Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     В Центре широко развернута работа по компенсации семейных связей. Она представлена в двух формах:

А) создание условий, приближенных к домашним;

Б) создание семейно-воспитательной группы.

     Для улучшения самочувствия ребят внимание специалистов направляется на подкрепление его положительных сторон, чтобы поощрялись малейшие успехи подростков, особенно с низкой самооценкой. Чтобы уменьшить последствия прошлого отрицательного опыта, подростка ставят в ситуацию, когда он может сам принимать решения, предоставляют ему возможность выбора.

Работа семейно-воспитательной группы. Основные направления.

1. Подбор детей для семейно-воспитательной группы

2. Пропаганда семейно-воспитательной группы через средства массовой информации

3. Подбор кадров воспитателей для семейно-воспитательной группы

4. Сбор информации о кандидатах в семейно-воспитательные группы. Обследование жилищно-бытовых условий, знакомство воспитателей со спецификой работы.

5. Организация работы с воспитателями семейных групп (МПП консилиум, педсоветы, консультации, отчеты воспитателей)

6. Оказание помощи в устройстве детей в дошкольные учреждения, школы, организация летнего отдыха и т.д.

7. Сбор информации о детях-воспитанниках семейных групп (об их здоровье и развитии).

2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

     В основу  деятельности по профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних  должно быть положено фундаментальное  положение психологии: человек не  только проявляется, но и формируется,  развивается, складывается как  личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У подростков ведущей деятельностью выступает закон возвышения потребностей. Сущность этого закона сводится к тому, что по мере удовлетворения физиологических (органических) низших потребностей (в питании, одежде, еде) на первый план выдвигаются потребности более высокого уровня (качество питания, модная одежда). Удовлетворение этих потребностей не является самоцелью, а создаёт необходимые условия для реализации более высоких социальных потребностей – в общении (дружбе, любви), утверждении себя как личности (достижение признания, уважения, популярности), познании (в приобретении общих мировоззренческих, научно-технических, художественно-эстетических знаний).

     Процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних зависит от того, в какой мере удаётся добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Профилактика  семейного неблагополучия.

     Первостепенная  задача в деле профилактики  семейно неблагополучия - раннее  выявление криминогенных и аморальных семей, чтобы исключить их отрицательное влияние на подростков.

     Определённую  сложность представляет профилактика  криминогенных проблемных и псевдоблагополучных  семей. Для этих семей характерно  применение неправильных методов воспитания детей, отсутствие надлежащего контроля за их поведением, нежелание или неумение родителей строить отношения с детьми, что приводит к духовной отчуждённости детей от родителей. Все эти семьи отличаются педагогической безграмотностью и родительской безответственностью.

    Распространённая  форма педагогической безграмотности  – использование в воспитании  физического наказания. Негативные  последствия физического наказания:  жестокость, озлобленность, бездушие, лицемерие. Сухомлинский  писал: «Нужен поистине яркий луч человечности, чтобы смыть с юной души грязь, порождённую побоями. Я не встречал ни одного несовершеннолетнего правонарушителя, которого в годы детства не били» [76, 137].

     Родительская  безответственность может проявляться  в нескольких формах. Одна из наиболее распространённых форм, имеющая в настоящее время тенденцию к увеличению – духовная глухота, отчуждённость между детьми, особенно подростками и родителями. Данный феномен проявляется в равнодушии и невнимательном отношении родителей к внутреннему миру детей, в их неспособности понять переживания, интересы, увлечения детей и подростков, что приводит к утрате контакта между ними.

     Рассмотрим  основные пути повышения родительской  ответственности. Прежде всего,  это – формирование педагогической культуры у родителей. Основные источники педагогических знаний – специальная педагогическая литература, советы учителей, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов. Наибольшими возможностями для приобщения родителей к педагогической культуре располагают педагогические факультеты при школе. Их преимущество состоит в наличии постоянной связи с родителями, в знании индивидуальных особенностей воспитывающихся в семье детей.

     Следующий  путь повышения родительской  ответственности – изменение методов воспитания в семье и всей нравственно-психологической атмосферы в ней. Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на запретах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказании, родителям необходимо перейти к демократическим методам – советам, разговору по душам, большему использованию различного рода поощрений. Всё это должно привести к оздоровлению психологического климата в семье, установлению духовного контакта между родителями и детьми. Важная роль принадлежит совместному проведению досуга, что расширяет возможности общения, способствует установлению более тесных эмоциональных контактов и взаимопонимания, помогает родителям проникнуть в духовный мир ребёнка, удовлетворить его потребности в общении, понимании, признании.

     Таким образом,  формирование родительской ответственности  – одно из главных средств  предупреждения семейного неблагополучия. Преодоление возникшего отчуждения  между детьми и родителями, установление  прочных эмоциональных связей  между ними, воспитание родительской ответственности – таковы основные пути профилактики семейного неблагополучия.

2.3. Психолого-педагогическая  помощь.

Под отклонениями в поведении подростков понимают такие его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание, и настораживают воспитателей, родителей, учителей. Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, и несут в себе зачатки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

Социальные отклонения

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное  поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может  проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в  связи с тем, какие особенности  личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка [56].

Таким образом, отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как  феномен, свидетельствующий о том  или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту проявления, особенности личности, характер, возраст ученика. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в «прокрустово ложе» того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается соответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются система оценочных суждений о нем, характер его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями.

Или наоборот, угодные или удобные  по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении  подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или  условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

По сути дела, речь идет о  компенсаторном поведении, которое  выражается в крайних формах конформизма  или нонконформизма.

Отклонения в поведении детей  и подростков могут быть обусловлены  следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу.

 в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей