Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

5. Обида - зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность - в  диапазоне от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. (См. Приложение 8.)

     Используя  данную методику, следует помнить  о том, что агрессивность, как  свойство личности, и агрессия, как  акт поведения, могут быть поняты  в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником мы пользовались в совокупности с личностными тестами психических состояний: Кеттелла и Леонгарда-Шмишека.

Математическая  обработка данных.

     Ниже нами  приводится количественная и качественная обработка полученных данных по тестам: Многофакторный опросник личности Кеттелла; опросник Леонгарда-Шмишека; опросник Басса-Дарки.

     Для математической  обработки данных мы выбрали  критерий Манна-Уитни и критерий  Розенбаума, потому что они позволяют установить различия между выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. 

Математическая  обработка данных по опроснику Басса-Дарки.

     Для математической обработки мы взяли показатель агрессивности и враждебности, позволяющие нам выявить отношение испытуемых к людям в ситуациях межличностного взаимодействия и в конфликтных ситуациях.

Результаты вопросника Басса-Дарки.

Контрольная

группа

ФА

КА

Разд-раже-ние

Нега-ти- визм

Обида

Подоз-ритель-  ность

ВА

ЧВ

Индекс

агрессии 

Индекс

враждеб-ности

Эксперимен-тальная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.Талгат Н.

4

6

5

6

5

11

3

4

3

6

6

8

8

11

9

9

17

28

9

14

1.Олег К.

2.Мунира Ш

3

7

6

5

6

7

4

5

4

4

5

8

5

11

7

8

14

25

9

12

2.Еркебулан С.

3.Айжан М.

4

8

4

5

4

7

3

4

5

5

5

7

7

11

7

7

15

26

10

12

3.Александр Б.

4.Саша Без.

9

7

6

7

4

5

2

5

5

5

5

6

7

9

6

7

20

21

10

11

4.Карен П.

5.Назым С.

9

7

7

6

7

6

0

4

6

5

3

6

6

9

2

3

22

22

9

11

5.Марина Д.

6.Мурат С.

3

6

7

6

5

6

3

4

3

6

5

7

7

9

6

7

15

21

8

13

6.Антон А.

7.Емельян И.

3

8

3

5

4

10

3

4

2

6

4

8

8

10

9

3

15

28

6

14

7.Руслан Т.

8. Сергей И.

5

7

4

3

8

9

5

5

4

7

2

7

8

10

7

3

21

26

6

14

8.Еркебулан У.

9. Костя К.

6

7

5

3

5

10

1

3

4

6

4

6

8

8

8

6

19

25

8

12

9.Владислав М

10. Игорь М.

10

9

7

5

5

9

5

3

3

5

4

8

8

8

5

5

23

26

7

13

10.Николай Б.

11.Михаил А.

7

8

4

7

6

9

2

4

2

6

5

8

9

10

7

4

22

27

7

14

11.Василий М.

12. Иван Л.

6

10

4

2

5

9

2

4

6

5

4

9

9

10

7

3

20

29

10

14

12.Асет К.

13. Асхат У.

5

9

4

5

6

7

4

2

7

4

2

9

5

12

4

5

16

28

9

13

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

4

7

5

5

4

9

3

3

4

8

5

7

4

9

6

7

12

25

9

15

14.Алексей С.

15. Арман Е.

8

10

6

5

3

6

2

5

6

8

3

8

6

11

5

4

17

27

9

16

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

9

7

6

7

6

11

5

4

3

6

7

7

8

10

3

4

23

28

10

13

16.Акжан Т.

К. группа

5, 9

5, 2

5, 2

3

4,2

4,1

7,1

6,1

18,2

8,5

Средний

 Балл.

Э. группа

7, 7

5, 1

8, 2

4

5, 8

7,4

9,9

5,3

25,8

13,2


 

 

Подсчёт ранговых сумм по выборкам учащихся контрольной  и экспериментальной групп.

Критерий Манна-Уитни.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Асет

32

   

Олег

29,5

   

Руслан

29,5

   

Чингиз

29,5

   

Акжан

29,5

   

Василий

26,5

   

Татьяна

26,5

   

Саша Б.

24

   

Еркебулан У

24

   

Николай

24

   

Еркебулан С.

21

   

Владислав

21

   

Алексей С.

21

   
   

18,5

Игорь М.

   

18,5

Ерлан

Марина Д.

16

16

Назым С.

   

16

Михаил А.

Карен П.

13

13

Сергей И.

Антон А.

13

   
   

10,5

Саша Без.

   

10,5

Иван Л.

   

9

Костя К.

   

7,5

Талгат Н.

   

7,5

Арман Е.

   

6

Асхат

   

4

Айжан М.

   

4

Мурат С.

   

4

Емельян

   

2

Мунира Ш.

   

1

Андрей

 

380

148

 

 

Н0: уровень враждебности экспериментальной группы не превышает уровень враждебности контрольной группы.

Н1: уровень враждебности экспериментальной группы превышает уровень враждебности контрольной группы.

S (Ri) = N * (N+1)

            2

S (Ri) = 32 * (33+1) = 528

2

U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) –Tx

                                                        2

U =(16*16)+ 16* (16+1) -380=84

           2

Uкр=   90 (р<0,05)

          1. (р<0,01)

Uкр>Uэмп Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень враждебности экспериментальной группы превышает  уровень враждебности контрольной группы.

 

Подсчёт ранговых сумм по выборкам учащихся контрольной  и экспериментальной групп.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Татьяна В.

32

   

Алексей С.

31

   

Олег К.

28

   

Руслан Т.

28

   

Еркебулан У

28

   

Василий М.

28

   

Асет К.

28

   

Антон А.

23,5

   

Николай Б.

23,5

   

Чингиз А.

23,5

   

Акжан Т.

23,5

   

ЕркебуланС.

20

   

Александр Б

20

   

Владислав

20

   

Карен П.

17,5

   

Марина Д.

17,5

   
   

14,5

Айжан М.

   

14,5

Саша Без.

   

14,5

Иван Л.

   

14,5

Ерлан И.

   

9,5

Талгат Н.

   

9,5

Мунира Ш.

   

9,5

Назым С.

   

9,5

Асхат У.

   

9,5

Арман Е.

   

9,5

Андрей Р.

   

5,5

Мурат С.

   

5,5

Костя К.

   

3,5

Игорь М.

   

3,5

Михаил А.

   

1,5

Емельян И.

   

1,5

Сергей И.

 

392

136

 

 

Н0: уровень агрессивности экспериментальной группы не превышает уровень агрессивности контрольной группы.

Н1: уровень агрессивности экспериментальной группы превышает уровень агрессивности контрольной группы.

S (Ri) = N * (N+1)            S (Ri) = 32 * (33+1) = 528

                    2                                             2                     

U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) –Tx

                                                        2

U =(16*16)+ 16* (16+1) -392=0

           2

Uкр=   90 (р<0,05)

          1. (р<0,01)

Uкр >Uэмп Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

  Ответ: уровень агрессивности экспериментальной группы превышает уровень агрессивности контрольной группы. 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику Басса-Дарки.

1. Уровень агрессивности  экспериментальной группы превышает  уровень агрессивности контрольной  группы. Высокий уровень агрессивности показали 62,5% испытуемых экспериментальной группы. Агрессивное поведение испытуемых экспериментальной группы характеризуется демонстрацией превосходства в силе и выражается в стремлении причинить ущерб другому человеку или группе лиц.

2. Уровень враждебности  испытуемых экспериментальной группы  в 1,5 раза превышает уровень  враждебности испытуемых  контрольной  группы. Высокий уровень враждебности  показали 100% испытуемых экспериментальной  группы. Враждебность испытуемых экспериментальной группы выражается в негативном отношении к другим людям, в стремлении нагрубить, нахамить, обидеть.

 

Процентное  соотношение уровня враждебности и  агрессивности в контрольной  и экспериментальной группах.

 

 

3. Физическая агрессия испытуемых экспериментальной группы в 1,5 раза превышает уровень физической агрессии испытуемых  контрольной группы. Исходя из этого можно сделать вывод о том,  что испытуемые контрольной группы реже, чем испытуемые экспериментальной группы используют свою физическую силу против других людей.

4. Уровень косвенной  агрессии испытуемых контрольной  группы на 1,01 превышает уровень  косвенной агрессии испытуемых  экспериментальной группы. Это свидетельствует  о том, что агрессия испытуемых  контрольной группы направлена на другого человека либо окольным путём, либо ни на кого не направлена.

 

5. Раздражение испытуемых  экспериментальной группы в 1,6 раз превосходит уровень раздражения  испытуемых контрольной группы. Это сигнализирует о том, что  испытуемые экспериментальной группы чаще и сильнее проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, чем испытуемые контрольной группы.

6. Обида на окружающих  людей у испытуемых экспериментальной  группы на 1,4 больше. Исходя из  этого можно судить о том,  что у испытуемых экспериментальной группы высокий уровень зависти и ненависти по отношению к окружающим за действительные и вымышленные действия.

7. Уровень вербальной  агрессии экспериментальной группы  превышает уровень вербальной  агрессии контрольной группы  на 1,4. Это свидетельствует о том, что свою вербальную агрессию испытуемые экспериментальной группы не сдерживают и выражают свои негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины испытуемых контрольной группы превышает уровень чувства вины испытуемых экспериментальной группы на 1,2. Из этого можно сделать вывод о том, что испытуемые контрольной группы чаще, чем испытуемые экспериментальной группы испытывают раскаяние по поводу совершённых проступков. У них чаще появляется убеждение, что они являются плохими людьми, что поступают зло, чаще испытывают угрызения совести.

 

Процентное  соотношение показателей физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии и чувства вины контрольной и экспериментальной группы.

 

 

 

 

Математическая  обработка данных по опроснику Кеттелла.

     Снизу дана математическая и качественная обработка данных по опроснику Кеттелла. Для обработки мы выбрали критерий Розенбаума. Для интерпретации мы взяли 7 факторов, которые позволяют нам наиболее полно составить характеристику девиантных подростков. Это такие факторы, как:

1. В – индивидуальные  значения интеллекта.

2. С – уровень эмоциональной устойчивости.

3. D – подвижность нервной системы.

4. E – поведение в группе.

5. G – уровень ответственности.

6. Q3 - самоконтроль поведения.

7. Q4 – уровень фрустрированности.

Результаты  по личностному опроснику Кеттелла.

Контрольная

группа

A

B

C

D

E

F

G

Эксперименталь-ная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.Талгат Н.

10-

12+

7+

5-

12+

9-

10-

15+

6-

12+

11+

17+

12+

9-

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

13+

9-

5+

3-

12+

11-

10-

11+

6-

17+

10-

14+

12+

11-

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

10-

12+

6+

5+

13+

7-

10-

6-

10-

12+

10-

10-

12+

9-

3.Александр Б.

4. Саша Без.

17+

9-

8+

5+

15+

14+

5-

13+

7-

12+

9-

15+

13+

13+

4.Карен П.

5. Назым С.

14+

15+

6+

7+

13+

15+

9-

14+

9-

11+

15+

16+

16+

7-

5.Марина Д.

6. Мурат С.

15+

7-

7+

5+

14+

11-

8-

10-

10-

9-

17+

16+

19+

13+

6.Антон А.

7. Сергей И.

9-

6-

6+

2-

12+

9-

4-

12+

10-

10-

13+

9-

12+

10-

7.Руслан Т.

8. Константин К.

14+

13+

6+

4-

16+

9-

8-

8-

5-

13+

14+

13+

17+

10-

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

11+

4-

7+

3-

14+

8-

8-

8-

6-

6-

9-

9-

13+

9-

9.Владислав М

10. Михаил А.

13+

11+

8+

4-

17+

9-

6-

12+

8-

9-

12+

14+

15+

10-

10.Николай Б.

11. Иван Л.

9-

13+

7+

4-

12+

6-

7-

13+

9-

8-

13+

8-

18+

10-

11.Василий М.

12. Асхат У.

12+

14+

5+

4-

15+

11-

9-

12+

7-

6-

12+

12+

12+

10-

12.Асет К.

13. Емельян И.

6-

13+

6+

2-

19+

10-

10-

11+

9-

10-

10-

16+

14+

11-

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

13+

11+

6+

2-

18+

9-

10-

13+

5-

14+

15+

11+

13+

9-

14.Алексей С.

15. Арман Е.

14+

12+

5+

3-

17+

11-

6-

11+

10-

11+

19+

15+

16+

9-

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

15+

8-

5+

3-

13+

7-

7-

9-

6-

14+

15+

12+

12+

7-

16.Акжан Т.

Средний  балл

   

6,25

14,5

8

7,7

   

14,1

К группа

   

3,8

9,75

11,2

10,8

   

9,8

Э группа

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей