Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности личности и факторы среды, способствующие проявлению девиантного поведения.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по разрабатываемой проблеме.
2. В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение. 3-4
Глава I. Психологические особенности личности девиантных подростков.
1.1. Характеристика подросткового возраста. 5-6
1.2. Концепции девиации. 6-9
1.3. Влияние подростковых реакций и акцентуаций характера на поведение
подростков. 9-16
1.4. Соотношение социального и биологического в личности
правонарушителя. 17-21
1.5. Мотивы подростковых преступлений. 21-29
Выводы по главе. 29-30
Глава II. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.1. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 31-36
2.2. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних. 36-38
2.3. Психолого-педагогическая помощь. 38-44
Выводы по главе. 44-45
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей. 46-92
Выводы по главе. 92-93
Заключение. 94-96
Список использованной литературы. 97-100

Работа содержит 1 файл

Оригинал на печать.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

 

Н0: уровень агрессивности экспериментальной группы не превышает уровень агрессивности контрольной группы.

Н1: уровень агрессивности экспериментальной группы превышает уровень агрессивности контрольной группы.

S (Ri) = N * (N+1)

            2

S (Ri) = 32 * (33+1) = 528

2

U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) -Tx

                                                        2

U =(16*16)+ 16* (16+1) -264,5=127,5

           2

Uкр=   90 (р<0,05)

                                       54  (р<0,01)

Uкр<Uэмп Þ Н1 отвергается, принимается Н0.

Ответ: уровень агрессивности экспериментальной группы не превышает уровень агрессивности контрольной группы.

 

 

 

 

 

Подсчёт индивидуального значения враждебности  по выборкам учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Критерий Манна-Уитни.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Олег К.

30,5

30,5

Талгат Н.

   

30,5

Назым С.

   

30,5

Арман Е.

Чингиз А.

25,5

25,5

Айжан М.

Акжан Т.

25,5

25,5

Саша Без.

   

25,5

Асхат У.

   

25,5

Ерлан И.

Николай Б.

21

21

Емельян И.

   

21

Андрей Р.

Еркебулан С.

15

15

Мурат С.

Александр Б.

15

15

Сергей И.

Карен П.

15

15

Игорь М.

Еркебулан У.

15

   

Алексей С.

15

   

Татьяна В.

15

   

Владислав М.

9,5

   

Асет К.

9,5

   

Марина Д.

5

5

Мунира Ш.

Антон А.

5

5

Михаил А.

Руслан Т.

5

5

Иван Л.

Василий М.

5

   
   

1

Костя К.

 

231,5

296,5

 

 

Н0: уровень враждебности экспериментальной группы не превышает уровень враждебности контрольной группы.

Н1: уровень враждебности экспериментальной группы превышает уровень враждебности контрольной группы.

S (Ri) = N * (N+1)

            2

S (Ri) = 32 * (33+1) = 528

2

U = (n1 * n2) + nx * (nx + 1) -Tx

                                                        2

U =(16*16)+ 16* (16+1) -296,5=95,5

    2

Uкр=   90 (р<0,05)

                                       54  (р<0,01)

Uкр<Uэмп Þ Н1 отвергается, принимается Н0.

Ответ: уровень враждебности экспериментальной группы не превышает уровень враждебности контрольной группы.

 

 

 

 

 

Качественный  анализ результатов по опроснику  Басса-Дарки.

1. Уровень агрессивности  экспериментальной группы снизился на  1,3. И превышает уровень агрессивности контрольной группы всего на 1,0.  Уровень агрессивности контрольной группы вырос на 1,1.  

2. Уровень враждебности  испытуемых экспериментальной группы снизился на 1,65. И меньше уровня враждебности испытуемых контрольной группы на 1,1. Уровень враждебности испытуемых контрольной группы увеличился на 1,1.

 

Процентное  соотношение показателей физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии и чувства вины контрольной и экспериментальной  группы.

 

 

3. Физическая агрессия испытуемых экспериментальной группы снизилась на 1,2. И превышает уровень физической агрессии испытуемых контрольной группы всего на 1,1. Уровень физической агрессии испытуемых контрольной группы вырос на 1,1

4. Уровень косвенной  агрессии испытуемых экспериментальной группы остался без изменений. Уровень косвенной агрессии испытуемых контрольной группы вырос на 0,9. И превышает уровень косвенной агрессии испытуемых экспериментальной группы на 1,02.

5. Раздражение испытуемых  экспериментальной группы снизилось на 1,3. И превышает уровень раздражения испытуемых контрольной группы всего на 1,2. Уровень раздражения испытуемых контрольной группы остался без изменений.

6. Обида на окружающих  людей у испытуемых экспериментальной  группы снизилась в 1,5 раза. Обида и на окружающих людей у испытуемых контрольной группы выросла на 1,1, и превышает уровень обиды на окружающих людей у испытуемых экспериментальной  группы на 1,2.

7. Уровень вербальной  агрессии экспериментальной группы снизился на 1,6. Уровень вербальной агрессии испытуемых контрольной группы остался без изменений. Уровень вербальной агрессии испытуемых контрольной группы превышает уровень вербальной агрессии испытуемых экспериментальной группы на 1,2.

8. Чувство вины испытуемых  контрольной группы снизилось на 1,0. Чувство вины испытуемых экспериментальной группы выросло на 1,1.  Уровень чувства вины испытуемых контрольной группы превышает уровень чувства вины испытуемых экспериментальной группы на 1,2.

 

 

Процентное  соотношение уровня враждебности и агрессивности в контрольной и экспериментальной группах.

 

 

 

Математическая  обработка данных по опроснику Кеттелла.

     Снизу дана математическая и качественная обработка данных по опроснику Кеттелла. Для обработки мы выбрали критерий Розенбаума. Для интерпретации мы взяли 7 факторов, которые позволяют нам наиболее полно составить характеристику девиантных подростков. Это такие факторы, как:

1. В – индивидуальные  значения интеллекта.

2. С – уровень эмоциональной  устойчивости.

3. D – подвижность нервной системы.

4. E – поведение в группе.

5. G – уровень ответственности.

6. Q3 - самоконтроль поведения.

7. Q4 – уровень фрустрированности.

 

Результаты  по личностному опроснику Кеттелла.

Контрольная

группа

A

B

C

D

E

F

G

Эксперименталь-ная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1. Талгат Н.

10-

12+

7+

5+

12+

14+

10-

9-

6-

10-

11-

17+

12+

16+

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

13+

9-

5+

6+

12+

16+

10-

7-

6-

7-

10-

14-

12+

14+

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

10-

12+

6+

5+

13+

12+

10-

9-

10-

8-

10-

10-

12+

12+

3.Александр Б.

4. Саша Без.

17+

9-

8+

5+

15+

14+

5-

8-

7-

9-

9-

15+

13+

13+

4.Карен П.

5. Назым С.

14+

15+

6+

7+

13+

15+

9-

8-

9-

10-

15+

16+

16+

15+

5.Марина Д.

6. Мурат С.

15+

7-

7+

5+

14+

13+

8-

10-

10-

9-

17+

16+

19+

13+

6.Антон А.

7. Сергей И.

9-

6-

6+

5+

12+

12+

4-

9-

10-

10-

13+

9-

12+

12+

7.Руслан Т.

8. Константин К.

14+

13+

6+

5+

16+

13+

8-

8-

5-

8-

14+

13+

17+

14+

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

11+

4-

7+

6+

14+

12+

8-

8-

6-

6-

9-

9-

13+

16+

9.Владислав М

10. Михаил А.

13+

11+

8+

6+

17+

14+

6-

10-

8-

9-

12+

14+

15+

12+

10.Николай Б.

11. Иван Л.

9-

13+

7+

5+

12+

16+

7-

9-

9-

8-

13+

8-

18+

13+

11.Василий М.

12. Асхат У.

12+

14+

5+

5+

15+

15+

9-

8-

7-

9-

12+

12+

12+

15+

12.Асет К.

13. Емельян И.

6-

13+

6+

5+

19+

17+

10-

10-

9-

10-

10-

16+

14+

12+

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

13+

11+

6+

5+

18+

15+

10-

7-

5-

7-

15+

11+

13+

13+

14.Алексей С.

15. Арман Е.

14+

12+

5+

5+

17+

13+

6-

9-

10-

9-

19+

15+

16+

16+

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

15+

8-

5+

6+

13+

12+

7-

9-

6-

8-

15+

12+

12+

14+

16.Акжан Т.

Средний  балл

   

6,25

14,5

8

7,7

   

14,1

К группа

   

5,4

14

8,6

8,6

   

13,7

Э группа


 

Результаты  по личностному опроснику Кеттелла (продолжение).

Контрольная

группа

H

I

J

O

Q2

Q3

Q4

Эксперименталь-ная группа

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1. Талгат Н.

11-

6-

10-

14+

11-

13+

12+

11+

13+

10-

12+

13+

10-

8-

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

14+

9-

17+

5-

9-

16+

9-

6-

12+

13+

15+

12+

9-

7-

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

8-

11+

12+

3-

13+

4-

7-

10-

12+

8-

15+

13+

10-

8-

3.Александр Б.

4. Саша Без.

10-

11+

10-

5-

17+

10-

10-

4-

15+

12+

17+

14+

7-

9-

4.Карен П.

5. Назым С.

13+

15+

17+

10-

13+

7-

16+

4-

20+

8-

14+

16+

8-

10-

5.Марина Д.

6. Мурат С.

11+

13+

13+

5-

14+

8-

13+

6-

10-

11+

15+

12+

6-

9-

6.Антон А.

7. Сергей И.

17+

10-

12+

11+

14+

8-

7-

7-

8-

13+

16+

13+

9-

6-

7.Руслан Т.

8. Константин К.

15+

9-

8-

7-

10-

9-

11+

7-

14+

9-

15+

15+

10-

8-

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

9-

13+

13+

11+

9-

11+

15+

11+

17+

13+

16+

14+

5-

7-

9.Владислав М

10. Михаил А.

11+

5-

14+

10-

12+

7-

14+

8-

13+

10-

17+

12+

7-

6-

10.Николай Б.

11. Иван Л.

7-

11+

12+

6-

8-

14+

10-

4-

9-

14+

12+

12+

9-

5-

11.Василий М.

12. Асхат У.

11+

13+

10-

11+

10-

8+

12+

7-

10-

9-

15+

13+

10-

9-

12.Асет К.

13. Емельян И.

9-

13+

9-

4-

12+

6-

17+

1-

11+

7-

16+

15+

6-

7-

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

12+

8-

11+

12+

13+

9-

10-

9-

8-

8-

13+

16+

4-

8-

14.Алексей С.

15. Арман Е.

13+

10-

17+

13+

9-

12+

14+

9-

14+

10-

14+

13+

7-

10-

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

10-

12+

12+

14+

11+

9-

12+

13+

16+

12+

12+

14+

8-

9-

16.Акжан Т.

Средний  балл

                   

14,6

7,8

К группа

                   

13,5

8,5

Э группа


 

Качественный  анализ результатов по опроснику  Кеттелла.

1. Показатель интеллектуального развития испытуемых экспериментальной группы повысился на 1,4.

2. Уровень эмоциональной неустойчивости испытуемых экспериментальной группы понизился на 1,4. Подростки чувствуют себя эмоционально зрелыми и приспособленными к жизни. Способны смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются по пустякам.

3. Уровень импульсивности и сверхреактивности снизился на 1,3. Подростки стали уравновешенные, сдержанные. Хорошо владеют собой в неблагоприятных ситуациях и при помехах в деятельности.

4. Уровень доминантности экспериментальная группа снизился на 1,3. Подростки научились выслушивать точку зрения оппонента, принимать во внимание интересы других людей.

5. Показатель по шкале сила «Сверх Я» - «Слабость «Сверх Я» у испытуемых экспериментальной группы повысился на 1,4. У девиантных подростков повысился уровень ответственности, обязательности. Они стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.

6. Самоконтроль поведения у испытуемых экспериментальной группы повысился на 1,4. Это свидетельствует об организованности, умении контролировать свои эмоции и поведение. Думают прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудностями, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить.

7. Уровень напряжённости испытуемых экспериментальной группы понизился на 1,3. Спокойно относятся к неудачам, проблемам. 

Процентное  соотношение показателей по шкалам: В – индивидуальные значения интеллекта; С – уровень эмоциональной устойчивости; D – подвижность нервной системы; E – поведение в группе; G – уровень ответственности; Q3 - самоконтроль поведения; Q4 – уровень фрустрированности.

 

 

 

 

Математическая  обработка.

     Внизу приводится  математическая обработка и качественный  анализ результатов опросника проведённого, после формирующего эксперимента. Для математической обработки нами взят критерий Розенбаума. Математическая обработка проводится по шкалам: гипертимность, эмотивность, экзальтированность.

Результаты  по опроснику Леонгарда-Шмишека.

Контрольная

группа (К)

Г

З

Эм

П

Т

Ц

Де

В

Ди

Эк

Эксперименталь-ная группа (Э)

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.Талгат Н.

9

18

14

16

9

18

16

4

15

0

6

15

14

18

15

18

9

3

12

12

1.Олег К.

2. Мунира Ш.

15

15

4

12

15

18

8

18

18

18

15

18

8

14

15

15

12

12

6

18

2.Еркебулан С.

3. Айжан М.

18

18

8

10

18

12

4

6

12

9

18

15

14

6

9

9

9

12

6

18

3.Александр Б.

4. Саша Без.

15

18

0

16

8

18

14

14

6

3

15

12

12

12

12

18

12

12

12

18

4.Карен П.

5. Назым С.

18

12

8

10

15

15

4

8

15

3

18

12

12

14

12

9

9

9

6

18

5.Марина Д.

6. Мурат С.

6

15

6

10

9

15

12

12

15

3

12

15

10

8

15

9

18

12

18

12

6.Антон А.

7. Сергей И.

12

18

8

16

12

15

10

16

15

12

18

18

12

18

15

12

12

18

12

18

7.Руслан Т.

8. Константин К.

12

18

14

16

15

15

12

16

9

6

12

6

14

6

15

12

18

6

6

12

8.Еркебулан У.

9. Игорь М.

6

15

8

14

15

12

10

10

12

15

18

15

10

18

15

18

12

18

6

12

9.Владислав М

10. Михаил А.

15

18

6

10

18

18

6

14

9

12

12

18

12

16

9

15

8

15

10

18

10.Николай Б.

11. Иван Л.

9

15

16

12

16

18

14

12

9

18

12

18

4

12

9

9

3

12

0

18

11.Василий М.

12. Асхат У.

15

12

4

16

18

15

6

12

9

0

15

9

12

16

12

6

15

6

18

12

12.Асет К.

13. Емельян И.

9

18

2

14

18

18

0

14

9

9

15

18

8

10

12

12

9

9

12

18

13.Чингиз А.

14. Андрей Р.

6

15

12

16

9

15

8

16

15

12

18

12

12

14

9

15

9

18

18

18

14.Алексей С.

15. Арман Е.

15

12

0

10

15

12

2

18

3

18

12

15

14

18

9

18

9

15

12

12

15.Татьяна В.

16. Ерлан И.

18

18

8

12

18

18

4

10

12

15

18

18

14

12

9

12

9

12

6

18

16.Акжан Т.

Средний балл

15,9

13,1

15,8

11,3

9,6

14,6

13,2

12,9

11,8

15,7

Э группа

Информация о работе Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей