Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
В процессе работы Ксения приходит к восприятию своих поступков не как ошибок, а как опыта, который позволяет сделать определенные выводы, стать мудрее. От желания «все исправить» в прошлом, она приходит к его принятию, а «ошибки» становятся теми вспомогательными средствами, которые позволят достичь поставленных целей и воплотить в жизнь образ желаемого будущего.
В конце работы над «Альбомом» Ксения переместила страницу под рубрикой «Как все исправить» из прошлого в будущее, обосновав это тем, что «приняв уроки прошлого и используя их, можно добиться того, к чему стремишься». У иллюстрации также появился новый смысл: «Все вот эти маленькие предметы символизируют то, что было в жизни очень много всего. И вот весь этот опыт, если его усвоить, позволяет не совершать все новые ошибки и не наступать на одни и те же грабли».
Таким
образом, данная методическая процедура
не только позволила расширить
Психологу с помощью данной процедуры удалось вывести личностные проблемы девушки в план обсуждения, «изображать» их, говорить о них.
В ходе работы Ксения пережила положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации, что выражалось в оценке данной встречи: «Я сегодня и посмеялась, и поплакала… Даже сложно сказать почему… мне вроде бы не грустно и чувствую физически себя хорошо, просто поплакать захотелось, а сейчас такая легкость в теле, как будто я похудела».
В
ходе моделирования своей жизни
у девушки появилась
Работа со своей биографией укрепила в Ксении желание двигаться вперед к достижению поставленной цели. Будущее приняло более структурированный и конкретный образ, что в свою очередь открывает возможность к планомерному и поэтапному его достижению.
Дополнительным
результатом встречи стало
Кроме того, в результате проведения консультации мы подтвердили тот факт, что глубокими психологическими переживаниями являются те, что расшатывают позиции субъекта в отношении ко времени своей жизни. Тем самым, подтверждая важность адекватного восприятия времени собственной жизни, особенно в период молодости, когда достигается социальная зрелость и происходит формирование новой взрослой идентичности.
Выводы по Главе III
Сталкиваясь с разного рода сложностями в отношении восприятия и переживания времени собственной жизни, молодой человек не всегда может справиться с ними самостоятельно. Существуют различные формы психологической помощи, но одной из предпочтительных на наш взгляд является психологическое консультирование. Это связано с тем, что консультирование ориентировано на клинически здоровую личность. Консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста.
В рамках консультативного этапа нашей работы мы использовали два основных теоретических подхода: возрастно-психологическое консультирование и нарративный подход в консультировании.
Возрастно
– психологическое
В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов «история» это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.
В рамках проблематики данной работы психолог должен быть готов как минимум к двум вариантам работы. С одной стороны, это работа с самим восприятием и переживанием времени собственной жизни, через проработку временной перспективы и выравнивание временных ориентаций, либо децентраций. С другой – это работа с теми проблемами, как правило, из прошлого опыта субъекта, которые породили проявляющиеся на этапе диагностики временные дисфункции. Следовательно, консультанту необходимо использовать две модели работы. В случае если по результатам диагностики явно прослеживается какая-либо проблема, вызвавшая те или иные психологические трудности, психологу можно приступать сразу к проработке этой центральной проблемы. В этом случае можно использовать модель работы, разработанную А.В. Скворцовым. Суть которой состоит в том, что проблемная ситуация должна быть встроена в контекст жизненного пути - психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее.
Однако
не всегда результаты психологической
диагностики позволяют
Примером
такой работы на наш взгляд является
коррекционно-диагностическая процедура
моделирования биографии «Альбом моей
жизни», разработанная Т.Ю. Андрущенко.
В фокусе нашего исследования ее применение
позволило не только выявить психологические
особенности восприятия и переживания
времени собственной жизни, но оказать
терапевтическую помощь клиенту.
Жизненный путь человека не сводится к его биографии, ибо история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Ту личность, которая согласно представлениям С. Л. Рубинштейна, и является субъектом своего жизненного пути, активным творцом своей жизни. Изучение жизненного пути личности неотделимо от изучения восприятия и переживания времени собственной жизни.
Проведя теоретический анализ работ в области психологии времени в своей работе, мы рассмотрели феномен времени через призму философских взглядов; выделили направления его изучения; содержательно раскрыли причинно-целевую концепцию, разработанную Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также концепции, разрабатываемые К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалевым, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьминой, реализующие типологический подход к личностной организации времени жизни и деятельности и изучающие формы операционализации субъективных представлений о времени.
Изучив различные исследования в области восприятия и переживания времени собственной жизни, мы обосновали необходимость адекватного восприятия времени собственной жизни, в том числе в период молодости. Для молодости, под которой мы рассматриваем период от 18 до 25 лет, роль восприятия и переживания времени собственной жизни приобретает особую значимость в связи с формированием социальной зрелости. Для достижения социальной зрелости молодому человеку необходимо решить ряд возрастных задач, преодолеть кризис идентичности и выйти на новый уровень самосознания. В свою очередь одним из компонентов самосознания является «временное осознание» (В.С. Мухина). Таким образом, решение возрастных задач тесно связано со спецификой восприятия и переживания времени собственной жизни.
Решая возрастные задачи в период молодости, человек сталкивается с рядом сложностей, которые не всегда может преодолеть самостоятельно. Задача психолога как раз и состоит в оказании помощи при достижении социальной взрослости и взрослой идентичности молодого человека, в том числе и за счет достижения адекватного реальности и индивидуальным особенностям субъекта восприятия времени собственной жизни. Для того чтобы эта помощь была максимально эффективной, психологу необходимо иметь представление о характерных особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни типичных для представителей молодежи.
В результате проведения эмпирического исследования, целью которого стало изучение психологических особенностей восприятия времени собственной жизни в период молодости, мы пришли к следующим выводам.
В
целом и прошлое, и настоящее,
и будущее оцениваются и
Кроме того, мы можем констатировать наличие в период молодости протяженной временной перспективы (5-7 лет). Протяженная перспектива является показателем наличия планов на будущее, содержащих возможности для самореализации. Возможность заглянуть вперед и попытаться составить личностный план, помогает молодым людям решать возрастные задачи, связанные с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Огромное значение протяженность перспективы будущего имеет и для успешного построения профессиональной карьеры, семейной жизни.
Решая задачи, поставленные в данной работе, мы не только определили специфику восприятия и переживания времени собственной жизни в молодости, но и рассмотрели модели работы консультанта с возможными запросами. В фокусе нашего исследования применение одной из них позволило не только выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни, но оказать терапевтическую помощь клиенту.
Психология
жизненного пути вообще и психология времени
в частности представляется нам перспективным
направлением, но пока слабо разработанным,
что открывает широкий спектр для проведения
разного рода исследований и экспериментов.
Литература