Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

       Для выявления типов семей мы использовали методы:

1. Наблюдение.

2. Анкетирование «Что Вы знаете о воспитании детей?».

По результатам анкеты мы сделали следующие выводы:

-. Достаточны знания о воспитании детей: нет (65%); не вполне (30%); да (5 %).

-. Информацию о воспитании  родители получают: СМИ (75 %); беседы  с друзьями (20 %); беседы с учителями  (5 %).

-.Самая важная проблема воспитания для родителей: успеваемость детей (40 %); непослушание (35%); правонарушения (20%); лень (5 %).

-. Большее влияние на подростка оказывает: школа и улица (75%); школа (15 %); семья (10 %).

3. Опросник  «Поведение родителей и отношение подростков к ним» - изучает  установки, поведение и методы воспитания родителей, так, как их видят подростки. Снизу даётся математическая обработка и качественный анализ результатов теста. Для математической обработки мы выбрали подсчёт среднего арифметического.

 

Контрольная

группа

POZ

DIR

HOS

AUT

NED

Экспериментальная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

 

1. Талгат Н.

12

4

9

13

3

12

4

12

5

12

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

13

8

8

15

6

14

8

18

7

14

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

19

5

2

17

7

17

7

14

3

16

3.Александр Б.

4. Саша Без.

20

9

5

19

4

19

6

17

4

13

4.Карен П.

5. Назым С.

17

8

9

12

9

12

4

13

8

14

5.Марина Д.

6. Мурат С.

14

5

10

13

3

12

9

14

9

17

6.Антон А.

7. Сергей И.

15

9

4

14

5

15

10

16

3

18

7.Руслан Т.

8. Константин К.

16

4

6

18

6

17

3

18

4

13

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

13

4

8

16

9

15

8

19

9

19

9.Владислав М

10. Михаил А.

16

5

9

15

8

19

5

14

10

13

10.Николай Б.

11. Иван Л.

18

7

4

12

5

15

9

16

5

14

11.Василий М.

12. Асхат У.

19

6

9

14

6

15

3

13

7

16

12.Асет К.

13. Емельян И.

12

3

6

17

5

14

5

15

9

18

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

13

2

7

19

7

17

7

17

3

12

14.Алексей С.

15. Арман Е.

14

9

9

20

9

18

5

18

6

14

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

17

5

10

16

8

19

6

19

7

11

16.Акжан Т.

Средний балл

15,5

7,8

6,4

6,2

6,2

Контрольная группа

5,8

15,6

15,6

15,8

14,6

Эксперим. группа




Результаты  по опроснику «Поведение родителей  и отношение подростков к ним».

 

 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

1. По шкале позитивный интерес испытуемые экспериментальной группы показали низкий результат. Уровень позитивного интереса контрольной группы в 2,7 раз превышает уровень позитивного интереса экспериментальной группы оп отношению к родителям. Девиантные подростки описывают «позитивный интерес» матерей как доверчивость, основанную на уверенности в правильности линии своего воспитательного воздействия, в отличие от испытуемых контрольной группы, которые делают акценте на отсутствие упрямства, негативизма и тенденции к властности. Отец же с «позитивным интересом» по мнению девиантных подростков должен быть покровителем, который не прочь воспользоваться своей властью и силой «во благо ребёнка», в то же время испытывая зависимость от взаимоотношений с ним. «Позитивный интерес»  у испытуемых контрольной группы основан на отсутствии грубого обращения, полном доверии, твёрдости позиции в отношении себя, дружеском способе общения. Они стремятся к опёке сильного, независимого, взрослого и самостоятельного человека.                                                                                                                           2. По шкале директивности девиантные подростки показали высокие результаты. Уровень директивности испытуемых экспериментальной группы превосходит уровень директивности испытуемых контрольной группы в 2 раза. Под «директивностью матерей» девиантные подростки понимают непримиримость и деспотичность, навязывании чувства вины по отношении к ней. У отцов директивность в отношениях основана  на агрессивной непримиримости и деспотичном стремлении к власти.                                                                                                                                          3. Уровень враждебности по отношению к родителям у девиантных подростков превышает уровень враждебности у социально адаптивных подростков в 2,4 раза. Эмоциональное отвержение матерями оценивается девиантными подростками как послушность, подчиняемость, потворствование жёсткой воле отцов по отношению к детям и к ним самим. Ориентировка матери исключительно на себя, её самолюбие, самоутверждение исключают принятие ребёнка. При описании «враждебности» отцов девиантные подростки на первое место ставят их   самоуверенность, тенденцию к признанию другими своей исключительности.                                                                                                               4. Автономность матерей девиантные подростки рассматривают как снисходительное потворствование лидера, в отличии от безразличности лидера, в описании адаптированных подростков. У отцов же автономность выражается в равнодушном отношении к ребёнку, нежелании вникать в его проблемы и как-либо взаимодействовать с ним, в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в проблемы и жизнь ребёнка. О них он узнаёт только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения ребёнка, круг его знакомств, учёба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда ребёнок обращается к нему за помощью. По его мнению, ребёнок «сам должен всё знать и уметь». Нарушения со стороны детей такого типа взаимоотношений довольно жёстко караются и осуждаются отцами.  По данной шкале уровень автономности испытуемых экспериментальной группы  в  2,5 раз превышает уровень автономности испытуемых контрольной группы.                                                                                                               5. Уровень непоследовательности родителей во взаимоотношениях с подростками экспериментальной группы в 2,4 раза превышает уровень  непоследовательности родителей во взаимоотношениях с подростками контрольной группы. При непоследовательности воспитательных мер у  матерей подростков с девиантным поведением превалирует субмиссивность (подчинённость), переходящая в жёсткую линию руководства, тогда как социально адаптивные подростки считают, что на первый план выступает тенденция к власти в сочетании с различными видами потворствования. Непоследовательность отцов в отношениях с девиантными подростками основана на истериоформных тенденциях, стремлении всегда и всем угождать.   Отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причём амплитуда колебаний  - максимальна.

Процентное  соотношение уровня позитивного  интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности в воспитании.

 

II. Формирующий эксперимент.

Цель: коррекция некоторых особенностей личности девиантных подростков и их поведения; коррекция внутрисемейных отношений.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.

Коррекционную работу мы проводили совместно с учителями  и родителями. Наша коррекционная  программа входила в общую  коррекционную работу, проводимую школьным психологом с девиантными подростками и их родителями. В программу мы включили тренинг «Саморазвитие личности».

Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности».

     Программа  структурирована по принципу  соответствия основным методам  познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

     Цель: помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

     Программа  включает 3 этапа.

1 этап – ориентировочный  (2 занятия). Цель этапа: эмоциональное  объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

2 этап – развивающий  (11 занятий). Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

3 этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа: повышение  самопонимания в целях укрепления  самооценки и актуализации личностных  ресурсов. Упражнения закрепляющего  характера.

     Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

      Основная  идея программы - не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности подростков, на осознание ими своей индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. (См. приложение № 9).

 

№ п\п

Вид работы

Дата проведения.

 

Диагностическое обследование:

1. Вопросник Басса-Дарки.

2. Личностный опросник  Кеттелла.

3. Опросник Леонгарда-Шмишека.

4. Опросник «Поведение  родителей и отношение подростков  к ним».

 

 

Сентябрь.

Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности».

 

Родительское собрание. Подростковый возраст и его особенности.

7 октября

 

Занятие № 1. Каков я  на самом деле?

21 октября

 

Занятие № 2. Обида.

4 ноября

 

Занятие № 3. Мои проблемы.

18 ноября

 

Занятие № 4. Люди, значимые для меня.

5 декабря 

 

Занятие №  5. Взаимопомощь.

20 декабря 

 

Занятие № 6. Лекция для  девочек. Основные правила этикета.

6 января

 

Занятие № 7. Как достичь  цели.

20 января

 

Занятие № 8. Творческая личность.

3 февраля

 

Занятие № 9.  «Отвести беду» (нравственно-правовой вечер для родителей педагогически-запущенных детей).

 

17 февраля

 

Занятие № 10. Правовое воспитание подростков в школе и семье (тренинговое занятие на собрании совместно с детьми).

 

6 марта

 

Занятие №11. Будьте собой, но в лучшем виде.

20 марта

 

Занятие № 12. Жизнь по собственному выбору.

3 апреля

 

Занятие № 13. Перед дальней дорогой.

17 апреля

 

Занятие № 14. Прощай…

3 мая

 

Занятие № 15. Поход. Спортивно-развлекательная игра для детей и родителей «Тропой огня».

14 мая

 

Повторное диагностическое  обследование:

  1. Контрольная группа.
  2. Экспериментальная группа.

 

Апрель

Май


 

 

III. Контрольный эксперимент.

     Цель нашего  контрольного эксперимента заключалась  в выявлении изменений некоторых  личностных особенностей девиантных подростков, (уровень агрессивности, враждебности, акцентуированность личности, уровня напряжённости, фрустрированности) и их поведении.

     Для повторного  исследования мы выбрали методики:

1. Опросник Басса-Дарки – диагностика состояния агрессии.

2. Многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла.

3. Опросник Леонгарда-Шмишека – определение типа характера.

 

 

 

 

Математическая  обработка данных по опроснику Басса-Дарки.

     Для математической обработки мы взяли показатель агрессивности и враждебности, позволяющие нам выявить отношение испытуемых к людям в ситуациях межличностного взаимодействия и в конфликтных ситуациях.

Результаты  вопросника Басса-Дарки.

Контроль-ная

группа

ФА

КА

Разд-раже-ние

Негати визм

Обида

Подоз-ритель-  ность

ВА

ЧВ

Индекс

агрессии 

Индекс

враждеб-ности

Эксперимен-тальная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.Талгат Н.

4

5

5

6

5

9

5

4

5

5

6

5

8

6

8

9

19

20

11

11

1.Олег К.

2.Мунира Ш

5

6

6

5

6

6

4

5

4

4

5

5

5

9

7

8

16

21

6

9

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

4

4

4

5

4

7

5

4

5

3

5

5

7

7

7

7

17

18

10

8

3.Александр Б.

4. Саша Без.

9

7

6

7

4

5

2

5

5

5

5

3

7

5

6

7

20

17

10

8

4.Карен П.

5. Назым С.

9

5

7

6

7

8

0

4

6

4

5

2

6

7

2

5

22

19

11

6

5.Марина Д.

6. Мурат С.

5

7

7

6

5

4

3

4

3

3

5

3

7

9

6

7

15

20

8

6

6.Антон А.

7. Сергей И.

5

8

5

5

4

6

5

4

4

3

4

3

8

6

8

3

19

20

8

6

7.Руслан Т.

8. Костя К.

5

6

4

3

8

7

5

5

4

4

2

4

8

5

7

3

23

18

5

8

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

6

9

5

3

5

5

1

3

4

5

4

2

8

4

8

6

21

19

8

7

9.Владислав М

10. Михаил А

10

7

7

5

5

9

5

3

3

3

4

6

8

7

5

5

23

23

6

9

10.Николай Б.

11. Иван Л.

7

5

4

7

6

7

2

4

2

4

5

2

9

9

7

4

22

21

6

6

11.Василий М.

12. Асхат У.

6

8

4

2

5

8

2

4

6

5

4

2

9

6

7

3

20

22

10

7

12.Асет К.

13.Емельян И

5

8

4

5

6

7

4

2

7

3

2

7

5

4

4

5

16

19

9

10

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

4

9

5

5

4

5

3

3

4

4

5

4

4

5

6

7

12

19

9

8

14.Алексей С.

15. Арман Е.

8

6

6

5

3

4

2

5

6

5

5

3

6

6

5

4

17

16

11

8

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

9

7

6

7

6

5

5

4

3

3

7

7

8

5

3

4

23

17

10

10

16.Акжан Т.

К. группа

6,3

5,3

5,2

3,3

4,43

4,6

7,1

6

19,1

9

Средний балл

Э. группа

6,9

5,1

6,3

4

3,9

4

6,25

5,8

19,3

8


 

 

 

 

Подсчёт индивидуального значения агрессивности  по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Критерий Манна-Уитни.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Николай Б.

30,5

30,5

Костя К.

   

30,5

Ерлан И.

   

30,5

Михаил А.

Асет К.

27

27

Назым С.

   

27

Иван Л.

Еркебулан С.

24

24

Игорь М.

Василий М.

24

   

Олег К.

20

20

Саша Без.

Антон А.

20

20

Асхат У.

Руслан Т.

20

   

Марина Д.

14,5

14,5

Сергей И.

Владислав М.

14,5

14,5

Талгат Н.

Чингиз А.

14,5

   

Алексей С.

14,5

   

Александр Б.

10,5

   

Еркебулан У.

10,5

   

Карен П.

7,5

7,5

Айжан М.

Акжан Т.

7,5

7,5

Арман Е.

Татьяна В.

4

4

Мунира Ш.

   

4

Емельян И.

   

2

Мурат С.

   

1

Андрей Р.

 

263,5

264,5

 

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей