Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     Наибольшее  деформирующее воздействие на  личность ребёнка оказывает отсутствие  матери, лишение материнской любви.  Английский психиатр Д.Боулби  наблюдал за детьми, лишёнными  с младенческих лет материнской любви и пришёл к выводу, что отсутствие матери для ребёнка в младенческом возрасте (от шести месяцев до двух-трёх лет) ведёт к снижению у детей интеллекта, к срывам в поведении, к нервному напряжению.

     «Импульсивная  агрессивность, отсутствие чувства вины: ни наказание, ни ответственность не трогают его, и он живёт в изолированном мире, где люди не обращают на него никакого внимания. Ему не хочется ни друзей, ни знакомых, он просто равнодушен к людям» [18, 232]. Отсутствие матери является для младенца сильнейшим фрустратором, поскольку у него блокируется или затрудняется удовлетворение базисных потребностей – в безопасности и общении (эмоциональном контакте). Значительная роль в возникновении агрессивных форм поведения у детей принадлежит воспитанию в семье.

     Наибольшим  криминогенным потенциалом обладают  семьи, где существует атмосфера  постоянных ссор, переходящих в  драки между супругами, в избиении  отцом или матерью ребёнка.  Дурное обращение с ребёнком  самых близких ему людей –  ранит и ожесточает детское сердце. Постоянно находясь в ситуации стресса и фрустрации, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены посредством защитной идентификации искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространённые – ложь, хитрость, лицемерие, подхалимство. Жестокое обращение родителей с детьми, грубое унижение человеческого достоинства приводит к возникновению у таких детей (по механизму вымещения и реактивного образования) озлобленности, которая впоследствии прорывается в отношениях со сверстниками, а в подростковом возрасте – в немотивированной жестокости по отношению к взрослым.

     Немотивированная  жестокость связана с отсроченным  во времени действием, закрепившимся  в детстве по механизму импринтинга («впечатывания») травматического опыта. Это приводит к совершению исключительных по своей жестокости преступлений против личности.

     Ученик  ПТУ 16 лет, будучи выпившим, выйдя  из дома и увидев выпившего  отца, избил его. Затем ушёл  в город. По дороге ему встретился Николай Б.

     «Пойдём  со мной», - приказал Слугин Бульбакову, затем  вытащил нож из кармана,  поиграл им. Слугин повёл Николая  к спортплощадке. В конце забора  в кустах они натолкнулись  на трёх спящих,  на земле  мужчин.

     Сначала  Слугин натолкнулся на первого. Это был Лысов. «Обыщи» - скомандовал Слугин. Бульбаков стал шарить по карманам. Лысов шевельнулся. «Пни!» - раздался приказ. Пинки привели Лысова в чувство. Без лишних слов Слугин пустил в ход нож. Неподалёку валялся тяжёлый обломок бетона. С его помощью преступники несколькими ударами размозжили голову Лысова. Экспертиза обнаружила на его теле около 50 ран. С двумя другими церемонились ещё меньше [13, 8-12]. Психиатры признали Слугина и Бульбакова вменяемыми.

     В ходе  расследования установлено, что в семье Слугиных царил культ насилия, в атмосфере которого рос сын. Отец, злоупотреблявший алкоголем, когда выпивал, требовал от жены повиновения, постоянно оскорблял и унижал её на глазах у детей. Гонялся  за детьми и их избивал. Напившись, выходил на улицу, где паясничал, кривлялся. В глазах соседей он зарекомендовал себя клоуном. Всё это не могло не ранить самолюбие сына. Мать тоже часто выпивала; появляясь в пьяном виде на улице, кричала, выражалась нецензурно.

     Ощущение  неполноценности, ущемлённости своей личности (стыд за пьяниц родителей) вызывало постоянное состояние озлобленности против них, агрессивности, рождало в душе ожесточение, которое по механизму вымещения переадресовывалось на смещённый объект – посторонних лиц. Форма вымещения агрессии - самоутверждение посредством реакции гиперкомпенсации: жестокое избиение, физическое насилие над человеком. Характерно, что жертвами убийства стали лица, злоупотреблявшие спиртными напитками и тем самым напоминавшие Слугину собственных отца и мать.

Мотивация корыстных преступлений.                                                             Результаты исследований  свидетельствуют о том,  что мотивы  корыстных

преступлений, совершаемых  подростками, отличаются от побудительных причин, характерных для преступных действий взрослых людей.

     Кражи, грабежи,  разбойные нападения могут быть  связаны не только с корыстью, но и с озорством, со стремлением  утвердить свой престиж  в  группе, оказать содействие товарищам,  завладеть предметами, особо заманчивыми для подростка. Выделяют следующие мотивы корыстных преступлений несовершеннолетних: получить спиртное, завладеть заманчивой вещью, иметь деньги на развлечения, заготовить продукты и сладости, в связи с побегом из дома или устройством вечеринок, добыть товарищам средства и вещи, удовлетворить «необходимые» нужды в питании и одежде.

     В целом  можно выделить три группы  корыстных мотивов. В первую  группу входят преступления с  корыстно – потребительской ориентацией,  то есть с доминированием устойчивых потребительских стремлений. У ряда подростков возникают существенные материальные запросы, но возможности их удовлетворения ограничены. При этом стремление к обладанию желаемым у них может быть выше, чем у взрослых. Данная разновидность мотивации занимает около половины всей корыстной мотивации. Предметы похищаются более ценные. Это могут быть музыкальные инструменты, фотоаппараты, модная «фирменная» одежда.

     Вторую  группу корыстных мотивов составляют  преступления, мотивы в которых  направлены на добычу средств для покупки спиртного, сладостей, для приобретения вещей. Данные мотивы составляют около четверти всей мотивации.

     В третью  группу корыстных мотивов входят  преступления с мотивами лжеромантизма,  ложного товарищества.

     Мотивы первой и третьей группы представляют мотивы самоутверждения, статусные, связанные с ложными формами самореализации своей личности.

     Для ряда  подростков, неоднократно совершивших  кражи, характерна такая устойчивая  отрицательная асоциальная черта, как жадность. Жадность является таким свойством, в структуру которого входит ненасыщаемая потребность в приобретении, своеобразная самоцель. В основе этой потребности лежит уродливая форма самоутверждения через потребление.

     Изучая  этиологию жадности у подростков, совершивших корыстные преступления, Л.Б.Филонов установил, что эти лица характеризуются особыми условиями воспитания. «Им предоставлялась безграничная свобода пользования многими вещами, которые для других были недоступны. Желания их исполнялись безоговорочно.  Взрослые не прививали им «сдерживающих начал». Способность ребёнка к выработке произвольного торможения не была развита. Такие ситуации складывались в семьях, живших в благоприятных условиях,  с высоким достатком. В любом случае испытуемые, вспоминая о своём детстве, постоянно сравнивали материальное положение своих семей с благосостоянием других» [80, 347-348]. Вероятно, именно такое, окрашивающее всё детство, хвастливое или завистливое сопоставление явилось той основой, на которой статусная потребность, потребность в самоутверждении стала реализовываться через гипертрофированную потребность в приобретении, накоплении, стремлении выделиться любыми средствами, в том числе и преступными.

     Мощным  мотивом корыстных преступлений  несовершеннолетних является мотив ложного самоутверждения, стремление завоевать признание в глазах сверстников, стать членом их референтной группы.

     Статусная  мотивация, стремление завоевать  и упрочить свой личный статус  среди товарищей может толкнуть  на совершение преступления даже благополучного подростка.

     Несовершеннолетний  Константин К. стащил из нескольких  школ и клубов звукоусилительные  устройства, магнитофоны, микрофоны  и запасные части к ним. Подросток  происходил из благополучной  семьи. Случилось так, что подросток вместе со своими старшими товарищами организовал оркестр. Но его руководителем стал другой, уже совершеннолетний юноша. Он-то и поручил мальчику усовершенствовать электронное оборудование. У мальчика были «золотые» руки, и дома имелись все необходимые инструменты и материалы. Он был счастлив оказанным доверием, полученное задание ему хотелось выполнить как можно лучше, и завоевать признание, уважение товарищей. Вместо того чтобы исправить имеющиеся устройства, он украл более совершенное оборудование, отдал его в распоряжение оркестра, объяснив товарищам, что всё получил в подарок от родственников, а часть взял на временное пользование [33, 7-8].

     Таким образом,  знакомство с особенностями мотивации  подростковой преступности позволяет  сделать вывод, что в основе и насильственных и корыстных преступлений лежит статусная мотивация- мотивация самоутверждения подростка, завоевание им авторитета, личного статуса в группе сверстников посредством механизма реактивного образования (утверждение через насилие и потребление).

Выводы по главе.

      Таким  образом, отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).

      И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

     Девиантное  поведение подразделяется на  две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

К основным субъектам  девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных  на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Акцентуированные  характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в виде акцентуаций возникают  у молодых людей по ряду причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что  к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах -  алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует  появление ранее скрытой акцентуации  или патологии, пубертатный период- период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста: переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка  «Я-концепции».

      Одна из коренных проблем изучения личности правонарушителя - соотношение социального и биологического.      Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.

     Становится очевидным психологический механизм формирования агрессивного поведения у этих лиц:

1. ребёнок,  которого родители постоянно  физически наказывают, перенимает  их собственное поведение.

2. частое  физическое поведение вызывает  у него состояние фрустрации.           Накопившуюся обиду, озлобленность ребёнок возмещает на доступных ему лицах, прежде всего, на сверстниках.

     Таким образом, социальные факторы  являются решающими в формировании и развитии у ребёнка, а затем и взрослого человека агрессивного поведения, которое может принимать в случае нравственной деформации личности антисоциальные формы выражения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

     Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний». Профилактику можно подразделить на:                                             

    Первичная профилактика.                                                                                              1. изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;                                                                                           2. изучение и коррекция нарушения материнско–детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей