Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних является неадекватная реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.
В центре
внутренней картины
1. преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения;
2. преступления в состоянии аффекта;
3. преступления лиц,
находящихся в состоянии
4. «скоротечные» преступления
– произошедшие спонтанно,
Первая
категория неосознаваемых
склонностью к острым эмоциональным впечатлениям; неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности.
Вторая
категория неосознаваемых
Третья
категория неосознаваемых
Четвёртую
категорию неосознаваемых
Сама подростковая
среда очень агрессивна. Отношения
в ней строятся на унижении
слабых и откровенной
А) «Аутсайдер» - человек,
оказавшийся в жизненном
Б) «Маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердится путём безнравственного поведения.
В) «Конформист» - человек,
который легко поддаётся
Г) «Приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счёт этого и престижа в обществе.
Д) «Фанат» - человек, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий всё, что идёт вразрез с её ценностями.
Е) «Вождь» - человек, видящий своё призвание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора.
Ж) «Попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми целями и нормами.
З) «Имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.
И) «Скучающий» - одним из мотивов вступления, в группу является надежда содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.
В криминогенных компаниях «модель поведения» убого-примитивная: слабый – пропадай, сильный – выживай. Под «силой» нередко понимается групповая расправа над одиночками, не угодившими требованиям группы.
В подростковых
компаниях высмеиваются такие
качества как доброта,
При анализе
преступного поведения несоверш
а) случайно, противоречит общей направленности личности;
б) возможно с учётом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативно с точки зрения повода и ситуации;
в) результат общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий
при наличии подстрекательства, примера преступного поведения;
г) результат преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений [52, 31].
Предложенная
типология фиксирует основные
варианты возможной
Метод косвенных
оценок позволяет сделать
Девиантность
– результат взаимодействия
Подросток
не просто воспринимает и
Мотивация насильственных преступлений.
К числу
насильственных преступлений, совершаемых
подростками, относятся хулиган
Потребность в самоутверждении присуща каждому человеку, но наиболее ярко она проявляется у подростков. Она может проявляться в чисто внешних, иногда уродливых формах, таких как экстравагантность в одежде и манере поведения, бравада по отношению к общепринятым нормам. Основные сферы самоутверждения подростков – семья и школа (официальные группы). Удовлетворение этой потребности в официальных группах для деморализованных, социально запущенных подростков затруднено, а в большинстве случаев и невозможно. Неблагополучная семья, недостатки в воспитательной деятельности в школе приводят к тому, что в семье и среди одноклассников эти несовершеннолетние не добиваются успеха. Поэтому основной сферой самоутверждения этих лиц становятся неофициальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем криминогенные, преступные. Утверждение в этих группах происходит ложными, извращёнными способами, выражающимися в совершении аморальных, антисоциальных действий.
Таким образом,
чаще всего хулиганское
Механизм
мотивации хулиганского
подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации.
Хулиганство
несовершеннолетних чаще
В качестве
иллюстрации действия
В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом, у них возникает состояние психического напряжения (фрустрация). Разрядка проявляется у них в виде агрессивной реакции «не по адресу» - в совершении хулиганства. В процессе хулиганских действий происходит:
1. вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах;
2. снятие напряжения (вымещение);
3. извращённое утверждение путём унижения, подавления личности других, насилия над ними. Одновременно проявляется механизм гиперкомпенсации.
Насильственная
мотивация подростков
В качестве
примера подростковой
близлежащих домов. Они били мальчика так, что Алёша лишился сознания, потерял память. С проломанной головой, наполовину парализованный, он был доставлен в больницу. Там ему спасли жизнь.
После ареста
на допросе подростков
Подобные факты жестокости у подростков пока не нашли удовлетворительного исчерпывающего объяснения у психологов и физиологов. Филонов Л.Б. считает, что жестокость невозможно представить следствием «развёртывания генетической программы индивида, якобы предопределяющей появление жестокости в определённые периоды жизни индивида». Именно в период от 11 до 16 лет генетическая обусловленность формирования психологических свойств человека становится менее выраженной, оно образует скорее фон для решающих воздействий социальной среды.
Психологи считают, что истоки многих личностных дефектов коренятся во взаимоотношениях ребёнка с взрослыми, в первую очередь с родителями, матерью, точнее в межличностных аномалиях в период раннего детского возраста. «Изучение личности юношей и взрослых, - отмечает И.С.Кон, - страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учёбе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают неосознаваемую взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчётная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она даёт низкое самоуважение, чувство вины, тревоги» [38, 76-77].
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей