Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Недостаток позитивного
Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих девиантное поведение. Для развития личности подростка школа может предоставить ему возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и любимых и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.
Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции. И.А. Невский, Л.С. Колесова [58] провели экспертный опрос работников некоторых школ, в ходе, которого их просили высказать своё мнение о внешних факторах риска девиантного поведения подростков.
По мнению опрошенных педагогов, внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение подростков, которые школа по мере возможности должна корректировать, являются:
I. Процессы, происходящие в обществе:
А) отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
Б) несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
Г) безработица (явная и скрытая);
Д) отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
Е) разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);
Ж) пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
З) отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;
И) недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
К) доступность табака, алкоголя, наркотиков.
П. Состояние семьи, ее атмосфера:
А) неполная семья;
Б) материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
В) низкий социально-культурный уровень родителей;
Г) отсутствие семейных традиций;
Д) стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
Е) отрицание самоценности ребенка;
З) удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);
И) злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков;
К) попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
III. Выявление факторов риска, идущих от организации внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показывает, что таковыми чаще являются:
1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания: плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьёй учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребёнка, через общественность; нехватка учителей; отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.
2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления).
3. Внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?».
Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на подростка оказывают влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны различать. К ним относятся: низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально - педагогических
условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:
1) выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, учителей, разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приёмами, направленными на формирование у детей: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;
4) создание в школе
психолого-педагогических
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1) успешности учебной деятельности (учения);
2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
3) психологической защищённости.
Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:
1) знание учащимися своих прав и обязанностей;
2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
3) психологическое и
социальное равенство учащихся,
исключающее какую-либо
4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований
позволяет вести учебно-
В совокупности оказываемая подросткам помощь, соблюдение названных выше требований и условий позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, её базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение подростков, которое осложняет их социализацию в обществе.
Работа психолога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Выводы по главе.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается
«совокупность предупредительных мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление
нормального состояния порядка» или «система
государственных и общественных социальных,
гигиенических и медицинских мероприятий,
направленных на повышение уровня здоровья
населения и предупреждение заболеваний».
В основу деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.
Основные факторы социального контроля:
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей