характерно стремление избежать тех неприятностей, с которыми сталкивались раньше. Они недолюбливают новые и непривычные ситуации и, попав в них, стараются найти им аналогии в прошлом опыте. Такая форма восприятия времени своей жизни предполагает пассивное перераспределение времени, которое не используется для развития.

    Видимо  в результате такого восприятия времени своей жизни большинство мотивационных объектов, выделенных при проведении ММИ находятся в очень отдаленном будущем – период поздней зрелости. Кроме того, она отнесла к прошлому 9 мотивационных объектов. Учитывая то, что всего их 28 для всей выборки, это значение достаточно велико. Концентрация на прошлом, может говорить об инфантильности, отсутствии готовности к самостоятельной жизни. Опора на предыдущий опыт, безусловно, является важной и полезной, однако для личностного роста и развития необходимо использовать и новые ресурсы, которые находятся в настоящем и ближайшем будущем.

  Анализ  индивидуальных результатов с одной  стороны показал тесную взаимосвязь  и взаимовлияние компонентов  восприятия времени, с другой – обосновал  необходимость психологической помощи. Через рассмотрение различных сторон восприятия и переживания своей жизни, субъект может разрешить многие трудности и начать более эффективно функционировать в социуме, добиваясь успехов и поставленных целей. Наиболее предпочтительной формой такой психологической помощи может стать, на наш взгляд, психологическое консультирование.

   Выводы  по Главе II

   Для изучения психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости мы использовали метод мотивационной индукции, ассоциативный метод и метод семантического дифференциала (ШВУ). Наш анализ был направлен на выявление специфики временных ориентаций, временных установок и временной перспективы в период молодости.

   В целом и прошлое, и настоящее, и будущее оцениваются и воспринимаются положительно. Это позволяет нам говорить о субъектной позиции респондентов по отношению к времени своей жизни, об умении найти и использовать положительные стороны и моменты на каждом этапе своей жизни, в каждый ее момент. Однако доминирующим и более положительно воспринимаемым является будущее, что определяет ориентацию в большей степени на предстоящие события.

   Кроме того, мы можем констатировать наличие  в период молодости протяженной  временной перспективы (5-7 лет). Протяженная перспектива является показателем наличия планов на будущее, содержащих возможности для самореализации. Возможность заглянуть вперед и попытаться составить личностный план, помогает молодым людям решать возрастные задачи, связанные с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Огромное значение протяженность перспективы будущего имеет и для успешного построения профессиональной карьеры, семейной жизни.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью