Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Для выявления типов семей мы использовали методы:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование «Что Вы знаете о воспитании детей?».
По результатам анкеты мы сделали следующие выводы:
-. Достаточны знания о воспитании детей: нет (65%); не вполне (30%); да (5 %).
-. Информацию о воспитании родители получают: СМИ (75 %); беседы с друзьями (20 %); беседы с учителями (5 %).
-.Самая важная проблема воспитания для родителей: успеваемость детей (40 %); непослушание (35%); правонарушения (20%); лень (5 %).
-. Большее влияние на подростка оказывает: школа и улица (75%); школа (15 %); семья (10 %).
3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» - изучает установки, поведение и методы воспитания родителей, так, как их видят подростки. Снизу даётся математическая обработка и качественный анализ результатов теста. Для математической обработки мы выбрали подсчёт среднего арифметического.
Контрольная группа |
POZ |
DIR |
HOS |
AUT |
NED |
Экспериментальная группа | |||||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
||
1. Талгат Н. |
12 |
4 |
9 |
13 |
3 |
12 |
4 |
12 |
5 |
12 |
1.Олег К. |
2. Мунира Ш. |
13 |
8 |
8 |
15 |
6 |
14 |
8 |
18 |
7 |
14 |
2.Еркебулан С. |
3. Айжан М. |
19 |
5 |
2 |
17 |
7 |
17 |
7 |
14 |
3 |
16 |
3.Александр Б. |
4. Саша Без. |
20 |
9 |
5 |
19 |
4 |
19 |
6 |
17 |
4 |
13 |
4.Карен П. |
5. Назым С. |
17 |
8 |
9 |
12 |
9 |
12 |
4 |
13 |
8 |
14 |
5.Марина Д. |
6. Мурат С. |
14 |
5 |
10 |
13 |
3 |
12 |
9 |
14 |
9 |
17 |
6.Антон А. |
7. Сергей И. |
15 |
9 |
4 |
14 |
5 |
15 |
10 |
16 |
3 |
18 |
7.Руслан Т. |
8. Константин К. |
16 |
4 |
6 |
18 |
6 |
17 |
3 |
18 |
4 |
13 |
8.Еркебулан У. |
9. Игорь М. |
13 |
4 |
8 |
16 |
9 |
15 |
8 |
19 |
9 |
19 |
9.Владислав М |
10. Михаил А. |
16 |
5 |
9 |
15 |
8 |
19 |
5 |
14 |
10 |
13 |
10.Николай Б. |
11. Иван Л. |
18 |
7 |
4 |
12 |
5 |
15 |
9 |
16 |
5 |
14 |
11.Василий М. |
12. Асхат У. |
19 |
6 |
9 |
14 |
6 |
15 |
3 |
13 |
7 |
16 |
12.Асет К. |
13. Емельян И. |
12 |
3 |
6 |
17 |
5 |
14 |
5 |
15 |
9 |
18 |
13.Чингиз А. |
14. Андрей Р. |
13 |
2 |
7 |
19 |
7 |
17 |
7 |
17 |
3 |
12 |
14.Алексей С. |
15. Арман Е. |
14 |
9 |
9 |
20 |
9 |
18 |
5 |
18 |
6 |
14 |
15.Татьяна В. |
16. Ерлан И. |
17 |
5 |
10 |
16 |
8 |
19 |
6 |
19 |
7 |
11 |
16.Акжан Т. |
Средний балл |
15,5 |
7,8 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
Контрольная группа | |||||
5,8 |
15,6 |
15,6 |
15,8 |
14,6 |
Эксперим. группа |
Результаты по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
Качественный анализ результатов по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
1. По шкале позитивный интерес испытуемые
экспериментальной группы показали низкий
результат. Уровень позитивного интереса
контрольной группы в 2,7 раз превышает
уровень позитивного интереса экспериментальной
группы оп отношению к родителям. Девиантные
подростки описывают «позитивный интерес»
матерей как доверчивость, основанную
на уверенности в правильности линии своего
воспитательного воздействия, в отличие
от испытуемых контрольной группы, которые
делают акценте на отсутствие упрямства,
негативизма и тенденции к властности.
Отец же с «позитивным интересом» по мнению
девиантных подростков должен быть покровителем,
который не прочь воспользоваться своей
властью и силой «во благо ребёнка», в
то же время испытывая зависимость от
взаимоотношений с ним. «Позитивный интерес»
у испытуемых контрольной группы основан
на отсутствии грубого обращения, полном
доверии, твёрдости позиции в отношении
себя, дружеском способе общения. Они стремятся
к опёке сильного, независимого, взрослого
и самостоятельного человека.
Процентное соотношение уровня позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности в воспитании.
II. Формирующий эксперимент.
Цель: коррекция некоторых особенностей личности девиантных подростков и их поведения; коррекция внутрисемейных отношений.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
Коррекционную работу мы
проводили совместно с
Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности».
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.
Цель: помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Программа включает 3 этапа.
1 этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
2 этап – развивающий (11 занятий). Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
3 этап – закрепляющий
(2 занятия). Цель этапа: повышение
самопонимания в целях
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Основная идея программы - не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности подростков, на осознание ими своей индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. (См. приложение № 9).
№ п\п |
Вид работы |
Дата проведения. |
Диагностическое обследование: 1. Вопросник Басса-Дарки. 2. Личностный опросник Кеттелла. 3. Опросник Леонгарда-Шмишека. 4. Опросник «Поведение
родителей и отношение |
Сентябрь. | |
Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности». | ||
Родительское собрание. Подростковый возраст и его особенности. |
7 октября | |
Занятие № 1. Каков я на самом деле? |
21 октября | |
Занятие № 2. Обида. |
4 ноября | |
Занятие № 3. Мои проблемы. |
18 ноября | |
Занятие № 4. Люди, значимые для меня. |
5 декабря | |
Занятие № 5. Взаимопомощь. |
20 декабря | |
Занятие № 6. Лекция для девочек. Основные правила этикета. |
6 января | |
Занятие № 7. Как достичь цели. |
20 января | |
Занятие № 8. Творческая личность. |
3 февраля | |
Занятие № 9. «Отвести беду» (нравственно-правовой вечер для родителей педагогически-запущенных детей). |
17 февраля | |
Занятие № 10. Правовое воспитание подростков в школе и семье (тренинговое занятие на собрании совместно с детьми). |
6 марта | |
Занятие №11. Будьте собой, но в лучшем виде. |
20 марта | |
Занятие № 12. Жизнь по собственному выбору. |
3 апреля | |
Занятие № 13. Перед дальней дорогой. |
17 апреля | |
Занятие № 14. Прощай… |
3 мая | |
Занятие № 15. Поход. Спортивно-развлекательная игра для детей и родителей «Тропой огня». |
14 мая | |
Повторное диагностическое обследование:
|
Апрель Май |
III. Контрольный эксперимент.
Цель нашего
контрольного эксперимента
Для повторного
исследования мы выбрали
1. Опросник Басса-Дарки – диагностика состояния агрессии.
2. Многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла.
3. Опросник Леонгарда-Шмишека – определение типа характера.
Математическая обработка данных по опроснику Басса-Дарки.
Для математической обработки мы взяли показатель агрессивности и враждебности, позволяющие нам выявить отношение испытуемых к людям в ситуациях межличностного взаимодействия и в конфликтных ситуациях.
Результаты вопросника Басса-Дарки.
Контроль-ная группа |
ФА |
КА |
Разд-раже-ние |
Негати визм |
Обида |
Подоз-ритель- ность |
ВА |
ЧВ |
Индекс агрессии |
Индекс враждеб-ности |
Эксперимен-тальная группа | ||||||||||
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э |
К |
Э | ||
1.Талгат Н. |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
9 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
8 |
6 |
8 |
9 |
19 |
20 |
11 |
11 |
1.Олег К. |
2.Мунира Ш |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
9 |
7 |
8 |
16 |
21 |
6 |
9 |
2.Еркебулан С. |
3. Айжан М. |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
7 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7 |
7 |
7 |
17 |
18 |
10 |
8 |
3.Александр Б. |
4. Саша Без. |
9 |
7 |
6 |
7 |
4 |
5 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
7 |
5 |
6 |
7 |
20 |
17 |
10 |
8 |
4.Карен П. |
5. Назым С. |
9 |
5 |
7 |
6 |
7 |
8 |
0 |
4 |
6 |
4 |
5 |
2 |
6 |
7 |
2 |
5 |
22 |
19 |
11 |
6 |
5.Марина Д. |
6. Мурат С. |
5 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
7 |
9 |
6 |
7 |
15 |
20 |
8 |
6 |
6.Антон А. |
7. Сергей И. |
5 |
8 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
8 |
6 |
8 |
3 |
19 |
20 |
8 |
6 |
7.Руслан Т. |
8. Костя К. |
5 |
6 |
4 |
3 |
8 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
8 |
5 |
7 |
3 |
23 |
18 |
5 |
8 |
8.Еркебулан У. |
9. Игорь М. |
6 |
9 |
5 |
3 |
5 |
5 |
1 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
8 |
4 |
8 |
6 |
21 |
19 |
8 |
7 |
9.Владислав М |
10. Михаил А |
10 |
7 |
7 |
5 |
5 |
9 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
6 |
8 |
7 |
5 |
5 |
23 |
23 |
6 |
9 |
10.Николай Б. |
11. Иван Л. |
7 |
5 |
4 |
7 |
6 |
7 |
2 |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
9 |
9 |
7 |
4 |
22 |
21 |
6 |
6 |
11.Василий М. |
12. Асхат У. |
6 |
8 |
4 |
2 |
5 |
8 |
2 |
4 |
6 |
5 |
4 |
2 |
9 |
6 |
7 |
3 |
20 |
22 |
10 |
7 |
12.Асет К. |
13.Емельян И |
5 |
8 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
2 |
7 |
3 |
2 |
7 |
5 |
4 |
4 |
5 |
16 |
19 |
9 |
10 |
13.Чингиз А. |
14. Андрей Р. |
4 |
9 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12 |
19 |
9 |
8 |
14.Алексей С. |
15. Арман Е. |
8 |
6 |
6 |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
5 |
5 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
17 |
16 |
11 |
8 |
15.Татьяна В. |
16. Ерлан И. |
9 |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
7 |
7 |
8 |
5 |
3 |
4 |
23 |
17 |
10 |
10 |
16.Акжан Т. |
К. группа |
6,3 |
5,3 |
5,2 |
3,3 |
4,43 |
4,6 |
7,1 |
6 |
19,1 |
9 |
Средний балл | ||||||||||
Э. группа |
6,9 |
5,1 |
6,3 |
4 |
3,9 |
4 |
6,25 |
5,8 |
19,3 |
8 |
Подсчёт индивидуального значения агрессивности по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Критерий Манна-Уитни.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Николай Б. |
30,5 |
30,5 |
Костя К. |
30,5 |
Ерлан И. | ||
30,5 |
Михаил А. | ||
Асет К. |
27 |
27 |
Назым С. |
27 |
Иван Л. | ||
Еркебулан С. |
24 |
24 |
Игорь М. |
Василий М. |
24 |
||
Олег К. |
20 |
20 |
Саша Без. |
Антон А. |
20 |
20 |
Асхат У. |
Руслан Т. |
20 |
||
Марина Д. |
14,5 |
14,5 |
Сергей И. |
Владислав М. |
14,5 |
14,5 |
Талгат Н. |
Чингиз А. |
14,5 |
||
Алексей С. |
14,5 |
||
Александр Б. |
10,5 |
||
Еркебулан У. |
10,5 |
||
Карен П. |
7,5 |
7,5 |
Айжан М. |
Акжан Т. |
7,5 |
7,5 |
Арман Е. |
Татьяна В. |
4 |
4 |
Мунира Ш. |
4 |
Емельян И. | ||
2 |
Мурат С. | ||
1 |
Андрей Р. | ||
263,5 |
264,5 |
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей