Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

активные виды деятельности, требующие  повышенного расхода энергии. Шизоидный  тип, склонный к углубленным интеллектуальным занятиям, страдающий коммуникативными расстройствами нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспитании игнорировать особенности личности акцентуированных подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные проявления.

1.4. Соотношение  социального и биологического  в личности правонарушителя.

     В научно-практических  целях понятие личности правонарушителя  делится  на составные части  (структурные элементы или подсистемы).  В настоящее время в научной  литературе распространение получил структурный подход, предполагающий в личности правонарушителя наличие двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности. Романов В.В. выделяет подструктуры [71]:

1. Социально-демографическая  подсистема личности правонарушителя.

Включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие  судимости. Сюда относятся признаки, характеризующие личность право-нарушителя с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей.

     Все эти  признаки сами по себе не  могут характеризовать конкретного  субъекта как человека, обязательно  склонного к совершению преступления. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нём более целостное представление.

     По статистике  среди правонарушителей больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18-24 летние, 14-17 летние и, наконец, 30-45 летние. Основная масса убийств, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбоев, грабежей, краж, хулиганств, изнасилований совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал грабежи, кражи, хулиганства, разбойное нападение, часто меняли место работы, имели длительные перерывы в трудовой деятельности. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – у совершивших должностные преступления и хищении путём присвоения, растраты или злоупотребления доверием [71, 129].

     Наибольшая  криминогенная активность лиц  молодого возраста объясняется  не только их большей активностью, но и социальной незрелостью их личности, ещё не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отношений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентаций, отсутствием устойчивых жизненных планов. «Преобладающей части преступников присуща та или иная степень отчуждённости, оторванности от трудового, учебного коллектива, от неформальных групп, которые объединяют лиц с положительным поведением. Они ориентированы на деятельность и одобрение в неформальных группах с негативной направленностью» [41,96].

     Анализ  социально-демографических признаков  помогает лучше понять процесс  социализации, формирования у людей  под влиянием социальных условий  различных психологических особенностей, на которые надо обращать внимание в ходе расследования преступлений.

  1. Социально-психологическая подсистема личности правонарушителя.

В этой подсистеме выделяют четыре её основных структурных элемента:

А) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы), связанных с правосознанием человека;

Б) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки, которые проявляется в выборе ведущих форм деятельности;

В) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

Г) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

     Существенное  отличие всех этих структурных  образований личности правонарушителя  от структурных образований личности  законопослушных граждан состоит  в том, что в первом случае  составляющие черты, свойства личности характеризуют личность с негативной стороны, делая её восприимчивой к действию криминогенных факторов. Основное отличие личности правонарушителя от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников [7].

     В отдельную  группу выделяются психические аномалии (отклонения от средней психической нормы, связанные с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами).

     Психические  аномалии объединяют совокупность  психических явлений, находящихся  между акцентуациями личности  и психическими заболеваниями.  Сюда относят  психические расстройства, связанные с алкоголизмом, наркоманией. В определённых неблагоприятных, экстремальных условиях психические аномалии снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, противоправных поступков.

   Мотивационный потенциал лиц с психическими аномалиями характеризуется своей обеднённостью, направленностью на удовлетворение ближайших, сиюминутных потребностей (по принципу «здесь и сейчас»), среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

     При изучении  правонарушителей особое внимание  уделяется психопатиям, различным  психопатоподобным состояниям, крайне  выраженным акцентуациям характера.  В юридической психологии психопатия  – своего рода «патологический  вариант характера».

     Согласно  принятой Международной классификации  психопатий выделяют три группы  лиц, проявляющих психопатические  расстройства: по возбудимому, истероидному  и тормозному типу [34, 9-18].

     Возбудимые (аффективные) формы психопатических расстройств характеризируются вспыльчивостью, раздражительностью, гневливостью, импульсивностью, аффективно окрашенными формами реагирования, переменчивостью настроения, повышенной обидчивостью, жестокостью, склонностью к накоплению отрицательных переживаний.

     При эпилептоидной форме у возбудимых психопатов в суждениях преобладают вязкость мышления, застревание на аффективно окрашенных переживаниях, мстительность, жестокость. 

     Лица, проявляющие  признаки неустойчивой формы возбудимой психопатии, выделяются неорганизованностью, безволием, легкомысленным отношением к происходящим явлениям, нетерпимостью к регламентации, повышенной внушаемостью, жаждой новых развлечений, большей подверженностью средовым влияниям, случайным ситуациям. Совершают в основном корыстные

преступления, хулиганство, бродяжничают, нарушают паспортный режим.

     Для паранойяльной формы возбудимой психопатии характерны ригидность мышления, узость, застреваемость на отдельных обстоятельствах,  нетерпимость к иному мнению, противодействию, эгоцентрические притязания, завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний, обидчивость, подозрительность.

     Таким образом,  отличительной особенностью описанных  выше лиц является повышенная  возбудимость, эксплозивно-брутальный («взрывчатый»), аффективно окрашенный модус реагирования, что бывает особенно заметно при совершении ими преступлений насильственно-корыстного характера.

     Истероидная (истерическая) психопатия. Отличаются эгоцентризмом, демонстративным поведением, театральностью, «жаждой признания», эмоциональной неустойчивостью, обидчивостью, вспыльчивостью. В общении с окружающими присуща лживость, склонность к фантазированию. Их интеллектуальные возможности ограничены, суждения поверхностны и незрелы. Поведение их зависит от случая, ситуации. В основе совершаемых ими преступлений лежат обман, мошенничество, умышленное введение в заблуждение потерпевших.

     У лиц,  отличающихся психопатическими  расстройствами астенического характера, преобладают: обострённая впечатлительность, повышенная утомляемость, чрезмерная чувствительность, застенчивость, неуверенность в себе, ощущение собственной неполноценности.

     Лица с психастенической психопатией. У них доминирует повышенная, некоррегируемая тревожная мнительность, навязчивые сомнения по поводу принимаемых решений, собственных поступков, нерешительность, особенно в ситуациях неопределённости. Наиболее характерные виды противоправного поведения – действия, направленные против общественного порядка, дезертирство, самоубийства.

     Лица с аутистическими (шизоидными) психопатическими расстройствами. У них преобладает замкнутость, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность, ранимость, эмоциональная холодность и отчуждённость. Нередко прибегают в конфликтных ситуациях к агрессивным, насильственным и к жестоким формам противоправного поведения.

     Одна из коренных проблем изучения  личности правонарушителя - соотношение  социального и биологического. В психологии данная проблема рассматривается диалектически. Биологическое и социальное выступают в ней во взаимодействии. Определяющим фактором психического развития личности является социальная среда. Биологическое в человеке не отрицается, а включается в качестве соподчинённого элемента в высший (социальный) процесс, в преобразованном  виде. Биологическое оказывает влияние на поведение человека не прямо, а опосредованно.

      Опосредованное влияние биологических  элементов личности может сказываться  в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.

     Становится очевидным психологический механизм формирования агрессивного поведения у этих лиц:

1. ребёнок,  которого родители постоянно  физически наказывают, перенимает  их собственное поведение.

2. частое  физическое поведение вызывает  у него состояние фрустрации.           Накопившуюся обиду, озлобленность ребёнок возмещает на доступных ему лицах, прежде всего, на сверстниках.

     Таким образом, социальные факторы  являются решающими в формировании и развитии у ребёнка, а затем и взрослого человека агрессивного поведения, которое может принимать в случае нравственной деформации личности антисоциальные формы выражения.   

     Важное направление исследования  влияния биологических факторов  на противоправное поведение связано со случаями, когда у правонарушителя имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение. Их необходимо учитывать при оценке общественной опасности личности.

     К психическим аномалиям относятся  психопатии, алкоголизм, наркомания, слабоумие в форме дебильности, травмы нервной системы, эпилепсия. Они снижают сопротивляемость к воздействию конфликтных ситуаций.

     Среди лиц, совершивших тяжкие  насильственные преступления, чаще  всего встречаются такие аномалии: психопатии и психопатические  состояния — у 33%;  органические  поражения центральной нервной системы — 19%; ушибы головного мозга — 18%;  хронический алкоголизм — у 17%. В целом среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 70% [67, 126].

     Также отмечается интенсивный  рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам почти в четыре  раза рост преступности среди несовершеннолетних в целом.

     Таким образом, психические аномалии  воздействуют на поведение, в  том числе преступное, не сами по себе, а через формирующее влияние на психологические особенности личности. Именно эти особенности, а не психические аномалии, следует признать криминогенными.      

     Определяя силу влияния психических  аномалий, нужно подчеркнуть, что  они не автоматически приводят к совершению преступления. На индивидуальном уровне можно говорить о возможности совершения преступления лицами с такими отклонениями, и только на статистическом уровне криминогенность этого фактора становится «неизбежной». Необходимо отметить, что на преступное поведение оказывает влияние не отдельный признак психического расстройства, а такое комплексное образование, как «патопсихологический синдром».

1.5Мотивы подростковых  преступлений.

    Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для неё характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряжённых с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями – 90%. Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе – около 70% всех преступлений [14, 401].

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей