Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   Н. И. Трубников, обращаясь к процессу общего человеческого, социального и культурного развития, указывает на существование времени исторического, социального и индивидуального человеческого бытия. Он также выступает против чисто физической трактовки времени, отмечая, что «время есть нечто несопоставимое, более фундаментальное, чем «длительность», «момент» или «интервал», чем все то, что может быть выражено положением часовых стрелок или положением светил на небосклоне» [65].

   Разграничение понятий времени как такового и понятия о физическом времени  как форме протекания природных  процессов позволило ученым дифференцировать представление об этом феномене в рамках философских концепций.

   М.С. Каган говорит о существовании  биологического, физического, социального и психологического времени [32]. В. Н. Ярская, осуществляя экскурс в полифоническую структуру темпорального описания мира, рассуждает о художественном времени [76]. А.В. Дроздова, опираясь на философские направления, в центре внимания которых оказывается существование индивида, указывает на существование экзистенциального времени. В ее работе оно понимается как «временение» (длительность, ритмы, темпоральность, смена и следование актов и процессов) индивидуальной человеческой жизни, не сводимое ни к объективному безличному времени, ни к интегральному социальному времени, ни к психологическому или субъективному [Цит. по 48].

   В.П. Яковлев сделал попытку изучить формы и уровни, в которых выступает, обнаруживает себя реальное содержание социального времени. Для чего автор берет за основу триаду: человеческий индивид, социальное поколение, история общества – и выделяет соответственно время индивида, время поколения и время истории [75]. Таким образом, на современном этапе развития философских представлений о времени доминируют концепции с явной психологической направленностью.

   1.2. Представления о  понятии «время»  в различных теориях отечественной и зарубежной психологии

   Как видно теоретические проблемы времени  разрабатывались преимущественно философами, вместе с тем именно категория времени представляет интерес для психологии, поскольку личность живет не только в «психологическом поле», но и в «психологическом времени» [39;58].

   Различные авторы выдвигают оригинальные концепции  психологического и личностного времени, так К. Левин определяет временную перспективу как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время» [41;27]. Временная перспектива проникает во все структуры жизни человека и определяется множеством факторов [29]. Ж. Нюттен разделяет понятие «временной перспективы» на три аспекта психологического времени. Первый аспект – это временная перспектива, второй аспект – временная установка и третий аспект – временная ориентация [53]. Таким образом, понимание К.Левина временной перспективы соотносится с первым аспектом, т.е. временной перспективой в собственном значении этого слова у Ж. Нюттена. Ф. Зимбардо разработал свою теорию временной перспективы. Его понимание временных ориентаций созвучно с третьим аспектом временной перспективы у Ж. Нюттена [21]. В отечественной психологии В.И. Ковалевым, К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной разрабатывается понятие «временной трансспективы», под которой понимается «способность сознания соединять в настоящем прошлое и будущее и тем самым суммировать, интегрировать время своей жизни» [3;19].

   Общее состояние разработанности проблемы психологического времени определило существование относительно независимых направлений и областей исследования этого психологического феномена. Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом:

    1. изучения восприятия и оценки коротких временных интервалов, элементарной ориентировки во времени (П. Фресс, Д.Г. Элькин, С.Г. Геллерштейн, В.П. Лисенкова и др.);
    2. концепции психологического времени личности в масштабе индивидуальной биографии (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н.С. Пряжников, С.А. Иванушкина и др.), причем, как отмечает О.Н. Бобрус [13], это направление основано на событийном подходе к изучению жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логинова и др.) с тем исключением, что во главу угла ставится не сам факт события, а интенсивность межсобытийных связей. К этому направлению с некоторыми поправками можно отнести изучение психологической или временной перспективы, которая разрабатывалась в трудах К. Левина, Н. Франка, Ж. Нюттена, Р. Кастенбаума, М.Р. Гинзбурга и др.;
    3. работы К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалева, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьминой, посвященные изучению форм операционализации субъективных представлений о времени, отчасти можно отнести ко второму из названных направлений, однако разрабатываемые ими концепции, реализующие типологический подход к личностной организации времени жизни и деятельности, по нашему мнению занимают самостоятельное место в области психологии времени.

   В связи с тем, что предметом  нашего исследования являются такие составляющие восприятия и переживания времени как временная перспектива, временная установка и временная ориентация, больший научный интерес для нас представляют два последних направления исследований психологического времени. Рассмотрим более подробно концепции раскрывающие специфику каждого из них.

  Одной из наиболее значимых для раскрытия  проблематики восприятия и переживания  индивидом времени собственной  жизни работ является причинно-целевая концепция, разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником [23]. Ключевое положение этой концепции можно определить следующим образом: психологическое время формируется на основании переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни. Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что, наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельности. Такого рода причинные целевые связи являются, согласно предлагаемой концепции, единицами анализа психологического времени личности.

  В рамках причинно-целевой концепции  проблема взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего находит следующее решение:

    • психологическое прошлое определяется совокупностью так называемых реализованных связей, которые соединяют между собой события хронологического прошлого;
    • психологическое настоящее включает в себя актуальные связи, т.е. те связи, реализация которых уже началась, но еще не завершилась, и которые соединяют между собой события хронологического прошлого, с одной стороны, и будущего – с другой;
    • психологическое будущее личности составляют потенциальные связи, реализация которых еще не началась, поскольку они соединяют между собой предполагаемые события хронологического будущего [23].

  В последние годы в отечественной  психологии усилиями К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалева, Л. Кублицкене, В.Ф. Серенковой и др. активно разрабатывается личностно-временная проблематика. В концепциях, развивающих данное направление, психологами вводится понятие «личностное время», под которым понимается психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения, как сложное развивающиеся целостное образование – способ жизни» [35].

  Принадлежность  времени субъекту предполагает активное использование и распределение своего физического времени. В связи с чем, К.А. Абульханова-Славская выделяет стратегии рациональной организации времени – стратегии «активного учета» социальных нормативов времени и стратегии «пассивного приноравливания» к внешним временным требованиям [4]. Для определения истинных критериев личностной организации времени вводится понятие своевременность, что понимается как способ разрешения противоречий между социальным и личностным временем, способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни.

  Можно выделить различные стили или  стратегии жизни в их связи с осознанием времени. Например, типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких временных связях с социальными условиями. Они живут преимущественно в сфере общественно необходимого времени, от них требуется определенная производительность труда, определенная скорость. Одновременно они пользуются всеми ценностями общественного времени, они в меньшей степени являются субъектами собственной жизни, распределителями ее времени. Типы личности, слабо включенные в социальные процессы, не осознающие свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны, поскольку не знают, чем это время заполнить. Свободное время людьми этого типа осознается как личностная ценность, но не присваивается ими как ценность [4].

  Таким образом, в регуляции времени  жизни прослеживаются различные  личностные способы, которые определяются характером соотношения индивидуально-личностного и общественного времен. По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива. Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т. е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива – это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевыми понятиями, раскрывающими суть трансспективы, являются «чувственно -  мысленный обзор», а также «субъективно-ценностное обобщение и отношение» личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности [35].

  В зависимости от характера и направленности жизнедеятельности человека В.И. Ковалев, по критериям ситуативности - пролонгированности и активности - пассивности, выделил четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно - преобразующий способы жизни личности [35].

  Л. Кублицкене представила многообразие форм личностной организации времени через выявления способов организации деятельности. Изучая соотношение субъективного и объективного времени, она пришла к выводу, что личностная организация времени целостно может быть изучена в единстве трех основных ее структурных компонентов – переживание, осознание и временная организация деятельности. Временная организация деятельности, по мнению автора, является ведущей составляющей. Л. Кублицкене считает, что индивидуальное многообразие способов временной организации деятельности личностью может быть отражено типологически в шести типах: «оптимальный», «дефицитный», «спокойный», «исполнительный», «тревожный», «неоптимальный» [Цит. по 48].

  Проблема  личностной организации времени, проблема жизненного пути тесным образом связаны с особенностями планирования личностью времени своей жизни. В.Ф. Серенкова также сочла возможным представить индивидуальное многообразие способов планирования личностью времени типологически: прогнозирующе - оптимальный тип характеризуется сочетаемостью краткосрочного планирования и планирования времени на отдаленное будущее; однонаправленно - оптимальный тип также обнаруживает взаимосвязь между планированием ближайшего и отдаленного будущего, но с преобладанием ориентации на одну, уже выбранную, структуру плана; у представителей прогнозирующе - неоптимального типа, с одной стороны, отсутствует сочетаемость планирования времени на «актуальный» период и на отдаленное будущее, а с другой – проявляется стремление к установлению определенной зависимости в границах плана на неопределенный промежуток времени; у однонаправленно - неоптимального типа преобладает планирование времени на «актуальный» период, без создания планов на отдаленное будущее; ситуативно-стихийный тип характеризуется пассивной позицией по отношению к планированию времени [Цит. по 48].

  Как видно из приведенных работ, проблема времени - междисциплинарная проблема и решается она соответственно на основании различных методологических подходов.

  В своей работе под восприятием и переживанием времени собственной жизни мы будем понимать представленность в сознании субъекта основных временных компонентов, определяющих его настроенность и направленность по отношению к временным горизонтам (прошлое, настоящее, будущее).

  Говоря  о компонентах или психологических особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни, мы будем иметь в виду  временную перспективу, временные ориентации и временные установки.

  Первый  аспект – это временная перспектива в собственном значении этого слова, характеризующаяся прежде всего протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности и уровнем реалистичности. Второй аспект – временная установка, то есть более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Наконец, третий аспект – временная ориентация – характеризует поведение субъекта и, следовательно, мыслится как преимущественная, доминирующая направленность этого поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего.

  Вне зависимости от того на каких методологических позициях находятся исследователи или какой концепции придерживаются, всеми признается огромная роль адекватного восприятия и переживания времени собственной жизни. 
 

    1.3. Психологические  проблемы переживания  и восприятия времени собственной жизни

    Обосновывая актуальность нашего исследования, мы упоминали, что многие исследователи обнаруживают тесную взаимосвязь между нарушениями, вызванными дисфункцией времени и психологическими проблемами [14, 24, 30, 37 и др.]. Причем связь эта взаимообратная.

  Так, экзистенциальный психотерапевт Е. Минковски [50;159] отмечал, что особенно глубокими психологическими переживаниями являются те, что расшатывают позиции в его отношении ко времени. Сильная депрессия и тревога уничтожают время, делают невозможным будущее. Или напротив тревога пациента в отношении времени, его неспособность «иметь» будущее, вызывают тревогу и депрессию. Так или иначе, самым неприятным аспектом затруднительного положения пациента является то, что он не в состоянии представить что-то в будущем, когда он уже не будет испытывать тревогу или депрессию. Е. Минковски обнаруживает тесную взаимосвязь между нарушениями, вызванными дисфункцией времени, и невротическими симптомами. Вытеснение и другие процессы сознания по существу являются способами, гарантирующими, что обычная связь между прошлым и будущим не будет достигнута. Поскольку для индивида было бы слишком бесполезно или слишком опасно держать в сознании настоящего момента определенные аспекты своего прошлого, ему приходится нести прошлое подобно инородному телу в себе, как будто бы это не его прошлое; в результате это приводит к невротическим симптомам.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью