Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     Биологические  концепции, популярные в начале XX в., постепенно вытесняются другими.

Психологические и психиатрические  концепции. Акцент делают на личностные факторы, особенно неправильную социализацию в детстве. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В 1950г. Шуэсслер [31] и Крессли [30] проделали обзор многих работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, свойственной преступникам. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта  или «комплекса» нельзя объяснить сущность любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих психологических и социальных факторов.

Социологические концепции.  Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на девиантность.

Впервые социологическое объяснение  девиации  предложено теорией аномии (от греч. anomas - беззаконный, неуправляемый) Э.Дюркгейма [25]. Под аномией классик социологии понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия чаще всего происходит в быстро меняющемся обществе, общинах и группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, которые ставились ранее. Главное дело Э.Дюркгейма в общественной жизни - солидарность, а всякие отклонения  от нее - проявление социальной дезорганизации. Хотя теория Э.Дюркгейма подвергалась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация - причина девиантного поведения и в наши дни считается общепризнанной.

Р.Мертон [51, 235] внес некоторые  изменения в теорию Дюркгейма. Он считает, что причина девиации –  «разрыв между культурными ценностями общества и социально одобряемыми средствами их достижения». Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как, например, образование, богатство, недостаточны для большинства населения.

     Новейшие из них делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Существуют глубокие различия между многочисленными теориями девиации (таблица № 1).

Таблица № 1.

Теории девиации.

Теория

Тип объяснения

Автор

Основная идея

Биологическая.

Физические черты связаны  с преступным поведением

 

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся  среди девиантов.

Ломброзо

 

 

 

 

Шелдон

 

 

Физические особенности - причина девиации

Психологическая.

Психоаналитическая теория

Фрейд

Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию

Социологическая.

Аномия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурологические теории

 

 

 

 

 

 

Теория стигматизации/ клеймения

 

 

 

 

 

 

 

Радикальная криминология

Дюркгейм

 

 

 

 

 

 

 

Мертон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Селлин, Миллер,

Сутер-Ленд, др.

 

 

 

 

Беккер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Турк, Квини,

Янг, Тэйлор

Девиация происходит  вследствие  нарушения или отсутствия ясных социальных норм

Девиация нарастает при разрыве между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения

 

Причина девиации - конфликты  между нормами субкультуры и  господствующей культуры

 

Девиации – «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

 

Девиация - результат  противодействия нормам капиталистичес-кого общества.


1.3.Влияние  подростковых реакций и акцентуаций  характера на поведение подростков.

     Каждая  возрастная группа характеризуется  рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков помогают объяснить присущие им стереотипы поведения или подростковые реакции, которые выявил и описал А.Е.Личко [47].

     Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опёки, руководства, контроля, покровительства взрослых (родителей, учителей, воспитателей, наставников). Реакция может распространяться не только на старших лиц, но и на установленные взрослыми порядки, правила, законы, на всё, что ценится и уважается в обществе,- идеалы, нравственные нормы, духовные ценности. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. У мальчиков она выражена сильнее, чем у девочек. Факторами, способствующими усилению реакции эмансипации, выступают чрезмерная опёка подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности. Проявления этой реакции разнообразны - от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «самостоятельно», «по-своему».

      Реакция увлечения- хобби – реакция - наиболее характерная для подросткового возраста особенность. С психологической точки зрения увлечения представляют собой разновидность мотивов, занимая промежуточное место между влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами, с другой. В отличие от последних увлечения всегда более эмоционально окрашены и обладают большей побудительной силой. Подросток может посвящать увлечению всё свободное время даже в ущерб учебной деятельности, отдыху.

     В зависимости от целевой установки А.Е.Личко выделяет следующие виды подростковых увлечений:

 Интеллектуально- эстетические увлечения проявляются в интересе к радиотехнике, рисованию, музыке, литературе, истории. Подростку доставляет удовольствие  процесс занятий - достижение результатов стоит на заднем плане.

 Телесно - мануальные увлечения включают всё, что способствует укреплению силы, выносливости, приобретению ловкости, определённых умений, навыков. Наиболее распространенными являются занятия разнообразными видами спорта, вождение мотоцикла или машины, вязание или вышивание. Большое удовольствие доставляет получаемый результат.

 Лидерские увлечения сводятся к стремлению быть предводителем, вожаком среди сверстников.

  Накопительские увлечения проявляются во всех видах коллекционирования марок, открыток.

  Эгоцентрические увлечения питаются стремлением быть в центре внимания окружающих, что может достигаться внешней привлекательностью, оригинальностью, экстравагантностью одежды, обладанием теми или иными «престижными» материальными ценностями, занятием модными увлечениями - гимнастикой йогов. Главная цель всех этих занятий - продемонстрировать свои успехи, блеснуть необычностью увлечения, оригинальностью натуры.

  Азартные увлечения питаются жаждой обогащения и проявляются в тяготении к картёжным играм, ставкам, лотереям, эмоционально насыщенным спортивным соревнованиям. Наряду с результатом, удовольствие подростку доставляет само чувство риска.

  Информативно- коммуникативное хобби заключается в поиске лёгкой, эффективной информации на уровне поверхностных сведений, новостей, которыми подростки обмениваются. Это увлечение проявляется в пустой многочасовой болтовне со случайными приятелями, в обсуждении приключенческих, детективных или фантастических фильмов. Не будучи осмысленной,  полученная информация  легко забывается.

  Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе), примитивной символикой (свой «язык», особые отметки на одежде).

  Реакция отказа, возникает при резкой перемене ситуации (отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое место жительство) и проявляется в отказе от контактов, игр, какой- либо деятельности.

  Реакция оппозиции  возникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку (отлично учиться при одновременных занятиях спортом, музыкой), а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Эта реакция может проявляться разнообразно – прогулы в школе и побеги из дома,  кража и попытки самоубийства, всегда несерьёзные и демонстративные.

  Реакция имитации проявляется в подражании определённому лицу или образу. Чаще всего подросток подражает кому- либо из товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чём- либо преуспевающему. Нередко предметом для подражания становятся кумиры молодёжной моды.  Модель для подражания, как правило, диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и к которой он идентифицирует себя (референтная группа). Взрослый тоже может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли такого образца для подражания выступает отрицательный «герой», имеющий судимость, окружённый ореолом преступной романтики.

  Отрицательная реакция имитации выражается в том, что поведение строится как противоположное определённому образцу (по механизму реактивного образования). В качестве иллюстрации  А.Е.Личко приводит пример подростка, который подчеркнуто, отказывался от всяких предлагаемых семьёй материальных благ, от возможности по знакомству поступить в престижное учебное заведение, и предпочитал немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Всё его поведение было противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий отец и стяжатель [46].

  Реакция компенсации проявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Например, болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учёбе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. И, наоборот, неудачи в школе могут компенсироваться  смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.

  Реакция  гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении подростка добиться успехов (признания среди сверстников) именно в той области, где он слаб. Например. Хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым,  может совершить озорные, или безрассудные действия, граничащие с хулиганством.

      Значительную  роль в формировании отклоняющегося  поведения несовершеннолетних (дефектов социализации) играют некоторые личностные особенности указанных лиц.  В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера - крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

      Близкой  к классификации А.Е.Личко является  типология характеров, предложенная  немецким учёным К.Леонгардом [44]. Она основана на оценке стиля общения с окружающими людьми.

Гипертимный тип. Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, смелостью,  чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым. Одноклассникам импонирует их физическая сила, умение постоять за своих, найти выход из трудной ситуации. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать всё на лету, они учатся неровно из-за неустойчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Главная их черта - всегда хорошее, несколько приподнятое настроение, которое лишь изредка омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, стремлением подавить энергию подростка, подчинить его своей воле. У них ярко выражена реакция эмансипации, во всём проявляют независимость,  не терпят мелочной опеки.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей