Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

    Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних является неадекватная реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.

     В центре  внутренней картины преступления  подростка находится его личность, в процессе изучения которой  необходимо выделение  психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования. В зависимости от того, какие состояния личности обусловили ослабление сознательного контроля над поведением, можно различать четыре типа импульсивного преступного поведения:

1. преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения;

2. преступления в состоянии  аффекта;

3. преступления лиц,  находящихся  в состоянии болезни  или усталости;

4. «скоротечные» преступления  – произошедшие спонтанно, необдуманно,  за счёт неосознаваемых поведенческих регуляторов.

     Первая  категория неосознаваемых мотивов  свойственна типу личности, характеризующемуся  переоценкой значимости своей  личности, агрессивной концепцией  отношений с окружающей средой, неустойчивостью настроения,

склонностью к острым эмоциональным впечатлениям; неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности.

     Вторая  категория неосознаваемых мотивов  может носить компенсаторный  или гиперкомпенсаторный характер, что связано с развивающимся  комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемлённостью личности

     Третья  категория неосознаваемых мотивов  связана с отсроченным во времени  действием, закрепившимся в детстве  по механизму импринтинга травматического  опыта. Унижение, жестокое обращение  могут оставлять отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определённых условиях порождать соответствующие формы поведения.

     Четвёртую  категорию неосознаваемых мотивов  составляют различные патологические  особенности личности, не исключающие  вменяемости. У субъекта возникает стремление совершить поступок, который он сам расценивает как совершенно недопустимый.

     Сама подростковая  среда очень агрессивна. Отношения  в ней строятся на унижении  слабых и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят. Социологи, психологи, криминологи типологизировали членов группировок [14, 406-407]:

А) «Аутсайдер» - человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в  формальной группе или организации, не имеющий возможности для самореализации.

Б) «Маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердится путём безнравственного поведения.

В) «Конформист» - человек, который легко поддаётся влиянию  авторитетов, хорошо адаптируется в  новой социальной микросреде, а также  быстро и без особых усилий усваивает  групповые ценности и нормы.

Г) «Приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счёт этого и престижа в обществе.

Д) «Фанат» - человек, преданный  ценностям и символам группы, соблюдающий  принятые здесь нормы и отрицающий всё, что идёт вразрез с её ценностями.

Е) «Вождь» - человек, видящий  своё призвание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в  группе, проявляющий инициативу организатора.

Ж) «Попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми целями и нормами.

З) «Имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы  объединения, составляющие для него предмет гордости, не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.

И) «Скучающий» - одним  из мотивов вступления, в группу является надежда содержательно  организовать свой досуг и найти  среду для общения.

     В криминогенных  компаниях «модель поведения» убого-примитивная:  слабый – пропадай, сильный – выживай. Под «силой» нередко понимается групповая расправа над одиночками, не угодившими требованиям группы.

     В подростковых  компаниях высмеиваются такие  качества как доброта, внимательность, отзывчивость, отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда – жестокость, доходящая до садизма, развязность, оскорбления по адресу «чистеньких мальчиков и девочек», которые «сидят дома, читают книги и хорошо учатся».

     При анализе  преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние:

а) случайно, противоречит общей направленности личности;

б) возможно с учётом общей  неустойчивости личностной направленности, но ситуативно с точки зрения повода и ситуации;

в) результат общей  отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор  среды,  времяпрепровождения и  непосредственного  варианта действий

при наличии подстрекательства, примера преступного поведения;

г) результат преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений [52, 31].

     Предложенная  типология фиксирует основные  варианты возможной направленности  личности несовершеннолетних правонарушителей и отражает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их «цепочке».

     Метод косвенных  оценок позволяет сделать вывод,  что  среди несовершеннолетних  правонарушителей тип «а» составляет 25-35%, тип «б» - 25-30%, тип «в» - 30-40%, тип «г» - 10-15%.

      Девиантность  – результат взаимодействия неблагоприятных  внешних условий с определёнными  проблемами или искажениями в  психике самого подростка. В  окружающем мире такими неблагоприятными условиями могут быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в школьном и семейном воспитании.

     Подросток  не просто воспринимает и усваивает  неблагоприятные внешние воздействия.  Он может их не воспринимать, отвергать, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с  неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности.

Мотивация насильственных преступлений.

     К числу  насильственных преступлений, совершаемых  подростками, относятся хулиганство, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования. В основе преступлений, связанных с нарушениями общественного порядка, лежит потребность подростка в самоутверждении, удовлетворяемая в такой уродливой форме.

     Потребность  в самоутверждении присуща каждому человеку, но наиболее ярко она проявляется у подростков. Она может проявляться в чисто внешних, иногда уродливых формах, таких как экстравагантность в одежде и манере поведения, бравада по отношению к общепринятым нормам. Основные сферы самоутверждения подростков – семья и  школа (официальные группы). Удовлетворение этой потребности в официальных группах для деморализованных, социально запущенных подростков затруднено, а в большинстве случаев и невозможно. Неблагополучная семья, недостатки в воспитательной деятельности в школе приводят к тому, что в семье и среди одноклассников эти несовершеннолетние не добиваются успеха. Поэтому основной сферой самоутверждения этих лиц становятся неофициальные группы сверстников, вначале досуговые, а затем криминогенные, преступные. Утверждение в этих группах происходит ложными, извращёнными способами, выражающимися в совершении аморальных, антисоциальных действий.

     Таким образом,  чаще всего хулиганское противоправное  поведение выступает, как уродливая попытка подростка проявить своё «Я», как форма своеобразного самоутверждения.

     Механизм  мотивации хулиганского поведения  имеет свои особенности. Во-первых, преступление происходит без  видимых внешних причин – «беспричинность»  и «безмотивность»  хулиганского  поведения.      Во-вторых,

подавляющее большинство  хулиганских действий совершается  в состоянии опьянения, которое  ускоряет протекание процессов мотивации.

     Хулиганство  несовершеннолетних чаще бывает  полимотивационным – совершается  под влиянием нескольких мотивов: мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения. Мотивы вымещения и замещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить её другой – достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка нервно-психического напряжения. Подобные факты встречаются в основном при совершении насильственных преступлений.

     В качестве  иллюстрации действия механизма  вымещения агрессии путём её  замещения на доступный объект  можно привести пример убийства, описанный В.Астафьевым в повести «Печальный детектив»: «…Молодой парень, недавно окончивший ПТУ, пьяный полез в женское общежитие льнокомбината, бывшие там, в гостях кавалеры - «химики» не пускали молокососа. Завязалась драка. Парню набили морду и отправили домой. Он же решил убить за это первого встречного. Первым встречным оказалась молодая женщина, на шестом месяце беременности. Парень бросил её под насыпь железной дороги, долго и упорно разбивал ей голову камнем. Женщина просила: «Не убивайте меня! Я ещё молода и у меня скоро будет ребёнок…»Это только разъярило убийцу. На суде парень говорил, что всё - равно кого-нибудь бы убил, и что он не виноват, что попалась такая хорошая женщина» [11, 33].

     В силу  того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом, у них возникает состояние психического напряжения (фрустрация). Разрядка проявляется у них в виде агрессивной реакции «не по адресу» - в совершении хулиганства. В процессе хулиганских действий происходит:

1. вымещение своей  агрессии, озлобленности на посторонних  лицах;

2. снятие напряжения (вымещение);

3. извращённое утверждение  путём унижения, подавления личности  других, насилия над ними. Одновременно  проявляется механизм гиперкомпенсации.

     Насильственная  мотивация подростков характеризуется  высокой эмоциональностью и ситуативностью. В структуре побуждений этой  мотивации преобладает потребность  к самоутверждению. Самоутверждение  через насилие – типично подростковая мотивация. Она сочетается с особой жестокостью насильственного поведения несовершеннолетних. Филонов Л.В. пришёл к выводу, что самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11-16 лет [80,34-36]. Именно в подростковом возрасте совершаются преступления, поражающие своей бессмысленной жестокостью, садизмом.

     В качестве  примера подростковой жестокости  можно привести такую историю.  «16 декабря 1987  года тринадцатилетний  Алёша пошёл вечером за хлебом  в булочную и исчез бесследно.  Всё происходило между четырьмя и пятью часами вечера – в час пик, в людное время и в людном месте. Как потом выяснилось: мальчика остановили три подвыпивших подростка 16-17 лет. Потребовали деньги. Он отдал. На вырученные деньги подростки купили пиво, и  ни  на  шаг не  отпуская  «задержанного»,  доставили   в   подвал   одного   из

близлежащих домов. Они  били мальчика так, что Алёша лишился  сознания, потерял память. С проломанной  головой, наполовину парализованный, он был доставлен в больницу. Там  ему спасли жизнь.

     После ареста  на допросе подростков спросили, испытывали ли они неприязнь  к изувеченному ими подростку?  Они ответили, что «лично против  него ничего не имели». У булочной  впервые его увидели» [61, 5-8].

     Подобные  факты жестокости у подростков пока не нашли удовлетворительного исчерпывающего объяснения у психологов и физиологов. Филонов Л.Б. считает, что жестокость невозможно представить следствием «развёртывания генетической программы индивида, якобы предопределяющей появление жестокости в определённые периоды жизни индивида». Именно в период от 11 до 16 лет генетическая обусловленность формирования психологических свойств человека становится менее выраженной, оно образует скорее фон для решающих воздействий социальной среды.

     Психологи считают, что истоки многих личностных дефектов коренятся во взаимоотношениях ребёнка с взрослыми, в первую очередь с родителями, матерью, точнее в межличностных аномалиях в период раннего детского возраста. «Изучение личности юношей и взрослых, - отмечает И.С.Кон, - страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учёбе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают неосознаваемую взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчётная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она даёт низкое самоуважение, чувство вины, тревоги» [38, 76-77].

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей