Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   Помимо  того, что молодым людям необходимо осмыслить течение времени, найти баланс в восприятии своего прошлого, настоящего и будущего, им необходимо выработать свой способ организации времени жизни. В.Н Ковалев [35] указывает, что именно в юности берет начало индивидуальный способ организации времени жизни – способ практического волевого воздействия на объективные условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности. Эти жизненные условия и обстоятельства иногда безразличны, а иногда противостоят устремлениям и идеалам личности, поэтому их освоение является не приспособлением, а скорее преодолением и борьбой. Поэтому стремление к регуляции жизненного времени может потребовать большого напряжения всех душевных и физических сил человека.

   Способ  организации времени жизни не подвержен возрастным закономерностям развития человека, а зависит от индивидуальных особенностей. В.Н Ковалев выделяет четыре типичных способа:

    1. стихийно - обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление; этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы;
    2. функционально - действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия, отсутствует пролонгированная регуляция жизни;
    3. созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовно-интеллектуальной, творческой жизни; обнаруживаются пролонгированные тенденции (пассивно - пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом);
    4. творчески - преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями.

   Таким образом, именно в молодости складывается такая важная характеристика, как индивидуальный способ организации времени жизни, тесно связанная с развитием взрослой личности. И это заставляет считать вопрос о выборе того или иного способа организации времени особо значимым в контексте возможностей последующей эволюции или инволюции человека.

  Исходя  из вышесказанного, решая возрастные задачи в период молодости, человек сталкивается с рядом сложностей, которые не всегда может преодолеть самостоятельно. Задача психолога как раз и состоит в оказании помощи при достижении социальной взрослости и взрослой идентичности молодого человека, в том числе и за счет достижения адекватного реальности и индивидуальным особенностям субъекта восприятия времени собственной жизни. Для того чтобы эта помощь была максимально эффективной, психологу необходимо иметь представление о характерных особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни типичных для представителей молодежи.

  Выводы  по Главе I

  Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания  времени в период молодости позволяет  сформулировать ряд выводов.

   Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени  как форме протекания природных  процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени. Причем на современном этапе развития философских представлений о времени доминируют концепции с явной психологической направленностью.

  Общее состояние разработанности проблемы психологического времени определило существование относительно независимых направлений и областей исследования этого психологического феномена. Таким образом, проблема времени - междисциплинарная проблема и решается она соответственно на основании различных методологических подходов.

  Рассмотрев  различные концепции в рамках психологии времени, в своей работе под восприятием и переживанием времени собственной жизни мы будем понимать представленность в сознании субъекта основных временных компонентов, определяющих его настроенность и направленность по отношению к временным горизонтам (прошлое, настоящее, будущее).

  Говоря  о компонентах или психологических  особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни, мы будем иметь в виду  временную перспективу, временные ориентации и временные установки. Первый аспект – это временная, характеризующаяся прежде всего протяженностью, глубиной, насыщенностью, степенью структурированности и уровнем реалистичности. Второй аспект – временная установка, то есть более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему. Наконец, третий аспект – временная ориентация – характеризует поведение субъекта и, следовательно, мыслится как преимущественная, доминирующая направленность этого поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего.

    Вне зависимости от того, какой  концепции придерживаются исследователи, ими признается огромная роль адекватного восприятия и переживания времени собственной жизни, при чем на всех возрастных периодах. Для молодости, под которой мы рассматриваем период от 18 до 25 лет, роль восприятия и переживания времени собственной жизни приобретает особую значимость в связи с формированием социальной зрелости. Для достижения социальной зрелости молодому человеку необходимо преодолеть кризис идентичности и выйти на новый уровень самосознания. В свою очередь одним из компонентов самосознания является «временное осознание». Таким образом, решение возрастных задач тесно связано со спецификой восприятия и переживания времени собственной жизни. 

 

  

    Глава II. Эмпирическое исследование психологических  особенностей восприятия и переживания  времени собственной жизни в период молодости

    2.1  Методы исследования  психологического  времени

   В предыдущей главе мы рассмотрели  теоретико-методологические предпосылки  изучения психологических особенностей восприятия времени собственной жизни. Ни одна теория, концепция или наука вообще не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы, что предполагает установление связи между методикой и методологией науки.

   Понятие времени традиционно относят  к кругу экзистенциальных проблем. Именно в рамках этой зарубежной школы она получила свое развитие. Исследователи данного направления поставили его в центр при изучении многих практических задач. Однако экспериментальной разработки категория времени в рамках экзистенциального направления не  получила. Дело в том, что экзистенциальная психология за годы своего существования не разработала методы объективных экспериментальных исследований. По этой причине экзистенциальную психологию иногда относят  к «экспириентальным» (от  английского  слова «experience» – опыт) направлениям психологии. Экзистенциальные психологи в методическом плане больше доверяют интуиции, эмпатии и глубокому межличностному пониманию, нежели формализованному эксперименту. Опыт межличностного постижения для них – источник самой надежной и валидной информации о человеке. За это экзистенциальную психологию упрекают в недостаточной научной строгости и низкой степени академизма. Но, как полагают сами экзистенциальные психологи, академическая психология с ее экспериментальными  схемами «убивает»  человеческое  в  человеке, «умерщвляет»  человеческий  дух,  дегуманизирует  людей.  Поэтому при решении сугубо человеческих проблем – веры, личной религии, смысла жизни – экзистенциалисты стараются избегать экспериментальных методов. Кроме того, они убеждены в том, что статистические модели,  которыми  изобилует  современная  академическая психология, заметно усредняют личность человека, в то время как он – неповторимая уникальность. Таким образом, экзистенциальную психологию относят к личностно-ориентированной (субъектной) парадигме в психологии.

    В последнее время идеи экзистенциальной психологии стали активно разрабатываться в работах российских психологов. Так, известный российский исследователь В. Н. Дружинин предпринял попытку типологического анализа различных вариантов жизни, доступных современному человеку. Согласно его гипотезе «…существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать  тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан»[25;35].

    Можно полемизировать с В. Н. Дружининым по поводу оснований выделения этих типов, но в первую очередь важна тенденция: экзистенциальная психология с присущей ей проблематикой все активнее влияет на работы российских психологов. С определенной долей уверенности можно говорить, что в отечественной психологии развивается направление «Психология жизненного пути» к прерогативе которой относится и проблема психологического времени [21, 25, 31, 34, 38 и др.]. В обоих направлениях поднимаются и решаются схожие проблемы, но с различных методологических и теоретических позиций. Научное обсуждение и решение этих проблем наталкивается на серьезные методологические трудности. Это связано с несовместимостью методологических принципов экзистенциальной психологии с исследовательскими традициями, выработанными в отечественной психологии. Существуют два принципиальных пути преодоления обозначенных трудностей. Первый путь – это некритическое заимствование экзистенциальной методологии, второй путь – это постановка «классических» проблем экзистенциальной  психологии  на  методологический  фундамент  отечественной психологии.  Второй  путь, по-видимому,  является  более предпочтительным,  поскольку позволяет актуализировать  научное  наследие  отечественных  экзистенциально  мыслящих психологов – Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева,  А.  Н.  Леонтьева  и  др.

    Усилиями  Б. Г. Ананьева заложены организационные  и методические основы психобиографических  исследований жизненного пути личности. Основным методом, позволяющим реконструировать жизненный путь личности, Б. А. Ананьев полагал биографический анализ. Биографический метод – это «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности» [5;310]. Вместе с методами лонгитюда и «поперечных срезов» биографический метод относится к группе организационных методов. Однако по своему назначению в психологических исследованиях жизненного пути личности он разнится с этими методами.  Лонгитюдинальный  метод  и  метод «поперечных  срезов» предназначены для исследования жизненного пути личности в возрастно-психологическом  аспекте.  С  их  помощью  выявляются общие закономерности возрастной динамики психических функций на протяжении жизненного пути.

    Биографический  метод, напротив, ориентирован на раскрытие  индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта жизни; он нацелен на дифференциально-психологический анализ индивидуального жизненного пути. Биографический  метод  является  разновидностью  монографического (В. Н. Мясищев) или идеографического (Г. Олпорт) исследования личности в психологии. В соответствии с пониманием способа  существования  человека как многомерного выделяются  разные  направления биографического исследования в психологии. Так, онтогенетическому  способу  бытия  человека  соответствует  онтогенетика,  исследующая метрические и топологические свойства индивида на протяжении жизненного цикла. Субъектно-практическая форма существования человека покрывается праксиметрическим или праксиологическим биографическим анализом. Здесь устанавливается история развития субъекта основных видов деятельности и общая      продуктивность      жизненного      пути.      Наконец, личностно-биографической форме бытия отвечает генетическая персоналистика, перед которой стоит задача восстановить историю развития личности как субъекта жизни [19].

    Операционализацию биографического метода в конкретных исследовательских методиках и процедурах осуществили ученики и сотрудники Б. Г. Ананьева – Н. А. Логинова, В. М. Владимирова, Л. А. Головей. Ими разработаны процедуры биографических интервью, анализа  личных  и  формальных  документов,  событийного  анализа, анализа круга общения личности и др. [2]. В настоящее время арсенал биографического метода непрерывно пополняется и обновляется за счет новых методик психологической диагностики жизненного пути личности. 

    Активно разрабатывается концепция личности как субъекта жизни С.Л. Рубинштейна. К.А. Абульханова-Славская и ее коллеги разрабатывают ее в рамках типологического подхода личностной организации времени собственной жизни. Для анализа способа организации жизни субъектом  они предлагают совокупность трех понятий для обозначения трех пространственно-временных, ценностно-смысловых модальностей: "жизненная позиция", "жизненная линия", "жизненная перспектива" [4].Отличаясь от биографического подхода и методов исследования, данный подход позволяет раскрыть различия не каждой отдельной биографии, а разных типов личностей по способам их организации времени жизни.

    В своей работе, посвященной изучению автобиографической памяти личности, В.В. Нуркова рассматривает возможности изучения данного феномена с позиций деятельностного подхода, сложившегося в отечественной психологии [52].

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью