Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     Вторичная профилактика.                                                                                                           1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений;                                  2. исследование генографии семьи;                                                                                       3. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;                                                                                 4. наличие четких семейных ролей.

     Третичная  профилактика проводится в отношении  подростков, совершивших правонарушение. Её цель - коррекция поведения  подростка и его развитие, а  не само преступление. Предполагается  создание ювенальных судов, оценивающих антропо-социо центрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.                           

     В социальной работе,  под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:       А) предотвращение  возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;                                       Б) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков;                                                                                                                             В) содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

С) работа в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

     В городе Семипалатинске функционирует Центр воспитательной и адаптационной работы для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИАР).

     Цель центра - коррекционно-реабилитационной работа, ориентируемая как на подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь беспризорным детям и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации. Центр социальной реабилитации несовершеннолетних выполняет широкие социальные функции:

1. Защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни подростков, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

2.Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов; даёт рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания; осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии подростков, находящихся в неблагополучных семьях.

3. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности подростков в семье, центр способствует восстановлению социального    статуса    подростка,    укреплению    его    связей  с  основными

институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся  готовность к преодолению своей  функциональной несостоятельности.

4. Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с подростками, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, и на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности подростков - игры, познания, труда, общения.

5. Оздоровительная функция. Центр предоставляет подростку необходимую  медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

6. Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи (если невозможно преодолеть отчуждение от нее подростка), чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

    Социально-реабилитационные центры сотрудничают  с органами опеки и попечительства при выявлении подростков, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми.

    Особенности  профилактики девиантного поведения  несовершеннолетних. 

     Создание в учреждениях семейной атмосферы и проведение всесторонней медико-социальной и психологической реабилитации подростков.  Комплексное обследование воспитанников показывает, что практически все дети поступают в центры с различной степенью и формами психического расстройства, они физически ослаблены, часто хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы и очень трудно идут на контакт с воспитателями. Поэтому каждый подросток нуждается в индивидуальной программе реабилитации.

     Но социальная реабилитация воспитанника - лишь часть проблемы его полноценной социализации. Главное - не допускать, чтобы подросток остался сиротой при живых родителях. Вот почему самым главным в центре считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. Проведенный среди воспитанников социологический опрос показал, что при всех сложностях, конфликтах, а порой жестокости в семье абсолютное большинство ребят хочет вернуться в свой дом.

     С момента поступления подростка в социально-реабилитационный центр начинается планомерная работа с семьей. Детально обследуется ее положение; специалисты пытаются нормализовать обстановку и создать в семье хотя бы относительно нормальный психологический климат. Нередки случаи, когда руководство центра или приюта выступает перед судом с ходатайством о прекращении дела по лишению родительских прав. Часто воспитанники центров возвращаются в семьи, так как благодаря работникам центра матери меняют свое поведение, регулярно посещают детей в социально-реабилитационных учреждениях, начинают проявлять к ним больше доброты и ласки. Работа с семьей не прекращается. Мать получает регулярно психотерапевтическую и педагогическую поддержку специалистов центра.

     Основным показателем для помещения ребенка в отделение дневного пребывания является девиантное поведение, школьная дезадаптация, педагогическая запущенность, нарушение личностного общения, перенесенные психотравмы. Социальная ситуация детей, посещающих отделение дневного пребывания, отличается от ситуации воспитанников приюта. Во-первых, подросток остается в семье, его связи с родителями не нарушены, хотя зачастую деформированы и нуждаются в коррекции. Во- вторых сохраняется ближайшее социальное окружение - дома, в школе. В-третьих, он посещает отделение добровольно, независимо от того, направлен ли он органами социальной защиты населения или помещен по просьбе школы.

     Профилактической и коррекционной работе с подростками предшествует диагностический этап. На этом этапе выявляется характер отклонений в нравственном развитии и поведении конкретного воспитанника, а также истоки девиаций. Диагностика строится так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии подростка: ценностных ориентациях, сфере и формах самоутверждения (психологический аспект); отношении к учению, поведении в школе и вне её (педагогический аспект); социальных связях с ближайшим окружением, положении в официальных и неформальных группах (социальный аспект).

     Получив диагностическую информацию, работники центра начинают профилактическую и коррекционную работу. Она имеет комплексный характер, как по содержанию, так и по составу участвующих в ней субъектов. И оказывает влияние, с одной стороны, на разные стороны личности подростка - мировоззренческую, эмоционально-волевую, практически-деятельностную, а с другой стороны - на все сферы его жизнедеятельности: в семье, школе, а по возможности и неформальной среде.

    Профилактическая и коррекционная работа с каждым подростком проводится индивидуально; но выделяются общие условия, соблюдение которых необходимо по отношению ко всем детям, имеющим отклонения в поведении.

1. Вся система взаимодействия с воспитанниками строится на гуманистической основе - признании подростка личностью.  Как и взрослый человек, он самобытен, уникален, таит в себе немало способностей, которые могут быть развиты.

2. Гуманизм позиции педагогов по отношению к подростку, имеющему отклонения в поведении, выражается в их оптимистической вере в него, в его способности к возрождению.

3. Жизнедеятельность подростка в центре должна на практике убедить его  в ценности нравственных, демократических отношений между людьми, как в системе «взрослые-дети», так и в системе «дети-дети». Все подростки нуждаются в самопознании и самоутверждении, в персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и общении. Однако эти потребности чаще всего до поступления в центр,  не были удовлетворены в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих задач: побуждение подростков к самопознанию и самовоспитанию; обеспечение условий для ориентации активности на деятельность преобразующего плана; создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

     Нормально протекающий процесс социализации предполагает необходимость самопознания, становления образа своего «Я».  Этот образ складывается под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть, что практически весь спектр этих влияний для подростков с девиантным поведением окрашен в негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка себя, отношение к себе. Вот почему особое внимание уделяется формированию позиции подростка как субъекта самопознания  и самовоспитания. 

     Это обстоятельство и использовали педагоги, чтобы побудить подростков к составлению программы личностного роста. Педагоги стараются помочь  воспитанникам избавиться  от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием уличной компании, стимулировать формирование адекватной самооценки. Поэтому необходимо, чтобы подросток увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем его личности, определить его жизненный путь. 

     Направляя  процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, педагоги расширяют круг их представлений о социальной  жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми в отделениях центра служит тому наглядным подтверждением. Подросток, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники центра. Заботясь о расширении круга представлений воспитанников о социальной жизни и ценностных ориентациях других людей, важно «вывести» их за пределы центра, показать примеры позитивной активности окружающих, их сподвижничества. Вовлечение подростков в разную деятельность усилиями сотрудников центра, с одной стороны, является важнейшим средством коррекции их ценностных ориентаций, развития социальной активности, а с другой стороны - дает им возможность для самореализации и самоутверждения. Сотрудники центра ищут «поле» для приложения  сил своих воспитанников. Самостоятельно решить эту задачу подростку затруднительно. 

     Пристальное внимание  уделено организации общественно полезной  деятельности, которая соответствует потребностям и новообразованиям подросткового возраста, является незаменимым средством социализации. Подросток с девиантным поведением, попадающий в сферу влияния социально-реабилитационного центра, как правило, опыта такой деятельности лишен. Причины кроются в его отчужденности от школьной жизни, безалаберности жизни в семье. Учебная деятельность, в которой он недостаточно успешен, не дает ему оснований для активности и самоутверждения, в силу чего он чаще всего прибегает к негативным формам самореализации.

Методы групповой  и индивидуальной работы.

1.При проведении диагностики  используются:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) тестирование;

г) проектирование методики;

д) опросники на выявление  личностных особенностей;

е) блок методик исследования познавательной и эмоциональной  сферы (индивидуальные формы).

2.При проведении профилактической  и коррекционной работы  с подростками используются:

а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в  микро группе);

б) различные формы  познавательной сферы подростков (индивидуально).

4. Обучение приемам  релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально)

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей