Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… | 8 |
|
8 |
|
11 |
|
18 |
|
21 |
Выводы по первой главе ……………………………………………………… | 28 |
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости | 30 |
|
30 |
|
39 |
Выводы по второй главе………………………………………………………. | 56 |
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках исследования восприятия времени собственной жизни в период молодости | 58 |
3.1.
Теоретические и методические
аспекты консультирования как
вида психологической помощи: подходы
к организации взаимодействия, модели
работы …………………………………………………………… |
58 |
3.2.
Анализ примера |
75 |
Выводы
по третьей главе ………………………………………… |
83 |
Заключение ……………………………………………………………………. | 86 |
Литература …………………………………………………………….………. | 89 |
Приложения …………………………………………………………………… | 96 |
Введение
Актуальность. Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.
Проблеме времени уделяли внимание выдающиеся деятели – Платон и Аристотель, Августин и Ибн Халдун, Ньютон и Лейбниц, Спиноза и Кант, Эйнштейн и Хайдеггер, Ухтомский и Пригожин и др.
При этом многие исследователи констатируют тот факт, что проблема времени является недостаточно изученной, что обуславливает теоретическую актуальность данной проблемы. Например, С.Л. Рубинштейн писал: «… проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем в современной философии…, и в психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес. Но, к сожалению, она все же не получила еще достаточной разработки» [60;94]. На современном этапе развития психологической науки проблема времени не теряет своей актуальности. Так, К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «проблема психологического времени, несмотря на возрастающее число ее исследований…, остается теоретически неопределенной» [3;66.] А.Г. Асмолов так определил свое видение разработанности данной области психологического знания: «…о природе времени в психологии известно до обидного мало» [9;97].
О необходимости проработки проблем психологии времени свидетельствует и возросший в последнее время интерес исследователей. Проблему времени рассматривают в русле самоопределения [10], выявляют временные аспекты Я - концепции, идентичности [11], категориальных установок личности [13], самосознания [16], «образа Я» [28] и др. [8, 45, 49, 58, 62, 68, 72 и др.].
Обращение
к проблеме времени становится особо
важным и значимым в современных
социально-экономических
Таким образом, актуальность
Выбор данного возрастного периода продиктован значением адекватного восприятия времени собственной жизни при решении возрастных задач, связанных с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Кроме того, этот возрастной период является малоизученным во временном аспекте. Как правило, возрастные рамки в большинстве исследований не превышают границы восемнадцатилетнего возраста, либо наоборот охватывают период середины жизни или старости.
Объектом исследования выступает восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости.
Предметом исследования являются компоненты восприятия и переживания времени собственной жизни – временная перспектива, временные ориентации и временные установки.
Целью нашей работы является изучение психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью. Разработка данной цели привела к постановке ряда задач.
В теоретической части исследования нами ставятся следующие задачи:
В практической части:
Для реализации заявленной цели и поставленных задач мы использовались следующие методы:
Надежность
и достоверность результатов
достигалась с помощью
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении теоретических разработок в области психологии времени; систематизации материалов эмпирических исследований в русле данной проблемной области; показана специфика восприятия времени собственной жизни в период молодости.
Практическая значимость состоит в рассмотрении категории времени в рамках консультативной работы. Кроме того, полученные данные об особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью могут быть полезны для практических психологов.
Эмпирическое исследование проводилась со студентами и выпускниками ВГПУ. На диагностическом этапе в исследовании принимали участие сорок человек, в последующей консультативной работе – три человека.
Структура
работы. Работа содержит 3 главы, включающие
8 параграфов, введение, выводы по каждой
главе и заключение, библиографический
список из 76 источников, 2 приложения с
материалами комментирующего и сопроводительного
характера. Текст дипломной работы включает
2 таблицы, 2 протокола и 1 рисунок. Общий
объем работы 95 страниц.
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости
Для раскрытия понимания феномена «время» применительно к данной работе нам кажется важным:
«Время» понятие сложное,
Вместе
с тем разрабатывались и
Прямо противоположной точки зрения придерживались такие мыслители, как И. Кант, рассматривавшие время как внутренний опыт социальных субъектов, индивидов. Эта традиция нашла множество последователей, таких как М. Хайдеггер, К. Маннгейм, Г. Зиммель, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Касирер, И. Ортега-и-Гассет и др.
Промежуточное положение между этими крайними точками занимали взгляды К. Маркса, считавшего время объективным, но тесно связанным с деятельностью человека, в первую очередь - экономической. Социологическая теория Э. Дюркгейма и его последователей (М. Мосс, Э. Эванс-Причард), которые видели во времени объективный социальный факт, форму коллективных представлений, детерминирующих поведение человека. Т. Парсонс во времени видел важное условие человеческого взаимодействия и один из реляционных атрибутов действующего субъекта. П. Сорокин и Роберт К. Мертон анализировали время, тесно связывая его с взаимодействием социальных структур [6].
В отечественной философии долгое время традиционным и наиболее разработанным являлся анализ объективного времени – атрибута материи. В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта [61]. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. Так Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени [Цит. по 32]. А. Н. Лой и Е. В. Шинкарук отмечали, что социально-историческое бытие является не в меньшей степени реальным, чем бытие физических объектов. Они подчеркивали, что «социально-историческое время, будучи на ранних этапах человеческой истории зависимым от ритмики природы, в процессе развития человеческой жизнедеятельности все более освобождается от этой зависимости и выражает последовательность, повторяемость, длительность, ритмы, темпы социальных процессов» [44;75].