Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

  Л.А. Регуш указывает, что выпадение  из сознания одного из временных горизонтов жизни – прошлое, настоящее и  будущее – приводит к его нарушению (58;61). Человек, потерявший память, теряет устойчивость в жизнедеятельности не только потому, что испытывает дискомфорт от незнания своей биографии, но и потому, что лишается возможности опираться на прошлое для прогнозирования своей будущей жизни. Если из жизнедеятельности человека исключается будущее – теряется надежда, нет радостных перспектив, будущее мрачно и неопределенно, то устойчивости личности также наносится ущерб. Только его выражением становится невротизация, тревога и депрессия, а проблемы связанные с будущим, вероятно, могут деформировать проживание настоящего. Автор так же полагает, что нарушение временной структуры сознания искажает временную картину жизни человека.

  Помимо  того, что психологические проблемы могут быть вызваны отсутствием временной перспективы или слишком выраженными временными ориентациями, временные децентрации так же можно считать в какой-то мере искажением восприятия и переживания времени жизни.

  В исследовании О.Е. Байтингер [Цит. по 59], где в качестве одной из задач было изучение психологических причин переживания будущего как проблемы, была выявлена следующая тенденция: при повышении уровня личностной тревожности степень переживания будущего как проблемы увеличивается. При наличии определенных временных установок, например по отношению к своему будущему, человек начинает ждать чего-то плохого, хотя ничего не случилось и объективно ситуация не предвещает никаких бед. Однако человек не может расслабиться, так непременно ожидает неприятности. Или, наоборот, при наличии неудачного прошлого опыта, породившего крайне отрицательные установки по отношению к своему прошлому, человек пытается исключить прошлое из сознания и жить настоящим или идеализировать будущее. Безусловно и в этом случае наблюдается деформированное временное сознание, что как правило приводит к депрессии, неудовлетворенности собой и неустойчивости собственного «Я».

  Проанализировав отношение к настоящему и будущему у детей с отклоняющимся поведением, В.С. Хомик и А.А. Кроник пришли к выводу, что переживания настоящего резко отличается у обычных школьников и воспитанников трудовой колонии (возраст 15-17 лет). Отличительной чертой благополучных юношей является акцент на ценности настоящего времени, а девиантов–на сугубо гедонистическом к нему отношении. На фоне несформированности критериев ценности и актуальности времени картина настоящего у юношей девиантов оказывается весьма расплывчатой: текущее время они переживают менее значимым и полезным, более скучным и пустым, непривлекательным и т. д. У благополучных юношей протяженность перспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных [66].

  Подобные  результаты получила Ю.А. Васильева  при изучении смысловой сферы личности у молодых людей. Она показала, что лицам с социально-неадаптивными формами поведения присуща аморфность временной перспективы, большая обращенность в прошлое, центрированность на настоящем и меньшая направленность в будущее по сравнению со своими сверстниками. Сокращение временной перспективы, ограничение ее настоящим моментом обнаруживается и у лиц в ситуациях хронического стресса, вызванного тяжелыми соматическими заболеваниями [18].

  Все вышеперечисленные проблемы, связанные  с искаженным восприятием времени собственной жизни и его переживанием, вызывают ряд психологических проблем, с которыми может столкнуться психолог.

  Анализ  исследований в области переживания  времени собственной жизни позволили  нам выделить ряд основных запросов на психологическую помощь. Это, прежде всего:

  • повышенная личностная тревожность,
  • депрессия,
  • невротические симптомы,
  • ярко выраженная неудовлетворенность собой,
  • неустойчивость «Образа Я».

  Эти проблемы могут быть как предпосылкой искаженного временного восприятия, так и его результатом.

  Анализ  литературных источников в рамках данной проблематики позволяет говорить о необходимости адекватного восприятия и переживания собственной жизни на различных возрастных этапах. В связи со спецификой нашего исследования остановимся на детальном рассмотрении возрастного периода – молодость. О том какова роль восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости речь пойдет в следующем параграфе.

  1.4. Восприятие и переживание  времени собственной  жизни в период  молодости

   Традиционно считается, что молодость занимает особое место в жизни человека. К этой категории в разные времена  и в разных слоях общества относили людей весьма различного возраста. А.В. Толстых в своей работе «Возрасты жизни» отмечает, что в  молодежь «записываются» и «молодой ученый» за тридцать, и «молодой поэт» за сорок, и «молодой режиссер», уже готовящийся к юбилею [64].

   Не  смотря на длительную историю проблемы периодизации возрастного развития, определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий.

   Одни  авторы отождествляют молодость  с юностью, другие говорят о молодости как о поздней юности или ранней зрелости, третьи вообще не включают молодость в свои периодизации.

   Так, К.Д. Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16-23 годами. Д.Б. Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Б.Г. Ананьев называл возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью. В.В. Гинзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин – от 16 до 24 лет. Проводя сравнение различных периодизаций, О.В. Хухлаева приходит к выводу, что большинство авторов нижней границей периода молодости считают 16-17 лет, а верхним пределом называют 24-25 лет [67]. К похожим выводам приходит и коллектив авторов М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова и Л.М. Орлова [20]. Разделяя позицию исследователя возрастов жизни человека А.В. Толстых, они полагают, что период молодости длится от 18 до 25 лет. Исходя из данной точки зрения, мы в своей работе будем понимать под молодостью период от 18 до 25 лет, включающий в себя позднюю юность и раннюю взрослость.

   Безусловно, границы возрастного периода  весьма относительны, так как наступление  новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных культурно-исторических и социально-экономических условий индивидуального развития человека.

   Не  смотря на различия в определении  границ молодости, большинство авторов  сходятся во мнении о содержании этого периода, которое заключается в усвоении профессиональных, семейных, культурных функций [1, 40, 54, 57 и др.]. Следовательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости, под которой следует понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Иными словами достижение социальной зрелости происходит за счет формирования новой взрослой идентичности.

   В период молодости человек впервые  непосредственно вступает в контакт с обществом. Он не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие.

   Для некоторых людей достаточно сложным  становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. У молодых людей может появиться страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Таким образом, в процессе обретения новой взрослой идентичности, молодой человек вступает в период кризиса, кризиса идентичности.

   Общеизвестно, что кризис идентичности характерен для подросткового возраста, именно тогда он наиболее ярок. Однако автор теории идентичности Э. Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии на другую неизбежно возникает кризис идентичности, проявляясь на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости [74]. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивости идентичности, которая находится в процессе формирования, это обусловлено еще и незаконченностью процесса развития самосознания. Как отмечает Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида и личности не совпадают во времени [5]. Самосознание, которое полвека назад уже развивалось к 17 - 19 годам, формируется в настоящее время к 23 – 25 годам [20]. Но и эта граница является условной. Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности и претерпевает определенные изменения на протяжении всей жизни. Каждая стадия в развития самосознания имеет специфический уровень возможностей познания себя, способностей к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения.

   Таким образом, для достижения социальной зрелости молодому человеку необходимо решить ряд возрастных задач, преодолеть кризис идентичности и выйти на новый уровень самосознания. Именно последний аспект мы рассмотрим в русле проблематики, заявленной в работе.

   Под самосознанием мы понимаем «совокупность  психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления складываются в определенный «Образ Я»[67;54].

   Одним из ведущих исследователей самосознания человека  - В.С. Мухиной – разработаны и описаны структура самосознания и ее развитие в онтогенезе. Под структурой понимается «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» [50;26]. При этом ей выделяются следующие основные структурные компоненты самосознания: осознание имени, притязание на признание, временное осознание, половая идентификация, осознание прав и обязанностей.

   В соответствии с целью нашей работы рассмотрим временное осознание, как компонент структуры самосознания молодого человека, более подробно.

   О.В. Хухлаева [67] отмечает, что наиболее важная особенность временного осознания в юности – это изменение отношения к настоящему и будущему. В подростковом периоде престижным является наличие более взрослых друзей. Подростки активно стремятся повзрослеть, стараются выглядеть постарше, примеряют на себя различные паттерны поведения взрослого человека. В молодости же лишь малая часть хочет стать постарше, это вообще последний период в возрастном развитии человека, когда такое желание возникает.

   В отличие от подростков и их устремленности в будущее особую значимость в молодости приобретает настоящее. Однако сохраняется потребность обращаться к будущему, которая становится особой формой жизни в настоящем. Размышления о будущем, его идеальный образ определяют основные формы активности молодых людей в настоящем. Для кого-то это обучение в вузе как создание предпосылок для будущего профессионального успеха, для кого-то это непосредственное вовлечение в трудовую деятельность как необходимый атрибут взрослости, для тех, у кого жизненный успех связан прежде всего с семейной жизнью, начинается активный поиск семейного партнера.

   Часто переход к такому восприятию взаимосвязи  между настоящим и будущим  сопровождается внутренним конфликтом. Содержание его определят необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о будущем: о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи и т.п.  Во многом усиливают этот внутренний конфликт имеющиеся в обществе установки на период юности и студенчества в особенности, как на самый счастливый жизненный этап, с одной стороны, и на самый важный для будущего профессионального роста – с другой. Молодой человек попадает в ситуацию, когда ему нужно одновременно и получить удовольствия на всю оставшуюся жизнь, и обеспечить предпосылки своего будущего благосостояния и профессионального успеха.

   Таким образом, одной из проблем, с которой  может обратиться молодой человек  за психологической помощью является достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить в настоящем. Неадекватное соотношение этих временных ориентаций может породить либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (вплоть до наркомании и алкоголизма), либо лишение радостей в настоящем (полный уход в учебу, построение профессиональной карьеры).

   Изменяется  в молодости и отношение к  собственному прошлому. Появляется интерес к своему детству, стремление к его анализу. Вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться старше появляется их принятие. Полная уверенность в своей взрослости, формирование взрослой идентичности дают возможность открытого проявления «внутреннего ребенка». Но иногда роль «ребенка» начинает доминировать в жизни молодого человека. Столкновение с полной свободой выбора, отсутствие запретов, снятие внешнего контроля порождают желание переложить ответственность на кого-то другого (чаще всего на родителей), отсрочить выбор жизненного пути. У таких молодых людей как правило наблюдается сильное расхождение между психологическим и хронологическим возрастом в сторону уменьшения психологического [39]. Задача психолога в этом случае заключается в оказании помощи по осознанию и принятию ответственности за собственную жизнь, за счет  выравнивания значений психологического и хронологического возрастов, нахождения гармонии между временными ориентациями молодого человека.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью