Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Семипалатинский филиал университета «Кайнар».
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей».
Алматы 2006 год.
Содержание.
Введение.
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации.
1.3. Влияние подростковых
реакций и акцентуаций
подростков.
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя.
1.5. Мотивы подростковых
преступлений.
Выводы по главе.
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления
2.2. Социально-психологические
2.3. Психолого-педагогическая помощь.
Выводы по главе.
Глава III. Экспериментальное изучение
особенностей личности несовершеннолетних
правонарушителей.
Выводы по главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение.
Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Это, в частности объясняется бурным развитием всех ведущих компонентов личности, которое сопровождается, и нередко осложняется, сильными физиологическими пертурбациями, связанными с половым созреванием.
Микросреда,
в которой вращается
Наблюдающийся
кризис системы ценностей,
Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нём зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придаётся значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определённой группы населения за счёт другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Всё это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического
анализа рассмотреть вопрос о
возможностях и специфике
3. Подбор методик для эксперимент
4. Экспериментальное исследование личности.
5. Формирующий эксперимент.
6. Констатирующий эксперимент.
7. Повторное экспериментальное исследование личности.
Предмет исследования: особенности личности девиантных подростков.
Объект исследования: подростки в возрасте 12- 17 лет.
Гипотеза: Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностных особенностей самого подростка.
Методы исследования:
Теоретико-методологические основы:
1. Кон И.С.
2. Невский И.А
3. Филонов Л.Б.
Практическое значение: полученные в ходе исследования результаты могут помочь в выявлении подростков, склонных к противоправному поведению и выяснении причин, порождающих девиантное поведение.
Объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и составляет в объёме 100 печатных страниц.
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
Подростковый возраст (11-15 лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств – чувство взрослости – новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически ещё не достиг. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него.
Юношеский возраст
(от 14 до 18 лет) представляет собой
«третий мир», существующий между
детством и взрослостью.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей ещё остро волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа – собственная возрастная специфика, право на автономию от старших. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам).
Кризисность подросткового
возраста с выраженной
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков.
Проведены исследования,
посвященные потребностям, идеалам,
интересам подростков, особенностям
воли, нравственным представлениям,
мотивам деятельности
1.2. Концепции девиации.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Девиантное поведение
подразделяется на две большие
категории. Во-первых, это поведение,
отклоняющееся от норм
Под делинквентным
поведением подразумеваются
Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо [48] обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Криминальный тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников.
Критики
теории Ломброзо отмечали, что
согласно последней, бороться
с преступностью легко: надо
«взять человека, измерить его,
взвесить и ... повесить».
У.Х. Шелдон [31] известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Наиболее склонен к девиации, согласно Шелдону, мезоморфный тип: «тяжелые», «мускулистые», «атлетические».
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей