Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

   Восприятие  и переживание собственной жизни  в целом в период молодости носит позитивный характер, это касается и временных ориентаций и временных установок. Вместе с этим именно установки по отношению к будущему являются более выраженными и  позитивными по сравнению с установками на прошлое и настоящее. При этом степень представленности в восприятии времени своей жизни будущего не исключает из него образов прошлого и настоящего. Их гармоничное сосуществование является показателем полноценно - функционирующей личности.

   В результате мы пришли к выводу, что  современные молодые люди в целом проявляют субъектное отношение к восприятию и переживанию времени своей жизни. Они могут найти оптимальный для себя темп жизни, оптимально организовать свое время, свою деятельность и себя во времени. Это в свою очередь предполагает адекватную оценку своих возможностей, выявление их соответствия или несоответствия внешним условиям деятельности. Являясь субъектом организации времени собственной жизни,  молодой человек получает возможность своевременно и адекватно общественным задачам включаться в их решение, как на основании социальных запросов, так и на основании собственных планов, перспектив и т.д. 
 
 
 
 
 
 

  Глава III. Возможности психологического консультирования в  рамках исследования восприятия времени  собственной жизни в период молодости

   3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы

   В первой главе мы выяснили, что не всегда молодые люди могут благополучно разрешить кризис «встречи со взрослостью» самостоятельно. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса, нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. В противном случае кризис может стать причиной тех или иных личностных нарушений или же психосоматических заболеваний.

  В профессиональной позиции квалифицированного психолога психологическая помощь выступает как цель профессионального взаимодействия с клиентом. Г.С. Абрамова [2] рассматривает содержание психологической помощи следующим образом:

  • оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психодиагностика – одно из направлений практической психологии. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании;
  • психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения. Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней;
  • психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Клиент психотерапевта – это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции;
  • психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Как отмечает Г.С. Абрамова, цель психологического консультирования состоит в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

   Таким образом, первый из названных видов  психологической помощи не всегда может  разрешить проблему клиента, ведь предоставив  данные психодиагностики, психолог не может быть уверен, что клиент самостоятельно справится с возникшей проблемой. С одной стороны может не хватить психологической информации, с другой – умений и сил самого клиента. Хотя получение психологической информации как правило запускает механизмы рефлексии и самопознания, что может привести к прояснению и даже разрешению возникших сложностей в восприятии времени собственной жизни и решению возрастных задач.

   Психотерапия  включает в сферу своего применения практически все проблемные области. Существует много техник, включающих проработку временного аспекта в самовосприятии личности. Однако здесь весьма специфична как позиция клиента, так и консультанта. Клиент находится на границе клинически здоровой и больной личности [36]. Психотерапевт играет решающую роль в реконструкции личности клиента, особенно на первых этапах. Кроме того, практически всегда психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения.

   Мы  видим определенные сложности в  разрешении проблемы нарушений в восприятии времени собственной жизни и при помощи психокоррекции. Психокоррекция связана прежде всего с процессом освоения той или иной деятельности. Коррекция же восприятия времени собственной жизни нам кажется маловероятной формой психологической помощи при самостоятельном ее использовании.

   Самой эффективной формой работы на наш  взгляд является психологическое консультирование. Это вызвано, прежде всего, специфическими особенностями данного вида психологической помощи:

    • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
    • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста» [Цит. по 36].

   При этом консультант в своей работе может использовать и психотерапевтические, и диагностические, и коррекционные процедуры, если в этом возникает необходимость и это повышает эффективность взаимодействия с клиентом [19, 56  и др.].

   Приступая к консультативному процессу, психолог должен с одной стороны опираться  на общепринятые правила, одинаковые при работе с любым запросом, с другой – напрямую зависящие от специфики проблемы. К первой группе можно отнести конфиденциальность, учет человеческого достоинства клиента, ограничения в деятельности практического психолога, профессионально важные качества консультанта. Ко второй группе относятся такие теоретические основания, опираясь на которые консультант будет строить беседу с клиентом.

   Важность  теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической  практики, трудно переоценить. Р. Кочюнас сравнивает попытки квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений с полетом без ориентиров. «Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен» [36]. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

     Выбор той или иной теоретической  ориентации каждый практический  психолог выбирает самостоятельно исходя либо из своих теоретико-психологических симпатий, либо научных интересов. Так консультант может работать в рамках одной определенной психологической школы или направления (психоаналитическое, бихевиоральное, гуманистическое и т.д.), независимо от того с каким запросом к нему пришел клиент. С другой стороны деятельность психолога-практика может ограничиваться определенным кругом запросов (семейное, организационное, профориентационное консультирование и т.д.). В этом случае консультант может применять различные теории для решения поставленных задач и даже объединять их.

   Р. Кочюнас отмечает, что в настоящее  время в мире распространяется эклектичное  консультирование, представляющее собой  попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике.

   В рамках консультативного этапа нашей  работы мы использовали два основных теоретических подхода: возрастно-психологическое  консультирование и нарративный подход в консультировании. Рассмотрим их более подробно.

   Возрастно-психологическое  консультирование

   Возрастно-психологическое  консультирование в качестве одного из направлений прикладной психологии развития стало складываться в отечественной психологии в начале 80-х годов XX века. Первоначально задачи психологической службы связывались в первую очередь с решением проблем детей и подростков, однако в настоящее время разрабатываются принципы работы на всех этапах онтогенеза.

   Вне зависимости от того, на каком возрастном периоде находится клиент в практической работе необходимо учитывать его психологический возраст, социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности и возрастные новообразования. Эти ключевые понятия в отечественной психологии разрабатывались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович и их последователями и учениками.

   Более семидесяти лет назад Л.С. Выготский  наметил путь решения важнейших  проблем консультативной практики, опираясь на созданную им концепцию возраста. Этой концепции он придавал принципиальное значение, называя проблему возраста не только «центральной для всей детской психологии», но и ключом ко всем вопросам практики [22;160].  Выготский предложил вместо отдельных психических процессов и функций рассматривать целостные возрастные периоды развития. Эта идея широко развивается и в настоящее время.

   Г.С. Абрамова отмечает, что исследование содержания стабильных, критических  и сензитивных периодов в жизни  человека, возможность отнесения их к конкретным возрастным границам позволяет психологу ориентироваться «на возможности изменения человека, на темп изменения, на направление изменения» [2;221]. С этой точки зрения каждый период развития человека содержит различный потенциал динамичности. В стабильные периоды этот потенциал ниже, в критические периоды жизни он выражен значительно, но неравномерно, в сензитивные периоды потенциал динамичности равномерен и очень высок, но только по отношению к определенному виду воздействия. Критические периоды жизни, в том числе и молодость, содержат в себе потенциал как развития, так и регресса личности. Психолог должен очень четко выделять наличие этих противоречивых тенденций и сориентировать клиента на потенциал его развития.

   Помимо  того, что Л.С. Выготский предложил рассматривать целостные возрастные периоды, он высказал идею о том, что частные явления психологического развития должны рассматриваться в контексте понятия возраста.

   Психологический возраст Л.С. Выготский определял  как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [22;248].

   Каждый  возраст, по Выготскому, характеризуется  прежде всего социальной ситуацией развития, т.е. теми связями и взаимоотношениями с социальной средой, которые складываются на данном возрастном этапе. С определенной социальной ситуацией неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности, составляющие вторую важнейшую характеристику концепции возраста. Теоретическая и экспериментальная разработка этих идей Выготского, проведенная его последователями привела к дополнению первоначальной периодизации психического развития ребенка характеристикой ведущего типа деятельности на каждом возрастном этапе. Именно в ней возникают и развиваются новые психологические функции и качества. Таким образом, психологические новообразования являются не только предпосылкой, но и результатом возрастного развития. Накапливаясь с течением времени, они постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут к ее изменению и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития личности в следующем возрастном периоде.

   Таким образом, анализируя возможности развития и изменения клиента, психолог работает с возрастными задачами и резервами развития данного человека, понимаемым на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. В нашем случае на основе данных о периоде молодости, которые были описаны в предыдущем параграфе.

   Помимо  ориентации на возрастно-психологический  подход в консультировании, широко разрабатываемый в отечественной психологии, мы опирались и на нарративный подход, разрабатываемый в традициях зарубежной психологии.

   Нарративный подход

  Нарративный подход создали  и до сих пор  развивают  австралийские психотерапевты Майкл Уайт и Дэвид Эпстон. В  самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают,  то есть рассказывают по иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов «история» это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью