Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Наибольшее
деформирующее воздействие на
личность ребёнка оказывает
«Импульсивная агрессивность, отсутствие чувства вины: ни наказание, ни ответственность не трогают его, и он живёт в изолированном мире, где люди не обращают на него никакого внимания. Ему не хочется ни друзей, ни знакомых, он просто равнодушен к людям» [18, 232]. Отсутствие матери является для младенца сильнейшим фрустратором, поскольку у него блокируется или затрудняется удовлетворение базисных потребностей – в безопасности и общении (эмоциональном контакте). Значительная роль в возникновении агрессивных форм поведения у детей принадлежит воспитанию в семье.
Наибольшим
криминогенным потенциалом
Немотивированная
жестокость связана с
Ученик ПТУ 16 лет, будучи выпившим, выйдя из дома и увидев выпившего отца, избил его. Затем ушёл в город. По дороге ему встретился Николай Б.
«Пойдём
со мной», - приказал Слугин Бульбакову,
затем вытащил нож из кармана,
Сначала Слугин натолкнулся на первого. Это был Лысов. «Обыщи» - скомандовал Слугин. Бульбаков стал шарить по карманам. Лысов шевельнулся. «Пни!» - раздался приказ. Пинки привели Лысова в чувство. Без лишних слов Слугин пустил в ход нож. Неподалёку валялся тяжёлый обломок бетона. С его помощью преступники несколькими ударами размозжили голову Лысова. Экспертиза обнаружила на его теле около 50 ран. С двумя другими церемонились ещё меньше [13, 8-12]. Психиатры признали Слугина и Бульбакова вменяемыми.
В ходе расследования установлено, что в семье Слугиных царил культ насилия, в атмосфере которого рос сын. Отец, злоупотреблявший алкоголем, когда выпивал, требовал от жены повиновения, постоянно оскорблял и унижал её на глазах у детей. Гонялся за детьми и их избивал. Напившись, выходил на улицу, где паясничал, кривлялся. В глазах соседей он зарекомендовал себя клоуном. Всё это не могло не ранить самолюбие сына. Мать тоже часто выпивала; появляясь в пьяном виде на улице, кричала, выражалась нецензурно.
Ощущение неполноценности, ущемлённости своей личности (стыд за пьяниц родителей) вызывало постоянное состояние озлобленности против них, агрессивности, рождало в душе ожесточение, которое по механизму вымещения переадресовывалось на смещённый объект – посторонних лиц. Форма вымещения агрессии - самоутверждение посредством реакции гиперкомпенсации: жестокое избиение, физическое насилие над человеком. Характерно, что жертвами убийства стали лица, злоупотреблявшие спиртными напитками и тем самым напоминавшие Слугину собственных отца и мать.
Мотивация
корыстных преступлений.
преступлений, совершаемых подростками, отличаются от побудительных причин, характерных для преступных действий взрослых людей.
Кражи, грабежи,
разбойные нападения могут
В целом
можно выделить три группы
корыстных мотивов. В первую
группу входят преступления с
корыстно – потребительской
Вторую
группу корыстных мотивов
В третью
группу корыстных мотивов
Мотивы первой и третьей группы представляют мотивы самоутверждения, статусные, связанные с ложными формами самореализации своей личности.
Для ряда
подростков, неоднократно совершивших
кражи, характерна такая
Изучая этиологию жадности у подростков, совершивших корыстные преступления, Л.Б.Филонов установил, что эти лица характеризуются особыми условиями воспитания. «Им предоставлялась безграничная свобода пользования многими вещами, которые для других были недоступны. Желания их исполнялись безоговорочно. Взрослые не прививали им «сдерживающих начал». Способность ребёнка к выработке произвольного торможения не была развита. Такие ситуации складывались в семьях, живших в благоприятных условиях, с высоким достатком. В любом случае испытуемые, вспоминая о своём детстве, постоянно сравнивали материальное положение своих семей с благосостоянием других» [80, 347-348]. Вероятно, именно такое, окрашивающее всё детство, хвастливое или завистливое сопоставление явилось той основой, на которой статусная потребность, потребность в самоутверждении стала реализовываться через гипертрофированную потребность в приобретении, накоплении, стремлении выделиться любыми средствами, в том числе и преступными.
Мощным
мотивом корыстных
Статусная
мотивация, стремление
Несовершеннолетний
Константин К. стащил из
Таким образом,
знакомство с особенностями
Выводы по главе.
Таким образом, отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).
И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Девиантное
поведение подразделяется на
две большие категории. Во-
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.
Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.
Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:
1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.
Особенно провоцирует
появление ранее скрытой
2. Сказываются трудности переходного возраста: переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.
3. Перестройка «Я-концепции».
Одна из коренных проблем изучения личности правонарушителя - соотношение социального и биологического. Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильственных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раздражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.
Становится очевидным психологический механизм формирования агрессивного поведения у этих лиц:
1. ребёнок, которого родители постоянно физически наказывают, перенимает их собственное поведение.
2. частое
физическое поведение вызывает
у него состояние фрустрации.
Таким образом, социальные
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Под профилактикой в широком смысле слова
понимается «совокупность предупредительных
мероприятий, направленных на сохранение
и укрепление нормального состояния порядка»
или «система государственных и общественных
социальных, гигиенических и медицинских
мероприятий, направленных на повышение
уровня здоровья населения и предупреждение
заболеваний». Профилактику можно подразделить
на:
Первичная профилактика.
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей