Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   В данной процедуре используется механизм опосредованного обсуждения переживаний, позволяющий нивелировать психологические защиты клиента.

   Построение  в рамках консультирования совместных форм работы клиента с психологом позволяет открывать, менять разные аспекты предмета обсуждения проблемы. В ходе такой работы у психолога возникает возможность формировать у клиента готовность к исследованию происхождения данной ситуации, увидеть альтернативные пути ее перестройки.

   Данная  процедура реализуется совместно клиентом и консультантом, что, с одной стороны, позволяет психологу вести консультативную работу более динамично, управлять процессом, а с другой – клиенту чувствовать свою причастность к происходящему, актуализировать и обсуждать свои личностные ресурсы.

   Вся процедура разделена на три этапа:

  1. клиенту предлагается выбрать название страниц своего будущего альбома. Названия заранее подготовлены (не менее 20 вариантов, для каждой рубрики – «Радостное», «Печальное», «Разное») и распределены по конвертам. Данный этап дает возможность увидеть готовность клиента обсуждать различные события своей жизни, открытость к предстоящей беседе, заинтересованность. Содержание комментария клиента в ходе выбора позволяет увидеть общую направленность личности, характер установок на свою жизненную ситуацию, доминирование той или иной модальности переживаний;
  2. на втором этапе клиенту предлагается подобрать иллюстрации к уже названным страницам альбома, что предполагает отражение содержания заявленного в рубрике. На данном этапе психологу важно проследить принятие задачи в целом; последовательность выбора иллюстраций; принятие или отвержение той или иной иллюстрации; скорость работы и т.д.;
  3. по окончании процедуры заполнения альбома, консультант организует беседу с клиентом «Экскурсия по альбому», в которой предлагается прокомментировать выбор названий страниц и подбор иллюстраций к ним. Здесь психолог должен передать инициативу ведения беседы клиенту, всячески поддерживая его. У консультанта появляется возможность выходить на обсуждение значимых для клиента переживаний. Данный этап имеет прежде всего терапевтическую направленность, позволяет клиенту на протяжении длительного времени заданного рамками работы, эмоционально пережить и отреагировать конфликтные отношения с собой и другими, выйти на обсуждение путей развития.

   В результате проведения данной процедуры  клиент может осознать в чем причина  его психологических проблем, связанных, как мы уже говорили, как правило, с депрессией, тревожностью, непринятием себя, своего опыта и т.д.

   Однако, не смотря на осознание причин своих  трудностей, клиент не всегда может  быть готов к изменениям и решительным  действиям самостоятельно. Мы полагаем, что раз та или иная проблемная ситуация стала причиной неадекватного восприятия времени собственной жизни и вызвала тревожность, неудовлетворенность собой, страх перед будущим или прошлым, то преодоление этих психологических трудностей возможно благодаря формированию клиентом у себя самого адекватного временного переживания своей жизни.

   3.2. Анализ примера консультативной работы

   По  результатам проведенного исследования нами были выделены не только психологические  особенности восприятия времени  собственной жизни, характерные  для периода молодости. Было выделено три испытуемых, результаты диагностики которых мы описали в предыдущей главе. В качестве примера консультативной работы с использованием коррекционно–диагностической процедуры моделирования биографии «Альбом моей жизни» рассмотрим консультацию, проведенную с Ксенией Л. (22 года).

   В связи с предметом нашего исследования процедура работы была несколько расширена. В инструкции мы предложили включить в «Альбом» не только те страницы, которые относятся к уже произошедшим событиям или периодам, но и те, которые могут произойти в будущем. Степень удаленности мы в инструкции не уточняли, так как этот показатель может дать нам дополнительные данные относительно протяженности перспективы будущего испытуемой.

   Для определения Ксении как потенциального клиента на запрос психологической помощи мы выявили следующие основания:

    • выпадение из временного восприятия ориентации на будущее;
    • наличие социально желаемых ответов и «штампов»;
    • содержание мотивационных индукторов.

   Возможно, причина столь расплывчатого  и неопределенного образа будущего связана с неудовлетворенностью собой и со страхом остаться одной, который, по всей видимости, присутствует и в настоящем периоде жизни Ксении.

   Опираясь  на эти предположения, мы предложили ей во время консультации провести процедуру моделирования биографии «Альбом моей жизни». Ниже представлен протокол беседы с Ксенией.

   Итоговый  протокол работы Ксении Л. по моделированию  своей биографической ситуации.

Содержание  иллюстраций Комментарий к  выбору иллюстраций и «экскурсии» по альбому Примечание
Страница 1- «Время быть»
1. Детская  коляска «Я же родилась, вот коляска и есть детство». «Период от рождения до детского садика».
2. Яркий  детский рисунок акварелью с изображением радуги «Эта картинка как символ детства. Оно вот такое вот – веселое и яркое».
Страница 2 – «Нет проблем»
1. Изображение семьи (мама и папа держат на руках маленького ребенка) «Это семья: мама, папа». «Период жизни, начиная с детского садика и где-то класса до восьмого. Это садик, школа, какие здесь проблемы».
2. Двое  маленьких девочек загорают на пляже «Друзья, садик».
3. Девочка  на качелях «Какие-то детские  развлечения».
Страница 3 – «Трагедия положений»
1. Черно-белое  изображение мальчика, который смотрит в окно с грустным выражением лица «Потому что  здесь грустный мальчик сидит. В жизни бывает много всяких нехороших событий. Люди обманывают, ну и всякие такие вещи». «Это период еще школьного возраста, но когда  ты уже понимаешь, что не все так идеально вокруг как кажется, когда ты еще маленький».

В процессе беседы Ксения уточнила, что в этот период ее отец ушел из семьи, и она долгое время практически с ним не общалась.

Страница 4 – «Последняя надежда»
1. Изображение  эпизода хоккейного матча «Несмотря на трагедии, все равно человек надеется, что не все так плохо в жизни.

Как на этой картинке, любой человек может забить гол, или другой поступок совершить, но все можно исправить».

Период старшего школьника, выпускные классы.
Страница 5 – «Навстречу новой жизни»
1. Две  маленькие девочки идут по дороге, а над ними вместо солнца планета Земля «Ты с кем-то, есть подруги, друзья, ты не один продолжаешь эту жизнь, т.е. не то что бы мы идем вместе, просто рядом со мной есть человек, друг с детства». «Период, когда  мы заканчиваем школу, и у нас начинается новая жизнь…

Последние звонки, экзамены, переезд в другой город».

Страница 6 – «Новая история»
1. Девушка  вдыхает воздух, распахнув окно «Началась моя  новая история, как новый вдох, приятный вдох». «Когда  я начала жить самостоятельно, мне  было лет 18, тогда я начинала сама зарабатывать, потому что не доучилась в колледже».
2. Четверо  улыбающихся молодых людей внутри автомобиля «Появляются новые  друзья, новый круг общения».
Страница 7 – «Реальность в ощущениях»
1. Строительство  домов не совсем правильной формы «Реально я  поняла, что сама строю свою жизнь, и от меня зависит, какая она получится». Это период, когда я начала работать, я поняла, что все зависит от самого человека, но, тем не менее, ты все равно будешь в какой-то степени зависеть от другого человека. Период осознания этого.
2. Мужчина  как марионетками управляет кредитными картами «Это как  раз тот человек, от которого зависишь, или нескольких людей».
Страница 8 – «Как все исправить?»
1. Символический  рисунок в виде разделенного на несколько секторов круга, внутри каждого сектора которого расположены различные мелкие объекты «Этот круг, как  поиск решения: много всего, но выбрать  надо нужное и правильное». «Я уже не помню, почему я выбрала «как все исправить».

После долгой паузы, Ксения начинает предполагать в связи с чем решила включить эту картинку и эту рубрику в свой альбом

Страница 9 – «Мой лучший друг – я сама!»
1. Кукла  «Барби», под ногами которой  лежат части игрушечного тела (ноги, руки, туловище) «Выбрала куклу, потому что я одна. Я поняла, что  все равно живешь сам для себя – друзья, подруги. Все равно дороже всех ты сам себе. Это вот я, а это могут быть друзья, которые сломались и ушли в какой-то момент, не помогли в какой-то момент». Ближайшее прошлое
Страница 10 – «Движение вперед»
1.Мужчина  управляет яхтой «В любом  случае надо идти вперед.

Видно кусочек яхты, т.е. на этом тоже можно  ехать».

Нынешний период и ближайшее будущее.
2. Движущийся  автомобиль «Машина - это  ассоциация с движением».  
3. Изображение  ряда повторяющихся геометрических фигур «Эти винтики, как дни, которые постоянно идут вперед».  
Страница 11 – «Победитель»
1. Изображение  рук, которые держат шар с  домом внутри «Все в моих руках. Можно сказать, что дом  был моей целью, и вот все получилось – он в моих руках: семья, дети, муж, работа, нормальное будущее, хорошая  жизнь». «Далеко в будущее, ну не совсем далеко, а лет на пять, точнее на семь – десять».

    

   Отношение количества избранных «радостных»  рубрик к количеству «печальных»  равно единице. Однако следует отметить, что рубрики, относящиеся к группе «разное», Ксения наполнила по большей части положительными комментариями и иллюстрациями, что позволяет сделать вывод о преобладании благополучном восприятии и переживании событий своей жизни.

  Наибольшее  количество иллюстраций относится  к «прошлому», что может говорить насыщенности и полноте переживаний, связанных с ним. «Будущее» представлено эмоционально положительно окрашенными страницами альбома, что свидетельствует о позитивной установке относительно данного временного среза. «Настоящее» несет амбивалентную  нагрузку: с одной стороны, оно динамично, направлено вперед, к достижению поставленных целей, с другой – связано с некоторыми разочарованиями и огорчениями.

  Анализ  комментариев Ксении во время экскурсии  по альбому позволяет сделать  следующее предположение – все  положительные мироощущения девушки связаны в основном с будущим или с отдаленными событиями прошлого. Причем образ будущего весьма обобщен и представлен всего одной иллюстрацией. Давая пояснения по поводу выбора данной иллюстрации, Ксения назвала практически те же объекты, что и во время проведения методики «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте», на этапе обозначения ассоциаций относительно будущего. Отсутствие этапов планомерного достижения этого обобщенного образа, в котором заключены одновременно все цели, которые перед собой поставила Ксения (а именно как цели, она обозначила наличие своего собственного дома, хорошей работы, полной семьи), позволяет с определенной долей вероятности предположить следующее: Ксения, либо проявляет инфантильность, предполагая получить «все и сразу», либо имеет слабое представления о способах и возможных этапах достижения этого идеального образа будущего. Конечно отсутствие иллюстраций и рубрик в «Альбоме» отражающих промежуточные ступени на пути к цели будущего, еще не говорит об их отсутствии. Однако, в ходе беседы, Ксения ни разу не обозначила те действия, которые ей необходимо совершить для достижения поставленных целей. Более детальная беседа показала, что в связи с неудачными попытками достигнуть желаемого будущего, Ксения, с одной стороны испытывает страх разочароваться в очередной раз, с другой – не знает какие действия ей следует предпринять для получения желаемого образа будущего. Это в свою очередь породило недовольство собой, своими поступками. Ксения воспринимает свой прошлый опыт прежде всего как череду ошибок. Ей кажется, что если бы она могла их исправить, т.е. не совершить определенных поступков в прошлом, то сейчас она бы уже достигла желаемого образа будущего. О значимых переживаниях и конфликтных зонах говорят названия выбранных рубрик:

  • напряженные отношения с отцом и переживания, связанные с его уходом из семьи (рубрика «Трагедия положений»);
  • разочарование в окружающих ее близких людях (рубрика «Мой лучший друг – я сама!»);
  • неудовлетворенность собой, своими поступками (рубрика «Как все исправить?»).

   Именно  по выделенным трем направлениям велась психотерапевтическая работа.

   В ходе обсуждения переживаний, связанных  с отношениями с отцом, Ксения реагировала спокойно. По ее собственным  словам, сейчас для нее – это уже не трагедия, она пережила этот период и уже несколько лет общается с отцом, хотя и не так как до его развода. Однако именно этот эпизод своей жизни Ксения выделила как первое разочарование в человеке, который был близок и дорог.

   Явно  выраженное сопротивление и вытеснение проявилось на этапе обсуждения рубрики «Как все исправить?». Сначала испытуемая не могла вспомнить, в связи с чем она включила эту рубрику в альбом, затем предметом «исправления» обозначила неоконченное образование и только в ходе более детальной проработки данного жизненного этапа обнаружилось непринятие собственного опыта и неудовлетворенность своими поступками.

   В ходе консультации выяснилось, что  самообвинение выступает как  защитная реакция. Ксения несколько  раз в ходе беседы обозначила, что если бы могла вернуться в прошлое, то обязательно завершила бы образование. Тем не менее в свой альбом она не включила рубрику, связанную с ее студенческой жизнью. На вопрос консультанта о причинах этого, она ответила, что «ничего существенного в этот период не произошло, ничего такого, о чем бы стоило рассказать». К тому же этап связанные с началом самостоятельной жизни, который наступил вследствие прерывания процесса обучения, Ксения воспринимает «как глоток свежего воздуха». При совместном с психологом построении возможной истории жизни с учетом завершения обучения и получения диплома выяснилось, что на самом деле ничего в своей жизни ей поменять не хотелось бы. Просто для дальнейшего продвижения в профессиональной сфере ей необходим диплом. Идти учится сейчас ей «лень, лучше бы это уже было в прошлом, и голова бы у меня из-за этого сейчас не болела». В процессе консультации Ксения решила, что чем раньше она завершит обучение, тем быстрее у нее пропадет напряжение связанное с этой проблемой. Во время консультации она определила конкретные сроки, когда займется данным вопросом.

   Дальнейшая  экскурсия по «Альбому» выявила  другую проблемную область, связанную со страхом остаться одной, не достичь успеха в личной и семейной жизни. Причем этот страх она связывает так же с поступками, совершенными в прошлом, изменив которые, она достигла бы желаемого будущего.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью