Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
1.1. Подходы к анализу феномена времени в философии ………………. 8
1.2. Представления о понятии «время» в различных теориях отечест-венной и зарубежной психологии ………………………………... 11
1.3. Психологические проблемы переживания и восприятия времени собственной жизни ………………………………………………………… 18
1.4. Восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости …………………………………………………….…………….. 21
Выводы по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей вос-приятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
2.1. Методы исследования психологического времени……………… 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследо-вания.………………………………………………………….……. 39
Выводы по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках ис-следования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
3.1. Теоретические и методические аспекты консультирования как вида психологической помощи: подходы к организации взаимодействия, модели работы ……………………………………………………………………………... 58
3.2. Анализ примера консультативной работы ……………………………… 75
Выводы по третьей главе ……………………………………………………... 83
Заключение ……………………………………………………………………. 86
Литература …………………………………………………………….………. 89
Приложения …………………………………………………………………… 96

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

    Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

3
Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости …………………………….………………………………… 8
    1.1. Подходы к  анализу феномена времени в  философии ……………….
8
    1.2. Представления  о понятии «время» в различных теориях отечественной и зарубежной психологии ………………………………...
11
    1.3. Психологические  проблемы переживания и восприятия  времени собственной жизни …………………………………………………………
18
    1.4. Восприятие  и переживание времени собственной  жизни в период молодости …………………………………………………….……………..
21
   Выводы  по первой главе ……………………………………………………… 28
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни в период молодости 30
       2.1. Методы  исследования психологического времени………………
30
       2.2. Анализ  и интерпретация результатов  эмпирического исследования.………………………………………………………….…….
39
   Выводы  по второй главе………………………………………………………. 56
Глава III. Возможности психологического консультирования в рамках исследования восприятия времени собственной жизни в период молодости 58
   3.1. Теоретические и методические  аспекты консультирования как  вида психологической помощи: подходы  к организации взаимодействия, модели  работы ……………………………………………………………………………... 58
   3.2. Анализ примера консультативной  работы ……………………………… 75
   Выводы  по третьей главе ……………………………………………………... 83
   Заключение  ……………………………………………………………………. 86
   Литература  …………………………………………………………….………. 89
   Приложения  …………………………………………………………………… 96
 
 

  Введение

  Актуальность. Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, саму себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

   Проблеме  времени уделяли внимание выдающиеся деятели – Платон и Аристотель, Августин и Ибн Халдун, Ньютон и  Лейбниц, Спиноза и Кант, Эйнштейн и Хайдеггер, Ухтомский и Пригожин и др.

   При этом многие исследователи констатируют тот факт, что проблема времени  является недостаточно изученной, что  обуславливает теоретическую актуальность данной проблемы. Например, С.Л. Рубинштейн писал: «… проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем в современной философии…, и в психологии эта проблема начала привлекать к себе значительный интерес. Но, к сожалению, она все же не получила еще достаточной разработки» [60;94]. На современном этапе развития психологической науки проблема времени не теряет своей актуальности. Так, К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «проблема психологического времени, несмотря на возрастающее число ее исследований…, остается теоретически неопределенной» [3;66.] А.Г. Асмолов так определил свое видение разработанности данной области психологического знания: «…о природе времени в психологии известно до обидного мало» [9;97].

   О необходимости проработки проблем  психологии времени свидетельствует и возросший в последнее время интерес исследователей. Проблему времени рассматривают в русле самоопределения [10], выявляют временные аспекты Я - концепции, идентичности [11], категориальных установок личности [13], самосознания [16],  «образа Я» [28] и др. [8, 45, 49, 58, 62, 68, 72 и др.].

   Обращение к проблеме времени становится особо  важным и значимым в современных  социально-экономических условиях, и в этом заключена практическая актуальность  обозначенной проблемной области. При распаде государства, во времена социальных катаклизмов, в периоды экономических кризисов нарушается ритм и темп жизни, расстраивается синхронность социальных процессов, затрудняется координация жизненных событий. В подобную пору внезапно и принудительно могут быть изменены ценности и приоритеты в обществе. Многим кажется, что они выпадают из необратимого жизненного потока, поскольку не могут приспособиться к новым и большей частью чрезмерным требованиям обстоятельств. Особенно сложно найти свое место, в жизни молодежи. При всем блеске молодости, это - очень трудный жизненный период, нередко трагичный в силу столкновения между мечтой и действительностью, период ломки юношеских идеалов. В раннем периоде жизни структура личности еще не сформирована, и потому особенно чувствительна к разного рода потрясениям, изменениям, переживаниям. Перемены в социальном плане, а также перемены в собственно психологическом плане серьезно влияют на переживание человеком времени. Изменение же временных параметров, в свою очередь, воздействует на мотивацию личности, ее активность и способность совладать с жизненными вызовами и трудностями.

     Таким образом, актуальность нашей  работы мы видим с одной  стороны в необходимости разработки  проблем психологии времени в  теоретическом плане, с другой – в расширении представлений о специфики восприятия и переживания времени собственной жизни, а также его значении, в период молодости для решения практических задач.

   Выбор данного возрастного периода продиктован значением адекватного восприятия времени собственной жизни при решении возрастных задач, связанных с формированием взрослой идентичности и достижением социальной зрелости. Кроме того, этот возрастной период является малоизученным во временном аспекте. Как правило, возрастные рамки в большинстве исследований не превышают границы восемнадцатилетнего возраста, либо наоборот охватывают период середины жизни или старости.

   Объектом  исследования выступает восприятие и переживание времени собственной жизни в период молодости.

   Предметом исследования являются компоненты восприятия и переживания времени собственной жизни – временная перспектива, временные ориентации и временные установки.

   Целью нашей работы является изучение психологических особенностей восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью. Разработка данной цели привела к постановке ряда задач.

   В теоретической части исследования нами ставятся следующие задачи:

    1. рассмотреть теоретические и методологические проблемы исследования психологии времени, в том числе применительно к периоду молодости;
    2. обобщить представления об основных характеристиках восприятия времени собственной жизни (временные ориентации, временные установки, временные перспективы).

   В практической части:

    1. разработать структуру и содержание эмпирического исследования;
    2. провести и интерпретировать результаты исследования психологических особенностей восприятия и переживания собственной жизни в период молодости;
    3. организовать консультативную работу, направленную на актуализацию переживания времени своей жизни при разных типах запросов.

   Для реализации заявленной цели и поставленных задач мы использовались следующие методы:

      • теоретический анализ,
      • контент - анализ,
      • методы математической статистики,
      • ассоциативный эксперимент,
      • метод мотивационной индукции,
      • семантический дифференциал,
      • метод беседы в сочетании с моделированием («Альбом моей жизни»).

   Надежность  и достоверность результатов  достигалась с помощью использования апробированных и взаимодополняющих методик; применения адекватных задачам исследования современных методов математической статистики; сочетания качественного и количественного анализа данных.

   Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении теоретических разработок в области психологии времени; систематизации материалов эмпирических исследований в русле данной проблемной области; показана специфика восприятия времени собственной жизни в период молодости.

   Практическая  значимость состоит в рассмотрении категории времени в рамках консультативной работы. Кроме того, полученные данные об особенностях восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью могут быть полезны для практических психологов.

   Эмпирическое  исследование проводилась со студентами и выпускниками ВГПУ. На диагностическом этапе в исследовании принимали участие сорок человек, в последующей консультативной работе – три человека.

  Структура работы. Работа содержит 3 главы, включающие 8 параграфов, введение, выводы по каждой главе и заключение, библиографический список из 76 источников, 2 приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера. Текст дипломной работы включает 2 таблицы, 2 протокола и 1 рисунок. Общий объем работы 95 страниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия и переживания времени в период молодости

   Для раскрытия понимания феномена «время»  применительно к данной работе нам кажется важным:

    • рассмотреть его через призму философских взглядов,
    • выделить направления его изучения,
    • содержательно рассмотреть концепции психологического времени применительно к данной работе,
    • обосновать необходимость адекватного восприятия времени собственной жизни,
    • раскрыть специфику периода молодости через призму временного аспекта.
    1. Подходы к анализу феномена времени в философии

     «Время» понятие сложное, многоплановое,  неоднозначное. На протяжении многих веков люди пытались понять течение времени, создавали теории, раскрывающие структуру времени (например, числовая теория времени Аристотеля, причинная теория времени Юма и пр.). Многие из них носят в большей степени социальный характер.

   Вместе  с тем разрабатывались и концептуальные, преимущественно философские теории времени, в рамках которых решались принципиальные методологические вопросы понимания времени через категории объективности - субъективности, субстанциальности - релятивизма, динамичности - статичности, детерминированности - стахостичности [33]. В рамках этой группы теорий можно выделить две условно разделяемых традиции: объективистскую и субъективистскую. К первой можно отнести концепции И. Ньютона, Г.В. Лейбница, а также О. Конта, А. Курно, В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера и др. Но уже Дильтей связывал временные периоды развития общества с взаимодействием поколений политиков, т.е. обращал внимание на деятельность субъектов как меры времени.

   Прямо противоположной точки зрения придерживались такие мыслители, как  И. Кант, рассматривавшие время как внутренний опыт социальных субъектов, индивидов. Эта традиция нашла множество последователей, таких как М. Хайдеггер, К. Маннгейм, Г. Зиммель, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Касирер, И. Ортега-и-Гассет и др.

   Промежуточное положение между этими крайними точками занимали взгляды К. Маркса, считавшего время объективным, но тесно связанным с деятельностью человека, в первую очередь - экономической. Социологическая теория Э. Дюркгейма и его последователей (М. Мосс, Э. Эванс-Причард), которые видели во времени объективный социальный факт, форму коллективных представлений, детерминирующих поведение человека. Т. Парсонс  во времени видел важное условие человеческого взаимодействия и один из реляционных  атрибутов действующего субъекта. П. Сорокин и Роберт К. Мертон анализировали время, тесно связывая его с взаимодействием социальных структур [6]. 

   В отечественной философии долгое время традиционным и наиболее разработанным  являлся анализ объективного времени  – атрибута материи. В отечественных  философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта [61]. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. Так Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени [Цит. по 32]. А. Н. Лой и Е. В. Шинкарук отмечали, что социально-историческое бытие является не в меньшей степени реальным, чем бытие физических объектов. Они подчеркивали, что «социально-историческое время, будучи на ранних этапах человеческой истории зависимым от ритмики природы, в процессе развития человеческой жизнедеятельности все более освобождается от этой зависимости и выражает последовательность, повторяемость, длительность, ритмы, темпы социальных процессов» [44;75].

Информация о работе Психологические особенности восприятия и переживания времени собственной жизни молодежью