Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

    Каждый  из названных исследователей использует определенный набор методов и методик в соответствии с целями и методологией проводимых исследований.

    Для того чтобы выявить психологические  особенности восприятия и переживания  времени собственной жизни в  период молодости, мы использовали следующие методы:

    • ассоциативный эксперимент,
    • метод семантического дифференциала,
    • метод мотивационной индукции.

  Наш выбор обусловлен несколькими факторами.

  Во-первых, для реализации поставленной цели нам  необходимо рассмотреть компоненты восприятия и переживания времени собственной жизни – это временные ориентации, временные установки и временную перспективу. Методика «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте» направлена на выявление временных ориентаций исследуемой возрастной группы. Методика «Шкала временных установок» предназначена для измерения индивидуальных установок по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему. Метод мотивационной индукции, разработанный Ж. Нюттеном, позволяет измерить удаленность во времени событий будущего и сравнить по этому параметру разных людей. Это возможно благодаря разработанному автором темпоральному коду ожидаемых человеком событий будущего. Объединив данные по каждой методике, мы сможем получить обобщенную характеристику психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости.

  Во-вторых, все вышеуказанные методики направлены не только на изучение  психологических особенностей восприятия и переживания собственной жизни, но и на активизацию собственных ресурсов субъекта для преодоления кризисного периода, связанного с достижением социальной зрелости и новой взрослой идентичности.

  В-третьих, при необходимости сравнения  индивидуальных данных с данными  по репрезентативной выборке, с определенными  нормативами, мы старались придерживаться субъективной парадигмы [12].

  Рассматривая  человека как субъекта воздействия, преобладающим источником развития которого является собственная личностная активность, роль психолога состоит в вооружении клиента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания позитивной жизненной стратегии, гуманистического образа мира, эффективного поведения, деятельности и общения.

  Естественно, что при проведении диагностического этапа исследования сложно избежать применения формализованных методов. Это обусловлено необходимостью сравнить результаты и получить обобщенную картину восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости, однако и они в определенной степени индивидуализированы.

  Метод мотивационной индукции является вариантом  метода неоконченных предложений, предназначенным для изучения мотивации и временной перспективы через анализ целей, сформулированных самим испытуемым. Испытуемому не предлагается набор заранее подготовленных кем-то целей, он формулирует их сам, ориентируясь на субъективный опыт и личностные особенности.

  Исходными данными выступают события или объекты прошлого и будущего, которые в определенный момент времени виртуально заполняют сознание субъекта и составляют предмет его заботы. Разработанная Ж. Нюттеном техника измерения, кратко может быть описана следующим образом. Вначале с помощью вербальной техники выявляется набор мотивационных объектов и целей индивида. Затем собранные таким путем мотивационные объекты локализуются во времени с помощью более или менее дифференцированной темпоральной шкалы. Далее каждому мотивационному объекту присваивается свой темпоральный знак на основании предварительно разработанной системы кодирования. Основной принцип данной процедуры: мотивационные объекты ментально локализуются субъектами в том временном периоде, в котором они могут быть достигнуты.

  Такая локализация во времени позволяет наиболее объективно измерять и сравнивать общую протяженность временной перспективы субъекта и большую или меньшую плотность распределения объектов в каждом временном периоде. Результаты этого анализа выражаются в профиле временной перспективы, демонстрирующем относительное количество объектов в каждом временном периоде. Кроме того, данный метод позволяет определить индекс перспективы будущего. Он выражает отношение числа мотивационных объектов в близком будущем (день, неделя, месяц. 1-2 года) к числу объектов в отдаленном будущем (периоды жизни). Большая относительная частота более отдаленных целей по сравнению с близкими целями выражает более протяженную перспективу будущего.

  В своем исследовании мы используем вариант  методики ММИ Д.А. Леонтьева. Это связано, во-первых, с особенностями разных языков: разные слова могут переводиться на другой язык одним и тем же словом, а одно слово может иметь несколько вариантов перевода. Во-вторых, сам по себе точный перевод не гарантирует, что в переведенном варианте данный пункт методики будет обеспечивать такую же надежную и достоверную исследовательскую информацию, как и в оригинальном варианте. Требуется специальная методическая проверка возможностей методики в целом и каждого из ее пунктов. Поэтому вместо дословного перевода полного (40 позитивных и 20 негативных индукторов) и двух кратких вариантов (30+15 и 20+10 индукторов), данных в оригинальном издании, мы включили в исследование наиболее полный из использовавшихся в отечественной практике русскоязычных вариантов методики Нюттена – вариант Д.А. Леонтьева. Он включает 40 индукторов, неразделенных на позитивные и негативные. Как отмечает сам Д.А. Леонтьев «этот вариант нельзя считать совершенным и доведенным до удовлетворительных психометрических параметров (эта работа еще не завершена), тем не менее применение его в исследовательских целях оказалось вполне продуктивным» [53;537].

  Используемая  нами в исследовании модификация  ассоциативного эксперимента, так же как и неоконченные предложения, относится к группе проективных методов. Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов. З.Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

  Как отмечают А.Е. Супрун, А.П. Клименко и  Л.Н. Титова [63], характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня, профессии испытуемых. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы. Ассоциативные связи устанавливаются в процессе приобретения субъективного опыта, опыта истории деятельностей, в которые человек был включен или субъектом которых он оказался. Ассоциативные связи обусловлены и контекстом культуры, в которой человек приобретает индивидуальный опыт.

  Ассоциативный эксперимент является, пожалуй, наиболее разработанной техникой семантического анализа. Этот метод подробно обсужден в работах Дж. Диза, Диксона и Хортона, Крильмана [Цит. по 55]. Анализ психологической природы процессов, лежащих в основе ассоциаций, дан в работах А.А. Леонтьева [44], А.Д. Швейцер [71], А.А. Брудного [17], Б.А. Ермолаева [26], В.Ф. Петренко [55].

  В классическом варианте метода свободных ассоциаций от испытуемого требуется в ответ на предъявленное слово (стимул) как можно быстрее проговаривать первые пришедшие на ум слова (реакции). Любая необычная реакция свидетельствует о связи данной реакции с аффективным комплексом. Совокупность таких реакций может помочь исследователю описать связанный с ними аффективный комплекс. Совокупность генерируемых испытуемым  в связи с определенным стимулом ассоциаций называется семантическим полем данного стимула (понятия, знака, предмета).

  Направленный  ассоциативный эксперимент используется для изучения ассоциативных связей испытуемого в какой-либо определенной области в соответствии с инструкцией экспериментатора. Это может быть подбор слов - синонимов или антонимов, родовидовых или других связей, наконец, просто ассоциирование на ключевое слово или на заданную тему. В нашем исследовании мы использовали слова стимулы – прошлое, настоящее, будущее, с целью выявления временных ориентаций в период молодости. Данный вариант ассоциативного эксперимента описан Л.А. Регуш [59].

  Метод семантического дифференциала представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Здесь снимается возможность  использования ассоциаций по принципу речевых штампов, рифмовочных ассоциаций. С другой стороны, выбранные шкалы могут навязывать расчленения исследуемого материала, являющиеся незначимыми для испытуемого. Как полагал автор данного метода  - Ч. Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерять так называемое коннотативное значение. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в отечественной психологии является понятие личностного смысла [42,43].

  В своем исследовании мы будем использовать основанную на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда шкалу временных установок (ШВУ), разработанную Ж. Нюттеном. Не смотря на то, что эта методика относится к группе семантических методов, она используется не для изучения семантического содержания понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее», а для исследования субъективных установок по отношению к этим временным измерениям и их содержанию.

  Таким образом, используя названные методики (см. бланки всех используемых в исследовании методик в Приложениях 1 – 3), мы предполагаем получить данные, демонстрирующие отношение субъектов исследования к своему прошлому, настоящему и будущему, степень ориентации на каждый из перечисленных временных горизонтов, а также распределение во времени объектов прошлого и будущего предполагаемого опыта. В совокупности эти данные позволят нам охарактеризовать психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости.

  2.2. Анализ и интерпретация  результатов эмпирического  исследования

  Обработка среднегрупповых  значений

   В исследовании, целью которого стало изучение психологических особенностей восприятия времени собственной жизни в период молодости, проводимом на базе ВГПУ приняло участие 40 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Это студенты и выпускники ВУЗа. Из них – четыре в возрасте 18 лет, пять – 19 лет, девять – 20 лет, девять – 21 года, шесть – 22 лет, четыре – 23 лет и три в возрасте 25 лет.

   В начале рассмотрим общегрупповые данные по каждой из проведенных методических процедур.

   Для исследования временных ориентаций мы использовали ассоциативный эксперимент. В течение трех минут участникам исследования предлагалось написать как можно больше слов, связанных с прошлым, затем с настоящим и, наконец, с будущим.

   Количественная  обработка данных велась по трем направлениям:

    1. определение длины ассоциативного ряда, для чего было подсчитано количество слов в минуту;
    2. определение среднего размера ассоциативного ряда, т.е. среднее число слов в минуту;
    3. определение структуры ассоциативного ряда, для чего было подсчитано число семантических гнезд.

   Ниже представлен протокол полученных результатов. Более наглядное сравнение временных ориентаций по всем трем указанным показателям и общие данные по всей выборке представлены на Диаграмме 1. Средние показатели по методике «Временные ориентации в ассоциативном эксперимент» (см. Приложение 4).

   Протокол 1. Количественные показатели по методике «Временные ориентации в ассоциативном  эксперименте»

Временной период Длина ассоциативного ряда количество  смысловых гнезд
абсолютная средняя
прошлое 16,71 5,57 4,57
настоящее 16,5 5,5 3,857
будущее 18,57 6,19 4

   Количественные  показатели по этой методике свидетельствуют  о достаточно схожих результатах по всем трем временным пластам. На фоне остальных временных срезов несколько выделяется ориентация на будущее, однако столь незначительная разница (примерно две ассоциации) не может свидетельствовать о выраженной ориентации на будущее. Число смысловых гнезд так же приблизительно равно четырем по каждому временному пласту. Это позволяет говорить об отсутствии четкой ориентации на тот или иной временной пласт в период молодости. И прошлое, и настоящее и будущее играют равную роль во временной ориентации молодежи. Однако, для более точных выводов необходимо рассмотреть содержание ассоциативного ряда каждого испытуемого. Для этого мы провели контент - анализ ассоциаций.

    Относительно  настоящего даны следующие характеристики:

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью