Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Настоящей революцией в психологии памяти стали  исследования немецкого психолога  Г.Эббингауза в 80-х годах прошлого века. По началу его труд «О памяти» остался незамеченным, и вряд ли он мог предвидеть то влияние, которое его работа окажет на историю последующих исследований памяти и всей психологии. В то время единственным методом психологии была интроспекция, не считая привнесенных из физиологии. Эббингауз приступил к исследованию памяти на себе самом, но при этом он разработал первый объективный собственно психологический метод. Он приступил к заучиванию бессмысленных слогов из трех букв, что само по себе было важным открытием.  Этим приемом исследовалась память в более «чистом виде», лишенная опосредования смысловыми ассоциациями и не зависящая от деятельности мышления. В его исследовании учитывалось влияние длины списка слогов на время заучивания, и затем он пытался их воспроизвести спустя 20 мин., 1 ч, 8 ч, день, неделю, месяц. Знаменитая «кривая забывания» Эббингауза показывает то, что наибольший процент забытого материала падает на период, который следует непосредственно вслед за заучиванием. В дальнейшем темп забывания резко замедляется. Напр., забывание серии из 13 слогов через час достигает 56%.

      Важной  вехой в развитии психологии памяти стали работы выдающегося немецкого  психиатра Э.Крепелина, который долгое время работал в России. Он исходил  из позиции о переориентации психологического эксперимента, о его применении к изучению индивидуальных особенностей людей. Объективный метод Эббингауза он применил к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими расстройствами. По сей день методики исследования памяти занимают одно из главных мест в психолого-диагностической работе в психиатрической клинике.

      Область изучения памяти была существенно расширена  развитием объективного исследования поведением животных. На рубеже веков  предвестник бихевиоризма Торндайк предметом своего изучения сделал формирование навыков у животных. Несколько видоизмененный вариант этого подхода разработан Павловым и представляет собой изучение условных рефлексов. Учение о законах ВНД долгое время оставалось основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти. Теории Торндайка и Павлова представляют собой научное обоснование принципа ассоциаций, умозрительно выведенного ассоциативной психологией. По Павлову ассоциация – не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного применения нескольких раздражителей. (Хотя, по мне, временная связь объясняет принципы памяти ничуть не больше, чем ассоциация).

      Все перечисленные исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов  памяти. Заслуга первого систематического изучения высших, специфически человеческих форм памяти принадлежит Л.С.Выготскому. Он проследил этапы развития опосредованного запоминания, выявил связь произвольного запоминания с процессами мышления и речи, показал, что высшие формы памяти социальны по своему происхождению. В дальнейшем среди отечественных психологов в изучение произвольной мнестической деятельности наибольший вклад внесли работы А.Р.Лурии, П.И.Зинченко и А.А.Смирнова. Они экспериментально установили зависимость осмысленного запоминания от характера поставленной задачи, выделили основные приемы запоминания сложного материала.

      В последнее время исследование памяти стало одной из прерогатив когнитивной  психологии. В ней «как грибы» растут новые функциональные модели памяти, противопоставляемые двум основным хранилищам памяти: кратковременному и долговременному. Она испытывает большое влияние со стороны теории информации, кибернетики, новых логических и семантических теорий. Подробнее позже. 

      Люди  с выдающейся памятью.

      Существует  множество историй о людях  с феноменальной памятью, но большинство  из них трудно подтвердить. Но есть и подробно описанные, документально  подтвержденные случаи. Людей с необычной  памятью можно разделить на две  категории: спонтанные мнемонисты и  профессиональные мнемотехники. У первых способности развились более или менее естественным путем, а искусство вторых основано на применении специальных мнемонических приемов, систем, трюков.

      Шерешевский С.Д.

        Наиболее яркий пример выдающейся  памяти описал А.Р,Лурия в книге. Это “S”, в середине 20-х годов работал репортером, пока не стал профессиональным мнемонистом. Вот некоторые примеры его способностей. Он мог одинаково безупречно воспроизвести список из 30, 50, 70 слов, просто на изучение большего списка он тратил немного больше времени. Подобным образом, чтобы запечатлеть таблицу из 20 цифр, ему требовалось 30-40 с, а на таблицу из 50 цифр уходило 2-3 мин.

      Спустя  несколько месяцев эти таблицы  воспроизводились с тем же успехом, что и в первый раз. Единственное различие заключалось в том, что при втором испытании ему потребовалось большее время на «оживление» контекста ситуации, т.е. ему нужно было «увидеть» ту комнату, доску, на которой были написаны цифры, «услышать» голос экспериментатора. Но сам процесс «чтения» таблицы не занял больше времени. В результате множества экспериментов выяснилось, что он не забывал, даже бессмысленный материал спустя годы.

      Секрет  его памяти, вероятно, заключался в  необычайной способности к синестезии. Напр, про голос Лурии он сказал: «Какой у вас рассыпчатый желтый голос». Звук частотой 30 герц вызывал образ полоски цвета старого потускневшего серебра, 50 герц – коричневой полоски на темно-красном фоне, при 500 герцах он видел полоску «молнии, разделившей небо пополам». Эти синестетические компоненты были важны для воспроизведения материала, поскольку они создавали фон, единство картины для каждого воспроизводимого элемента.

      Вместе  с тем, подобная память имеет ряд  недостатков по сравнению с обычной. Восприятие абстрактного материала, который трудно представить в образной форме, для него было чрезвычайно затруднительно. Напр., предложение «Работа стала осуществляться нормально» вызвало у него следующую реакцию: «насчет работы, я понимаю, что работа продолжается… но здесь это слово нормально. Я вижу большую краснощекую женщину, нормальную женщину… а потом это выражение стала осуществляться. Кем? О чем все это? Ну, есть промышленность… и эта нормальная женщина – но как это все свести вместе? Насколько я должен отстраниться от всего этого, чтобы извлечь простую идею из чего-либо!». Эксперименты по выделению существенного материала. 

      V.P.

      В 1971 г. Хант и Лав открыли человека, чья память может соперничать  с Шерешевским. Родился в Латвии, недалеко от Ш, после войны переехал в Германию. В 5 лет запомнил карту улиц Риги, в 10 знал наизусть 150 стихотворений. IQ по Векслеру - 136. Наивысшие баллы набирал в заданиях на запоминание, самое низкие по способности к механике. Он говорил: «Мне трудно даже вставить грифель в карандаш». Список из 48 цифр он точно воспроизвел через 4 мин заучивания, а спустя две недели допустил всего одну ошибочную перестановку. Воспроизведение рассказа объемом в 1 страницу через шесть недель было таким же, как и через 1 ч.

      V.P. в отличие от S. осознанно использовал  некоторые мнемические приемы, а не полагался на необычную зрительную память. Напр., ряд цифр он пытался представить в виде даты и затем спрашивал себя, что он делал в этот день. Способность к удержанию большого количества бессмысленных трехбуквенных слогов он объяснял знанием многих иностранных языков, в результате чего триграммы ассоциировались со значимым словом. Он не испытывал синестезии, и способности проявлялись преимущественно к вербальной мнемонике. Он особо подчеркивал важность концентрации, а вот что написали Хант и Лав: «V.P. гораздо лучше большинства людей мог создавать стимульные коды. Для этого требовались сознательные усилия. Информацию, которую ему предстоит запомнить, он по возможности изучает дольше, чем средний человек. Мы заметили, что он при игре в шахматы вслепую, хотя и проявляет значительное чутье, но работает очень напряженно. Во время обдумывания следующего хода он мог отпускать «небрежные» шутки, но его вены на лбу были напряжены. То, что он мог шутить, одновременно вычисляя ходы, указывает на присутствие у него способности выполнять несколько мысленных операций параллельно. В отличие от большинства испытуемых, он видимо может повторять числа назад, одновременно обрабатывая информацию в памяти». 

      Грегор  фон Фейнегль.

      Он  уже представляет пример ярко выраженного мнемотехника. Свой метод он разработал в начале XIX века, а его ученики опубликовали в 1813 г. с помощью сложной системы Фейнегль мог запоминать огромное количество различной фактической информации: хронологические

события, история, география, языки. После него в мнемотехнике принципиально нового не было создано. В его методе сочеталось несколько мнемических приемов: метод размещения, слова-вешалки, странные образы.

      Информация, которую предстояло запомнить размещалась  в специально приготовленных метах. Система мест или расположений была представлена в виде комнат, имевщих пол и четыре стены. Они делились на матрицы из девяти пронумерованных ячеек. Десятый квадрат располагался на потолке над каждой стеной плюс один квадрат на потолке, чтобы довести количество ячеек до 50. Далее каждый квадрат ассоциировался с к-н рисунком, имеющим сходство с данным числом: 1 – башня Бабеля, 2 – лебедь, 6 – рог изобилия и т.д. Эта система представляет основу для размещения новой информации. Вот как он описывает запоминание Вильгельма Завоевателя: «Первому в династии королей Англии было присвоено слово «ива». Для этого нужно было вообразить ивовое дерево на Башне Бабеля, обозначающей Вильгельма Первого. То, что он был победителем, символизируют лавры, подвешенные на иву». Можно воскликнуть: «Уж лучше я просто выучу нужную информацию», но после того, как подобная система кодов выучена, с ее помощью легко запомнить большие массивы самой разнообразной информации. 

      Мнемонические системы.

      Во  все века люди пользовались различными приемами, помогающими запоминанию: узелки, бумажки, шпаргалки, указатели, справочники, суфлеры. Яркие живые образы в устных сказаниях многих народов помогают сохранить исторические воспоминания. Я опишу некоторые приемы, которые в основном взяты из опыта профессиональных мнемонистов (больше применяют смешение различных приемов). Еще в древности был уже хорошо известен метод размещения. Его описал Цицерон в рассказе о греческом поэте Симониде. Зафиксировав в своей памяти связь имен людей с их расположением в зале, Симонид смог их вспомнить. Три этапа этого метода:

      -     Идентификация знакомых мест, расположенных  последовательно,

    • Создание образов запоминаемой информации и ассоциирование их с местами,
    • Воспроизведение информации путем «посещения» этих мест

      Покупки и положения: сосиски – лестница, помидоры – передняя дверь, бананы – платяной шкаф. Далее нужно  создать странные образы.

      Действительно ли странные образы помогают запоминанию. Большинство экспериментальных психологов и испытуемых, в том числе и профессиональных мнемонистов убеждены в их эффективности. Считается, что они повышают различимость ПЗ элементов и, следовательно, снижают влияние интерференции. Были проведены специальные эксперименты, показавших что влияние странных образов переоценивается. Предлагалось запомнить 4 варианта предложений или образов, различавшихся по двум критериям: правдоподобности и взаимодействию (рояль и сигара, муравей и расческа). Показано, что странные образы улучшают запоминание меньше, чем взаимодействие элементов. Это несмотря на то, что в субъективном отчете испытуемые были уверены, что наибольшее влияние оказывает странность образов.

      Метод слов-вешалок имеет много общего с методом размещения – оба применяются для закрепления последовательности событий. Его идея состоит в том, что человек заучивает ряд слов (напр., считалочка), служащих в качестве вешалок, на которые он «развешивает» запоминаемые элементы. Также широко применяются странные образы. Слон на булку, лев на башмак. Наибольший эффект этой системы отмечается, если испытуемым дается больше времени на заучивание парных ассоциаций.

      Метод ключевых слов является видоизменненным вариантом «слов-вешалок», в основном применяемым для заучивания иностранных слов. Испытуемый должен ассоциировать звучание иностранного слова с одним из списка ключевых слов родного языка и создать их взаимодействующий образ. Звонок. Исследования (Аткинсон и Роф) показали, что лучше предлагать готовые ключевые слова, чем предоставлять испытуемым самим их генерировать. Напр., заучивалось 120 русских слов. ПЗ слова предъявлялись через наушники, а английский перевод и ключевые слова зрительно. Результаты выше, чем в контрольной группе. И через шесть недель в основной группе воспроизводилось 43% слов, а в контрольной 28%. Различные варианты этого метода используются для запоминания чисел и имен (по звучанию или по внешнему сходству). Система Фейнегля.

      В целом, все мнемонические системы  основаны на определенном структурировании информации. Но как именно она структурируется  и какие приемы более эффективны? Напр., эффективность заучивания 25 слов за две минуты в четырех группах с последующей интерференцией. Механическое запоминание, с показом рисунков ПЗ объектов, в форме рассказа и разбиение на семантические подгруппы. Категориальное запоминание удерживается лучше всего. 

Информация о работе Психический образ и процесс