Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Экспериментальное изучение личности несовершеннолетних правонарушителей.

     Наше экспериментальное  изучение личности несовершеннолетних  правонарушителей проходило на  базе средней общеобразовательной  школы города Семипалатинска № 35. Выборку составили учащиеся в возрасте 13-16 лет,  в количестве 32 человек.

     Наша работа с подростками контрольной и экспериментальной группы состояла из этапов:

I. Констатирующий эксперимент. Цель: с помощью тестовых методик выявить личностные особенности девиантных подростков и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения. Состоит из следующих этапов:

1. Установление контакта  с девиантными подростками.

2. Диагностика девиантного  поведения. Выявление различий  в личности девиантных и недевиантных подростков.

3. Исследование внутрисемейных  отношений в семьях девиантных  подростков. Выявление зависимости между отрицательной семейной атмосферой и девиантным поведением.

II. Формирующий эксперимент. Цель: коррекция некоторых особенностей личности девиантных подростков и их поведения; коррекция внутрисемейных отношений.

III. Контрольный эксперимент. Цель: повторная диагностика испытуемых контрольной и экспериментальной группы; выявление изменений в поведении девиантных подростков.

      Изучив  документацию школы, мы выбрали  ребят, которые поставлены на  внутришкольный учёт. У данных  подростков возникают проблемы  во взаимоотношениях с окружающими  людьми, они употребляют спиртные  напитки, часто пропускают школу,  имели неоднократные приводы в милицию. Родители воспитанию детей уделяют мало внимания, либо не уделяют вообще.

     Контрольную  группу составили учащиеся 6, 7 и  8 классов, к которым у учителей  и администрации школы нет  претензий ни по поводу учёбы,  ни по поводу поведения. Семьи у испытуемых контрольной группы благополучные, родители воспитанию детей уделяют достаточное количество времени. Дети учатся хорошо, проблем с учителя и одноклассниками не возникает.   

     Целью нашего исследования было выявить: особенности личности девиантных подростков, факторы, влияющие на девиантное поведение;  включиться в коррекционную работу, проводимую в школе и проследить, как коррекция повлияла на некоторые особенности личности и поведения девиантных подростков.

     Ниже приводится список испытуемых экспериментальной группы и их краткая характеристика.

 

 

 

 

 

Список учеников экспериментальной группы.

Ф.И.О.

Дата рождения

Место учёбы

Общественная  деятельность (включены в ходе эксперимента)

Состав семьи

Успеваемость

Психологическая характеристика

1.

Абдуль-манов Чингиз

13 апреля 1992 год.

средняя школа № 35,    6 «В»

Помощь в центре «Эхо полигона».

Живёт со стар-шим братом и его женой. Ро-дители погиб-ли.

Интеллектуальные способности  сред-ние. После смерти родителей  Перес-тал заниматься.

Замкнутый, с трудом идёт на контакт. Постоянно находит-ся в  подавленном настрое-нии. Испытывает страх ос-таться один. Направлен  в Центр психического здо-ровья  на консультацию.

2.

Анисимов Антон 

31 марта 1991 год.

средняя

школа № 35,

8 «В»

  Дворовый клуб «Юный техник» Спортивная сек-ция баскетбола.

Родители в раз-воде. Живёт с мамой и братом в  общежитии. Мать пьёт.

Интеллектуальные способности  низ-кие. Интерес к учёбе не прояв-ляет.

Не реагирует на замечания  членов семьи, взрослых людей, огрызается, конф-ликтен.

3.

Белячёнок Николай

21 мая  1993 год.

средняя

школа № 35,

6 «Б»

Спортивная секция футбола.

Родители в раз- воде. Живёт с отцом и его женой.Ругается с родителями

Интеллектуальные способности  низ-кие. Хорошая фи-зическая подго-товка.

 Убегает из дома. Конфлик-тен. Активный. Целеустрем-лённый.Увлекается спортом.

4.

Бортиков

Саша

26 сентября 1991 год.

средняя

школа № 35,

8 «А»  

Дворовый клуб «Юный  техник». Помощь в цент-ре «Эхо полиго-на».

Живёт с бабуш-кой и  отцом. Отец выпивает. Мальчик мало общается со своей семьёй.

Интеллектуальные способности  сред-ние. Проявляет ин-терес к  технике.

Замкнутый. В конфликты  не вступает. При вспышках гне-ва себя не контролирует. Испытывает чувство  собст-венной ненужности, беспо-лезности.

5.

Воробьёва Татьяна

17 октября 1993 год.

средняя

школа № 35,   6 «Д»

Комитет по культурно- развлекательным  мероприятиям.

Живёт с бабуш-кой. Отноше-ния  напряжён-ные.

Интеллектуальные способности  низ-кие, мотив получе-ния знаний отсут-ствует.

Убегает из дома, конф-ликтна, агрессивна. Упот-ребляет спиртные напитки. Плохо ладит с людьми. В порыве ярости плохо себя контролирует.

6.

Джалали-ева

Марина

23 лекабря 1991 год.

средняя

школа № 35,   8 «А»

Помощница старосты. Театральный  кружок.

Родители в раз-воде. Живёт с мамой у бабуш-ки. Обстановка в семье тяжё-лая. Ругается с мамой и ба-бушкой.

Интеллектуальные способности  высо-кие. Учится на удовлетворитель-но.

Общительная, активная.Про-являет агрессию по отноше-нию к девочкам. Конфликт-на, зачинщица драк. Чувство  ответственности развито слабо.

7.

Кайзер Олег

16 декабря 1990 год.

средняя

школа № 27,   9 «А»

Спортивная сек-ция  баскетбола. Комитет по спортивным мероприятиям.

Родители в разводе. Живёт с мамой. Отец выпивает. У  не-го другая семья

Интеллектуальные способности  сред-ние. Занимается не регулярно. Нет систематичности в обучении и воспи-тании.

Неуравновешенный, вспыль-чивый, не контролирует свои действия. Попадает под влияние друзей. Употреб-ляет спиртные напитки, курит.

8.

Козгулов Асет

24 апреля 1992 год.

средняя

школа № 35,

7 «А»

Помощь в орга-низации  внутри-школьных меро-приятий. Спор-тивная секция футбола.

Родители в раз- воде. Живёт с отцом.

Интеллектуальные способности  низ-кие.Внимание раз-вито слабо. Прово-дится  коррекцион-ная программа на внимание

Неусидчивый. Нетерпели-вый. Повышенный уровень отвлекаемости. Не может сосредоточиться на выпол-нении определённого вида деятельности.

9.

Маар Василий

13 сентября 1992 год.

средняя

школа № 35,

6 «В»

Спортивная сек-ция  баскетбола. Вместе с  мамой направлен  к психологу для коррекции внутрисемейных отношений.

Живёт с мамой и  тремя братья-ми. Мать выпи-вает. Рассмат-ривается  воп-рос о лишении родительских прав.

Интеллектуальные способности  низ-кие. Слабое физи-ческое развитие.

Спокойный. Гнев проявляет  только по отношению к взрослым людям. Употреб-ляет спиртные напитки, курит.

10.

Масловс-кий Владислав

14 февраля 1993 год.

средняя

школа № 31,   6 «В»  

Спортивная сек-ция  баскетбола. Расслабляющие тренинги один раз в неделю.

Семья полная. Родители выпи-вают. Воспита-нием сына не занимаются.

Интеллектуальные способности  низ-кие. Часто пропус-кает занятия. Учё-бой не интересу-ется.

Вспыльчивый. Огрызается с учителями, игнорирует заме-чания. Не интересуется жизнью окружающих людей.

11.

Петросян

Карен

12 января 1992 год.

средняя

школа № 35,    8 «В»

Спортивная сек- ция  футбола. От-ветственный за соблюдение в классе школь-ного распорядка.

Родители в раз-воде. Живёт с отцом.

Интеллектуальные способности  низ- кие. Имеет 2 в чет-вертных оценках.

Властный. Любит коман-довать и приказывать, конт- ролировать. Игнорирует со-циальные нормы.

12.

Слямжа-нов Еркебулан

26 октября 1991 год.

средняя

школа № 35,   8 «Б»

Спортивная сек-ция  баскетбола. Комитет по ор-ганизации  куль-турной  жизни школы.

Семья полная. Родители вос-питанием детей не занимаются.

Интеллектуальные способности  низ-кие, физическое и нравственное раз-витие слабое.

Необщительный. Конформ-ный, зависимый.. Руководст-вуется мнением  окружаю-щих. Пассивность, отсутст-вие  веры в себя и в свои воз- можности. Страх показаться глупым.

13.

Стукачёв Алексей

7 мая 1994 год.

средняя

школа № 35,

6 «В»  

Комитет по ор- ганизации  куль- турной жизни школы.

Живёт с бабуш-кой и  младшим братом. Быва-ют скандалы с  бабушкой.

Интеллектуальные способности  сред-ние. К занятиям готовится не регу-лярно.

Остро реагирует на любую  критику. Имеет богатую фантазию. Свои идеи вслух не высказывает. Робкий и застенчивый.

14.

Турнаков Руслан

17 января 1992 год.

средняя

школа № 35,  

Спортивная сек-ция  баскетбола.

Родители в раз-воде. Живёт с мамой в обще-житии.

Интеллектуальные способности  низ-кие.

Чувствует себя беспомощ-ным, усталым и не способ-ным справиться с жизнен- ными трудностями. Имеет  необоснованную обиду на других. Агрессивный.

15.

Турсун-баева Акжан

12 июня 1993 год.

средняя

школа № 35,

6 «Д»

Театральный кружок. Класс-сное самоуправ-ление.

Семья полная. Родители пос- тоянно в отъез-де (по работе).

Интеллектуальные способности

средние.

Общительная, активная. От- сутствует чувство ответст- венности. Конфликтная. Споры решает дракой. Не привыкла уступать.

16.

Утеулин Еркебулан

8 ноября 1991 год.

средняя

школа № 35,

7 «А»

Спортивная сек-ция  футбола.

Родители в раз-воде. Живёт с отцом. Часто случаются  конфликты.

Интеллектуальные способности  низ-кие.

Не склонен к живым  эмо- циональным проявлениям. Холоден и формален в контактах. В конфликтах не склонен идти на комп- ромисс. Часто сам выс-тупает инициатором конф- ликтов.


 

I. Констатирующий эксперимент.

УСТАНОВЛЕНИЕ  КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.

Подростки с отклоняющимся  поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Для установления контакта мы выбрали  методику контактного взаимодействия (Филонов Л.Б., 1985).

 Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях.    

     Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения. Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях. На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи (таблица № 2) .                                      

                                           Таблица № 2.

                Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадия взаимодействия

Содержание  и характер контакта

Основная тактика

Результат

1. Расположение к общению.

Использование общепри- нятых норм и фраз. Сдер- жанное и  доброжелатель- ное обращение. Ровное от- ношение, отсутствие эмо- циональных реакций. Неп- ринуждённая беседа на отвлечённые темы. От- сутствие советов, увере- ний, навязчивости.

Одобрение, согласие, бе-зусловное  принятие.

Принятие согласия.

2. Поиск общего интереса.

Поиск нейтрального инте- реса. Интерес к интересам подростка. Переход  с нейтрального на личност- но - значимый интерес. Подчёркивание уникаль- ности личности. Переход от общих суждений о лю- дях к конкретному челове- ку, от его ценностей к сос- тояниям и качествам.

Ровное отно-шение-заинте-ресованность - подчёркива-ние уникаль-ности личнос-ти.

Положитель- ный эмоцио- нальный фон, согласие.

3. Выяснение предполагаемых  положительных качеств.

Рассказы о положитель- ных качеств, поиск ориги-нального. Демонстрация отношения к этим качест-вам. Отношение к отрица- тельным качествам дру-гих. Поиск отрицательных качеств у себя.

Принятие то-го, что  пред-лагает парт-нёр, авансиро-вание  довери-ем.

Создание си-туации безо- пасности, бе- зусловное принятие личности.

4. Выяснение предполагаемых опасных качеств.

Уточнение границ и пре-делов  личности. Выясне-ние  качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование  ситуа-ций общения. Сомнения, выяснение  неясностей. Высказывания о собствен- ных негативных качест-вах.

Принятие по- зитивного, без обсуждения, сомнения, возражения.

Ситуация до- верия, откры- тости.

5. Адаптивное поведение  партнёров.

Подчёркивание положи-тельных  и учёт негатив- ных качеств. Советы по качествам. Подчёркивание динамики представлений о человеке.Подчёркивание индивидуальности и учёт её в общении. Обсуждение того, что будет представ- лять трудности. Желание приспосабливаться к осо- бенностям другого.

Открытые высказывания, стимулирова- ние диалога, советы.

Определение объекта  и предмета из- менения и преобразова-

ния.

6. Установление оптимальных  отношений.

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы  общения, взаимодействия. Распределение  ролей. Сос- тавление планов по само- изменению.

Общие наме-рения.

Согласие на выполнение принятого плана.


 

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

В практике школьной работы диагностика девиантного поведения  чаще всего носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, используя этимологический подход.

 Набор психодиагностического  инструментария по рассматриваемой проблеме разнообразен. Для диагностики используются  общие методики, специальные тесты, их сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение  «групп  риска»   и  последующую  дифференциальную  диагностику  этих  групп,  с  привлечением

специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений.

Для  диагностической работы для получения психологическая информация о видах девиантного поведения мы использовали опросник Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека и опросник Басса-Дарки.

1. Многофакторный опросник  личности Р.Б. Кеттелла. Опубликован Р.Б. Кеттеллом  в 1949 году. Этот тест даёт многогранную информацию об индивидуальности. Цель опросника (HSPQ – вариант для подростков), содержащего перечень биполярных показателей, - оценить развитость личностных качеств, составляющих 14 факторов.

     На основе  качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяют следующие блоки факторов:

-. Интеллектуальные особенности:  фактор B.

-. Эмоционально-волевые  особенности: факторы C, D, G, I, O, Q3, Q4.

-. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, E, F, H, J, Q2. (См. приложение 6).

 

Симптомокомплексы.

I+D+C+                                                   

Аффективное поведение.

Е+                                                             

Склонность к агрессии.       

G-                                                         

Асоциальное, аморальное поведение.

J+

Склонность к правонарушениям группового характера.                                       

O+Q4+C-F-

Склонность к алкоголизации.


 

2. Опросник Леонгарда-Шмишека  – определение типа характера.  В основе теста-опросника лежит  концепция акцентуированных личностей  К.Леонгарда, согласно которой  акцентуации это «заострение»  некоторых, присущих каждому человеку  индивидуальных свойств.

     К. Леонгард рассматривает акцентуированные личности как крайние варианты нормы. В неблагоприятных условиях акцентуированные личности могут проявлять признаки психической и социальной дезадаптации, что ставит их на грань заболевания. В условиях благоприятных они могут проявлять одарённость  в какой-либо из областей. Четыре типа: демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый – Леонгард относит к тем, кто имеет акцентуированные черты характера, остальные шесть типов включаются в группу с акцентуированными чертами темперамента. (См. приложение 7).

Демонстративный

Экзальтированный

Гипертимный

Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, про-гулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.

Циклоидный

Тревожный

Вероятность демонстративного

суицида.

    Дистимный 

    Экзальтированный

    Эмотивный

Вероятность суицидального  поведения.

    Возбудимый

    Застревающий

Склонность к  агрессии.


 

3.  Опросник Басса-Дарки  – диагностика состояния агрессии.  А.Басс, воспринявший ряд положений  своих предшественников, разделил  понятие агрессии  и враждебности  и определил последнюю  как:  «...реакцию,  развивающую негативные  чувства и  негативные оценки людей и событий».

         При составлении вопросника авторы  пользовались принципами:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы сформулированы  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.

     Создавая  свой опросник, дифференцирующий  проявления агрессии и враждебности,  А.Басс   и  А.Дарки   выделили  следующие  виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость).

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей