Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     «Слабое  место» гипертимного подростка-  непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, неспособность  длительно соблюдать определённые  правила поведения. Конфликты со сверстниками возникают из-за претензий на роль вожака.

     При отсутствии  должного контроля, надлежащего  воспитания гипертимный подросток  может оказаться в «плохой  компании», пристраститься к спиртному,  наркотикам, рано начать половую  жизнь. Нередко к таким подросткам с отклонениями в поведении применяют репрессивные меры воздействия, что ещё больше настраивает их против воспитателей. Тактика психолого-педагогического воздействия должна исходить из искусной переориентации подростка на интересующую его социально-полезную деятельность, где он мог бы удовлетворить свои лидерские потребности и получить энергетическую разрядку в деятельности.

     Циклоидный тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет и на отношения с окружающими. Этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, кто с ними приветлив, заботлив, любит и уважает их. Утрата близких переносится ими очень тяжело. Они способны на преданную дружбу, предпочитая дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить. Любят компании, новую обстановку, но ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.

     Реакция  эмансипации выражена умеренно, она усиливается в случае неблагоприятной  семейной обстановки, когда такие  подростки рвутся из дома. Тяга  к группированию со сверстниками  выражена умеренно. В группе товарищей  на роль вожака никогда не претендуют.

     «Слабое  звено» лабильного подростка  - эмоциональное отвержение со  стороны близких лиц. Длительная  неблагоприятная обстановка в  сочетании с недоброжелательным  вниманием со стороны окружения,  эмоциональным отвержением и  третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.

     Интравертированный тип. Главные черты подростков с данным типом акцентуации – замкнутость, погруженность в мир далёких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны, устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции – способности угадывать мысли, желания и переживания других и эмпатии – способности сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Слабость интуиции и эмпатии создаёт впечатление холодности и чёрствости. Реакция эмансипации у них проявляется своеобразно: подросток может не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться существующему порядку, но бурно протестует на малейшую попытку вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов.

     Реакция  группирования со сверстниками  выражена слабо. Замкнутость и  отгороженность затрудняет контакты, неподатливость влиянию из вне не позволяет слиться с группой.

     «Слабое  место» интравертированного подростка  – неспособность к общению  с окружающими, требующему искреннего  внимания, сочувствия, активной помощи. Труднопереносимым для него является  грубое, насильственное вторжение  в интимный мир фантазий и увлечений. Алкоголизация не характерна. В отдельных случаях алкоголь, наркотики могут использоваться в качестве «коммуникативного допинга» как средство, облегчающее установление контактов со сверстниками.

     Девиантное  поведение встречается редко; если правонарушение совершается, то, как правило, в одиночку, с целью добиться признания среди сверстников. Шизоидные подростки предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую «профессию», требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку).

     Возбудимый тип. Некоторые черты этого типа обнаруживаются ещё в детстве. Ребёнок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главная черта эпилептоидного подростка - склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающегося накипающим раздражением и поисками «козла отпущения», на котором можно сорвать зло.  С этим тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии подросток может нагрубить, оскорбить, ударить, способен яростно крушить всё, что попадает под руку. Реже ярость сопровождается аутоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжёлых. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением всё бить и крушить, драками.

     Реакция  эмансипации протекает у эпилептоидных  подростков очень тяжело. Дело  может доходить до проявления крайней озлобленности мстительности по отношению к родным и даже до полного разрыва с ними. В то же время они склонны к угодничеству перед начальством, если ждут от него поддержки или каких-либо выгод для себя. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию, с желанием занять позицию безусловного лидера.  Но упоённые властью теряют чувство меры и вызывают возмущение сверстников, которые их ниспровергают. Такие подростки склонны к азартным играм, из спортивных занятий предпочитают те, которые позволяют развить физическую силу (тяжёлая атлетика, борьба, бокс).

     Слабое  место этой акцентуации - неспособность  унять своё властолюбие, необузданная  ревность. Воспитание в жёстких  условиях часто способствует  проявлению острых аффективных, агрессивных реакций, создавая почву для девиантных и криминальных поступков.

    Демонстративный тип. Отличительная черта подростков этого типа - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Им присущи лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание окружающих. Даже успехи в учёбе в младших и средних классах во многом зависят у них от того, ставят ли их в пример одноклассникам. В подростковом возрасте, чтобы привлечь к себе внимание могут встать на путь нарушения правил поведения. Девиантность сводится к прогулам, нежеланию учиться, работать, так как «серая жизнь» не по вкусу. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах, с детских лет могут начать убегать из дома. Любят преувеличивать свою алкоголизацию, употребление наркотиков: прихвастнуть огромным количеством выпитого, блеснуть изысканным набором алкогольных напитков или расписывать необычный «кайф» от приёма экстравагантных наркотических средств типа героина или ЛСД.

     Им свойственна  реакция оппозиции на утрату  роли семейного кумира и даже  на уменьшение привычного внимания  со стороны близких. Чаще всего  эта реакция оппозиции проявляется нарушением поведения: выпивка, знакомство с наркотиками, воровство, прогулы, участие в асоциальных компаниях. Всё это делается с целью вернуть со стороны родных прежнее внимание и заботу.

     Реакция  эмансипации может иметь бурные  внешние проявления – побеги из дома, конфликты с родными, громогласные требования свободы и самостоятельности. Однако подлинная свобода и самостоятельность им несвойственны, от внимания и забот, близких они вовсе не жаждут избавиться.  

     Реакция  группирования со сверстниками всегда связана с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе.

     Слабое место истероидного  подростка – эгоцентризм, неспособность  занять видное положение среди  сверстников, поэтому они тяжело  переживают утрату внимания окружения или особо значимых лиц, удары по самолюбию, развенчания  своей  исключительности.  Всё  это  может  приводить  к    острым

аффективным реакциям демонстративного типа, включая имитацию попыток самоубийства, а также нарушения поведения, уход в асоциальные компании.

     Экстравертированный тип. С детства отличаются непослушанием, всюду и во всё лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. С первых классов школы не желают учиться. У них рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, праздности, удовольствиям, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, всё свободное время любят проводить в местах, где собираются подростки. Ещё в детстве начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. В подростковом возрасте прежние развлечения вроде кино их  не удовлетворяют. Стремятся испытать более сильные и острые ощущения, для чего употребляют алкоголь, принимают наркотики, токсические вещества, совершают хулиганские поступки.

     Реакция эмансипации  у неустойчивых подростков выражается  в стремлении высвободиться из-под  малейшей родительской опёки,  чтобы развлекаться, получать удовольствия. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным подростковым асоциальным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь лидирующее положение. Обычно они становятся непослушными орудиями асоциальных компаний, которые используют их в групповых правонарушениях в качестве исполнителей. Ни учёба, ни труд их не интересуют. Работают они только при крайней необходимости. Безнадзорность, обстановка попустительства открывают путь для безделья, праздности, алкоголизации, вхождения в асоциальные компании, что является слабым местом данного типа.

     Конформный тип. Главная черта этого типа – постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают своё личное мнение к происходящему вокруг. Их главный жизненный принцип – жить «как все», думать и поступать «как все», стараться, чтобы всё у них было «как у всех» - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок. Во всём они держатся «золотой» середины, не отличаясь ничем от большинства, стремятся всегда соответствовать своему окружению и поэтому совершенно не могут ему противостоять. Конформные подростки - продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав в дурную среду, усваивают её обычаи и привычки, манеры поведения. Поэтому они «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

     Конформные ребята  предпочитают плыть по течению,  не раскрывая до конца свои  потенциальные возможности в  учёбе и трудовой деятельности. Им не свойственны инициативность, смелость, решительность, оригинальность в суждениях и поступках. Они очень дорожат своим местом в привычной группе

сверстников, стабильностью группы, не изъявляя желания менять по личной инициативе одну группу на другую.

     Реакция эмансипации  ярко проявляется только в  том случае, если родители, педагоги, старшие пытаются оторвать конформного  подростка от привычной группы  сверстников или противодействовать  имитации распространённых в  этой группе увлечений, манер  поведения, одежды. Реакция группирования со сверстниками выражается в «растворении» в своей привычной группе без претензий на лидирующее положение.

     Уязвимое, слабое место  конформного подростка – неспособность  противостоять дурному влиянию.  Если привычная группа сверстников изгоняет его, он поддаётся влиянию уличных компаний – втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому или на расправу с чужаками.

      А.Е.Личко приводит  данные взаимосвязи подростковых акцентуаций и девиантного поведения: на неустойчивый тип акцентуации характера падает 76% девиантного поведения, на эпилептоидный тип – 61% , на истероидный  тип– 52%, на шизоидный тип – 44%, на гипертимный тип– 36%, на лабильный тип– 36% [47, 54].

     При обследовании  девиантных подростков наиболее  частыми типами акцентуаций характера  оказались неустойчивый, эпилептоидный  и истероидный.

     Каждому типу акцентуаций  характера присущи определённые  особенности девиантного поведения.  У неустойчивых обнаруживается два возрастных пика отклоняющегося поведения: один совпадает с переходом в 4-5 классы школы – от одного учителя к предметной системе с более сложной программой обучения, другой падает на окончание 8-летнего образования. Девиантность неустойчивых сочетается с ранней алкоголизацией.

     У гипертимов начало  девиантности в 50% случаев падает  на предподростковый возраст. 

     Девиантное поведение  у истероидов начинается в  разные годы – от 10 до 15 лет.  У них обнаруживается особая  склонность к воровству, мошенничеству, хулиганству. Алкоголизация у этого типа встречается только в 35% случаев.

     Начало девиантности  у эпилептоидов сходно с началом  девиантности у неустойчивых, однако  для них присущи драки, жестокие  избиения.

  Начало отклоняющегося поведения у шизоидов в 60% случаев относилось к старшему подростковому возрасту – к 15-16 годам. Они более склонны к сексуальным правонарушениям.

     Педагогическая коррекция  поведения акцентуированных подростков  требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер педагогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально организованному неуёмной энергии, шумливости, подвижности путём вовлечения в занятия спортом, в

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей