Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Н0: уровень доминантности экспериментальной группы не превышает уровень доминантности контрольной группы.

Н1: уровень доминантности экспериментальной группы превышает уровень доминантности контрольной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 9

                                       S2 = 2

Qэмп = 9 + 2 = 11

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                               9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень доминантности  экспериментальной группы превышает  уровень доминантности контрольной  группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчёт значений уровня силы «Сверх-Я» по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной  групп.

Критерий Розенбаума (фактор G).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Мурат С.

19

   

Иван Л.

18

   

Костя К.

17

   

Назым С.

16

   

Арман Е.

16

   

Михаил А.

15

   

Емельян И.

14

   

Саша Без.

13

13

Карен П.

Игорь М.

13

13

Антон А.

Андрей Р.

13

   

Талгат Н.

12

   

Мунира Ш.

12

   

Айжан М.

12

   

Сергей И.

12

   

Асхат У.

12

   

Ерлан И.

12

   
   

11

Еркебулан С.

   

11

Чингиз А.

   

10

Руслан Т.

   

10

Еркебулан У.

   

10

Николай Б.

   

10

Василий М.

   

10

Асет К.

   

9

Олег К.

   

9

Александр Б.

   

9

Владислав М.

   

9

Алексей С.

   

9

Татьяна В.

   

7

Марина Д.

   

7

Акжан Т.


Н0: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы не превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.

Н1: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 7

                                       S2 = 14

Qэмп = 7+14 = 21

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                                 9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.

 

 

 

 

 

 

 

Подсчёт индивидуальных значений уровня

самоконтроля  желаний по выборкам учащихся контрольной  и экспериментальной групп.

Критерий Розенбаума (фактор Q3).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Саша Без.

17

   

Михаил А.

17

   

Сергей И

16

   

Игорь М

16

   

Емельян И.

16

   

Мунира Ш.

15

   

Айжан М.

15

   

Мурат С

15

   

Костя К.

15

   

Асхат У.

15

   

Назым С.

14

   

Арман Е.

14

   

Андрей Р.

13

13

Александр Б.

Иван Л.

12

12

Еркебулан С.

Ерлан И.

12

   
   

11

Антон А.

   

11

Николай Б.

   

11

Чингиз А.

Талгат Н.

10

10

Карен П.

   

10

Еркебулан У.

   

10

Владислав М.

   

10

Василий М.

   

10

Асет К.

   

10

Алексей С.

   

10

Татьяна В.

   

10

Акжан Т.

   

9

Марина Д.

   

8

Руслан Т.

   

6

Олег К.


Н0: уровень самоконтроля желаний контрольной группы не превышает уровень самоконтроля желаний экспериментальной группы.

Н1: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний экс-периментальной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 13

                                      S2 = 3

Qэмп = 13+3 = 16

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                                9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний  эксперименталь-ной группы

 

Подсчёт значений уровня фрустрированности по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной  групп.Критерий Розенбаума (фактор Q4).

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Акжан Т.

14

   

Марина Д.

13

   

Асет К.

13

   

Татьяна В.

13

   

Еркебулан С.

12

   

Руслан Т.

12

   

Еркебулан У.

12

   

Василий М

12

   

Чингиз А.

12

   

Алексей С.

12

   

Карен П.

11

   

Владислав М.

11

   
   

10

Талгат Н.

   

10

Айжан М.

   

10

Костя К.

   

10

Асхат У.

Антон А.

9

9

Мунира Ш.

   

9

Сергей И

   

9

Иван Л.

Александр Б

8

8

Назым С.

Олег К.

8

8

Ерлан И.

   

7

Саша Без.

   

7

Михаил А.

   

7

Арман Е.

Николай Б.

6

6

Мурат С

   

6

Емельян И.

   

5

Игорь М

   

4

Андрей Р.


Н0: уровень фрустрированности экспериментальной группы не превышает уровень фрустрированности контрольной группы.

Н1: уровень фрустрированности экспериментальной группы превышает уровень фрустрированности контрольной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 12

                                      S2 = 2

Qэмп = 12 + 2 = 14

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                                9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень фрустрированности  экспериментальной группы превышает  уровень фрустрированности контрольной  группы.

 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику  Кеттелла.

1. По показателю интеллектуального развития контрольная группа превосходит экспериментальную группу на 1,6. Низкий уровень интеллекта показали 69% испытуемых экспериментальной группы. Это свидетельствует о низком интеллекте и дезорганизации мышления.

2. Уровень эмоциональной  устойчивости контрольной группы  в 1,5 раза превосходит уровень  эмоциональной устойчивости экспериментальной  группы. Низкий уровень эмоциональной  устойчивости показали 87,5% испытуемых экспериментальной группы. Из этого можно сделать вывод: для большинства девиантных подростков характерно чувство беспомощности, усталости, нехватки жизненной энергии. Они могут иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая часто оказывается необоснованной. Девиантные подростки не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.

3. Для девиантных подростков  характерна повышенная импульсивность и сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. У них наблюдается постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Они плохо владеют собой, по незначительному поводу у таких подростков возникают бурные эмоциональные реакции, их поведение сильно зависит от наличного состояния. Повышенный уровень импульсивности показало 75% испытуемых экспериментальной группы.

4. По уровню доминантности  экспериментальная группа превосходит  контрольную на 1,4. Высокий уровень доминантности показало 69% испытуемых экспериментальной группы. Высокий уровень доминантности характерен для людей властных, которым нравится приказывать, контролировать и критиковать других людей. У таких подростков выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, они живут по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от других людей. Действуют смело, энергично и активно, им нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

5. Среди испытуемых  экспериментальной группы преобладает  слабость «Сверх-Я» (87,5%). Для них  характерен слабо выраженный  интерес к общественным нормам, они не прилагают усилий для их выполнения. Девиантные подростки презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на обман. Также они склонны к непостоянству, имеют тенденцию к социопатии.

6.По критерию Q3 - самоконтроль поведения,  87,5% испытуемых экспериментальной группы показали низкий уровень. Полученные результаты свидетельствуют о плохом самоконтроле. Они сначала сделают, а потом начинают задумываться о том, что совершили, пасуют перед трудностями, не привыкли доводить начатое дело до конца. Склонны давать обещания, которые не в состоянии выполнить. Такие подростки слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать её. Они не умеют организовывать своё время и порядок выполнения дел.

7. У испытуемых экспериментальной группы преобладает напряжённость  (75%), в то время как у испытуемых контрольной группы преобладает расслабленность (100%). Высокие оценки по данному фактору свидетельствуют о том, что у 75% испытуемых выражен классический невроз тревожности. Девиантные подростки постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаивают себя, чувствуют себя разбитыми и усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для них характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.

 

 

Процентное  соотношение показателей по шкалам: В – индивидуальные значения интеллекта; С – уровень эмоциональной устойчивости; D – подвижность нервной системы; E – поведение в группе; G – уровень ответственности; Q3 - самоконтроль поведения; Q4 – уровень фрустрированности.

 

 

 

Математическая  обработка.

     Внизу приводится  математическая обработка и качественный анализ результатов опросника. Для математической обработки нами взят критерий Розенбаума. Математическая обработка проводится по шкалам: гипертимность, эмотивность, экзальтированность.

Результаты  по опроснику Леонгарда-Шмишека.

Контрольная

группа

Г

З

Эм

П

Т

Ц

Де

В

Ди

Эк

Эксперименталь-ная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.Талгат Н.

9

24

14

16

9

21

16

4

15

0

6

21

14

20

15

18

9

3

12

24

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

15

21

4

12

15

24

8

18

18

18

15

21

8

14

15

15

12

12

6

18

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

18

21

8

10

18

12

4

6

12

9

18

15

14

6

9

9

9

12

6

24

3.Александр Б.

4. Саша Без.

15

21

0

16

9

18

14

14

6

3

15

21

12

12

12

18

12

12

12

24

4.Карен П.

5. Назым С.

18

21

8

10

15

15

4

8

15

3

18

12

12

14

12

9

9

9

6

18

5.Марина Д.

6. Мурат С.

6

21

6

10

9

15

12

12

15

3

12

15

10

8

15

9

18

12

18

12

6.Антон А.

7. Сергей И.

12

18

8

16

12

15

10

16

15

12

18

18

12

20

15

12

12

18

12

18

7.Руслан Т.

8. Константин К.

12

21

14

16

15

15

12

16

9

6

12

6

14

6

15

12

18

6

6

12

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

6

15

8

14

15

21

10

10

12

15

18

15

10

18

15

18

12

18

6

12

9.Владислав М

10. Михаил А.

15

24

6

10

18

18

6

14

9

12

12

18

12

16

9

15

8

15

10

24

10.Николай Б.

11. Иван Л.

9

15

16

12

9

18

14

12

9

18

12

21

4

12

9

9

3

12

0

24

11.Василий М.

12. Асхат У.

15

21

4

16

18

15

6

12

9

0

15

9

12

16

12

6

15

6

18

12

12.Асет К.

13. Емельян И.

9

18

2

14

18

24

0

14

9

9

15

18

8

10

12

12

9

9

12

18

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

6

24

12

16

9

15

8

16

15

12

18

12

12

14

9

15

9

18

18

24

14.Алексей С.

15. Арман Е.

15

21

0

10

15

12

2

18

3

18

12

15

14

18

9

18

9

15

12

12

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

18

18

8

12

18

21

4

10

12

15

18

18

14

12

9

12

9

12

6

18

16.Акжан Т.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей