Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Недостаток позитивного социального  опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм способствуют выбору подростками противоправных сфер приложения своей активности, что отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи подросткам.

Вот почему так важно  сегодня в школе создавать  среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих девиантное поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции. И.А. Невский, Л.С. Колесова [58] провели экспертный опрос работников некоторых школ, в ходе, которого их просили высказать своё мнение о внешних факторах риска девиантного поведения подростков.

По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

А) отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

Б) несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

Г) безработица (явная и скрытая);

Д) отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

Е) разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

Ж) пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

З) отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

И) недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

К) доступность табака, алкоголя, наркотиков.

 П. Состояние семьи, ее атмосфера:

А) неполная семья;

Б) материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

В) низкий социально-культурный уровень родителей;

Г) отсутствие семейных традиций;

Д) стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

Е) отрицание самоценности ребенка;

З) удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

И) злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков;

К) попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще являются:

   1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьёй учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребёнка, через общественность; нехватка учителей; отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

   2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления).

   3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».

Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на подростка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной  политики, направленной на создание социально - педагогических

условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов  изучения мнений учеников, родителей, учителей, разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических  кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приёмами, направленными на формирование у детей: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе  психолого-педагогических условий,  свободных от внешних факторов  риска, может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй ученика, организацией дополнительного образования.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной  деятельности (учения);

2) эмоционально положительной,  удовлетворяющей учащихся системы их  взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) психологической защищённости.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное  соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и  социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска»).

В совокупности оказываемая  подросткам помощь, соблюдение названных выше требований и условий позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, её базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение подростков, которое осложняет их социализацию в обществе.

Работа психолога с  девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Выводы по главе.

   Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний».                                                                                                                     

     В основу деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех.

     Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы  социального контроля:

  1. Методы и средства  социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального  контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
  2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.
  3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации  по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).
  4. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
  5. Жёсткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.
  6. Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).
  7. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей