Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   Э. Морган отмечает: «Люди – существа склонные к интерпретации. У каждого  из нас есть ежедневный опыт нахождения событий, которым мы приписываем  значения. Истории, которые есть у нас про наши жизни, созданы соединением определённых событий вместе в особой последовательности во временном интервале, и нахождением способов их объяснения или ощущения. Это значение формирует сюжет истории. Мы даём значение нашему опыту точно так же, как мы живём нашими жизнями. Нарратив как нить, сплетающая события вместе, формирует историю.

   Все мы имеем много историй про  наши жизни и отношения, существующие одновременно. К примеру, у нас есть истории о самих себе, своих способностях, усилиях, умениях, действиях, стремлениях, взаимоотношениях, работе, интересах, победах, достижениях, неудачах. Способ, которым мы развиваем эти историй, зависит от того, как мы связываем определённые события в последовательность и как мы приписываем им значения»[47].

     Е.С.  Жорняк в своей работе «Нарративная  психотерапия» [27] выделяет следующие  основные характеристики данного  направления:

    • нарративная терапия это подход к консультированию и социальной работе, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям;
    • в этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и компетенций, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой;
    • важными принципами работы в этом подходе являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой;
    • терапевтическая беседа может принять любое направление, всегда существует множество возможных путей (нет какого-то одного "правильного" хода беседы известного терапевту как эксперту);
    • человек, консультирующийся у терапевта, играет существенную роль в определении хода терапевтического процесса.

   Значительное  место в данном подходе играет категория времени. Консультант с помощью вопросов, ориентированных на время, может предложить клиенту переместиться в будущее, «полевариативное» будущее, где клиент может выбрать для себя предпочтительный для него вариант,  оттуда взглянуть на настоящее и прошлое и переописать их таким образом, чтобы они способствовали наступлению желательного будущего. Возможен обратный вариант, когда с помощью уникальных эпизодов терапевт помогает клиенту увидеть в его прошлом предпочтительный для этого клиента опыт и распространить его на настоящее и будущее. Как видно данный подход объединяет в себе возможности консультирования и психотерапии.

    Модели  работы психолога

   Выше  мы уже выделяли ряд основных запросов на психологическую помощь и указали, что проблемы могут быть как предпосылкой искаженного временного восприятия, так и его результатом.

  Таким образом, встречаясь с проблемой  неадекватного восприятия времени собственной жизни, психолог должен быть готов как минимум к двум вариантам работы. С одной стороны, это работа с самим восприятием и переживанием времени собственной жизни, через проработку временной перспективы и выравнивание временных ориентаций, либо децентраций. С другой – это работа с теми проблемами, как правило, из прошлого опыта субъекта, которые породили проявляющиеся на этапе диагностики временные дисфункции.

  Следовательно, консультанту необходимо использовать две модели работы. В случае если по результатам диагностики явно прослеживается какая-либо проблема, вызвавшая те или иные психологические трудности, психологу можно приступать сразу к проработки этой центральной проблемы. В этом случае можно использовать модель работы, разработанную А.В. Скворцовым [46]. Данная модель применялась для работы консультантов на телефоне доверия, однако нам кажется, что ресурсы данного подхода гораздо шире, и он вполне может использоваться в практике индивидуального консультирования, в частности, консультирования, связанного с переживанием времени собственной жизни.

  Автор утверждает, что любая проблема –  это структура, включающая в себя:

  1. проблемную ситуацию,
  2. эмоционально-чувственное отношение к проблемной ситуации,
  3. рационально-рефлексивное отношение к проблемной ситуации,
  4. поведенческий аспект, т.е. те усилия, которые предпринимает клиент для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

   Проблема  имеет свою динамику. Если клиент сам обращается за психологической помощью, то вероятно проблема для него стала максимально актуальна. Актуальное состояние проблемы клиента можно отнести к психологическому настоящему, причины ее возникновения относятся к психологическому прошлому, выход из нее, ее разрешение – к психологическому будущему.

   Рассматривая  различные формы консультативной  работы, А.В. Скворцов дает следующую характеристику гуманистического направления: «Беседы роджерианского типа сосредоточены в области психологического настоящего: если первоначально проблемная ситуация имеет место, то в процессе психотерапевтической работы «чувства», «мысли» и «действия» как бы «отклеиваются»  от проблемной ситуации, и она, лишенная психологического субстрата, проявляется в миге единого потока «организмического» проживания опыта. Клиент субъективно живет в этом опыте, а не просто проявляет чувства к нему. При этом психологическое настоящее не аккумулировано в структуре жизненного потока. Уйдя из фокуса сознания, проблемная ситуация оживает какой-то своей частью в клиенте. На этой стадии нет ни внешних, ни внутренних проблем. Клиент субъективно живет какой-то частью проблемы. Она не является объектом» [46;101].

   Здесь же, он рассматривает и психоаналитическое направление, обращая внимание на то, что в классическом его варианте беседа главным образом сосредоточена в области отдаленного психологического прошлого. «Какая-то частная проблема, ставшая поводом для обращения к психоаналитику, расширяется до размеров индивидуальной личной истории пациента. Это «растягивание» приводит к ее трансформации, включению тех аспектов жизни (бессознательных), которые в первоначальной структуре отсутствовали. Ее масса набухает в психологическом прошлом, мифологизированные контуры которого можно разглядеть, вооружившись лишь очень мощным биноклем психоаналитического инструмента. Результатом является экспансия психологического прошлого за границы наличного существования» [46;102].

   Как полагает автор, закономерными следствиями как первого, так и второго типа бесед являются:

    • дезобъективация проблемной ситуации;
    • трансформация психологического времени ее существования.

   Конечно, проблемная ситуация может фокусироваться на ближайшем будущем или же на ближайшем прошлом. Но как в первом так и во втором случае переживания имеют модус обостренного ощущения реально существующего. В этом смысле, как утверждает автор, проблемная ситуация находится в психологическом настоящем.Общая идея его собственного подхода к консультированию состоит в том, что проблемная ситуация должна быть встроена в контекст жизненного пути - психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее.

   Для понимания предлагаемой логики беседы и некоторых психотерапевтических возможностей консультанта обратимся к схеме (рис.1) 

Будущее                       

                            7                      8                         9 

Прошлое            4                      5                         6

                            1                      2                        3      

Настоящее  

                        Чувства            Мысли                 Действия 

   Рис.1. Возможные «ходы» в обсуждении «проблемы» в диаде «консультант - клиент».

   Блок 1. Эмоционально-чувственное отношение  к проблемной ситуации, выражается непосредственно («здесь и сейчас»). Работа ведется с актуальными переживаниями: эмоциональное отреагирование, вербализация эмоций, эмоциональное переживание через эмпатические ситуации, в случае острого переживания – через абстрактную эмпатию. Возникает ощущение психологической близости, «теплоты», снижается ощущение одиночества.

   Блок 2. Отражает рационально-рефлексивное отношение к происходящим сейчас событиям (проблемной ситуации).

   Блок 3. Реальное поведение клиента в  контексте проблемной ситуации. Какие  усилия прикладывает клиент, чтобы  справится с проблемной ситуацией.

   Блок 4. Эмоционально-чувственное отношение  клиента к психологическому прошлому в контексте его проблемы. На данном этапе важно зафиксировать изменение эмоционального отношения («тогда» и «сейчас») в оценке прошлого.

   Блок 5. Отражает рационально-рефлексивное отношение абонента к событиям, непосредственно предшествующим возникновению проблемы, ее актуализации. Данный блок очень важен, так как ориентирован на поиск причин произошедшего, либо происходящего. Фиксируется изменение в рациональной оценке прошлого.

   Блок 6. Отражает поведенческие аспекты, относящиеся к моменту возникновения проблемной ситуации.

   Блок 7. Отражает эмоционально-чувственное отношение клиента к предстоящему будущему в контексте проблемной ситуации. Если негативный фон усиливается, когда клиенту необходимо принять решение, это является признаком сопротивления. Здесь очень важно не «запрограммировать» клиента на фиксацию негативных эмоций. Возможно применение различных приемов, например «подбадривание», «терапия прежними достижениями».

   Блок 8. Отражает рационально-рефлексивное отношение к возможному будущему. Консультант выясняет представление  о будущем и отношение к нему. Один из возможных приемов – взгляд из отдаленного будущего на ближайшее.

   Блок 9. Отражает продвижение клиента  к соответствующему действию, планирование, актуализацию поведенческих альтернатив.

   Если  отвлечься от деталей данной модели, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпеливого бескритичного по отношению к клиенту выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации и в дальнейшем к планированию действий.

   Данная  модель нам кажется эффективной  в работе с переживанием и восприятием  времени собственной жизни в  связи с тем, что временной  фокус обсуждения проблемной ситуации переходит с актуальных переживаний к установлению причинно-следственных связей. Понимание причин возникновения проблемной ситуации работает на ее осознание и как следствие мобилизует клиента на планирование или прогнозирование своих действий в будущем.

   Однако  не всегда результаты психологической  диагностики позволяют консультанту предположить наличие определенной проблемы, вызвавшей временные дисфункции, а клиенту – сформулировать запрос на психологическую помощь в решении конкретной проблемной ситуации. В этом случае необходима более тщательная работа по изучению восприятия времени собственной жизни. Формализованные методы диагностики в данном случае будут малоэффективны, так как консультанту на этапе индивидуальной работы с клиентом необходимо не только исследовать индивидуальные особенности личности клиента и вместе с ним анализировать проблемную ситуацию, но и создавать условия для продуктивного развития личности клиента. Это не работа, направленная на устранение определенных внешних деструктивных поведенческих симптомов, но исследование целостной личности клиента, направленное на выявление значимых очагов конфликта и соответственно просветительская деятельность с целью вооружения клиента необходимыми знаниями и умениями, помогающими ему в дальнейшем. И не только в данной проблемной ситуации, но и в других, имеющих схожие признаки или причины.

   В связи с этим, модель работы консультанта должна сочетать в себе и возможности  диагностики, и консультирования, и  терапии. Примером такой работы на наш взгляд является коррекционно-диагностическая процедура моделирования биографии «Альбом моей жизни» [7]. В фокусе нашего исследования ее применение позволяет не только выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни, но оказать терапевтическую помощь клиенту. В терапевтическом плане данный методический прием позволяет:

    • вывести личностные проблемы клиента, его внутренние конфликты в план обсуждения, рефлексии; в ходе построения изобразительного событийного ряда актуализировать вербальный компонент, помочь овладеть ситуацией на когнитивном уровне;
    • перенести отрицательные переживания в условный план образов и тем самым эмоционально отреагировать свой конфликтный опыт отношения с миром, получить возможность освободиться от прошлых и настоящих травмирующих переживаний;
    • пережить положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации;
    • создать ситуацию самоисследования, где есть возможность открытия новых смыслов событий своей жизни, увидеть новые взаимосвязи их причин и следствий;
    • повысить самопринятие, личностную ответственность в построении собственной жизни.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью