Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Глава III. Экспериментальное изучение личности несовершеннолетних правонарушителей.
Наше экспериментальное
изучение личности
Наша работа с подростками контрольной и экспериментальной группы состояла из этапов:
I. Констатирующий эксперимент. Цель: с помощью тестовых методик выявить личностные особенности девиантных подростков и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения. Состоит из следующих этапов:
1. Установление контакта с девиантными подростками.
2. Диагностика девиантного поведения. Выявление различий в личности девиантных и недевиантных подростков.
3. Исследование внутрисемейных отношений в семьях девиантных подростков. Выявление зависимости между отрицательной семейной атмосферой и девиантным поведением.
II. Формирующий эксперимент. Цель: коррекция некоторых особенностей личности девиантных подростков и их поведения; коррекция внутрисемейных отношений.
III. Контрольный эксперимент. Цель: повторная диагностика испытуемых контрольной и экспериментальной группы; выявление изменений в поведении девиантных подростков.
Изучив
документацию школы, мы
Контрольную группу составили учащиеся 6, 7 и 8 классов, к которым у учителей и администрации школы нет претензий ни по поводу учёбы, ни по поводу поведения. Семьи у испытуемых контрольной группы благополучные, родители воспитанию детей уделяют достаточное количество времени. Дети учатся хорошо, проблем с учителя и одноклассниками не возникает.
Целью нашего исследования было выявить: особенности личности девиантных подростков, факторы, влияющие на девиантное поведение; включиться в коррекционную работу, проводимую в школе и проследить, как коррекция повлияла на некоторые особенности личности и поведения девиантных подростков.
Ниже приводится список испытуемых экспериментальной группы и их краткая характеристика.
Список учеников экспериментальной группы.
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Место учёбы |
Общественная деятельность (включены в ходе эксперимента) |
Состав семьи |
Успеваемость |
Психологическая характеристика |
1. Абдуль-манов Чингиз |
13 апреля 1992 год. |
средняя школа № 35, 6 «В» |
Помощь в центре «Эхо полигона». |
Живёт со стар-шим братом и его женой. Ро-дители погиб-ли. |
Интеллектуальные способности сред-ние. После смерти родителей Перес-тал заниматься. |
Замкнутый, с трудом идёт на контакт. Постоянно находит-ся в подавленном настрое-нии. Испытывает страх ос-таться один. Направлен в Центр психического здо-ровья на консультацию. |
2. Анисимов Антон |
31 марта 1991 год. |
средняя школа № 35, 8 «В» |
Дворовый клуб «Юный техник» Спортивная сек-ция баскетбола. |
Родители в раз-воде. Живёт с мамой и братом в общежитии. Мать пьёт. |
Интеллектуальные способности низ-кие. Интерес к учёбе не прояв-ляет. |
Не реагирует на замечания членов семьи, взрослых людей, огрызается, конф-ликтен. |
3. Белячёнок Николай |
21 мая 1993 год. |
средняя школа № 35, 6 «Б» |
Спортивная секция футбола. |
Родители в раз- воде.
Живёт с отцом и его женой. |
Интеллектуальные способности низ-кие. Хорошая фи-зическая подго-товка. |
Убегает из дома. Конфлик-тен. Активный. Целеустрем-лённый.Увлекается спортом. |
4. Бортиков Саша |
26 сентября 1991 год. |
средняя школа № 35, 8 «А» |
Дворовый клуб «Юный техник». Помощь в цент-ре «Эхо полиго-на». |
Живёт с бабуш-кой и отцом. Отец выпивает. Мальчик мало общается со своей семьёй. |
Интеллектуальные способности сред-ние. Проявляет ин-терес к технике. |
Замкнутый. В конфликты не вступает. При вспышках гне-ва себя не контролирует. Испытывает чувство собст-венной ненужности, беспо-лезности. |
5. Воробьёва Татьяна |
17 октября 1993 год. |
средняя школа № 35, 6 «Д» |
Комитет по культурно- развлекательным мероприятиям. |
Живёт с бабуш-кой. Отноше-ния напряжён-ные. |
Интеллектуальные способности низ-кие, мотив получе-ния знаний отсут-ствует. |
Убегает из дома, конф-ликтна, агрессивна. Упот-ребляет спиртные напитки. Плохо ладит с людьми. В порыве ярости плохо себя контролирует. |
6. Джалали-ева Марина |
23 лекабря 1991 год. |
средняя школа № 35, 8 «А» |
Помощница старосты. Театральный кружок. |
Родители в раз-воде. Живёт с мамой у бабуш-ки. Обстановка в семье тяжё-лая. Ругается с мамой и ба-бушкой. |
Интеллектуальные способности высо-кие. Учится на удовлетворитель-но. |
Общительная, активная.Про-являет агрессию по отноше-нию к девочкам. Конфликт-на, зачинщица драк. Чувство ответственности развито слабо. |
7. Кайзер Олег |
16 декабря 1990 год. |
средняя школа № 27, 9 «А» |
Спортивная сек-ция баскетбола. Комитет по спортивным мероприятиям. |
Родители в разводе. Живёт с мамой. Отец выпивает. У не-го другая семья |
Интеллектуальные способности сред-ние. Занимается не регулярно. Нет систематичности в обучении и воспи-тании. |
Неуравновешенный, вспыль-чивый, не контролирует свои действия. Попадает под влияние друзей. Употреб-ляет спиртные напитки, курит. |
8. Козгулов Асет |
24 апреля 1992 год. |
средняя школа № 35, 7 «А» |
Помощь в орга-низации внутри-школьных меро-приятий. Спор-тивная секция футбола. |
Родители в раз- воде. Живёт с отцом. |
Интеллектуальные способности низ-кие.Внимание раз-вито слабо. Прово-дится коррекцион-ная программа на внимание |
Неусидчивый. Нетерпели-вый. Повышенный уровень отвлекаемости. Не может сосредоточиться на выпол-нении определённого вида деятельности. |
9. Маар Василий |
13 сентября 1992 год. |
средняя школа № 35, 6 «В» |
Спортивная сек-ция баскетбола. Вместе с мамой направлен к психологу для коррекции внутрисемейных отношений. |
Живёт с мамой и тремя братья-ми. Мать выпи-вает. Рассмат-ривается воп-рос о лишении родительских прав. |
Интеллектуальные способности низ-кие. Слабое физи-ческое развитие. |
Спокойный. Гнев проявляет только по отношению к взрослым людям. Употреб-ляет спиртные напитки, курит. |
10. Масловс-кий Владислав |
14 февраля 1993 год. |
средняя школа № 31, 6 «В» |
Спортивная сек-ция баскетбола. Расслабляющие тренинги один раз в неделю. |
Семья полная. Родители выпи-вают. Воспита-нием сына не занимаются. |
Интеллектуальные способности низ-кие. Часто пропус-кает занятия. Учё-бой не интересу-ется. |
Вспыльчивый. Огрызается с учителями, игнорирует заме-чания. Не интересуется жизнью окружающих людей. |
11. Петросян Карен |
12 января 1992 год. |
средняя школа № 35, 8 «В» |
Спортивная сек- ция футбола. От-ветственный за соблюдение в классе школь-ного распорядка. |
Родители в раз-воде. Живёт с отцом. |
Интеллектуальные способности низ- кие. Имеет 2 в чет-вертных оценках. |
Властный. Любит коман-довать и приказывать, конт- ролировать. Игнорирует со-циальные нормы. |
12. Слямжа-нов Еркебулан |
26 октября 1991 год. |
средняя школа № 35, 8 «Б» |
Спортивная сек-ция баскетбола. Комитет по ор-ганизации куль-турной жизни школы. |
Семья полная. Родители вос-питанием детей не занимаются. |
Интеллектуальные способности низ-кие, физическое и нравственное раз-витие слабое. |
Необщительный. Конформ-ный, зависимый.. Руководст-вуется мнением окружаю-щих. Пассивность, отсутст-вие веры в себя и в свои воз- можности. Страх показаться глупым. |
13. Стукачёв Алексей |
7 мая 1994 год. |
средняя школа № 35, 6 «В» |
Комитет по ор- ганизации куль- турной жизни школы. |
Живёт с бабуш-кой и младшим братом. Быва-ют скандалы с бабушкой. |
Интеллектуальные способности сред-ние. К занятиям готовится не регу-лярно. |
Остро реагирует на любую критику. Имеет богатую фантазию. Свои идеи вслух не высказывает. Робкий и застенчивый. |
14. Турнаков Руслан |
17 января 1992 год. |
средняя школа № 35, |
Спортивная сек-ция баскетбола. |
Родители в раз-воде. Живёт с мамой в обще-житии. |
Интеллектуальные способности низ-кие. |
Чувствует себя беспомощ-ным, усталым и не способ-ным справиться с жизнен- ными трудностями. Имеет необоснованную обиду на других. Агрессивный. |
15. Турсун-баева Акжан |
12 июня 1993 год. |
средняя школа № 35, 6 «Д» |
Театральный кружок. Класс-сное самоуправ-ление. |
Семья полная. Родители пос- тоянно в отъез-де (по работе). |
Интеллектуальные способности средние. |
Общительная, активная. От- сутствует чувство ответст- венности. Конфликтная. Споры решает дракой. Не привыкла уступать. |
16. Утеулин Еркебулан |
8 ноября 1991 год. |
средняя школа № 35, 7 «А» |
Спортивная сек-ция футбола. |
Родители в раз-воде. Живёт с отцом. Часто случаются конфликты. |
Интеллектуальные способности низ-кие. |
Не склонен к живым эмо- циональным проявлениям. Холоден и формален в контактах. В конфликтах не склонен идти на комп- ромисс. Часто сам выс-тупает инициатором конф- ликтов. |
I. Констатирующий эксперимент.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.
Подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Для установления контакта мы выбрали методику контактного взаимодействия (Филонов Л.Б., 1985).
Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях.
Целью применения методики является
сокращение дистанции между людьми и самораскрытие
личности в процессе общения. Взаимодействие
психолога с девиантным подростком разворачивается
в шести стадиях. На каждой стадии используется
специфическая тактика взаимодействия,
и решаются конкретные задачи (таблица
№ 2) .
Таблица № 2.
Стадия взаимодействия |
Содержание и характер контакта |
Основная тактика |
Результат |
1. Расположение к общению. |
Использование общепри- нятых норм и фраз. Сдер- жанное и доброжелатель- ное обращение. Ровное от- ношение, отсутствие эмо- циональных реакций. Неп- ринуждённая беседа на отвлечённые темы. От- сутствие советов, увере- ний, навязчивости. |
Одобрение, согласие, бе-зусловное принятие. |
Принятие согласия. |
2. Поиск общего интереса. |
Поиск нейтрального инте- реса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личност- но - значимый интерес. Подчёркивание уникаль- ности личности. Переход от общих суждений о лю- дях к конкретному челове- ку, от его ценностей к сос- тояниям и качествам. |
Ровное отно-шение-заинте-ресованность - подчёркива-ние уникаль-ности личнос-ти. |
Положитель- ный эмоцио- нальный фон, согласие. |
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств. |
Рассказы о положитель- ных качеств, поиск ориги-нального. Демонстрация отношения к этим качест-вам. Отношение к отрица- тельным качествам дру-гих. Поиск отрицательных качеств у себя. |
Принятие то-го, что пред-лагает парт-нёр, авансиро-вание довери-ем. |
Создание си-туации безо- пасности, бе- зусловное принятие личности. |
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств. |
Уточнение границ и пре-делов личности. Выясне-ние качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуа-ций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собствен- ных негативных качест-вах. |
Принятие по- зитивного, без обсуждения, сомнения, возражения. |
Ситуация до- верия, откры- тости. |
5. Адаптивное поведение партнёров. |
Подчёркивание положи-тельных
и учёт негатив- ных качеств. Советы
по качествам. Подчёркивание динамики
представлений о человеке. |
Открытые высказывания, стимулирова- ние диалога, советы. |
Определение объекта и предмета из- менения и преобразова- ния. |
6. Установление оптимальных отношений. |
Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Сос- тавление планов по само- изменению. |
Общие наме-рения. |
Согласие на выполнение принятого плана. |
ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
В практике школьной работы
диагностика девиантного
Набор психодиагностического
инструментария по
специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений.
Для диагностической работы для получения психологическая информация о видах девиантного поведения мы использовали опросник Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека и опросник Басса-Дарки.
1. Многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла. Опубликован Р.Б. Кеттеллом в 1949 году. Этот тест даёт многогранную информацию об индивидуальности. Цель опросника (HSPQ – вариант для подростков), содержащего перечень биполярных показателей, - оценить развитость личностных качеств, составляющих 14 факторов.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяют следующие блоки факторов:
-. Интеллектуальные особенности: фактор B.
-. Эмоционально-волевые особенности: факторы C, D, G, I, O, Q3, Q4.
-. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, E, F, H, J, Q2. (См. приложение 6).
Симптомокомплексы.
I+D+C+ |
Аффективное поведение. |
Е+ |
Склонность к агрессии. |
G- |
Асоциальное, аморальное поведение. |
J+ |
Склонность к правонарушениям группового
характера. |
O+Q4+C-F- |
Склонность к алкоголизации. |
2. Опросник Леонгарда-Шмишека
– определение типа характера.
В основе теста-опросника
К. Леонгард рассматривает акцентуированные личности как крайние варианты нормы. В неблагоприятных условиях акцентуированные личности могут проявлять признаки психической и социальной дезадаптации, что ставит их на грань заболевания. В условиях благоприятных они могут проявлять одарённость в какой-либо из областей. Четыре типа: демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый – Леонгард относит к тем, кто имеет акцентуированные черты характера, остальные шесть типов включаются в группу с акцентуированными чертами темперамента. (См. приложение 7).
Демонстративный Экзальтированный Гипертимный |
Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, про-гулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству. |
Циклоидный Тревожный |
Вероятность демонстративного суицида. |
Дистимный Экзальтированный Эмотивный |
Вероятность суицидального поведения. |
Возбудимый Застревающий |
Склонность к агрессии. |
3. Опросник Басса-Дарки
– диагностика состояния
При составлении вопросника
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы сформулированы
таким образом, чтобы в
Создавая
свой опросник, дифференцирующий
проявления агрессии и
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм - оппозиционная
манера в поведении от
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей