Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа
Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.
Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100
Подсчёт индивидуальных
значений гипертимности по выборкам
учащихся контрольной и
Критерий Розенбаума .
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
Олег К. |
24 |
|||
Николай Б. |
24 |
|||
Алексей С. |
24 |
|||
Еркебулан С. |
21 |
|||
Александр Б. |
21 |
|||
Карен П. |
21 |
|||
Марина Д. |
21 |
|||
Антон А. |
21 |
|||
Еркебулан У. |
21 |
|||
Асет К. |
21 |
|||
Татьяна В. |
21 |
|||
Руслан Т. |
18 |
18 |
Айжан М. | |
Чингиз А. |
18 |
18 |
Назым С. | |
Акжан Т. |
18 |
18 |
Ерлан И. | |
Владислав М. |
15 |
15 |
Мунира Ш. | |
Василий М. |
15 |
15 |
Саша Без. | |
15 |
Михаил А. | |||
15 |
Асхат У. | |||
15 |
Арман Е. | |||
12 |
Сергей И. | |||
12 |
Костя К. | |||
9 |
Талгат Н. | |||
9 |
Емельян И. | |||
9 |
Иван Л. | |||
6 |
Мурат С. | |||
6 |
Игорь М. | |||
6 |
Андрей Р. |
Н0: уровень гипертимности экспериментальной группы не превышает уровень гипертимности контрольной группы.
Н1: уровень гипертимности экспериментальной группы превышает уровень гипертимности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 11
Qэмп = 11 + 7 = 18
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень гипертимности
экспериментальной группы превышает
уровень гипертимности
Подсчёт индивидуального
значения эмотивности по выборкам учащихся
контрольной и экспериментально
Критерий Розенбаума.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Еркебулан С. |
24 |
||
Чингиз А. |
24 |
||
Олег К. |
21 |
||
Владислав М. |
21 |
||
Акжан Т. |
21 |
||
Карен П. |
18 |
18 |
Айжан М. |
Николай Б. |
18 |
18 |
Михаил А. |
Василий М. |
18 |
18 |
Асхат У. |
18 |
Емельян И. | ||
18 |
Ерлан И. | ||
Марина Д. |
15 |
15 |
Назым С. |
Антон А. |
15 |
15 |
Константин |
Руслан Т. |
15 |
15 |
Игорь М |
Еркебулан У. |
15 |
15 |
Арман Е. |
Асет К. |
15 |
15 |
Мунира Ш. |
Алексей С. |
15 |
||
Татьяна В. |
12 |
12 |
Сергей И. |
Александр Б. |
12 |
||
9 |
Талгат Н. | ||
9 |
Мурат С. | ||
9 |
Андрей Р. | ||
9 |
Саша Без. | ||
9 |
Иван Л. |
Н0: уровень эмотивности экспериментальной группы не превышает уровень эмотивности контрольной группы.
Н1: уровень эмотивности экспериментальной группы превышает уровень эмотивности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
Qэмп = 5+5 = 10
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень эмотивности экспериментальной группы превышает уровень эмотивности контрольной группы.
Подсчёт индивидуального
значения экзальтированности по выборкам
учащихся контрольной и
Критерий Манна-Уитни.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Олег К. |
24 |
||
Александр Б. |
24 |
||
Карен П. |
24 |
||
Николай Б.. |
24 |
||
Василий М. |
24 |
||
Алексей С. |
24 |
||
Еркебулан С. |
18 |
18 |
Мурат С. |
Чингиз А. |
18 |
18 |
Асхат У. |
Акжан Т. |
18 |
18 |
Андоей Р. |
Руслан Т. |
18 |
||
Марина Д. |
18 |
||
Антон А. |
12 |
12 |
Саша Без. |
Еркебулан У. |
12 |
12 |
Талгат Н. |
Владислав М. |
12 |
12 |
Сергей И. |
Татьяна В. |
12 |
12 |
Арман Е. |
12 |
Емельян И. | ||
6 |
Мунира Ш. | ||
6 |
Айжан М. | ||
6 |
Назым С. | ||
6 |
Константин | ||
6 |
Игорь М. | ||
6 |
Ерлан И. | ||
0 |
Михаил А. | ||
0 |
Иван Л. |
Н0: уровень экзальтированности экспериментальной группы не превышает уровень экзальтированности контрольной группы.
Н1: уровень экзальтированности экспериментальной группы превышает уровень экзальтированности контрольной группы.
Qэмп = S1 + S2
S1= 6
Qэмп = 6+7 = 13
Qкр = 7 (р < 0,05)
Qэмп > Qкр Þ Н0 отвергается, принимается Н1.
Ответ: уровень экзальтированности экспериментальной группы превышает уровень экзальтированности контрольной группы.
Качественный анализ результатов по опроснику Леонгарда-Шмишека.
1. Акцентуировано по 4 чертам - 6,25% испытуемых экспериментальной группы. Свидетельствует о наличии у испытуемого состояния психического стресса.
2. Акцентуировано по 3 чертам - 6,25% испытуемых экспериментальной группы.
3. Акцентуировано по 2 чертам - 31,25% испытуемых экспериментальной группы.
4. Акцентуировано по 1 черте - 56,25% испытуемых экспериментальной группы.
Процентное соотношение количества акцентуированных черт у испытуемых экспериментальной группы (одна черта, две, три, четыре черты).
5. По гипертимному типу акцентуировано 68,7% испытуемых экспериментальной группы. Для них характерно: склонность к риску, весёлость, поверхностность, болтливость, склонность к шуткам, изобретательность, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни, легкомыслие, повышенная самооценка, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектёрство, недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям. С трудом переносят условия жёсткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество. Нередко сами бывают инициаторами конфликтов. Правонарушения: контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.
6. По эмотивному
типу акцентуировано 31,5 % испытуемых
экспериментальной группы. Для них
характерно: эмоциональность, тревожность,
боязливость, любые жизненные
события воспринимаются
7. По циклотимному
типу акцентуировано 25% испытуемых
экспериментальной группы. Для них
характерно: смена гипертимических
и дистимических состояний,
8. По демонстративному типу акцентуировано 12,5% испытуемых экспериментальной группы. Для них характерно: лживость, притворство, авантюризм, потребность в признании, повышенная самооценка, эгоизм, лицемерие, хвастовство, лень, отлынивание от работы. Характеризуются жаждой власти и похвалы. Часто сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.
9. По экзальтированному
типу акцентуировано 37,5% испытуемых
экспериментальной группы. Для них
характерно: паникёрство, подверженность си
Процентное соотношение акцентуированных черт характера: гипертимность, эмотивность, циклотимность, демонстративность, экзальтированность (результаты по экспериментальной группе).
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ.
В соответствии
с задачами и целями мы
Типы современных семей.
1. Благополучные семьи. Характерны нормальные отношения между родителями, но при этом не обеспечивают положительной направленности в воспитании подростков. Они могут быть в центре «особых забот» родителей, в связи с чем, развиваются эгоистические тенденции. Требуют внимания педагогического воспитания (5%).
2. Конфликтные семьи. Родителям не до детей, они не могут разобраться в своих отношениях, и чем воспитание пущено на самотёк. Требуют активного педагогического воздействия, чтобы не потерять растущего подростка (10%).
3. Внешне благополучные семьи. В них процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена, но некоторые подростки хорошо усваивают семейную психологию. Поэтому воспитательную работу с такими семьями особенно трудно вести (15%).
4. Неблагополучные семьи. Характерна грубость, аморальное поведение. Требуют постоянного педагогического воздействия, а иногда и активного вмешательства в неё, чтобы стать на защиту интересов подростка (70%).
5. Неполные семьи. Мамы воспитывают сыновей, и при этом отсутствует привитие мужских качеств характера, положительного отношения к физическому труду. Необходимо вести разъяснительную педагогическую работу с мамой по убеждению, что принцип воспитания «маменькин сынок» не даёт положительного результата (62,5%).
Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей