Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Качественный анализ результатов по опроснику Леонгарда-Шмишека.
После математической обработки полученных данных нам удалось выявить, что среди испытуемых экспериментальной группы больше нет акцентуированных подростков. В профиле каждого испытуемого экспериментальной группы нет заострённых черт. Таким образом, у обследуемых подростков нет выраженного типа характера и можно говорить лишь о тенденциях к тому или иному типу характера.
Наиболее высокий процент тенденций к характеру у следующих черт:
Процентное соотношение тенденций к типу характера.
Таким образом, исходя из результатов исследования личности девиантных подростков мы можем судить о том, что наша гипотеза подтвердилась: девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личностных особенностей самого подростка.
Выводы по главе.
В ходе экспериментального изучения мы установили:
1. Преступность
2. Для подростков правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, агрессивность, нечуткость, конформизм.
3. Важнейшее условие
формирование личности
4. Для трудновоспитуемых
подростков характерно
5. В подавляющем большинстве
случаев в число подростков-
Заключение:
Девиантное
поведение у подростков
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Девиантное поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих.
Каждому обществу
свойственны такие формы
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При этом одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма будет только расти.
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
1. социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
2. глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье;
3. систематические учебные неуспехи, не сложившиеся взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильное (несправедливое, грубое, жестокое) отношение к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу;
4. отклонения в состоянии
психического и физического
5. отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; не занятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
6. безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные;
7. социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция;
8. морально-этический фактор девиантного поведения, выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2002.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 8-е., прераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
3. Александровский Ю.А.
Пограничные психические
4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986 г.
5. Анзорг Линда «Дети и семейный конфликт». - М.: «Просвещение», 1987 г.
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с. Ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. - М., 1996.
8. Арутюнян М.Ю. «Кто я?». Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков.- М., 1992.
9. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. - М., 1976г.
10. АсмоловА.Г. Психология личности. - М., 1990.
11. Астафьев В. Печальный детектив // Роман – газета. №5. - М., 1987.
12. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
13. Ваксберг Аркадий. У крутого обрыва // Литературная газета. 1973. 24 октября.
14. Васильев В.Л. Юридическая психология.- 3-е изд.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 624 с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).
15. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. –СПб: Издательство «Питер», 1993.
16. Вилюнас В.К. Психологичексие механизмы мотивации человека. – М., 1990.
17. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?». М.: «Профиздат», 1992 г.
18. Bowlby I. An Ethiological Approach to Research in Child Development // British Journal of Medical Psychology. 1957. № 30.
19. Гаврилова Т.А. «Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте». Журнал «Вопросы психологии». № 6, ноябрь-декабрь 2004.
20. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория» // Журнал «Социальные исследования». 1999г .№ 4. 21. Горхова В.А. «Комплексная диагностика в реабилитационном центре». // Журнал « Семья в России». №1 , 1997год.
22. Гуров А.И. «Организованная преступность - не миф, а реальность». - М.: Издательство НОРМА,1992 г.
23. Гуров А.И. «Профессиональная преступность: прошлое и современность». – М.: Издательство НОРМА,1993 г.
24. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005. – 192 с. – (Методическая библиотека).
25.Дюркгейм Э. Самоубийство, СПБ: Питер, 1986 г.
26. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА М), 2001.- 256с.- Краткие учебные курсы юридических наук.
27. «Забота о семье и детях - забота о будущем» (материалы областной научно – практической конференции 21.09.01г.) / составители: В.И.Балыбердин, Н.М.Драничникова, Н.И.Осокина.
28. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
29. Иванов Н.Я.: Мир личности: контуры и реальность.- М.: Московский соц.-психол. Институт: «Флинта», 1999г.
30. История философии. В 4-х томах. Под. ред. М.А. Дынника (и др.). Т.1. М., Акад. Наук СССр, 1957.
31. История философии. В 4-х томах. Под. ред. М.А. Дынника (и др.). Т.2. М., Акад. Наук СССр, 1957.
32. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. // Журнал «Вопросы психологии». 1987. № 3.
33. Калядин В. Слыли мальчики тихими. // Советская Россия. 1986. 22 февраля.
34. Кербиков О.В. К вопросу о понятии и классификации психопатий // Проблемы судебной психиатрии (пограничные состояния). - М., 1971.
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей