Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Каждый из названных исследователей использует определенный набор методов и методик в соответствии с целями и методологией проводимых исследований.
Для того чтобы выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости, мы использовали следующие методы:
Наш выбор обусловлен несколькими факторами.
Во-первых, для реализации поставленной цели нам необходимо рассмотреть компоненты восприятия и переживания времени собственной жизни – это временные ориентации, временные установки и временную перспективу. Методика «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте» направлена на выявление временных ориентаций исследуемой возрастной группы. Методика «Шкала временных установок» предназначена для измерения индивидуальных установок по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему. Метод мотивационной индукции, разработанный Ж. Нюттеном, позволяет измерить удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру разных людей. Это возможно благодаря разработанному автором темпоральному коду ожидаемых человеком событий будущего. Объединив данные по каждой методике, мы сможем получить обобщенную характеристику психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости.
Во-вторых, все вышеуказанные методики направлены не только на изучение психологических особенностей восприятия и переживания собственной жизни, но и на активизацию собственных ресурсов субъекта для преодоления кризисного периода, связанного с достижением социальной зрелости и новой взрослой идентичности.
В-третьих, при необходимости сравнения индивидуальных данных с данными по репрезентативной выборке, с определенными нормативами, мы старались придерживаться субъективной парадигмы [12].
Рассматривая человека как субъекта воздействия, преобладающим источником развития которого является собственная личностная активность, роль психолога состоит в вооружении клиента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания позитивной жизненной стратегии, гуманистического образа мира, эффективного поведения, деятельности и общения.
Естественно, что при проведении диагностического этапа исследования сложно избежать применения формализованных методов. Это обусловлено необходимостью сравнить результаты и получить обобщенную картину восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости, однако и они в определенной степени индивидуализированы.
Метод мотивационной индукции является вариантом метода неоконченных предложений, предназначенным для изучения мотивации и временной перспективы через анализ целей, сформулированных самим испытуемым. Испытуемому не предлагается набор заранее подготовленных кем-то целей, он формулирует их сам, ориентируясь на субъективный опыт и личностные особенности.
Исходными данными выступают события или объекты прошлого и будущего, которые в определенный момент времени виртуально заполняют сознание субъекта и составляют предмет его заботы. Разработанная Ж. Нюттеном техника измерения, кратко может быть описана следующим образом. Вначале с помощью вербальной техники выявляется набор мотивационных объектов и целей индивида. Затем собранные таким путем мотивационные объекты локализуются во времени с помощью более или менее дифференцированной темпоральной шкалы. Далее каждому мотивационному объекту присваивается свой темпоральный знак на основании предварительно разработанной системы кодирования. Основной принцип данной процедуры: мотивационные объекты ментально локализуются субъектами в том временном периоде, в котором они могут быть достигнуты.
Такая локализация во времени позволяет наиболее объективно измерять и сравнивать общую протяженность временной перспективы субъекта и большую или меньшую плотность распределения объектов в каждом временном периоде. Результаты этого анализа выражаются в профиле временной перспективы, демонстрирующем относительное количество объектов в каждом временном периоде. Кроме того, данный метод позволяет определить индекс перспективы будущего. Он выражает отношение числа мотивационных объектов в близком будущем (день, неделя, месяц. 1-2 года) к числу объектов в отдаленном будущем (периоды жизни). Большая относительная частота более отдаленных целей по сравнению с близкими целями выражает более протяженную перспективу будущего.
В своем исследовании мы используем вариант методики ММИ Д.А. Леонтьева. Это связано, во-первых, с особенностями разных языков: разные слова могут переводиться на другой язык одним и тем же словом, а одно слово может иметь несколько вариантов перевода. Во-вторых, сам по себе точный перевод не гарантирует, что в переведенном варианте данный пункт методики будет обеспечивать такую же надежную и достоверную исследовательскую информацию, как и в оригинальном варианте. Требуется специальная методическая проверка возможностей методики в целом и каждого из ее пунктов. Поэтому вместо дословного перевода полного (40 позитивных и 20 негативных индукторов) и двух кратких вариантов (30+15 и 20+10 индукторов), данных в оригинальном издании, мы включили в исследование наиболее полный из использовавшихся в отечественной практике русскоязычных вариантов методики Нюттена – вариант Д.А. Леонтьева. Он включает 40 индукторов, неразделенных на позитивные и негативные. Как отмечает сам Д.А. Леонтьев «этот вариант нельзя считать совершенным и доведенным до удовлетворительных психометрических параметров (эта работа еще не завершена), тем не менее применение его в исследовательских целях оказалось вполне продуктивным» [53;537].
Используемая нами в исследовании модификация ассоциативного эксперимента, так же как и неоконченные предложения, относится к группе проективных методов. Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов. З.Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.
Как отмечают А.Е. Супрун, А.П. Клименко и Л.Н. Титова [63], характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня, профессии испытуемых. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы. Ассоциативные связи устанавливаются в процессе приобретения субъективного опыта, опыта истории деятельностей, в которые человек был включен или субъектом которых он оказался. Ассоциативные связи обусловлены и контекстом культуры, в которой человек приобретает индивидуальный опыт.
Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанной техникой семантического анализа. Этот метод подробно обсужден в работах Дж. Диза, Диксона и Хортона, Крильмана [Цит. по 55]. Анализ психологической природы процессов, лежащих в основе ассоциаций, дан в работах А.А. Леонтьева [44], А.Д. Швейцер [71], А.А. Брудного [17], Б.А. Ермолаева [26], В.Ф. Петренко [55].
В классическом варианте метода свободных ассоциаций от испытуемого требуется в ответ на предъявленное слово (стимул) как можно быстрее проговаривать первые пришедшие на ум слова (реакции). Любая необычная реакция свидетельствует о связи данной реакции с аффективным комплексом. Совокупность таких реакций может помочь исследователю описать связанный с ними аффективный комплекс. Совокупность генерируемых испытуемым в связи с определенным стимулом ассоциаций называется семантическим полем данного стимула (понятия, знака, предмета).
Направленный ассоциативный эксперимент используется для изучения ассоциативных связей испытуемого в какой-либо определенной области в соответствии с инструкцией экспериментатора. Это может быть подбор слов - синонимов или антонимов, родовидовых или других связей, наконец, просто ассоциирование на ключевое слово или на заданную тему. В нашем исследовании мы использовали слова стимулы – прошлое, настоящее, будущее, с целью выявления временных ориентаций в период молодости. Данный вариант ассоциативного эксперимента описан Л.А. Регуш [59].
Метод семантического дифференциала представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Здесь снимается возможность использования ассоциаций по принципу речевых штампов, рифмовочных ассоциаций. С другой стороны, выбранные шкалы могут навязывать расчленения исследуемого материала, являющиеся незначимыми для испытуемого. Как полагал автор данного метода - Ч. Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерять так называемое коннотативное значение. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в отечественной психологии является понятие личностного смысла [42,43].
В своем исследовании мы будем использовать основанную на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда шкалу временных установок (ШВУ), разработанную Ж. Нюттеном. Не смотря на то, что эта методика относится к группе семантических методов, она используется не для изучения семантического содержания понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», а для исследования субъективных установок по отношению к этим временным измерениям и их содержанию.
Таким образом, используя названные методики (см. бланки всех используемых в исследовании методик в Приложениях 1 – 3), мы предполагаем получить данные, демонстрирующие отношение субъектов исследования к своему прошлому, настоящему и будущему, степень ориентации на каждый из перечисленных временных горизонтов, а также распределение во времени объектов прошлого и будущего предполагаемого опыта. В совокупности эти данные позволят нам охарактеризовать психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости.
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
В исследовании, целью которого стало изучение психологических особенностей восприятия времени собственной жизни в период молодости, проводимом на базе ВГПУ приняло участие 40 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Это студенты и выпускники ВУЗа. Из них – четыре в возрасте 18 лет, пять – 19 лет, девять – 20 лет, девять – 21 года, шесть – 22 лет, четыре – 23 лет и три в возрасте 25 лет.
В начале рассмотрим общегрупповые данные по каждой из проведенных методических процедур.
Для исследования временных ориентаций мы использовали ассоциативный эксперимент. В течение трех минут участникам исследования предлагалось написать как можно больше слов, связанных с прошлым, затем с настоящим и, наконец, с будущим.
Количественная обработка данных велась по трем направлениям:
Ниже представлен протокол полученных результатов. Более наглядное сравнение временных ориентаций по всем трем указанным показателям и общие данные по всей выборке представлены на Диаграмме 1. Средние показатели по методике «Временные ориентации в ассоциативном эксперимент» (см. Приложение 4).
Протокол 1. Количественные показатели по методике «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте»
Временной период | Длина ассоциативного ряда | количество смысловых гнезд | |
абсолютная | средняя | ||
прошлое | 16,71 | 5,57 | 4,57 |
настоящее | 16,5 | 5,5 | 3,857 |
будущее | 18,57 | 6,19 | 4 |
Количественные показатели по этой методике свидетельствуют о достаточно схожих результатах по всем трем временным пластам. На фоне остальных временных срезов несколько выделяется ориентация на будущее, однако столь незначительная разница (примерно две ассоциации) не может свидетельствовать о выраженной ориентации на будущее. Число смысловых гнезд так же приблизительно равно четырем по каждому временному пласту. Это позволяет говорить об отсутствии четкой ориентации на тот или иной временной пласт в период молодости. И прошлое, и настоящее и будущее играют равную роль во временной ориентации молодежи. Однако, для более точных выводов необходимо рассмотреть содержание ассоциативного ряда каждого испытуемого. Для этого мы провели контент - анализ ассоциаций.
Относительно настоящего даны следующие характеристики: