Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

 

 

Подсчёт индивидуальных значений гипертимности по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной  групп.

Критерий Розенбаума .

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Олег К.

24

   

Николай Б.

24

   

Алексей С.

24

   

Еркебулан С.

21

   

Александр Б.

21

   

Карен П.

21

   

Марина Д.

21

   

Антон А.

21

   

Еркебулан У.

21

   

Асет К.

21

   

Татьяна В.

21

   

Руслан Т.

18

18

Айжан М.

Чингиз А.

18

18

Назым С.

Акжан Т.

18

18

Ерлан И.

Владислав М.

15

15

Мунира Ш.

Василий М.

15

15

Саша Без.

   

15

Михаил А.

   

15

Асхат У.

   

15

Арман Е.

   

12

Сергей И.

   

12

Костя К.

   

9

Талгат Н.

   

9

Емельян И.

   

9

Иван Л.

   

6

Мурат С.

   

6

Игорь М.

   

6

Андрей Р.


Н0: уровень гипертимности экспериментальной группы не превышает уровень гипертимности контрольной группы.

Н1: уровень гипертимности экспериментальной группы превышает уровень гипертимности контрольной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 11

                                      S2 = 7

Qэмп = 11 + 7 = 18

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                                 9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

Ответ: уровень гипертимности  экспериментальной группы превышает  уровень гипертимности контрольной  группы.

 

 

 

 

 

 

Подсчёт индивидуального  значения эмотивности по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Критерий Розенбаума.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Еркебулан С.

24

   

Чингиз А.

24

   

Олег К.

21

   

Владислав М.

21

   

Акжан Т.

21

   

Карен П.

18

18

Айжан М.

Николай Б.

18

18

Михаил А.

Василий М.

18

18

Асхат У.

   

18

Емельян И.

   

18

Ерлан И.

Марина Д.

15

15

Назым С.

Антон А.

15

15

Константин 

Руслан Т.

15

15

Игорь М

Еркебулан У.

15

15

Арман Е.

Асет К.

15

15

Мунира Ш.

Алексей С.

15

   

Татьяна В.

12

12

Сергей И.

Александр Б.

12

   
   

9

Талгат Н.

   

9

Мурат С.

   

9

Андрей Р.

   

9

Саша Без.

   

9

Иван Л.


 

Н0: уровень эмотивности экспериментальной группы не превышает уровень эмотивности контрольной группы.

Н1: уровень эмотивности экспериментальной группы превышает уровень эмотивности контрольной группы.

Qэмп = S1 + S2

                                        S1= 5

                                      S2 = 5

Qэмп = 5+5 = 10

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                                 9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

 

Ответ: уровень эмотивности экспериментальной группы превышает уровень эмотивности контрольной группы.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Подсчёт индивидуального  значения экзальтированности по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной  групп.

Критерий Манна-Уитни.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Олег К.

24

   

Александр Б.

24

   

Карен П.

24

   

Николай Б..

24

   

Василий М.

24

   

Алексей С.

24

   

Еркебулан С.

18

18

Мурат С.

Чингиз А.

18

18

Асхат У.

Акжан Т.

18

18

Андоей Р.

Руслан Т.

18

   

Марина Д.

18

   

Антон А.

12

12

Саша Без.

Еркебулан У.

12

12

Талгат Н.

Владислав М.

12

12

Сергей И.

Татьяна В.

12

12

Арман Е.

   

12

Емельян И.

   

6

Мунира Ш.

   

6

Айжан М.

   

6

Назым С.

   

6

Константин

   

6

Игорь М.

   

6

Ерлан И.

   

0

Михаил А.

   

0

Иван Л.


 

Н0: уровень экзальтированности экспериментальной группы не превышает уровень экзальтированности контрольной группы.

Н1: уровень экзальтированности экспериментальной группы превышает уровень экзальтированности контрольной группы.

Qэмп = S1 + S2

S1= 6

                                       S2 = 7

Qэмп = 6+7 = 13

Qкр =   7 (р < 0,05)

                                        9 ( p < 0,01)

Qэмп  > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.

 

 

Ответ: уровень экзальтированности экспериментальной группы превышает  уровень экзальтированности контрольной  группы.

 

 

 

 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику  Леонгарда-Шмишека.

1. Акцентуировано по 4 чертам - 6,25% испытуемых экспериментальной группы. Свидетельствует о наличии у испытуемого состояния психического стресса.

2. Акцентуировано по 3 чертам - 6,25% испытуемых экспериментальной группы.

3. Акцентуировано по 2 чертам - 31,25% испытуемых экспериментальной группы.

4. Акцентуировано по 1 черте - 56,25% испытуемых экспериментальной группы.

 

Процентное  соотношение количества акцентуированных черт у испытуемых экспериментальной группы (одна черта, две, три, четыре черты).

 

 

 

5. По гипертимному  типу акцентуировано 68,7% испытуемых  экспериментальной группы. Для них  характерно: склонность к риску, весёлость, поверхностность, болтливость, склонность к шуткам, изобретательность, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни, легкомыслие, повышенная самооценка, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектёрство, недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям. С трудом переносят условия жёсткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество. Нередко сами бывают инициаторами конфликтов. Правонарушения: контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.

6.  По эмотивному  типу акцентуировано 31,5 %  испытуемых  экспериментальной группы. Для них  характерно: эмоциональность, тревожность,  боязливость, любые жизненные  события воспринимаются серьёзнее,  чем у других людей, чрезмерная  эмоциональность, слезливость. Вероятность суицидального поведения.

7. По циклотимному  типу акцентуировано 25% испытуемых  экспериментальной группы. Для них  характерно: смена гипертимических  и дистимических состояний, изменчивость  настроения от внешних условий.  Вероятность демонстративного суицида.

8. По демонстративному  типу акцентуировано 12,5% испытуемых  экспериментальной группы. Для них  характерно: лживость, притворство,  авантюризм, потребность в признании,  повышенная самооценка, эгоизм, лицемерие,  хвастовство, лень, отлынивание от работы. Характеризуются жаждой власти и похвалы. Часто сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

9. По экзальтированному  типу акцентуировано 37,5% испытуемых  экспериментальной группы. Для них  характерно: паникёрство, подверженность сиюминутным настроениям, порывистость. Часто спорят, но не доводят  дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.

 

Процентное  соотношение акцентуированных черт характера: гипертимность, эмотивность, циклотимность, демонстративность, экзальтированность (результаты по экспериментальной группе).

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ.

     В соответствии  с задачами и целями мы провели  исследование внутрисемейных отношений. В ходе исследования мы выявили следующие типы семей. 

Типы современных  семей.

1. Благополучные семьи. Характерны нормальные отношения между родителями, но при этом не обеспечивают положительной направленности в воспитании подростков. Они могут быть в центре «особых забот» родителей, в связи с чем, развиваются эгоистические тенденции. Требуют внимания педагогического воспитания (5%).

2. Конфликтные семьи. Родителям не до детей, они не могут разобраться в своих отношениях, и чем воспитание пущено на самотёк. Требуют активного педагогического воздействия, чтобы не потерять растущего подростка (10%).

3. Внешне благополучные семьи. В них процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена, но некоторые подростки хорошо усваивают семейную психологию. Поэтому воспитательную работу с такими семьями особенно трудно вести (15%).

4. Неблагополучные семьи. Характерна грубость, аморальное поведение. Требуют постоянного педагогического воздействия, а иногда и активного вмешательства в неё, чтобы стать на защиту интересов подростка (70%).

5. Неполные семьи. Мамы воспитывают сыновей, и при этом отсутствует привитие мужских качеств характера, положительного отношения к физическому труду. Необходимо вести разъяснительную педагогическую работу с мамой по убеждению, что принцип воспитания «маменькин сынок» не даёт положительного результата (62,5%).

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей