Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      В дальнейшем был вскрыт ряд причин, обусловливающих данное явление. Реминисценция  достаточно широко распространена (в  масштабном исследовании Красильщиковой почти на 500 испытуемых - в 40% случаев, а если исключить бессвязный материал, то в 65%). Она чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, чем при буквальном воспроизведении. Наиболее ярко она обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого. Более полный характер отсроченного воспроизведения часто обусловлен действием эмоционального торможения при аффективном переживании непосредственного впечатления. Если при непосредственном воспроизведении испытуемый пытается восстановить материал, используя в основном внешние ассоциативные связи, то при отсроченном он главным образом опирается на связи смысловые. Внешние связи: опирается на рифму ритм, начальную букву слова, местоположение строчек, т.е. на структурную оформленность материала. В результате первое воспроизведение обрывается на полуслове, пестрит бессмысленными словосочетаниями. Д.с., отсроченное воспроизведение протекает на более высоком уровне осознания, осмысления.

      Распространенность  реминисценции у дошкольников объясняется  иным характером первичного восприятия материала. Они более непосредственно, буквально воспринимают заучиваемый материал, и способны дать его обобщенную характеристику лишь спустя некоторое время. Наличие реминисценции, конечно, не исключает факта забывания в процессе сохранения, но ее всегда следует принимать во внимание при проведении экспериментов.

 

       Механизмы забывания.

      До  сих пор мы разбирали описательные характеристики процесса сохранения информации и забывания. Рассмотрим, за счет каких  психологических механизмов может  нарушаться способность к воспроизведению ранее полученной информации. Существует несколько точек зрения на этот вопрос.

      Затухание. Считается распространенным мнение, что информация из КВП в ДВП передается посредством повторения. Если некоторый материал не используется и не повторяется, то со временем происходит его забывание. Естественно предположить, что неиспользуемое со временем теряет свою силу по типу, как зарастают тропинки в лесу. (Напр., старые номера телефонов). Но в психологии каждое интуитивное предположение должно подтверждаться эмпирическими данными.

      Недостаток  теории затухания следов состоит  в том, что она не учитывает  влияние последующих событий, их способности блокировать воспроизведение  старой информации. Еще в 20-х годах  Дженкинс и Далленбах провели  по этому вопросу следующий эксперимент. Двум группам испытуемых предлагали заучить список из 10 слогов: одной перед сном, а другой рано утром. Затем их просили воспроизвести этот материал через 1, 2, 4 и 8 часов (ночных испытуемых специально для этого будили). Суть эксперимента заключалась в том, что для механизма затухания имеет значение только величина интервала времени между заучиванием и воспроизведением, и различия между спящими и бодрствующими испытуемыми должны быть незначительны. На самом деле результаты в ночной группе были гораздо выше. Это говорит о том, что забывание связано не просто с затуханием следов со временем, большее влияние на него оказывает интерференция с новым материалом (понятно, что за день происходит больше событий).

      Интерференция. Роль интерференции в забывании особо подчеркивалась еще в русле ассоциативной психологии. Согласно ее традиции, между конкретными стимулами образуются ассоциативные связи, которые будут сохраняться в памяти до тех пор, пока новая конкурирующая информация не буде интерферировать с ними. ДВП состоит из сложных ассоциативных структур. Новая информация может «вклиниться» в эти организованные структуры и тем самым затруднить воспроизведение другого материала, хранящегося в ДВП. Наибольшее интерферирующее влияние оказывает материал, в некоторых отношениях сходный с ранее усвоенным. Напр., нетрудно запомнить предложение: «Во время династии Т’ан художник Ли Чен рисовал портреты святых». Но если нужно запомнить еще, что во время династии Сун художник Хсай Куаи рисовал пейзажи, могут возникнуть определенные трудности.

      Можно выделить два эффекта интерференции, которые имеют специальные названия. Эффект ретроактивного торможения проявляется в подавлении старого материала новым, а проактивное торможение заключается в подавлении нового материала старым. Напр., когда пытаешься вспомнить новый номер телефона, но все время сбиваешься на старый – это ПТ. Если наоборот – РТ. Как организовать эксперимент на РТ? Для этого экспериментальная и контрольная группы заучивают список А, затем ЭГ дополнительно заучивает список В. после определенного интервала обе группы должны воспроизвести список А. Для исследования характеристик ПТ ЭГ заучивает список А, затем обе группы заучивают список В. После определенного интервала времени обе группы воспроизводят список В.

      Ситуативное забывание. Иное объяснение забывания, предложенное Тульвингом, берет начало от информационного подхода к когнитивным процессам. Согласно этой позиции, определенную информацию не удается воспроизвести не вследствие угасания или помех, а потому, что признаки актуальной ситуации сильно расходятся с тем, что мы пытаемся вспомнить. Д.с., информация не теряется безвозвратно в следах памяти, и невоспроизведенные воспоминания живы и хранятся где-то в ассоциативных сетях. Но чтобы их высвободить, нужна правильная стимуляция. Тульвинг отталкивался от идеи о том, что научение всегда происходит в определенном контексте и что мы кодируем информацию в ее связи с непосредственно воспринимаемым окружением. Забывание представляет собой неспособность отыскать признаки, которые соответствуют элементам закодированным в памяти. Пример несоответствия ситуации кодирования и воспроизведения: студент жалуется, что он знал ответ, но не знал, что от него хотят.

      Идея  ситуативного забывания проверена  Тульвингом и Перлстоном в следующем эксперименте. Одной половине испытуемых заучить список слов, который также содержит категории (при этом дана инструкция заучивать конкретные примеры, а не категории. Другой категории не давались. Если следовать теории интерференции, дополнительная информация может только помешать заучиванию. На самом деле, наличие категориальных признаков значительно улучшило воспроизведение ПЗ слов, особенно в случае больших списков. В других экспериментах показано, что в отсутствие категориальных признаков с ростом списка слов результаты воспроизведения резко ухудшаются. При их наличии забывание менее выражено.  

      УЗНАВАНИЕ. О том, как запоминается и сохраняется информация, мы можем судить по характеристикам узнавания и воспроизведения. Узнавание является более ранней формой проявления памяти. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. В узнавании неразрывно связаны непосредственное восприятие и процессы сохранения и воспроизведения. Восприятие как сознательный, осмысленный процесс в более или менее скрытом виде представляет собой сопоставление чувственных качеств возникающего актуального образа с хранящимся в памяти эталоном. В узнавании эта деятельность сопоставления выходит на передний план.

      Узнавание различается по степени точности и полноты, а также по степени задействования в нем других психических процессов. Самая элементарная форма узнавания проявляется в автоматическом узнавании в действии. Она проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Внешние впечатления автоматически регулируют действия человека. Напр., действие водителя на сигнал светофора или дорожный знак. Такое узнавание возможно без сознательного отождествления нового восприятия с предшествующим. (Типичный пример формулы «S-R», исключающий влияние внутренних переменных). Следующая форма узнавания проявляется в чувстве знакомости, при котором мы не можем точно отождествить предмет с ранее воспринятым образом. Это проявляется в том, что мы не можем назвать нужное слово или отыскать название для предмета. В таком узнавании играют роль не только моторные реакции, но и эмоциональные компоненты.

      Наиболее  высокоорганизованной формой узнавания  является идентификация или опознание предмета, которое проявляется в его назывании. При этой форме узнавания у субъекта не возникает сомнений относительно знания объекта восприятия. Предмет, воспринимаемый в данном контексте, выделяется из актуальной ситуации и отождествляется с ранее воспринятым предметом. В акте опознания мы относим объект к определенной категории объектов. Этот уровень узнавания предполагает понятийную оформленность восприятия и в своей развернутой форме представляет собой акт мышления.

      ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ отличается от узнавания тем, что осуществляется после акта восприятия, вне его. Оно представляет собой более сложный процесс, чем узнавание (точнее, требует больших усилий). Оно не ограничивается отнесением объекта к определенной категории, а требует более полной реконструкции ранее воспринятой ситуации. Воспроизведение, как и другие процессы памяти, может протекать на различных уровнях. Непроизвольное воспроизведение представлено всплывающими ассоциациями. В этом случае оно регулируется неосознанными установками и ассоциативными механизмами. При сознательной установке субъекта на воспроизведение определенного материала оно превращается в процесс вспоминания. В затруднительных случаях имеет место процесс припоминания.

      Припоминание  часто осуществляется на основе побочных всплывающих ассоциаций, что существенно  сокращает время поиска нужной информации (т.е. нет необходимости в ее полном переборе, как в запоминающих кибернетических  устройствах). Оно является не только предпосылкой воспроизведения, но и его результатом. Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, и по мере развертывания содержания припоминается то, что казалось уже забытым. Припоминание может осуществляться при опоре как на отдельные части с переходом к целому, так и наоборот.

      Э.Бартлетт подчеркивал, что вспоминание ранее  усвоенного материала является не репродукцией (точной копией), а реконструкцией или даже конструкцией. Преобразование уже проявляется при воспроизведении образного материала. В речевой форме воспроизведения смыслового содержания связного текста реконструкция приобретает особое значение. По своей природе она является результатом непреднамеренной, но направленной работы мысли. Реконструкция, как качественный аспект воспроизведения, проявляется в изменении плана, сдвигах, перестановках, различного рода умозаключениях и выводах. Известную роль в преобразовании текста подлинника играет эмоциональное отношение личности к воспроизводимому материалу.

      Как уже упоминалось ранее, у взрослых можно выделить два типа установки на воспроизведение. У представителей первого типа отмечается тенденция к текстуальному воспроизведению, к сохранению формы подлинника. Для представителей второго типа более характерна ориентация на свободное воспроизведение смыслового содержания с большими или меньшими отклонениями от первоначальной формы. Сравнительно-генетические исследования показали, что у детей дифференциация этих установок меньше выражена, и в процессе развития происходит постепенно. У младших школьников реконструкция материала слабо выражена и носит элементарный характер. В более старшем возрасте она принимает все более сложные формы, основанные на обобщениях, интерпретации, умозаключениях и выводах. В старшем школьном возрасте реконструкция выражается в изменении общего плана или структуры воспроизведения. Увеличивается свобода по отношению к материалу, возможность оперировать им в разных контекстах. Исследование Рубинштейна показало, что младшие дети (II класс) заменяют одно частное понятие другим, более привычным. Для более старших детей (VI класс) характерна замена более обобщенным понятием. Напр., уголь для топки корабля в первом случае заменяется дровами, а во втором – топливом. 

      МОДЕЛИ  ПАМЯТИ.

      Недостаток  разделения памяти на два хранилища только по времени хранения информации в них вызвал появление множества альтернативных моделей.

      Модель  Во и Нормана. Первая современная модель, пытающаяся проникнуть в механизмы памяти, и послужившая основой для других современных теорий. Использует когнитивную метафору «ящиков в голове». Как и Джемс, они разделили память на первичную и вторичную. Эти хранилища независимы друг от друга. Система краткого хранения обладает весьма ограниченным объемом. Утеря информации в ней происходит как в зависимости от времени, так и за счет вытеснения старых элементов новыми. По типу вертикальной картотеки.

      Эксперимент на то, является ли утеря информации из ПП результатом затухания или  интерференции. (От эксперимента Дженкинса  и Далленбаха отличается тем, что исследуется забывание в кратковременной памяти). Зачитывали список из 16 цифр. После последней цифры звуковой сигнал. Нужно воспроизвести ту цифру, которая следовала за пробной в указанном ряду. Количество цифр заведомо выше объема ПП, и испытуемые не знали, какая цифра будет пробной - нужно удерживать весь ряд. Скорость зачитывания 1 или 4 цифры в секунду. Если забывание функция затухания, то меньший темп предъявления должен понизить результаты воспроизведения. При интерференции различий не должно быть. Результат: в ПП забывание обусловлено интерференцией. Критика этой модели за неадекватное объяснение очевидной сложности КП.

      Модель  Аткинсона и Шифрина. Также «ящики в голове», т.е. структура фиксирована, но меняются процессы управления. Также двойственная модель, но включает больше подсистем. Они учли влияние внимания, передачу информации из КВП в ДВП, кодирование в сенсорной памяти. Разграничение понятия памяти и хранилища памяти. Первое – данные, подлежащие сохранению, второе – структурный элемент, где эти данные хранятся. Просто указать, как долго сохраняется элемент – не значит указать, где он расположен.

      Три хранилища: сенсорный регистр (иконическое  и эхоическое Х), КВХ, ДВХ. В СР входной  стимул непосредственно регистрируется в соответствующей сенсорной модальности. Большие возможности точного запечатления, но быстрое затухание. Далее либо информация теряется, либо передается для дальнейшей обработки. Материал может несколько минут удерживаться в КВХ, но так и не войти в ДВХ. Он также может поступать в ДВХ непосредственно из СР. Форма представления информации в КВХ может отличаться от первоначальной сенсорной (напр., визуальная информация в КВХ может быть представлена в слуховых кодах). В ней входная информация затухает до 30 с, если не помещается в «буфер повторения». Чем больше она удерживается в этом буфере, тем больше вероятность попасть в ДВХ. Функция ДВХ – отслеживать стимулы во входном регистре (т.е. контролировать поступление в КВХ) и обеспечивать место для более постоянного хранения, поступающей из КВХ. Несмотря на интерференцию, информация в нем хранится относительно постоянно. Из ДВХ информация извлекается посредством самоадресации, т.е. ее местоположение определяется на основе содержания (по аналогии с библиотечным поиском).

Информация о работе Психический образ и процесс