Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
«Слабое
место» гипертимного подростка-
При отсутствии
должного контроля, надлежащего
воспитания гипертимный
Циклоидный тип. Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет и на отношения с окружающими. Этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, кто с ними приветлив, заботлив, любит и уважает их. Утрата близких переносится ими очень тяжело. Они способны на преданную дружбу, предпочитая дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить. Любят компании, новую обстановку, но ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.
Реакция
эмансипации выражена умеренно,
она усиливается в случае
«Слабое
звено» лабильного подростка
- эмоциональное отвержение со
стороны близких лиц.
Интравертированный тип. Главные черты подростков с данным типом акцентуации – замкнутость, погруженность в мир далёких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны, устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции – способности угадывать мысли, желания и переживания других и эмпатии – способности сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Слабость интуиции и эмпатии создаёт впечатление холодности и чёрствости. Реакция эмансипации у них проявляется своеобразно: подросток может не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться существующему порядку, но бурно протестует на малейшую попытку вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов.
Реакция
группирования со сверстниками
выражена слабо. Замкнутость и
отгороженность затрудняет
«Слабое
место» интравертированного
Девиантное поведение встречается редко; если правонарушение совершается, то, как правило, в одиночку, с целью добиться признания среди сверстников. Шизоидные подростки предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую «профессию», требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку).
Возбудимый тип. Некоторые черты этого типа обнаруживаются ещё в детстве. Ребёнок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главная черта эпилептоидного подростка - склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающегося накипающим раздражением и поисками «козла отпущения», на котором можно сорвать зло. С этим тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии подросток может нагрубить, оскорбить, ударить, способен яростно крушить всё, что попадает под руку. Реже ярость сопровождается аутоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжёлых. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением всё бить и крушить, драками.
Реакция
эмансипации протекает у
Слабое
место этой акцентуации - неспособность
унять своё властолюбие,
Демонстративный тип. Отличительная черта подростков этого типа - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Им присущи лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание окружающих. Даже успехи в учёбе в младших и средних классах во многом зависят у них от того, ставят ли их в пример одноклассникам. В подростковом возрасте, чтобы привлечь к себе внимание могут встать на путь нарушения правил поведения. Девиантность сводится к прогулам, нежеланию учиться, работать, так как «серая жизнь» не по вкусу. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах, с детских лет могут начать убегать из дома. Любят преувеличивать свою алкоголизацию, употребление наркотиков: прихвастнуть огромным количеством выпитого, блеснуть изысканным набором алкогольных напитков или расписывать необычный «кайф» от приёма экстравагантных наркотических средств типа героина или ЛСД.
Им свойственна
реакция оппозиции на утрату
роли семейного кумира и даже
на уменьшение привычного
Реакция
эмансипации может иметь
Реакция группирования со сверстниками всегда связана с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе.
Слабое место истероидного
подростка – эгоцентризм,
аффективным реакциям демонстративного типа, включая имитацию попыток самоубийства, а также нарушения поведения, уход в асоциальные компании.
Экстравертированный тип. С детства отличаются непослушанием, всюду и во всё лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. С первых классов школы не желают учиться. У них рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, праздности, удовольствиям, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, всё свободное время любят проводить в местах, где собираются подростки. Ещё в детстве начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. В подростковом возрасте прежние развлечения вроде кино их не удовлетворяют. Стремятся испытать более сильные и острые ощущения, для чего употребляют алкоголь, принимают наркотики, токсические вещества, совершают хулиганские поступки.
Реакция эмансипации
у неустойчивых подростков
Конформный тип. Главная черта этого типа – постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают своё личное мнение к происходящему вокруг. Их главный жизненный принцип – жить «как все», думать и поступать «как все», стараться, чтобы всё у них было «как у всех» - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок. Во всём они держатся «золотой» середины, не отличаясь ничем от большинства, стремятся всегда соответствовать своему окружению и поэтому совершенно не могут ему противостоять. Конформные подростки - продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав в дурную среду, усваивают её обычаи и привычки, манеры поведения. Поэтому они «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.
Конформные ребята
предпочитают плыть по течению,
сверстников, стабильностью группы, не изъявляя желания менять по личной инициативе одну группу на другую.
Реакция эмансипации
ярко проявляется только в
том случае, если родители, педагоги,
старшие пытаются оторвать
Уязвимое, слабое место
конформного подростка –
А.Е.Личко приводит данные взаимосвязи подростковых акцентуаций и девиантного поведения: на неустойчивый тип акцентуации характера падает 76% девиантного поведения, на эпилептоидный тип – 61% , на истероидный тип– 52%, на шизоидный тип – 44%, на гипертимный тип– 36%, на лабильный тип– 36% [47, 54].
При обследовании
девиантных подростков
Каждому типу акцентуаций
характера присущи
У гипертимов начало девиантности в 50% случаев падает на предподростковый возраст.
Девиантное поведение у истероидов начинается в разные годы – от 10 до 15 лет. У них обнаруживается особая склонность к воровству, мошенничеству, хулиганству. Алкоголизация у этого типа встречается только в 35% случаев.
Начало девиантности
у эпилептоидов сходно с
Начало отклоняющегося поведения у шизоидов в 60% случаев относилось к старшему подростковому возрасту – к 15-16 годам. Они более склонны к сексуальным правонарушениям.
Педагогическая коррекция
поведения акцентуированных
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей