Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в
диапазоне от недоверия и
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. (См. Приложение 8.)
Используя
данную методику, следует помнить
о том, что агрессивность, как
свойство личности, и агрессия, как
акт поведения, могут быть
Математическая обработка данных.
Ниже нами приводится количественная и качественная обработка полученных данных по тестам: Многофакторный опросник личности Кеттелла; опросник Леонгарда-Шмишека; опросник Басса-Дарки.
Для математической
обработки данных мы выбрали
критерий Манна-Уитни и
Математическая обработка данных по опроснику Басса-Дарки.
Для математической обработки мы взяли показатель агрессивности и враждебности, позволяющие нам выявить отношение испытуемых к людям в ситуациях межличностного взаимодействия и в конфликтных ситуациях.
Результаты вопросника Басса-Дарки.
Контрольная группа |
ФА |
КА |
Разд-раже-ние |
Нега-ти- визм |
Обида |
Подоз-ритель- ность |
ВА |
ЧВ |
Индекс агрессии |
Индекс враждеб-ности |
Эксперимен-тальная группа | ||||||||||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | ||
1.Талгат Н. |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
11 |
3 |
4 |
3 |
6 |
6 |
8 |
8 |
11 |
9 |
9 |
17 |
28 |
9 |
14 |
1.Олег К. |
2.Мунира Ш |
3 |
7 |
6 |
5 |
6 |
7 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
8 |
5 |
11 |
7 |
8 |
14 |
25 |
9 |
12 |
2.Еркебулан С. |
3.Айжан М. |
4 |
8 |
4 |
5 |
4 |
7 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
7 |
11 |
7 |
7 |
15 |
26 |
10 |
12 |
3.Александр Б. |
4.Саша Без. |
9 |
7 |
6 |
7 |
4 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
9 |
6 |
7 |
20 |
21 |
10 |
11 |
4.Карен П. |
5.Назым С. |
9 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
0 |
4 |
6 |
5 |
3 |
6 |
6 |
9 |
2 |
3 |
22 |
22 |
9 |
11 |
5.Марина Д. |
6.Мурат С. |
3 |
6 |
7 |
6 |
5 |
6 |
3 |
4 |
3 |
6 |
5 |
7 |
7 |
9 |
6 |
7 |
15 |
21 |
8 |
13 |
6.Антон А. |
7.Емельян И. |
3 |
8 |
3 |
5 |
4 |
10 |
3 |
4 |
2 |
6 |
4 |
8 |
8 |
10 |
9 |
3 |
15 |
28 |
6 |
14 |
7.Руслан Т. |
8. Сергей И. |
5 |
7 |
4 |
3 |
8 |
9 |
5 |
5 |
4 |
7 |
2 |
7 |
8 |
10 |
7 |
3 |
21 |
26 |
6 |
14 |
8.Еркебулан У. |
9. Костя К. |
6 |
7 |
5 |
3 |
5 |
10 |
1 |
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
8 |
8 |
8 |
6 |
19 |
25 |
8 |
12 |
9.Владислав М |
10. Игорь М. |
10 |
9 |
7 |
5 |
5 |
9 |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
8 |
8 |
8 |
5 |
5 |
23 |
26 |
7 |
13 |
10.Николай Б. |
11.Михаил А. |
7 |
8 |
4 |
7 |
6 |
9 |
2 |
4 |
2 |
6 |
5 |
8 |
9 |
10 |
7 |
4 |
22 |
27 |
7 |
14 |
11.Василий М. |
12. Иван Л. |
6 |
10 |
4 |
2 |
5 |
9 |
2 |
4 |
6 |
5 |
4 |
9 |
9 |
10 |
7 |
3 |
20 |
29 |
10 |
14 |
12.Асет К. |
13. Асхат У. |
5 |
9 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
2 |
7 |
4 |
2 |
9 |
5 |
12 |
4 |
5 |
16 |
28 |
9 |
13 |
13.Чингиз А. |
14. Андрей Р. |
4 |
7 |
5 |
5 |
4 |
9 |
3 |
3 |
4 |
8 |
5 |
7 |
4 |
9 |
6 |
7 |
12 |
25 |
9 |
15 |
14.Алексей С. |
15. Арман Е. |
8 |
10 |
6 |
5 |
3 |
6 |
2 |
5 |
6 |
8 |
3 |
8 |
6 |
11 |
5 |
4 |
17 |
27 |
9 |
16 |
15.Татьяна В. |
16. Ерлан И. |
9 |
7 |
6 |
7 |
6 |
11 |
5 |
4 |
3 |
6 |
7 |
7 |
8 |
10 |
3 |
4 |
23 |
28 |
10 |
13 |
16.Акжан Т. |
К. группа |
5, 9 |
5, 2 |
5, 2 |
3 |
4,2 |
4,1 |
7,1 |
6,1 |
18,2 |
8,5 |
Средний Балл. | ||||||||||
Э. группа |
7, 7 |
5, 1 |
8, 2 |
4 |
5, 8 |
7,4 |
9,9 |
5,3 |
25,8 |
13,2 |
Подсчёт ранговых сумм по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Критерий Манна-Уитни.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Асет |
32 |
||
Олег |
29,5 |
||
Руслан |
29,5 |
||
Чингиз |
29,5 |
||
Акжан |
29,5 |
||
Василий |
26,5 |
||
Татьяна |
26,5 |
||
Саша Б. |
24 |
||
Еркебулан У |
24 |
||
Николай |
24 |
||
Еркебулан С. |
21 |
||
Владислав |
21 |
||
Алексей С. |
21 |
||
18,5 |
Игорь М. | ||
18,5 |
Ерлан | ||
Марина Д. |
16 |
16 |
Назым С. |
16 |
Михаил А. | ||
Карен П. |
13 |
13 |
Сергей И. |
Антон А. |
13 |
||
10,5 |
Саша Без. | ||
10,5 |
Иван Л. | ||
9 |
Костя К. | ||
7,5 |
Талгат Н. | ||
7,5 |
Арман Е. | ||
6 |
Асхат | ||
4 |
Айжан М. | ||
4 |
Мурат С. | ||
4 |
Емельян | ||
2 |
Мунира Ш. | ||
1 |
Андрей | ||
380 |
148 |
Н0: уровень враждебности экспериментальной группы не превышает уровень враждебности контрольной группы.
Н1: уровень враждебности экспериментальной группы превышает уровень враждебности контрольной группы.
S (Ri) = N * (N+1)
2
S (Ri) = 32 * (33+1) = 528
2
U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) –Tx
U =(16*16)+ 16* (16+1) -380=84
2
Uкр= 90 (р<0,05)
Uкр>Uэмп Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень враждебности экспериментальной группы превышает уровень враждебности контрольной группы.
Подсчёт ранговых сумм по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Татьяна В. |
32 |
||
Алексей С. |
31 |
||
Олег К. |
28 |
||
Руслан Т. |
28 |
||
Еркебулан У |
28 |
||
Василий М. |
28 |
||
Асет К. |
28 |
||
Антон А. |
23,5 |
||
Николай Б. |
23,5 |
||
Чингиз А. |
23,5 |
||
Акжан Т. |
23,5 |
||
ЕркебуланС. |
20 |
||
Александр Б |
20 |
||
Владислав |
20 |
||
Карен П. |
17,5 |
||
Марина Д. |
17,5 |
||
14,5 |
Айжан М. | ||
14,5 |
Саша Без. | ||
14,5 |
Иван Л. | ||
14,5 |
Ерлан И. | ||
9,5 |
Талгат Н. | ||
9,5 |
Мунира Ш. | ||
9,5 |
Назым С. | ||
9,5 |
Асхат У. | ||
9,5 |
Арман Е. | ||
9,5 |
Андрей Р. | ||
5,5 |
Мурат С. | ||
5,5 |
Костя К. | ||
3,5 |
Игорь М. | ||
3,5 |
Михаил А. | ||
1,5 |
Емельян И. | ||
1,5 |
Сергей И. | ||
392 |
136 |
Н0: уровень агрессивности экспериментальной группы не превышает уровень агрессивности контрольной группы.
Н1: уровень агрессивности экспериментальной группы превышает уровень агрессивности контрольной группы.
S (Ri) = N * (N+1) S (Ri) = 32 * (33+1) = 528
2
U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) –Tx
U =(16*16)+ 16* (16+1) -392=0
2
Uкр= 90 (р<0,05)
Uкр >Uэмп Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень агрессивности экспериментальной
группы превышает уровень агрессивности
контрольной группы.
Качественный анализ результатов по опроснику Басса-Дарки.
1. Уровень агрессивности
экспериментальной группы
2. Уровень враждебности
испытуемых экспериментальной
Процентное соотношение уровня враждебности и агрессивности в контрольной и экспериментальной группах.
3. Физическая агрессия испытуемых экспериментальной группы в 1,5 раза превышает уровень физической агрессии испытуемых контрольной группы. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что испытуемые контрольной группы реже, чем испытуемые экспериментальной группы используют свою физическую силу против других людей.
4. Уровень косвенной
агрессии испытуемых
5. Раздражение испытуемых
экспериментальной группы в 1,6
раз превосходит уровень
6. Обида на окружающих
людей у испытуемых
7. Уровень вербальной
агрессии экспериментальной
8. Чувство вины испытуемых контрольной группы превышает уровень чувства вины испытуемых экспериментальной группы на 1,2. Из этого можно сделать вывод о том, что испытуемые контрольной группы чаще, чем испытуемые экспериментальной группы испытывают раскаяние по поводу совершённых проступков. У них чаще появляется убеждение, что они являются плохими людьми, что поступают зло, чаще испытывают угрызения совести.
Процентное
соотношение показателей
Математическая обработка данных по опроснику Кеттелла.
Снизу дана математическая и качественная обработка данных по опроснику Кеттелла. Для обработки мы выбрали критерий Розенбаума. Для интерпретации мы взяли 7 факторов, которые позволяют нам наиболее полно составить характеристику девиантных подростков. Это такие факторы, как:
1. В – индивидуальные значения интеллекта.
2. С – уровень эмоциональной устойчивости.
3. D – подвижность нервной системы.
4. E – поведение в группе.
5. G – уровень ответственности.
6. Q3 - самоконтроль поведения.
7. Q4 – уровень фрустрированности.
Результаты
по личностному опроснику Кеттелла
Контрольная группа |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
Эксперименталь-ная группа | |||||||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | ||
1.Талгат Н. |
10- |
12+ |
7+ |
5- |
12+ |
9- |
10- |
15+ |
6- |
12+ |
11+ |
17+ |
12+ |
9- |
1.Олег К. |
2. Мунира Ш. |
13+ |
9- |
5+ |
3- |
12+ |
11- |
10- |
11+ |
6- |
17+ |
10- |
14+ |
12+ |
11- |
2.Еркебулан С. |
3. Айжан М. |
10- |
12+ |
6+ |
5+ |
13+ |
7- |
10- |
6- |
10- |
12+ |
10- |
10- |
12+ |
9- |
3.Александр Б. |
4. Саша Без. |
17+ |
9- |
8+ |
5+ |
15+ |
14+ |
5- |
13+ |
7- |
12+ |
9- |
15+ |
13+ |
13+ |
4.Карен П. |
5. Назым С. |
14+ |
15+ |
6+ |
7+ |
13+ |
15+ |
9- |
14+ |
9- |
11+ |
15+ |
16+ |
16+ |
7- |
5.Марина Д. |
6. Мурат С. |
15+ |
7- |
7+ |
5+ |
14+ |
11- |
8- |
10- |
10- |
9- |
17+ |
16+ |
19+ |
13+ |
6.Антон А. |
7. Сергей И. |
9- |
6- |
6+ |
2- |
12+ |
9- |
4- |
12+ |
10- |
10- |
13+ |
9- |
12+ |
10- |
7.Руслан Т. |
8. Константин К. |
14+ |
13+ |
6+ |
4- |
16+ |
9- |
8- |
8- |
5- |
13+ |
14+ |
13+ |
17+ |
10- |
8.Еркебулан У. |
9. Игорь М. |
11+ |
4- |
7+ |
3- |
14+ |
8- |
8- |
8- |
6- |
6- |
9- |
9- |
13+ |
9- |
9.Владислав М |
10. Михаил А. |
13+ |
11+ |
8+ |
4- |
17+ |
9- |
6- |
12+ |
8- |
9- |
12+ |
14+ |
15+ |
10- |
10.Николай Б. |
11. Иван Л. |
9- |
13+ |
7+ |
4- |
12+ |
6- |
7- |
13+ |
9- |
8- |
13+ |
8- |
18+ |
10- |
11.Василий М. |
12. Асхат У. |
12+ |
14+ |
5+ |
4- |
15+ |
11- |
9- |
12+ |
7- |
6- |
12+ |
12+ |
12+ |
10- |
12.Асет К. |
13. Емельян И. |
6- |
13+ |
6+ |
2- |
19+ |
10- |
10- |
11+ |
9- |
10- |
10- |
16+ |
14+ |
11- |
13.Чингиз А. |
14. Андрей Р. |
13+ |
11+ |
6+ |
2- |
18+ |
9- |
10- |
13+ |
5- |
14+ |
15+ |
11+ |
13+ |
9- |
14.Алексей С. |
15. Арман Е. |
14+ |
12+ |
5+ |
3- |
17+ |
11- |
6- |
11+ |
10- |
11+ |
19+ |
15+ |
16+ |
9- |
15.Татьяна В. |
16. Ерлан И. |
15+ |
8- |
5+ |
3- |
13+ |
7- |
7- |
9- |
6- |
14+ |
15+ |
12+ |
12+ |
7- |
16.Акжан Т. |
Средний балл |
6,25 |
14,5 |
8 |
7,7 |
14,1 |
К группа | |||||||||
3,8 |
9,75 |
11,2 |
10,8 |
9,8 |
Э группа |
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей