Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)






 

Министерство  науки и образования Республики Казахстан

Семипалатинский филиал университета «Кайнар».

 

 

 

 

 

 

                                                  Кафедра педагогики и психологии  

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2006 год.

Содержание.                                             

              

Введение.                                                                                                           3-4

Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.

1.1. Характеристика подросткового  возраста.                                               5-6

1.2. Концепции девиации.                                                                                6-9

1.3. Влияние подростковых  реакций и акцентуаций характера  на поведение                  

       подростков.                                                                                                9-16

1.4. Соотношение социального и биологического в личности

       правонарушителя.                                                                                    17-21

1.5.  Мотивы подростковых  преступлений.                                                  21-29

Выводы по главе.                                                                                             29-30

 

Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений  несовершеннолетних.

2.1. Особенности осуществления профилактики  девиантного поведения несовершеннолетних.                                                                                     31-36

2.2. Социально-психологические основы  профилактики правонарушений несовершеннолетних.                                                                                      36-38

2.3. Психолого-педагогическая помощь.                                                       38-44

Выводы по главе.                                                                                              44-45

 

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей.                                                    46-92

Выводы по главе.                                                                                             92-93

 

Заключение.                                                                                                      94-96

Список использованной литературы.                                                             97-100

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Это, в частности объясняется бурным развитием всех ведущих компонентов личности, которое сопровождается, и нередко осложняется, сильными физиологическими пертурбациями, связанными с половым созреванием.

     Микросреда, в которой вращается современный  подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или  иной мере с различными формами  отклоняющегося поведения и по  дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создаёт городская среда, с её анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося поведения и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

     Наблюдающийся  кризис системы ценностей, вымывание  общепринятых норм и правил  поведения привели к тому, что  в обществе чрезвычайно большое  значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведётся формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации).

     Потребительская  идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нём зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придаётся значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определённой группы населения за счёт другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Всё это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.

Задачи:

1. Теоретический анализ  источников по разрабатываемой  проблеме.

2. В рамках теоретического  анализа рассмотреть вопрос  о  возможностях и специфике работы  с девиантными подростками.

3. Подбор методик для экспериментального исследования личности несовершеннолетних правонарушителей.

4. Экспериментальное  исследование личности.

5. Формирующий эксперимент.

6. Констатирующий эксперимент.

7. Повторное экспериментальное  исследование личности.

Предмет исследования: особенности личности девиантных подростков.

Объект исследования: подростки в возрасте 12- 17 лет.

Гипотеза: Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностных особенностей самого подростка.

Методы исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Анкетирование: «Что Вы знаете о воспитании детей?».
  3. Психолого-педагогический эксперимент.
  4. Тестирование: опросник Кеттелла; опросник Леонгарда-Шмишека; опросник Басса-Дарки; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

 Теоретико-методологические основы:

1. Кон  И.С.

2. Невский И.А

3. Филонов Л.Б.

Практическое  значение: полученные в ходе исследования результаты могут помочь в выявлении подростков, склонных к противоправному поведению и выяснении причин, порождающих девиантное поведение.

Объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и составляет в объёме 100 печатных страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.

      1. Характеристика подросткового возраста.

     Подростковый возраст (11-15 лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств – чувство взрослости – новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически ещё не достиг.  Это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

     Юношеский возраст  (от 14 до 18 лет) представляет собой  «третий мир», существующий между  детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического  созревания. Большинство девушек  и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, и дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

     Промежуточность общественного  положения и статуса юношества  определяет и особенности его  психики. Многих юношей ещё  остро волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа – собственная возрастная специфика, право на автономию от старших. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм  поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам).

     Кризисность подросткового  возраста с выраженной тенденцией  к криминализации проявляется  в том, что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение. Эта потребность должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных  подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

     Психологически подростковый  возраст исключительно сложен  и противоречив. Неслучайно уже  с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей.   К   настоящему    времени    психологами получен   большой фактический материал о психологических особенностях подростков.

     Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам,  интересам подростков, особенностям  воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения. Данную проблематику разрабатывали: И.С. Кон [32, 33, 34], А.Е. Личко [41, 42], К. Леонгард [44], Филонов Л.Б. [72], Н.Я. Иванов [27].

1.2. Концепции  девиации.

     Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

     Девиантное поведение  подразделяется на две большие  категории. Во-первых, это поведение,  отклоняющееся от норм психического  здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

     Под делинквентным  поведением подразумеваются проступки,  мелкие провинности, не достигающие  степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.

     Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо [48] обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Криминальный тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников.

      Критики  теории Ломброзо отмечали, что  согласно последней, бороться  с преступностью легко: надо  «взять человека, измерить его,  взвесить и ... повесить».                                                                                                                                                  

      У.Х. Шелдон [31] известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Наиболее склонен к девиации, согласно Шелдону, мезоморфный тип: «тяжелые», «мускулистые», «атлетические».     

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей