Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Э. Морган отмечает: «Люди – существа склонные к интерпретации. У каждого из нас есть ежедневный опыт нахождения событий, которым мы приписываем значения. Истории, которые есть у нас про наши жизни, созданы соединением определённых событий вместе в особой последовательности во временном интервале, и нахождением способов их объяснения или ощущения. Это значение формирует сюжет истории. Мы даём значение нашему опыту точно так же, как мы живём нашими жизнями. Нарратив как нить, сплетающая события вместе, формирует историю.
Все мы имеем много историй про наши жизни и отношения, существующие одновременно. К примеру, у нас есть истории о самих себе, своих способностях, усилиях, умениях, действиях, стремлениях, взаимоотношениях, работе, интересах, победах, достижениях, неудачах. Способ, которым мы развиваем эти историй, зависит от того, как мы связываем определённые события в последовательность и как мы приписываем им значения»[47].
Е.С.
Жорняк в своей работе «
Значительное место в данном подходе играет категория времени. Консультант с помощью вопросов, ориентированных на время, может предложить клиенту переместиться в будущее, «полевариативное» будущее, где клиент может выбрать для себя предпочтительный для него вариант, оттуда взглянуть на настоящее и прошлое и переописать их таким образом, чтобы они способствовали наступлению желательного будущего. Возможен обратный вариант, когда с помощью уникальных эпизодов терапевт помогает клиенту увидеть в его прошлом предпочтительный для этого клиента опыт и распространить его на настоящее и будущее. Как видно данный подход объединяет в себе возможности консультирования и психотерапии.
Модели работы психолога
Выше мы уже выделяли ряд основных запросов на психологическую помощь и указали, что проблемы могут быть как предпосылкой искаженного временного восприятия, так и его результатом.
Таким образом, встречаясь с проблемой неадекватного восприятия времени собственной жизни, психолог должен быть готов как минимум к двум вариантам работы. С одной стороны, это работа с самим восприятием и переживанием времени собственной жизни, через проработку временной перспективы и выравнивание временных ориентаций, либо децентраций. С другой – это работа с теми проблемами, как правило, из прошлого опыта субъекта, которые породили проявляющиеся на этапе диагностики временные дисфункции.
Следовательно, консультанту необходимо использовать две модели работы. В случае если по результатам диагностики явно прослеживается какая-либо проблема, вызвавшая те или иные психологические трудности, психологу можно приступать сразу к проработки этой центральной проблемы. В этом случае можно использовать модель работы, разработанную А.В. Скворцовым [46]. Данная модель применялась для работы консультантов на телефоне доверия, однако нам кажется, что ресурсы данного подхода гораздо шире, и он вполне может использоваться в практике индивидуального консультирования, в частности, консультирования, связанного с переживанием времени собственной жизни.
Автор утверждает, что любая проблема – это структура, включающая в себя:
Проблема имеет свою динамику. Если клиент сам обращается за психологической помощью, то вероятно проблема для него стала максимально актуальна. Актуальное состояние проблемы клиента можно отнести к психологическому настоящему, причины ее возникновения относятся к психологическому прошлому, выход из нее, ее разрешение – к психологическому будущему.
Рассматривая
различные формы
Здесь
же, он рассматривает и
Как полагает автор, закономерными следствиями как первого, так и второго типа бесед являются:
Конечно, проблемная ситуация может фокусироваться на ближайшем будущем или же на ближайшем прошлом. Но как в первом так и во втором случае переживания имеют модус обостренного ощущения реально существующего. В этом смысле, как утверждает автор, проблемная ситуация находится в психологическом настоящем.Общая идея его собственного подхода к консультированию состоит в том, что проблемная ситуация должна быть встроена в контекст жизненного пути - психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее.
Для
понимания предлагаемой логики беседы
и некоторых
Будущее
7 8 9
Прошлое 4 5 6
1 2 3
Настоящее
Чувства
Мысли
Действия
Рис.1. Возможные «ходы» в обсуждении «проблемы» в диаде «консультант - клиент».
Блок
1. Эмоционально-чувственное
Блок 2. Отражает рационально-рефлексивное отношение к происходящим сейчас событиям (проблемной ситуации).
Блок 3. Реальное поведение клиента в контексте проблемной ситуации. Какие усилия прикладывает клиент, чтобы справится с проблемной ситуацией.
Блок
4. Эмоционально-чувственное
Блок 5. Отражает рационально-рефлексивное отношение абонента к событиям, непосредственно предшествующим возникновению проблемы, ее актуализации. Данный блок очень важен, так как ориентирован на поиск причин произошедшего, либо происходящего. Фиксируется изменение в рациональной оценке прошлого.
Блок
6. Отражает поведенческие аспекты,
относящиеся к моменту
Блок 7. Отражает эмоционально-чувственное отношение клиента к предстоящему будущему в контексте проблемной ситуации. Если негативный фон усиливается, когда клиенту необходимо принять решение, это является признаком сопротивления. Здесь очень важно не «запрограммировать» клиента на фиксацию негативных эмоций. Возможно применение различных приемов, например «подбадривание», «терапия прежними достижениями».
Блок 8. Отражает рационально-рефлексивное отношение к возможному будущему. Консультант выясняет представление о будущем и отношение к нему. Один из возможных приемов – взгляд из отдаленного будущего на ближайшее.
Блок 9. Отражает продвижение клиента к соответствующему действию, планирование, актуализацию поведенческих альтернатив.
Если отвлечься от деталей данной модели, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпеливого бескритичного по отношению к клиенту выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации и в дальнейшем к планированию действий.
Данная модель нам кажется эффективной в работе с переживанием и восприятием времени собственной жизни в связи с тем, что временной фокус обсуждения проблемной ситуации переходит с актуальных переживаний к установлению причинно-следственных связей. Понимание причин возникновения проблемной ситуации работает на ее осознание и как следствие мобилизует клиента на планирование или прогнозирование своих действий в будущем.
Однако
не всегда результаты психологической
диагностики позволяют
В связи с этим, модель работы консультанта должна сочетать в себе и возможности диагностики, и консультирования, и терапии. Примером такой работы на наш взгляд является коррекционно-диагностическая процедура моделирования биографии «Альбом моей жизни» [7]. В фокусе нашего исследования ее применение позволяет не только выявить психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни, но оказать терапевтическую помощь клиенту. В терапевтическом плане данный методический прием позволяет: