Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику  Леонгарда-Шмишека.

         После математической обработки полученных данных нам удалось выявить, что среди испытуемых экспериментальной группы больше нет акцентуированных подростков. В профиле каждого испытуемого экспериментальной группы нет заострённых черт. Таким образом, у обследуемых подростков нет выраженного типа характера и можно говорить лишь о тенденциях к тому или иному типу характера.

     Наиболее  высокий процент тенденций к  характеру у следующих черт:

  1. Гипертимность – 15,9 %.
  2. Эмотивность – 15,8 %.
  3. Экзальтированность – 15,7 %.

 

Процентное  соотношение тенденций к типу характера.

 

Таким образом, исходя из результатов исследования личности девиантных подростков мы можем судить о том, что наша гипотеза подтвердилась: девиантное поведение  несовершеннолетних обусловлено взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностных особенностей самого подростка.

 

Выводы по главе.

     В ходе  экспериментального изучения мы установили:

1. Преступность несовершеннолетних     обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление нарушают «трудные», педагогически «запущенные» подростки.

2. Для подростков правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, агрессивность, нечуткость, конформизм.

3. Важнейшее условие  формирование личности девиантного  подростка в большинстве случаев  – отрицательные семейные условия.  Часто искажение нравственной  атмосферы связано с алкоголизмом  родителей, их аморальным поведением. Но нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

4. Для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учёбе, которое  противопоставляет их классу. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами.

5. В подавляющем большинстве  случаев в число подростков-правонарушителей  попадают те, кто не сумел найти  своё место в школьном коллективе  в связи с отрицательным отношением  к нему.

    

  

Заключение:

     Девиантное  поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

     Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни.     Девиантное поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

     Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих.

Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах,  какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Для раскрытия  природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в  месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами.

Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более  того, разнообразие отклонений превышает  разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Аморальный  поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого  даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При этом одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев  населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить  жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма будет только расти.

    Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

2. глубокий психический  дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье;

3. систематические учебные  неуспехи, не сложившиеся взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильное (несправедливое,   грубое,   жестокое)   отношение   к    нему    со     стороны родителей, учителей, товарищей по классу;

4. отклонения в состоянии  психического и физического состояния здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие причинами психоневрологического и физиологического свойства;

5. отсутствие условий  для самовыражения, разумного  проявления внешней и  внутренней активности; не занятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

6. безнадзорность, отрицательное  влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные;

7. социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция;

8. морально-этический фактор девиантного поведения, выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружающими и возникающие  на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. - Екатеринбург, 2002.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 8-е., прераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

3. Александровский Ю.А.  Пограничные психические расстройства.- М., 1993.

4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -  Свердловск, 1986 г.

5. Анзорг Линда «Дети  и семейный конфликт». - М.: «Просвещение», 1987 г.

6. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с. Ил. – (Серия  «Эффективный тренинг»).

7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. - М., 1996. 

8. Арутюнян М.Ю. «Кто я?». Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков.- М., 1992.  

9. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. -  М., 1976г.

10. АсмоловА.Г. Психология личности. - М., 1990.

11. Астафьев В. Печальный детектив // Роман – газета. №5. - М., 1987.

12. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.

13. Ваксберг Аркадий. У крутого обрыва // Литературная газета. 1973. 24 октября.

14. Васильев В.Л. Юридическая психология.- 3-е изд.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 624 с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

15. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. –СПб: Издательство «Питер»,  1993.

16. Вилюнас В.К. Психологичексие механизмы мотивации человека. – М., 1990.

17. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?».  М.: «Профиздат», 1992 г.

18. Bowlby I. An Ethiological Approach to Research in Child Development // British Journal of Medical Psychology. 1957. № 30.

19. Гаврилова Т.А. «Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте». Журнал «Вопросы психологии». № 6, ноябрь-декабрь 2004.

20. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория» // Журнал «Социальные исследования». 1999г .№ 4. 21. Горхова В.А. «Комплексная диагностика в реабилитационном центре». //  Журнал « Семья в России». №1 , 1997год.

22. Гуров А.И. «Организованная преступность - не миф, а реальность». - М.: Издательство НОРМА,1992 г.

23. Гуров А.И. «Профессиональная преступность: прошлое и современность». – М.: Издательство НОРМА,1993 г.

24. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Методическая библиотека).

25.Дюркгейм Э. Самоубийство, СПБ: Питер, 1986 г.

 

26. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2001.- 256с.- Краткие учебные курсы юридических наук.

27. «Забота о семье и детях - забота о будущем» (материалы областной научно – практической конференции 21.09.01г.) / составители: В.И.Балыбердин, Н.М.Драничникова, Н.И.Осокина.

28. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

29. Иванов Н.Я.: Мир личности: контуры и реальность.- М.: Московский соц.-психол. Институт: «Флинта», 1999г.

30. История философии.  В 4-х томах. Под. ред. М.А.  Дынника (и др.). Т.1. М., Акад. Наук  СССр, 1957.

31. История философии. В 4-х томах. Под. ред. М.А. Дынника (и др.). Т.2. М., Акад. Наук СССр, 1957.

32. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. // Журнал «Вопросы психологии». 1987. № 3. 

33. Калядин В. Слыли мальчики тихими. // Советская Россия. 1986. 22 февраля.

34. Кербиков О.В. К вопросу о понятии и классификации психопатий // Проблемы судебной психиатрии (пограничные состояния). - М., 1971.

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей