Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   В процессе работы Ксения приходит к  восприятию своих поступков не как  ошибок, а как опыта, который позволяет  сделать определенные выводы, стать мудрее. От желания «все исправить» в прошлом, она приходит к его принятию, а «ошибки» становятся теми вспомогательными средствами, которые позволят достичь поставленных целей и воплотить в жизнь образ желаемого будущего.

   В конце работы над «Альбомом» Ксения переместила страницу под рубрикой «Как все исправить» из прошлого в будущее, обосновав это тем, что «приняв уроки прошлого и используя их, можно добиться того, к чему стремишься». У иллюстрации также появился новый смысл: «Все вот эти маленькие предметы символизируют то, что было в жизни очень много всего. И вот весь этот опыт, если его усвоить, позволяет не совершать все новые ошибки и не наступать на одни и те же грабли».

   Таким образом, данная методическая процедура  не только позволила расширить представление о психологических особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни, характерные для периода молодости, но и имела психотерапевтическую направленность для Ксении, которая выступала как клиент.

   Психологу с помощью данной процедуры удалось вывести личностные проблемы девушки в план обсуждения, «изображать» их, говорить о них.

   В ходе работы Ксения пережила положительные  эмоции за счет возможности творческой самореализации, что выражалось в оценке данной встречи: «Я сегодня и посмеялась, и поплакала… Даже сложно сказать почему… мне вроде бы не грустно и чувствую физически себя хорошо, просто поплакать захотелось, а сейчас такая легкость в теле, как будто я похудела».

   В ходе моделирования своей жизни  у девушки появилась возможность  эмоционально отреагировать актуальные конфликтные ситуации: она улыбалась, плакала, подолгу молчала, разговаривала сама с собой. Перенос негативных эмоций из внутреннего во внешний условный изобразительный план помог снять психической напряжение, связанное с тревожностью относительно своего будущего и непринятием прошлого. Она еще раз «просмотрела» значимые для нее жизненные события и в определенном плане «совладала» с ним.

   Работа  со своей биографией укрепила в Ксении желание двигаться вперед к достижению поставленной цели. Будущее приняло более структурированный и конкретный образ, что в свою очередь открывает возможность к планомерному и поэтапному его достижению.

   Дополнительным  результатом встречи стало повышение  уровня принятие Ксенией самой себя и своих поступков. Была сделана попытка подготовить девушку к новым возможным жизненным трудностям, обсудить адекватные реакции на возможные в будущем психотравмирующие факторы.

   Кроме того, в результате проведения консультации мы подтвердили тот факт, что глубокими  психологическими переживаниями являются те, что расшатывают позиции субъекта в отношении ко времени своей жизни. Тем самым, подтверждая важность адекватного восприятия времени собственной жизни, особенно в период молодости, когда достигается социальная зрелость и происходит формирование новой взрослой идентичности.

  Выводы  по Главе III

   Сталкиваясь с разного рода сложностями в  отношении восприятия и переживания времени собственной жизни, молодой человек не всегда может справиться с ними самостоятельно. Существуют различные формы психологической помощи, но одной из  предпочтительных на наш взгляд является психологическое консультирование.  Это связано с тем, что консультирование ориентировано на клинически здоровую личность. Консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста.

   В рамках консультативного этапа нашей  работы мы использовали два основных теоретических подхода: возрастно-психологическое  консультирование и нарративный подход в консультировании.

   Возрастно – психологическое консультирование характеризуется тем, что, анализируя возможности развития и изменения  клиента, психолог работает с возрастными задачами и резервами развития данного человека, понимаемым на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития.

  В самом широком смысле нарративная  терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают,  то есть рассказывают по иному истории  свой жизни. Для нарративных терапевтов «история» это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.

  В рамках проблематики данной работы психолог должен быть готов как минимум к двум вариантам работы. С одной стороны, это работа с самим восприятием и переживанием времени собственной жизни, через проработку временной перспективы и выравнивание временных ориентаций, либо децентраций. С другой – это работа с теми проблемами, как правило, из прошлого опыта субъекта, которые породили проявляющиеся на этапе диагностики временные дисфункции. Следовательно, консультанту необходимо использовать две модели работы. В случае если по результатам диагностики явно прослеживается какая-либо проблема, вызвавшая те или иные психологические трудности, психологу можно приступать сразу к проработке этой центральной проблемы. В этом случае можно использовать модель работы, разработанную А.В. Скворцовым. Суть которой состоит в том, что проблемная ситуация должна быть встроена в контекст жизненного пути - психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее.

   Однако  не всегда результаты психологической  диагностики позволяют консультанту предположить наличие определенной проблемы, вызвавшей временные дисфункции, а клиенту – сформулировать запрос на психологическую помощь в решении конкретной проблемной ситуации. В этом случае необходима более тщательная работа по изучению восприятия времени собственной жизни.

   Примером  такой работы на наш взгляд является коррекционно-диагностическая процедура моделирования биографии «Альбом моей жизни», разработанная Т.Ю. Андрущенко. В фокусе нашего исследования ее применение позволило не только выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни, но оказать терапевтическую помощь клиенту. 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

   Жизненный путь человека не сводится к его  биографии, ибо история жизни  человека откладывается не только в  события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Ту личность, которая согласно представлениям С. Л. Рубинштейна, и является субъектом своего жизненного пути, активным творцом своей жизни. Изучение жизненного пути личности неотделимо от изучения восприятия и переживания времени собственной жизни.

   Проведя теоретический анализ работ в  области психологии времени в  своей работе, мы рассмотрели феномен  времени через призму философских взглядов; выделили направления его изучения; содержательно раскрыли причинно-целевую концепцию, разработанную Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также концепции, разрабатываемые К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалевым, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьминой, реализующие типологический подход к личностной организации времени жизни и деятельности и изучающие формы операционализации субъективных представлений о времени.

  Изучив  различные исследования в области  восприятия и переживания времени  собственной жизни, мы обосновали необходимость  адекватного восприятия времени собственной жизни, в том числе в период молодости. Для молодости, под которой мы рассматриваем период от 18 до 25 лет, роль восприятия и переживания времени собственной жизни приобретает особую значимость в связи с формированием социальной зрелости. Для достижения социальной зрелости молодому человеку необходимо решить ряд возрастных задач, преодолеть кризис идентичности и выйти на новый уровень самосознания. В свою очередь одним из компонентов самосознания является «временное осознание» (В.С. Мухина). Таким образом, решение возрастных задач тесно связано со спецификой восприятия и переживания времени собственной жизни. 

  Решая возрастные задачи в период молодости, человек сталкивается с рядом  сложностей, которые не всегда может  преодолеть самостоятельно. Задача психолога  как раз и состоит в оказании помощи при достижении социальной взрослости и взрослой идентичности молодого человека, в том числе и за счет достижения адекватного реальности и индивидуальным особенностям субъекта восприятия времени собственной жизни. Для того чтобы эта помощь была максимально эффективной, психологу необходимо иметь представление о характерных особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни типичных для представителей молодежи.

  В результате проведения эмпирического  исследования, целью которого стало изучение психологических особенностей восприятия времени собственной жизни в период молодости, мы пришли к следующим выводам.

   В целом и прошлое, и настоящее, и будущее оцениваются и воспринимаются положительно. Это позволяет нам говорить о субъектной позиции респондентов по отношению ко времени своей жизни, об умении найти и использовать положительные стороны и моменты на каждом этапе своей жизни, в каждый ее момент. Однако доминирующим и более положительно воспринимаемым является будущее, что определяет ориентацию в большей степени на предстоящие события.

   Кроме того, мы можем констатировать наличие  в период молодости протяженной  временной перспективы (5-7 лет). Протяженная  перспектива является показателем  наличия планов на будущее, содержащих возможности для самореализации. Возможность заглянуть вперед и попытаться составить личностный план, помогает молодым людям решать возрастные задачи, связанные с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Огромное значение протяженность перспективы будущего имеет и для успешного построения профессиональной карьеры, семейной жизни.

  Решая задачи, поставленные в данной работе, мы не только определили специфику  восприятия и переживания времени  собственной жизни в молодости, но и рассмотрели модели работы консультанта с возможными запросами. В фокусе нашего исследования применение одной из них позволило не только выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни, но оказать терапевтическую помощь клиенту.

   Психология жизненного пути вообще и психология времени в частности представляется нам  перспективным направлением, но пока слабо разработанным, что открывает широкий спектр для проведения разного рода исследований и экспериментов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Абрамова, Г. С.  Возрастная  психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академический проект [и др.], 2001. – 699 с.
  2. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : Академический проект, 2001. – 478 с.
  3. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни: монография / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. СПб. : Алетейя, 2001. – 304 с.
  4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: монография / К.А. Абульханова-Славская. М. : Мысль, 1991. – 299 с.
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания: монография / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. стер. – СПб. : Питер, 2002. – 282 с.
  6. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. М. : Аспект-пресс, 1997. – 239 с.
  7. Андрущенко, Т.Ю. Диагностические пробы в консультировании: учеб.-практ. пособие к курсу «Психологическое консультирование» / Т.Ю. Андрущенко. Волгоград: Перемена, 2002. – 78 с.
  8. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 62 – 73.
  9. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: монография / А.Г. Асмолов. Москва – Воронеж: Модэк, 1996. – 768 с.
  10. Барабанова, В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения/ В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. 2002. №2. С. 28 – 41.
  11. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // Мир психологии. 1999. №3. С. 40 – 46.
  12. Берулава, Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. пособие / Г.А. Берулава. М. : Изд-во МПСИ [и др.], 2004. – 190 с.
  13. Бобрус, О.Н. Временной аспект категориальной установки личности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук./ О.Н. Бобрус. Новосибирск: Томск. гос. пед. ун-т, 2000. – 21с.
  14. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 20 – 28.
  15. Бойко, М.Н. Психология «второй реальности» как превращенной формы пространственно-временной материи в культурном сознании начала XX века (от Фрейда и Шпенглера к Станиславскому) / М.Н. Бойко // Мир психологии. 1992. №4. С.  78 – 92.
  16. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. 2006. №2. С.116 – 125.
  17. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. М. : Лабиринт, 1998. – 335 с.
  18. Васильева, Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения / Ю.А. Васильева // Психологический журнал. 1997. Т.18. №2. С. 58 – 78.
  19. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство в 2ч. Часть 1 / А.Л. Венгер. М. : Генезис, 2001. – 154 с.
  20. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие по курсу "Возрастная психология" для студентов и преподавателей учеб. заведений / Гамезо М.В.,Герасимова В.С.,Горелова Г.Г., Орлова Л.М. М. : Ноосфера; Пед. о-во России, 1999. – 270 с.
  21. Время как фактор изменений личности: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Минск: Европ. гуманит. ун-т, 2003. – 236 с.
  22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.6 Научное наследство / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. – 384 с.
  23. Головаха, Е.И. Психологическое время личности: монография / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. Киев: Наук. думка, 1984. – 207с.
  24. Данилова, В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособие для самообразования / В.Л. Данилова. Х. : РИП «Оригинал», ИМП «Рубрикон», 1994. – 87 с.
  25. Дружинин, В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.
  26. Ермолаев, Б.А. Категориальная структура коннотативного значения / Б.А. Ермолаев // Вопросы математического моделирования и структурного исследования психической деятельности. Владимир. 1974. С. 45 – 113.
  27. Жорняк, Е.С. Нарративная психотерапия: учеб пособие [электронный ресурс] / Е.С. Жорняк. Режим доступа - http://www.narrative.ru/
  28. Зайнагабдинов, И.Р. Динамика временной трансспективы в становлении "образа Я" подростка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / И. Р. Зайнагабдинов. М. : Моск. гос. обл. ун-т., 2007. – 27 с.
  29. Зейгарник, Б. В. Теория личности К. Левина / Б.В. Зейгарник. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 118 с.
  30. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник // Изб. психол. труды / под ред. М.Р. Гинзбурга. М. : Изд-во МГУ, 1971. – 347 с.
  31. Зинченко, В.П. Время - действующее лицо / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 2001. №6. С. 37 – 55.
  32. Каган, М.С. Время как философская проблема / М.С. Каган // Вопросы фил. 1982. № 10. С. 117 – 124.
  33. Казарян, В.П. Понятие времени в структуре научного знания / В.П. Казарян. М. : Изд-во МГУ, 1980. – 172 с.
  34. Карпинский, К.В. Психология  жизненного  пути  личности: учеб. пособие / К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
  35. Ковалев, В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 179 – 185.
  36. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования: учеб. пособие / Р. Кочюнас. М. : Академический проект, 1999. – 239 с.
  37. Красило, Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. 2003. №2. С. 89 – 100.
  38. Кроник, А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути: монография/А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2003. – 289с.
  39. Кроник, А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха  // Психологический журнал. 1983. №5. С. 57-65. 
  40. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб пособие для студентов вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Кольцкий. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  41. Левин, К. Теория поля в социальных науках: монография / К. Левин. СПб. : Речь, 2000. – 368 с.
  42. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. М. : Смысл: Академия, 2004. – 287 с.
  43. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Леонтьев. М. : Академия, 1997. - 345 с.
  44. Лой, А.Н. Время как категория социально-исторического бытия /А.Н. Лой, Е.В. Шинкарук // Вопросы фил. 1979. № 12. С.73 - 86.
  45. Мандрикова, Е. Ю. Особенности психологического времени безработных / Е.Ю. Мандрикова // Вопросы психологии. 2005. №6. С. 54 – 62.
  46. Метод беседы в психологии: учебное пособие для студентов факультета психологии / редактор – составитель А..М. Айламазьян. М.: Смысл, 1999. – 222 с.
  47. Морган, Э. Что такое нарративная терапия?  [Электронный ресурс] / Э. Морган. Режим доступа - http://community.livejournal.com/narratoria.html
  48. Москвин, В.А. Философски-психологические аспекты исследования категории времени / В.А. Москвин, В.В. Попович // Credo. 1998. №6. С. 18 – 35.
  49. Муздыбаев, К. Переживание времени в период кризисов / К. Муздыбаев // Психологический журнал. 2000. №4. С. 5 – 21.
  50. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов пед.вузов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 1999. – 452 с.
  51. Мэй, Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй ; пер. с англ. А. Багрянцевой. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.
  52. Нуркова, В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности / В.В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2002. – 320 с.
  53. Нюттен, Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего / Ж. Нюттен; пер. с англ. Е.Ю. Потяевой [и др.]; под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. – 608 с.
  54. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. М. : Педогогическое общество России, 2003. – 448 с.
  55. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко; 2-е изд. допол. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.
  56. Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. СПб. : Речь, 2006. – 183 с.
  57. Психология развития: учеб. для студентов вузов / Т.Д. Марцинковская, Т.Г. Стефаненко; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2005. – 527 с.
  58. Разгоняева, Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Е.В. Разгоняева. Барнаул: Барнаул.гос.пед.ун-т, 2004. – 26 с.
  59. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего: учеб. пособие / Л.А. Регуш. СПб., Речь, 2003. – 352 с.
  60. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  61. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. М. : Феникс, 1998. – 685 с.
  62. Спиридонова, И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук/ И.А. Спиридонова; Моск.гос.ун-т им.М.В.Ломоносо-ва. М., 2002. - 25 с.
  63. Супрун, А.Е. Типология ассоциативных структур и изучение лексики / А.Е. Супрун, А.П. Клименко, Л.Н. Титова // Рус. яз. в нац. школе. 1974. №3. С. 4 – 11.
  64. Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. М. : Молодая гвардия, 1988. – 223 с.
  65. Трубников, Н.И. Проблемы времени в свете философского мировоззрения / Н.И. Трубников // Вопросы фил. 1978. № 2. С. 111 –121.
  66. Хомик, В.С. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения / В.С. Хомик, А.А. Кроник// Вопросы психологии. 1988. №1. С. 98 – 106.
  67. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб пособие для студентов вузов / О.В. Хухлаева; - 2-е изд. стер. - М. : Академия, 2005. – 158 с.
  68. Хяюрюнен, Ю.- П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством и властью. / Ю.-П. Хяюрюнен //Психологический журнал. 1991. №4. С. 4 - 49.
  69. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. Одесса: Астро – Принт, 2000. – 220 с.
  70. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. М. : Ось-89, 1997. – 208 с.
  71. Швейцер, А.Д. Введение в социолингвистику / А.Д., Швейцер, Н.Б. Никольский. М.: Изд-во МГУ, 1974. – 243 с.
  72. Шумилова, А.С. Переживание временной перспективы в обыденном сознании студентов ВУЗа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. – 23 с.
  73. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / Б.Д. Эльконин. М. : Академия, 2001. – 141 с.
  74. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. А.В. Толстых. М. : Прогресс, 1996. – 340 с.
  75. Яковлев, В.П. Социальное время / В.П. Яковлев. Ростов - н/Д: Изд-во РГУ, 1980. 160 с.
  76. Ярская, В.Н. Развитие понятия времени / В.Н. Ярская // Вопросы фил. 1981. № 3. С. 157 - 160.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью