Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Центральным положением в теории Аткинсона-Шифрина является представление о том, что человек может осуществлять контроль за поступающей информацией в виде управляющих процессов. Какие именно управляющие факторы будут активированы, зависит от содержания задачи и от непосредственной инструкции У. системы. Вот некоторые функции управляющих памятью процессов:

      Настройка сенсорных каналов. Программа анализа  стимулов. Регуляция потока информации от СР к КВХ. Кодирование, т.е. классификация  входящей в КВХ информации в соответствии с данными, имеющимися в ДВХ. Запуск или изменение поиска информации в ДВХ.

      Теория  уровней обработки  Крэйка и Локхарта. Реакция на строение памяти в виде «ящиков в голове». Не принимают положение информационного подхода о последовательности этапов обработки. Их теория памяти основана на понятии глубины уровней обработки. А память является побочным продуктом перцептивной и семантической обработки информации. Глубокий анализ поступающей информации порождает богатые ассоциации и приводит к возникновению прочных следов памяти. Уровни обработки нельзя свести к еще одному типу «ящиков». Нет их строгой последовательности. Мы можем анализировать информацию сразу на нескольких уровнях или начать сразу с более глубоких (напр., для значимой или хорошо знакомой информации). С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа.

      На  поверхностном уровне стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент  может быть опознан посредством  механизма распознавания образов и выделения значения. Еще глубже элемент вызывает у субъекта долговременные ассоциации. Напр., распознавание слов: 1) по физическим или сенсорным деталям (на уровне линий и углов), 2) на уровне ранее усвоенных паттернов («А»), 3) по значению слова и 4) по ассоциациям из прошлого опыта употребления данного слова. Пример степени задействования разных уровней при чтении текста с целью корректировки или понимания смысла.

      Крэйк и Тульвинг проверили эту идею. Оценить слова по следующим характеристикам: 1)Структурная (величина букв, заглавная или прописная), 2)Фонематическая (подобрать рифму), 3)Семантическая (подобрать синонимы, антонимы) и 4)Отнесение к себе (характеризует ли вас?). затем в свободном порядке воспроизвести как можно больше слов. Вот выводы эксперимента: 1) более глубокая обработка требует больше времени, 2) воспроизведение прямо пропорционально конечному уровню обработки. Слова, относимые к себе, лучше всего, и т.д. Эта схема эксперимента успешно опробована на различном стимульном материале. Бауэр и Карлин – охарактеризовать лица по честности, привлекательности или полу. Честность требует наиболее глубокого кодирования.

      Модель  эпизодической и  семантической памяти по Тульвингу. Обычно полагают, что ДВП представляет собой единую структуру. Тульвинг выделил две ее формы. Они различаются по содержанию и подверженности забыванию. ЭП «получает и хранит информацию о датированных эпизодах и событиях и их связях». СП – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Она необходима, чтобы пользоваться языком. Наша способность быстро обрабатывать информацию существует благодаря хорошей организации материала в семантической памяти. Один и тот же материал может относиться к разным системам. Напр., «синий» – предмет из конкретного эпизода, или общее значение слова. В ЭП информация подвержена забыванию из-за непрерывного поступления нового материала. Напр., что вы ели на завтрак вчера или неделю назад.

      Голографическая модель. Ряд авторов (Прибрам, Ван Хирден и др.) предположили, что психические процессы, в том числе и память, организованы по голографическому принципу. Прибрам считает, что голограммы действительно существуют в нейронных сетях, и основаны на интерференции электрических полей медленных потенциалов. М.Арбиб же предлагает относиться к ГМ как к научной метафоре, позволяющей лучше понять принципы организации памяти. Не следует понимать слишком буквально.

      На  фотопластинке в фокусе фиксируется  интерференционная картина двух когерентных лучей от лазера: эталонного и отраженного от фотографируемого предмета. Оптический фильтр. Воспроизведение изображения с помощью эталонного луча. Важнейшие свойства:

    1. Получаемое изображение полностью трехмерно. Нет ни одного визуального теста, который мог бы отличить голограмму от реальной сцены. Параллакс движения.
    2. Любая часть оптического фильтра несет информацию о всей картине. Информация в нем не локализована, а распределена. Можно вырезать кусок, ухудшится только разрешающая способность изображения.
    3. На одну и туже пластинку можно записать последовательно несколько изображений. Отраженный луч от одного изображения может служить эталонным для другого. Д.с., появление одного объекта, позволяет «вспомнить» другой. При этом второй объект всегда будет воспроизводиться в одном положении относительно первого, не по положению на фильтре.

    Каждому указанному свойству голограммы соответствуют  важные характеристики памяти:

         1)Наша  память динамична и соотнесена  с естественной и определяемой  потенциальными действиями системой  пространственных координат. К  примеру, благодаря этому обстановку в комнате мы вспоминаем как нечто единое, а не как последовательность несвязанных двухмерных перспектив.

         2)Локальные  повреждения головного не нарушают  единство содержания памяти (исключая, м.б., гиппокамп, ответственный за  перевод информации из КВП в ДВП). Это указывает на то, что информация в мозге не локализована, а распределена.

         3)Третье  свойство эквивалентно примитивной  ассоциативной модели памяти. Оно  позволяет субъекту оперативно  и адекватно реагировать на  внешнее воздействие, пополняя текущий сенсорный вход информацией, необходимой для действия. Роль эталонного пучка, позволяющего вызвать нужное воспоминание, может играть текущая сенсорная и центральная активность. Пример памяти Шерешевского – постепенно вспоминается вся обстановка. По Прибраму, эталонным пучком служит более ранний вариант текущего входа, что позволяет объяснить способность человека воспроизводить события в правильной временной последовательности.

Информация о работе Психический образ и процесс