Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Восприятие
и переживание собственной
В
результате мы пришли к выводу, что
современные молодые люди в целом
проявляют субъектное отношение к восприятию
и переживанию времени своей жизни. Они
могут найти оптимальный для себя темп
жизни, оптимально организовать свое время,
свою деятельность и себя во времени. Это
в свою очередь предполагает адекватную
оценку своих возможностей, выявление
их соответствия или несоответствия внешним
условиям деятельности. Являясь субъектом
организации времени собственной жизни,
молодой человек получает возможность
своевременно и адекватно общественным
задачам включаться в их решение, как на
основании социальных запросов, так и
на основании собственных планов, перспектив
и т.д.
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках исследования восприятия времени собственной жизни в период молодости
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы
В первой главе мы выяснили, что не всегда молодые люди могут благополучно разрешить кризис «встречи со взрослостью» самостоятельно. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса, нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. В противном случае кризис может стать причиной тех или иных личностных нарушений или же психосоматических заболеваний.
В профессиональной позиции квалифицированного психолога психологическая помощь выступает как цель профессионального взаимодействия с клиентом. Г.С. Абрамова [2] рассматривает содержание психологической помощи следующим образом:
Таким образом, первый из названных видов психологической помощи не всегда может разрешить проблему клиента, ведь предоставив данные психодиагностики, психолог не может быть уверен, что клиент самостоятельно справится с возникшей проблемой. С одной стороны может не хватить психологической информации, с другой – умений и сил самого клиента. Хотя получение психологической информации как правило запускает механизмы рефлексии и самопознания, что может привести к прояснению и даже разрешению возникших сложностей в восприятии времени собственной жизни и решению возрастных задач.
Психотерапия включает в сферу своего применения практически все проблемные области. Существует много техник, включающих проработку временного аспекта в самовосприятии личности. Однако здесь весьма специфична как позиция клиента, так и консультанта. Клиент находится на границе клинически здоровой и больной личности [36]. Психотерапевт играет решающую роль в реконструкции личности клиента, особенно на первых этапах. Кроме того, практически всегда психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения.
Мы видим определенные сложности в разрешении проблемы нарушений в восприятии времени собственной жизни и при помощи психокоррекции. Психокоррекция связана прежде всего с процессом освоения той или иной деятельности. Коррекция же восприятия времени собственной жизни нам кажется маловероятной формой психологической помощи при самостоятельном ее использовании.
Самой эффективной формой работы на наш взгляд является психологическое консультирование. Это вызвано, прежде всего, специфическими особенностями данного вида психологической помощи:
При этом консультант в своей работе может использовать и психотерапевтические, и диагностические, и коррекционные процедуры, если в этом возникает необходимость и это повышает эффективность взаимодействия с клиентом [19, 56 и др.].
Приступая к консультативному процессу, психолог должен с одной стороны опираться на общепринятые правила, одинаковые при работе с любым запросом, с другой – напрямую зависящие от специфики проблемы. К первой группе можно отнести конфиденциальность, учет человеческого достоинства клиента, ограничения в деятельности практического психолога, профессионально важные качества консультанта. Ко второй группе относятся такие теоретические основания, опираясь на которые консультант будет строить беседу с клиентом.
Важность
теории в психологическом
Выбор той или иной
Р. Кочюнас отмечает, что в настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике.
В рамках консультативного этапа нашей работы мы использовали два основных теоретических подхода: возрастно-психологическое консультирование и нарративный подход в консультировании. Рассмотрим их более подробно.
Возрастно-психологическое консультирование
Возрастно-психологическое консультирование в качестве одного из направлений прикладной психологии развития стало складываться в отечественной психологии в начале 80-х годов XX века. Первоначально задачи психологической службы связывались в первую очередь с решением проблем детей и подростков, однако в настоящее время разрабатываются принципы работы на всех этапах онтогенеза.
Вне зависимости от того, на каком возрастном периоде находится клиент в практической работе необходимо учитывать его психологический возраст, социальную ситуацию развития, ведущий тип деятельности и возрастные новообразования. Эти ключевые понятия в отечественной психологии разрабатывались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович и их последователями и учениками.
Более
семидесяти лет назад Л.С. Выготский
наметил путь решения важнейших
проблем консультативной
Г.С. Абрамова отмечает, что исследование содержания стабильных, критических и сензитивных периодов в жизни человека, возможность отнесения их к конкретным возрастным границам позволяет психологу ориентироваться «на возможности изменения человека, на темп изменения, на направление изменения» [2;221]. С этой точки зрения каждый период развития человека содержит различный потенциал динамичности. В стабильные периоды этот потенциал ниже, в критические периоды жизни он выражен значительно, но неравномерно, в сензитивные периоды потенциал динамичности равномерен и очень высок, но только по отношению к определенному виду воздействия. Критические периоды жизни, в том числе и молодость, содержат в себе потенциал как развития, так и регресса личности. Психолог должен очень четко выделять наличие этих противоречивых тенденций и сориентировать клиента на потенциал его развития.
Помимо того, что Л.С. Выготский предложил рассматривать целостные возрастные периоды, он высказал идею о том, что частные явления психологического развития должны рассматриваться в контексте понятия возраста.
Психологический возраст Л.С. Выготский определял как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [22;248].
Каждый возраст, по Выготскому, характеризуется прежде всего социальной ситуацией развития, т.е. теми связями и взаимоотношениями с социальной средой, которые складываются на данном возрастном этапе. С определенной социальной ситуацией неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности, составляющие вторую важнейшую характеристику концепции возраста. Теоретическая и экспериментальная разработка этих идей Выготского, проведенная его последователями привела к дополнению первоначальной периодизации психического развития ребенка характеристикой ведущего типа деятельности на каждом возрастном этапе. Именно в ней возникают и развиваются новые психологические функции и качества. Таким образом, психологические новообразования являются не только предпосылкой, но и результатом возрастного развития. Накапливаясь с течением времени, они постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут к ее изменению и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития личности в следующем возрастном периоде.
Таким образом, анализируя возможности развития и изменения клиента, психолог работает с возрастными задачами и резервами развития данного человека, понимаемым на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. В нашем случае на основе данных о периоде молодости, которые были описаны в предыдущем параграфе.
Помимо ориентации на возрастно-психологический подход в консультировании, широко разрабатываемый в отечественной психологии, мы опирались и на нарративный подход, разрабатываемый в традициях зарубежной психологии.
Нарративный подход
Нарративный подход создали и до сих пор развивают австралийские психотерапевты Майкл Уайт и Дэвид Эпстон. В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов «история» это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.