Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Помимо того, что молодым людям необходимо осмыслить течение времени, найти баланс в восприятии своего прошлого, настоящего и будущего, им необходимо выработать свой способ организации времени жизни. В.Н Ковалев [35] указывает, что именно в юности берет начало индивидуальный способ организации времени жизни – способ практического волевого воздействия на объективные условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности. Эти жизненные условия и обстоятельства иногда безразличны, а иногда противостоят устремлениям и идеалам личности, поэтому их освоение является не приспособлением, а скорее преодолением и борьбой. Поэтому стремление к регуляции жизненного времени может потребовать большого напряжения всех душевных и физических сил человека.
Способ организации времени жизни не подвержен возрастным закономерностям развития человека, а зависит от индивидуальных особенностей. В.Н Ковалев выделяет четыре типичных способа:
Таким образом, именно в молодости складывается такая важная характеристика, как индивидуальный способ организации времени жизни, тесно связанная с развитием взрослой личности. И это заставляет считать вопрос о выборе того или иного способа организации времени особо значимым в контексте возможностей последующей эволюции или инволюции человека.
Исходя из вышесказанного, решая возрастные задачи в период молодости, человек сталкивается с рядом сложностей, которые не всегда может преодолеть самостоятельно. Задача психолога как раз и состоит в оказании помощи при достижении социальной взрослости и взрослой идентичности молодого человека, в том числе и за счет достижения адекватного реальности и индивидуальным особенностям субъекта восприятия времени собственной жизни. Для того чтобы эта помощь была максимально эффективной, психологу необходимо иметь представление о характерных особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни типичных для представителей молодежи.
Выводы по Главе I
Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени. Причем на современном этапе развития философских представлений о времени доминируют концепции с явной психологической направленностью.
Общее
состояние разработанности
Рассмотрев различные концепции в рамках психологии времени, в своей работе под восприятием и переживанием времени собственной жизни мы будем понимать представленность в сознании субъекта основных временных компонентов, определяющих его настроенность и направленность по отношению к временным горизонтам (прошлое, настоящее, будущее).
Говоря
о компонентах или
Вне зависимости от того, какой
концепции придерживаются
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости
2.1 Методы исследования психологического времени
В предыдущей главе мы рассмотрели теоретико-методологические предпосылки изучения психологических особенностей восприятия времени собственной жизни. Ни одна теория, концепция или наука вообще не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы, что предполагает установление связи между методикой и методологией науки.
Понятие времени традиционно относят к кругу экзистенциальных проблем. Именно в рамках этой зарубежной школы она получила свое развитие. Исследователи данного направления поставили его в центр при изучении многих практических задач. Однако экспериментальной разработки категория времени в рамках экзистенциального направления не получила. Дело в том, что экзистенциальная психология за годы своего существования не разработала методы объективных экспериментальных исследований. По этой причине экзистенциальную психологию иногда относят к «экспириентальным» (от английского слова «experience» – опыт) направлениям психологии. Экзистенциальные психологи в методическом плане больше доверяют интуиции, эмпатии и глубокому межличностному пониманию, нежели формализованному эксперименту. Опыт межличностного постижения для них – источник самой надежной и валидной информации о человеке. За это экзистенциальную психологию упрекают в недостаточной научной строгости и низкой степени академизма. Но, как полагают сами экзистенциальные психологи, академическая психология с ее экспериментальными схемами «убивает» человеческое в человеке, «умерщвляет» человеческий дух, дегуманизирует людей. Поэтому при решении сугубо человеческих проблем – веры, личной религии, смысла жизни – экзистенциалисты стараются избегать экспериментальных методов. Кроме того, они убеждены в том, что статистические модели, которыми изобилует современная академическая психология, заметно усредняют личность человека, в то время как он – неповторимая уникальность. Таким образом, экзистенциальную психологию относят к личностно-ориентированной (субъектной) парадигме в психологии.
В последнее время идеи экзистенциальной психологии стали активно разрабатываться в работах российских психологов. Так, известный российский исследователь В. Н. Дружинин предпринял попытку типологического анализа различных вариантов жизни, доступных современному человеку. Согласно его гипотезе «…существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан»[25;35].
Можно полемизировать с В. Н. Дружининым по поводу оснований выделения этих типов, но в первую очередь важна тенденция: экзистенциальная психология с присущей ей проблематикой все активнее влияет на работы российских психологов. С определенной долей уверенности можно говорить, что в отечественной психологии развивается направление «Психология жизненного пути» к прерогативе которой относится и проблема психологического времени [21, 25, 31, 34, 38 и др.]. В обоих направлениях поднимаются и решаются схожие проблемы, но с различных методологических и теоретических позиций. Научное обсуждение и решение этих проблем наталкивается на серьезные методологические трудности. Это связано с несовместимостью методологических принципов экзистенциальной психологии с исследовательскими традициями, выработанными в отечественной психологии. Существуют два принципиальных пути преодоления обозначенных трудностей. Первый путь – это некритическое заимствование экзистенциальной методологии, второй путь – это постановка «классических» проблем экзистенциальной психологии на методологический фундамент отечественной психологии. Второй путь, по-видимому, является более предпочтительным, поскольку позволяет актуализировать научное наследие отечественных экзистенциально мыслящих психологов – Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.
Усилиями Б. Г. Ананьева заложены организационные и методические основы психобиографических исследований жизненного пути личности. Основным методом, позволяющим реконструировать жизненный путь личности, Б. А. Ананьев полагал биографический анализ. Биографический метод – это «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности» [5;310]. Вместе с методами лонгитюда и «поперечных срезов» биографический метод относится к группе организационных методов. Однако по своему назначению в психологических исследованиях жизненного пути личности он разнится с этими методами. Лонгитюдинальный метод и метод «поперечных срезов» предназначены для исследования жизненного пути личности в возрастно-психологическом аспекте. С их помощью выявляются общие закономерности возрастной динамики психических функций на протяжении жизненного пути.
Биографический
метод, напротив, ориентирован на раскрытие
индивидуально-психологических особенностей
личности как субъекта жизни; он нацелен
на дифференциально-
Операционализацию биографического метода в конкретных исследовательских методиках и процедурах осуществили ученики и сотрудники Б. Г. Ананьева – Н. А. Логинова, В. М. Владимирова, Л. А. Головей. Ими разработаны процедуры биографических интервью, анализа личных и формальных документов, событийного анализа, анализа круга общения личности и др. [2]. В настоящее время арсенал биографического метода непрерывно пополняется и обновляется за счет новых методик психологической диагностики жизненного пути личности.
Активно разрабатывается концепция личности как субъекта жизни С.Л. Рубинштейна. К.А. Абульханова-Славская и ее коллеги разрабатывают ее в рамках типологического подхода личностной организации времени собственной жизни. Для анализа способа организации жизни субъектом они предлагают совокупность трех понятий для обозначения трех пространственно-временных, ценностно-смысловых модальностей: "жизненная позиция", "жизненная линия", "жизненная перспектива" [4].Отличаясь от биографического подхода и методов исследования, данный подход позволяет раскрыть различия не каждой отдельной биографии, а разных типов личностей по способам их организации времени жизни.
В своей работе, посвященной изучению автобиографической памяти личности, В.В. Нуркова рассматривает возможности изучения данного феномена с позиций деятельностного подхода, сложившегося в отечественной психологии [52].