Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Н0: уровень доминантности экспериментальной группы не превышает уровень доминантности контрольной группы.
Н1: уровень доминантности экспериментальной группы превышает уровень доминантности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 9
Qэмп = 9 + 2 = 11
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень доминантности
экспериментальной группы превышает
уровень доминантности
Подсчёт значений
уровня силы «Сверх-Я» по выборкам учащихся
контрольной и
Критерий Розенбаума (фактор G).
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Мурат С. |
19 |
||
Иван Л. |
18 |
||
Костя К. |
17 |
||
Назым С. |
16 |
||
Арман Е. |
16 |
||
Михаил А. |
15 |
||
Емельян И. |
14 |
||
Саша Без. |
13 |
13 |
Карен П. |
Игорь М. |
13 |
13 |
Антон А. |
Андрей Р. |
13 |
||
Талгат Н. |
12 |
||
Мунира Ш. |
12 |
||
Айжан М. |
12 |
||
Сергей И. |
12 |
||
Асхат У. |
12 |
||
Ерлан И. |
12 |
||
11 |
Еркебулан С. | ||
11 |
Чингиз А. | ||
10 |
Руслан Т. | ||
10 |
Еркебулан У. | ||
10 |
Николай Б. | ||
10 |
Василий М. | ||
10 |
Асет К. | ||
9 |
Олег К. | ||
9 |
Александр Б. | ||
9 |
Владислав М. | ||
9 |
Алексей С. | ||
9 |
Татьяна В. | ||
7 |
Марина Д. | ||
7 |
Акжан Т. |
Н0: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы не превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Н1: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 7
Qэмп = 7+14 = 21
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень силы «Сверх-Я» контрольной группы превышает уровень силы «Сверх-Я» экспериментальной группы.
Подсчёт индивидуальных значений уровня
самоконтроля желаний по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Критерий Розенбаума (фактор Q3).
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |||
Саша Без. |
17 |
|||
Михаил А. |
17 |
|||
Сергей И |
16 |
|||
Игорь М |
16 |
|||
Емельян И. |
16 |
|||
Мунира Ш. |
15 |
|||
Айжан М. |
15 |
|||
Мурат С |
15 |
|||
Костя К. |
15 |
|||
Асхат У. |
15 |
|||
Назым С. |
14 |
|||
Арман Е. |
14 |
|||
Андрей Р. |
13 |
13 |
Александр Б. | |
Иван Л. |
12 |
12 |
Еркебулан С. | |
Ерлан И. |
12 |
|||
11 |
Антон А. | |||
11 |
Николай Б. | |||
11 |
Чингиз А. | |||
Талгат Н. |
10 |
10 |
Карен П. | |
10 |
Еркебулан У. | |||
10 |
Владислав М. | |||
10 |
Василий М. | |||
10 |
Асет К. | |||
10 |
Алексей С. | |||
10 |
Татьяна В. | |||
10 |
Акжан Т. | |||
9 |
Марина Д. | |||
8 |
Руслан Т. | |||
6 |
Олег К. |
Н0: уровень самоконтроля желаний контрольной группы не превышает уровень самоконтроля желаний экспериментальной группы.
Н1: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний экс-периментальной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 13
Qэмп = 13+3 = 16
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень самоконтроля желаний контрольной группы превышает уровень самоконтроля желаний эксперименталь-ной группы
Подсчёт значений
уровня фрустрированности по выборкам
учащихся контрольной и
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Акжан Т. |
14 |
|||
Марина Д. |
13 |
|||
Асет К. |
13 |
|||
Татьяна В. |
13 |
|||
Еркебулан С. |
12 |
|||
Руслан Т. |
12 |
|||
Еркебулан У. |
12 |
|||
Василий М |
12 |
|||
Чингиз А. |
12 |
|||
Алексей С. |
12 |
|||
Карен П. |
11 |
|||
Владислав М. |
11 |
|||
10 |
Талгат Н. | |||
10 |
Айжан М. | |||
10 |
Костя К. | |||
10 |
Асхат У. | |||
Антон А. |
9 |
9 |
Мунира Ш. | |
9 |
Сергей И | |||
9 |
Иван Л. | |||
Александр Б |
8 |
8 |
Назым С. | |
Олег К. |
8 |
8 |
Ерлан И. | |
7 |
Саша Без. | |||
7 |
Михаил А. | |||
7 |
Арман Е. | |||
Николай Б. |
6 |
6 |
Мурат С | |
6 |
Емельян И. | |||
5 |
Игорь М | |||
4 |
Андрей Р. |
Н0: уровень фрустрированности экспериментальной группы не превышает уровень фрустрированности контрольной группы.
Н1: уровень фрустрированности экспериментальной группы превышает уровень фрустрированности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 12
Qэмп = 12 + 2 = 14
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень фрустрированности
экспериментальной группы превышает
уровень фрустрированности
Качественный анализ результатов по опроснику Кеттелла.
1. По показателю интеллектуального развития контрольная группа превосходит экспериментальную группу на 1,6. Низкий уровень интеллекта показали 69% испытуемых экспериментальной группы. Это свидетельствует о низком интеллекте и дезорганизации мышления.
2. Уровень эмоциональной
устойчивости контрольной
3. Для девиантных подростков характерна повышенная импульсивность и сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. У них наблюдается постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Они плохо владеют собой, по незначительному поводу у таких подростков возникают бурные эмоциональные реакции, их поведение сильно зависит от наличного состояния. Повышенный уровень импульсивности показало 75% испытуемых экспериментальной группы.
4. По уровню доминантности
экспериментальная группа
5. Среди испытуемых
экспериментальной группы
6.По критерию Q3 - самоконтроль поведения, 87,5% испытуемых экспериментальной группы показали низкий уровень. Полученные результаты свидетельствуют о плохом самоконтроле. Они сначала сделают, а потом начинают задумываться о том, что совершили, пасуют перед трудностями, не привыкли доводить начатое дело до конца. Склонны давать обещания, которые не в состоянии выполнить. Такие подростки слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать её. Они не умеют организовывать своё время и порядок выполнения дел.
7. У испытуемых экспериментальной группы преобладает напряжённость (75%), в то время как у испытуемых контрольной группы преобладает расслабленность (100%). Высокие оценки по данному фактору свидетельствуют о том, что у 75% испытуемых выражен классический невроз тревожности. Девиантные подростки постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаивают себя, чувствуют себя разбитыми и усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для них характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Процентное соотношение показателей по шкалам: В – индивидуальные значения интеллекта; С – уровень эмоциональной устойчивости; D – подвижность нервной системы; E – поведение в группе; G – уровень ответственности; Q3 - самоконтроль поведения; Q4 – уровень фрустрированности.
Математическая обработка.
Внизу приводится
математическая обработка и
Результаты по опроснику Леонгарда-Шмишека.
Контрольная группа |
Г |
З |
Эм |
П |
Т |
Ц |
Де |
В |
Ди |
Эк |
Эксперименталь-ная группа | ||||||||||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | ||
1.Талгат Н. |
9 |
24 |
14 |
16 |
9 |
21 |
16 |
4 |
15 |
0 |
6 |
21 |
14 |
20 |
15 |
18 |
9 |
3 |
12 |
24 |
1.Олег К. |
2. Мунира Ш. |
15 |
21 |
4 |
12 |
15 |
24 |
8 |
18 |
18 |
18 |
15 |
21 |
8 |
14 |
15 |
15 |
12 |
12 |
6 |
18 |
2.Еркебулан С. |
3. Айжан М. |
18 |
21 |
8 |
10 |
18 |
12 |
4 |
6 |
12 |
9 |
18 |
15 |
14 |
6 |
9 |
9 |
9 |
12 |
6 |
24 |
3.Александр Б. |
4. Саша Без. |
15 |
21 |
0 |
16 |
9 |
18 |
14 |
14 |
6 |
3 |
15 |
21 |
12 |
12 |
12 |
18 |
12 |
12 |
12 |
24 |
4.Карен П. |
5. Назым С. |
18 |
21 |
8 |
10 |
15 |
15 |
4 |
8 |
15 |
3 |
18 |
12 |
12 |
14 |
12 |
9 |
9 |
9 |
6 |
18 |
5.Марина Д. |
6. Мурат С. |
6 |
21 |
6 |
10 |
9 |
15 |
12 |
12 |
15 |
3 |
12 |
15 |
10 |
8 |
15 |
9 |
18 |
12 |
18 |
12 |
6.Антон А. |
7. Сергей И. |
12 |
18 |
8 |
16 |
12 |
15 |
10 |
16 |
15 |
12 |
18 |
18 |
12 |
20 |
15 |
12 |
12 |
18 |
12 |
18 |
7.Руслан Т. |
8. Константин К. |
12 |
21 |
14 |
16 |
15 |
15 |
12 |
16 |
9 |
6 |
12 |
6 |
14 |
6 |
15 |
12 |
18 |
6 |
6 |
12 |
8.Еркебулан У. |
9. Игорь М. |
6 |
15 |
8 |
14 |
15 |
21 |
10 |
10 |
12 |
15 |
18 |
15 |
10 |
18 |
15 |
18 |
12 |
18 |
6 |
12 |
9.Владислав М |
10. Михаил А. |
15 |
24 |
6 |
10 |
18 |
18 |
6 |
14 |
9 |
12 |
12 |
18 |
12 |
16 |
9 |
15 |
8 |
15 |
10 |
24 |
10.Николай Б. |
11. Иван Л. |
9 |
15 |
16 |
12 |
9 |
18 |
14 |
12 |
9 |
18 |
12 |
21 |
4 |
12 |
9 |
9 |
3 |
12 |
0 |
24 |
11.Василий М. |
12. Асхат У. |
15 |
21 |
4 |
16 |
18 |
15 |
6 |
12 |
9 |
0 |
15 |
9 |
12 |
16 |
12 |
6 |
15 |
6 |
18 |
12 |
12.Асет К. |
13. Емельян И. |
9 |
18 |
2 |
14 |
18 |
24 |
0 |
14 |
9 |
9 |
15 |
18 |
8 |
10 |
12 |
12 |
9 |
9 |
12 |
18 |
13.Чингиз А. |
14. Андрей Р. |
6 |
24 |
12 |
16 |
9 |
15 |
8 |
16 |
15 |
12 |
18 |
12 |
12 |
14 |
9 |
15 |
9 |
18 |
18 |
24 |
14.Алексей С. |
15. Арман Е. |
15 |
21 |
0 |
10 |
15 |
12 |
2 |
18 |
3 |
18 |
12 |
15 |
14 |
18 |
9 |
18 |
9 |
15 |
12 |
12 |
15.Татьяна В. |
16. Ерлан И. |
18 |
18 |
8 |
12 |
18 |
21 |
4 |
10 |
12 |
15 |
18 |
18 |
14 |
12 |
9 |
12 |
9 |
12 |
6 |
18 |
16.Акжан Т. |
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей