Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат
В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.
Центральным положением в теории Аткинсона-Шифрина является представление о том, что человек может осуществлять контроль за поступающей информацией в виде управляющих процессов. Какие именно управляющие факторы будут активированы, зависит от содержания задачи и от непосредственной инструкции У. системы. Вот некоторые функции управляющих памятью процессов:
Настройка сенсорных каналов. Программа анализа стимулов. Регуляция потока информации от СР к КВХ. Кодирование, т.е. классификация входящей в КВХ информации в соответствии с данными, имеющимися в ДВХ. Запуск или изменение поиска информации в ДВХ.
Теория уровней обработки Крэйка и Локхарта. Реакция на строение памяти в виде «ящиков в голове». Не принимают положение информационного подхода о последовательности этапов обработки. Их теория памяти основана на понятии глубины уровней обработки. А память является побочным продуктом перцептивной и семантической обработки информации. Глубокий анализ поступающей информации порождает богатые ассоциации и приводит к возникновению прочных следов памяти. Уровни обработки нельзя свести к еще одному типу «ящиков». Нет их строгой последовательности. Мы можем анализировать информацию сразу на нескольких уровнях или начать сразу с более глубоких (напр., для значимой или хорошо знакомой информации). С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа.
На поверхностном уровне стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизма распознавания образов и выделения значения. Еще глубже элемент вызывает у субъекта долговременные ассоциации. Напр., распознавание слов: 1) по физическим или сенсорным деталям (на уровне линий и углов), 2) на уровне ранее усвоенных паттернов («А»), 3) по значению слова и 4) по ассоциациям из прошлого опыта употребления данного слова. Пример степени задействования разных уровней при чтении текста с целью корректировки или понимания смысла.
Крэйк и Тульвинг проверили эту идею. Оценить слова по следующим характеристикам: 1)Структурная (величина букв, заглавная или прописная), 2)Фонематическая (подобрать рифму), 3)Семантическая (подобрать синонимы, антонимы) и 4)Отнесение к себе (характеризует ли вас?). затем в свободном порядке воспроизвести как можно больше слов. Вот выводы эксперимента: 1) более глубокая обработка требует больше времени, 2) воспроизведение прямо пропорционально конечному уровню обработки. Слова, относимые к себе, лучше всего, и т.д. Эта схема эксперимента успешно опробована на различном стимульном материале. Бауэр и Карлин – охарактеризовать лица по честности, привлекательности или полу. Честность требует наиболее глубокого кодирования.
Модель эпизодической и семантической памяти по Тульвингу. Обычно полагают, что ДВП представляет собой единую структуру. Тульвинг выделил две ее формы. Они различаются по содержанию и подверженности забыванию. ЭП «получает и хранит информацию о датированных эпизодах и событиях и их связях». СП – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Она необходима, чтобы пользоваться языком. Наша способность быстро обрабатывать информацию существует благодаря хорошей организации материала в семантической памяти. Один и тот же материал может относиться к разным системам. Напр., «синий» – предмет из конкретного эпизода, или общее значение слова. В ЭП информация подвержена забыванию из-за непрерывного поступления нового материала. Напр., что вы ели на завтрак вчера или неделю назад.
Голографическая модель. Ряд авторов (Прибрам, Ван Хирден и др.) предположили, что психические процессы, в том числе и память, организованы по голографическому принципу. Прибрам считает, что голограммы действительно существуют в нейронных сетях, и основаны на интерференции электрических полей медленных потенциалов. М.Арбиб же предлагает относиться к ГМ как к научной метафоре, позволяющей лучше понять принципы организации памяти. Не следует понимать слишком буквально.
На фотопластинке в фокусе фиксируется интерференционная картина двух когерентных лучей от лазера: эталонного и отраженного от фотографируемого предмета. Оптический фильтр. Воспроизведение изображения с помощью эталонного луча. Важнейшие свойства:
Каждому указанному свойству голограммы соответствуют важные характеристики памяти:
1)Наша
память динамична и соотнесена
с естественной и определяемой
потенциальными действиями
2)Локальные
повреждения головного не
3)Третье
свойство эквивалентно