Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)
    • 12% характеристик, относящихся к нейтральной оценке своего «настоящего»;
    • 17% характеристик, относящихся к негативной его оценке;
    • 71% характеристик, относящихся к позитивной оценке.

    Свое  «прошлое» респонденты оценивают следующим образом:

    • 9% характеристик несут нейтральную нагрузку восприятия своего «прошлого»;
    • 13% - негативную;
    • 78% - позитивную.

    Будущее респонденты воспринимают следующим образом:

    • 4% характеристик нейтральных;
    • 12% - негативных;
    • 84% - позитивных.

   Следует сразу оговорить, что под понятием «негативная характеристика» мы имеем в виду не столько отрицательный, отвергающий взгляд, сколько наличие разного рода сложностей, опасений, что является продуктивным и необходимым условием жизни, при ограниченном их присутствии.

   Кроме того, при обработке данных посредством  контент - анализа мы выделили следующие  смысловые гнезда для каждого  временного горизонта:

    • для прошлого: «эмоциональное отношение», «личностные характеристики», «чувства», «занятия», «люди», «события»;
    • для настоящего: «эмоциональное отношение», «чувства», «личностные характеристики», «занятия», «внешние трудности», «стремления»;
    • для будущего: «эмоциональное отношение», «личностные характеристики», «семья», «работа», «статусные объекты (машина, квартира, дом и т.д.)».

   Полученные  данные  свидетельствуют о схожей смысловой нагрузке по каждому ассоциативному ряду. Вне зависимости от временной  направленности ассоциаций испытуемые указывали прежде всего свое отношение к временному горизонту («веселое», «интересное», «беспечное» и т.д.), свои чувства («любовь», «разочарование», «боль», «радость», «эйфория» и т.д.) и то, как они видят себя в нем («необходимость выбора», «хочу многое исправить», «глупость», «целеустремленность» и т.д.).

   Если  говорить об отличиях, то прошлое в  содержательном плане больше ассоциируется с событиями («окончание школы», «выпускной», «экзамены», «сессия» и т.д.) и людьми («родители», «учителя», «друзья», различные имена и прозвища). Настоящее связано с непосредственной активностью («учеба», «коллоквиум», «вождение», «работа» и т.д.) и внешними трудностями («много работы», «куча заданий», «нехватка сна», «усталость от беготни» и т.д.). В будущем представлены в большей степени объекты стремлений («машина», «квартира», «свой дом», «семья», «удачная карьера» и т.д.).

    Из  приведенных данных видно, что в  целом все три пласта времени  оцениваются и воспринимаются положительно. Это позволяет нам говорить о субъектной позиции респондентов по отношению к времени своей жизни, об умении найти и использовать положительные стороны и моменты на каждом этапе своей жизни, в каждый ее момент. Однако доминирующим и более положительно воспринимаемым является будущее, что определяет ориентацию в большей степени на предстоящие события. Современный темп жизни предъявляет свои требования молодому человеку, зачастую накладывая строгие границы и требования, когда и что он должен успеть, уложиться, «не отстать». Выступая тем самым либо движущей силой развития субъекта времени, либо стрессогенным, тормозящим фактором. Желание и необходимость соответствовать социальному времени, не отстать обуславливают такую стратегию организации времени как «опережение», т.е. планирование своих действий наперед, превращение времени в условие своего развития, реализации своих задач.

   Исследование  временных установок личности в  период молодости осуществлялось при помощи методики ШВУ. Анализ установок проводился отдельно для каждого периода по девятнадцати шкалам для настоящего и будущего и по пятнадцати для прошлого.

   В приведенной ниже таблице отражены средние значения по каждой шкале, относительно всех трех временных пластов. Значения присваивались по принципу большей близости к положительному полюсу шкалы (обратные шкалы мы обозначили знаком - * ). Соответственно баллы по значению выше четырех говорят о большем предпочтении положительного полюса шкалы, а меньше четырех, наоборот, отрицательного. Самые высокие баллы отмечены более темным шрифтом. Средние показатели временных установок по всей выборке представлены на Диаграмме 2. Средние показатели временных установок по выборке в Приложении 5.

   Таблица 1. Средние баллы  по шкале временных  установок.

шкала прошлое настоящее будущее
  1. приятное-неприятное
5 3,875 6,14
  1. полное-пустое
6 5,75 6
  1. угрожающее-привлекательное *
4,875 4 5,29
  1. прекрасное-ужасное
5,125 4,375 6,29
  1. холодное-теплое *
5,25 4,125 5,71
  1. успешное-неудачное
5,625 4,625 6
  1. скучное-интересное *
5,25 4,875 6,86
  1. светлое-темное
5 4,625 6,43
  1. полное надежд-безнадежное
5,75 6,625 6,71
  1. стремительное-медленное
5,125 5,75 5,57
  1. тяжелое-легкое *
4,375 3 4,14
  1. отдаленное-близкое
3,25 2,125 2,28
  1. важное-неважное
6,25 5,875 6,71
  1. краткое-долгое *
4,375 3,75 4,86
  1. определяемое извне-мое личное *
5,25 5 6
  1. пассивное ожидание-активные действия *
- 4,125 6
  1. неизменное-постоянно меняющееся *
- 4,375 5,86
  1. открытое-закрытое
- 5,5 5,86
  1. знакомое-незнакомое
- 4,125 3,71
 

   Исходя  из средних данных, представленных в таблице, можно предположить наличие нескольких наиболее выраженных установок.

   По  отношению к будущему: интересное, приятное, полное, прекрасное, успешное, светлое, полное надежд, важное, мое личное, активные действия.

   По  отношению к прошлому: полное, важное.

   По  отношению к настоящему: полное надежд.

   Таким образом, относительно всех трех временных горизонтов самые высокие показатели имеют положительные установки. Причем по отношению к будущему их больше всего – 10, а для прошлого и настоящего – 2 и 1 соответственно. Исходя из этого, можно предполагать позитивное отношение к своему будущему у молодежи.

   Наличие высоких баллов позволяет говорить только о конкретных шкалах и установках. Для того, чтобы получить сводные данные о характере временных установок у молодежи вообще, мы подсчитали относительную частоту положительных, нейтральных и отрицательных установок на прошлое, настоящее и будущее. Результаты представлены в Таблице 2.

   Таблица 2. Относительная  частота положительных, нейтральных и  отрицательных установок  в период молодости (%).

  положительные нейтральные отрицательные
прошлое 66,67% 26,67% 6,67%
настоящее 63% 31,58% 5,2 %
будущее 78,95% 15,79% 5,2%
 

   Из  приведенного процентного соотношения  видно, что установки позитивного характера присущи в период молодости как относительно своего будущего, так своего прошлого и настоящего. Хотя по отношению к будущему они носят более выраженный характер, что подтверждает данные указанные выше. Кроме того, высокие показатели позитивного отношения к будущему в период молодости дополняет наличие временной ориентации на будущее. Исходя из данных двух методик, можно сделать вывод о доминирующем влиянии образов будущего в восприятии и переживании собственной жизни в период молодости.

   Чтобы получить более детальные данные относительно временных установок, нами был проведен факторный анализ, посредством которого нам удалось перейти от множества исходных переменных к существенно меньшему числу новых переменных – факторов. Фактор при этом интерпретируется как причина совместной изменчивости нескольких исходных переменных. Для обработки массива  данных мы использовали анализ главных компонент, который позволил нам выделить наиболее значимые связи внутри каждого временного пласта. Для достижения более ясной и простой структуры внутри каждого фактора мы применили варимакс-вращение. Компоненты суммарной дисперсии, факторные нагрузки до и после вращения представлены в Приложениях 7 - 8. Положительный полюс фактора интерпретируется по положительным полюсам переменных, имеющих наибольшие положительные нагрузки, и по отрицательным полюсам переменных, имеющих отрицательные нагрузки по этому фактору.

   Для периода «прошлое» мы выделили три значимых фактора.

   Первый  фактор мы обозначили как «Степень сложности». Его исходное собственное  значение равно 6,297, а процент от общей дисперсии 44,5%. В него вошли  следующие установки (в порядке значимости): время полное надежд, теплое, привлекательное, легкое, светлое, определяемое извне.

   Второй  фактор связан прежде всего со «Степенью  значимости прошлого». Его информативность составляет 20,6%, а вес – 5,036. в данный фактор вошли следующие установки: успешное, интересное, полное, важное.

   Наименьший  удельный вес и информативность  несет последний из выделенных факторов (1,498 или 14,8%). Тем не менее, переменные внутри этого фактора имеют очень тесную корреляцию. Это: приятное, краткое, прекрасное, стремительное. Данный фактор мы определили как «Ценность времени».

   Таким образом, говоря о временных установках молодых людей, мы можем предположить отношение к прошлому как к  ценности, как к значимому периоду, но вместе с тем не обремененному особыми проблемами и заботами по организации своей жизнедеятельности.

   Также три значимых фактора мы выделили для периода «настоящее».

   Фактор 1 – «Аффективная нагрузка» имеет  наибольший вес (6,464) или наибольшую информативность (34%). Он включает в  себя следующие переменные – легкое, прекрасное, светлое, теплое, полное надежд, стремительное, приятное, привлекательное.

   Фактор 2 (4,781 или 25%) мы обозначили как и для  прошлого «Степень сложности». Однако здесь время рассматривается  уже как более структурированное – открытое, интересное, знакомое, важное, постоянно меняющееся, полное.

   Фактор 3 (3,602 или 19%) мы обозначили «Активность». Он содержит в себе установки –  привлекательное, долгое, мое личное, активные действия, отдаленное.

   В данном случае можно заметить, что отношению ко времени своей жизни, переживаемом как настоящее, усложняется. При сохранении общего уровня привлекательности, время начинает все больше зависеть от самого субъекта, в связи с этим меняется и характер отношения к нему, к его организации.

   Факторы, выделенные среди переменных, отражающих установки молодых людей по отношению к своему будущему, соотносятся с уже названными факторами для периодов прошлого и настоящего.

   «Аффективная  установка» - 8,458 или 44,5% от общей дисперсии  – самый нагруженный фактор, он объясняет почти половину суммарной дисперсии признаков. Данный фактор включает следующие установки – успешное, светлое, теплое, легкое, привлекательное, полное, полное надежд, приятное, активные действия.

   «Степень  активности» - 3,915 или 20,6% - пассивное ожидание, стремительное, прекрасное, близкое, незнакомое, важное. По сравнению с другими периодами, в данной группе установок четко прослеживается неопределенность перед будущим. Третий из выделенных в результате анализа шкалы временных установок фактор свидетельствует об увеличении тревожности перед будущим – неважное, закрытое, определяемое извне. Хотя эти переменные имеют меньший вес по сравнению с переменными первого фактора, их степень корреляции позволяет предполагать наличие возможной личностной тревожности и страха перед будущим у определенного числа испытуемых. Анализ данных диагностики именно по этому фактору позволил нам выявить потенциальных клиентов для консультативного этапа работы.

   Факторный анализ позволил проследить, как содержательно меняются одни и те же факторы, в зависимости от того какой период времени своей жизни рассматривает испытуемый. 

   Кроме того, мы получили подтверждение относительно того, что наиболее значимые временные установки носят положительный характер (см. Приложение 8. Факторные нагрузки), что еще раз подтверждает данные, относительно позитивного отношения ко всем временным горизонтам в период молодости.

   Последним аспектом исследования психологических  особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни стал анализ временной перспективы, проведенный при помощи метода мотивационной индукции.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью