Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Шехтер  выделил следующие фазы микрогенеза  восприятия, этапы формирования зрительного образа:

  1. восприятие формы как нерасчлененного целого;
  2. выделение элементов, составляющих данную форму;
  3. интегрирование выделенных элементов в одно перцептивное образование.

       

      Если  к моменту появления ребенка  на свет его элементарные сенсорные системы уже практически сформированы, то высшим формам зрительного восприятия предстоит еще долгий путь развития.

      Сначала не лишним будет вкратце обратиться к данным физиологических исследований о функциональном созревании мозгового  субстрата. Еще И.М.Сеченов подчеркивал необходимость и целесообразность изучения онтогенетического развития интегративной функции мозга для понимания психической деятельности человека и выяснения закономерностей ее формирования в процессе индивидуального развития ребенка. 

      Морфологическими  исследованиями было показано, что  развитие корковых полей происходит неравномерно – наиболее быстро формируются  центральные поля ядерных зон. Развитие же нервных элементов во вторичных  и третичных ассоциативных зонах  наиболее интенсивно осуществляется в постнатальный период. Например, структура нижнетеменной области только к семи годам по основным морфологическим признакам соответствует структуре взрослого, хотя ширина коры и величина клеток все еще продолжают увеличиваться.

        Т.Г.Бетелева провела масштабные  исследования вызванных потенциалов  на различных этапах становления  системной организации мозга  в акте зрительного восприятия. ВП новорожденных регистрируется  локально в затылочной коре, где  еще выходит на конвекситальную  поверхность 17 поле по Бродману. Форма ВП изменяется к двум-трем месяцам, когда выражается их многокомпонентный характер. В этом возрасте ответ на структурированное шахматное изображение регистрируется не только в затылочных, но и в центральных, теменных и височных зонах. В 3-4 года ВП всех заднеассоциативных областей дублируют ответы затылочной доли. К 6-7 годам одни и те же компоненты приобретают разную функциональную нагрузку в различных областях. Например, компонент Р130 в затылочной доле отражает операцию выделения контрастных границ (активность на монотонный квадрат), в теменных – ответственен за сравнение стимула с выработанным эталоном (шахматный паттерн), а в теменно-височно-затылочном стыке чувствителен к сложным стимулам (лица), что связано с формированием зрительного образа. В этот период задние отделы коры специфически включаются в операции анализа и переработки зрительной информации в зависимости от конкретных условий перцептивных задач.

      Можно выделить три этапа становления  системной организации областей коры в акте зрительного восприятия:

    1. объединение проекционной и ассоциативной коры при осуществлении начальных этапов анализа стимула (3-4  года),
    2. четкая дифференцированность функций различных областей, как на начальных, так и на поздних этапах (6-7 лет),
    3. начальные этапы отражаются только в затылочной области, и взаимосвязанное участие различных областей на заключительных этапах обработки информации (с 9-10 лет).

      Таким образом, гетерохронность развития и вовлечения различных областей коры  в обработку зрительной информации создает предпосылки для качественных различий закономерностей и механизмов зрительного восприятия на различных этапах онтогенеза.  

      Как формируется зрительное восприятие в детском возрасте? При самом  общем рассмотрении этот вопрос представляет собой старый спор между «нативистами» и «эмпиристами». Первые считают, что восприятие ребенка уже с рождения обладает некоторой структурностью (например, способность вычленять целостную форму объекта, выделять фигуру из фона). По мнению вторых, зрительный мир младенца подобен чистой доске («tabula rasa»); сформированными к рождению являются только низшие зрительно-сенсорные функции. Восприниматься могут только объекты с элементарной зрительной структурой (линии, углы) на основе врожденных детекторных механизмов, а становление более сложных зрительных структур происходит по мере накопления опыта в процессе предметной деятельности ребенка.

      Эмпиризм  в основном развивался в русле  английской философской школы (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Беркли писал, что мы не в состоянии воспринять третье измерение с сетчаточного изображения, поэтому мы воспринимаем осязательную информацию. Угол конвергенции ощущается нами непосредственно – знак расстояния до предмета. Владению этими знаками мы обучаемся с опытом. Более конкретное приложение эта позиция находит у Гельмгольца. Чтобы ретинальное изображение попало в центр зрения, мы должны двигать глаз до тех пор, пока изображение не попадет в фовеа. Величина и направление такого движения глаз информируют нас о том, в каком месте поля зрения находится объект. Мы научаемся осознавать направление взгляда посредством одновременных ощупывающих движений. Отсюда следует, что восприятие пространства и формы есть результат научения.

      К сторонникам «нативизма» можно  отнести Декарта. Он полагал, что наши знания о таких свойствах, как форма, размер и т.п. основываются на наличии врожденных идей. Значительную часть себя разум привносит в ощущения, поступающие из внешнего мира. Эти идеи спустя сто лет развил И.Кант. Можно ли говорить, что не конкретные пространственные характеристики, а сама природа пространственного восприятия есть результат научения? Кант утверждал, что пространственность в ощущения привносит разум. Пространство есть форма чувственного опыта, которая выходит за рамки специфического содержания преходящих явлений. Это справедливо и в отношении восприятия времени. Наш мозг от рождения работает по принципу, что одни события воспринимаются как одновременные, другие как последовательные. В противном случае мы никогда бы не обучились временной последовательности. Наши понятия о пространстве и времени задаются a priori, до того как всякая информация поступит к нам через органы чувств. В пользу позиции Канта можно привести следующее умозаключение. Если восприятие третьего измерения считать результатом научения, следовательно, при рождении какое-то время мы воспринимаем мир двухмерным. Возникает проблема – где этот плоский мир кажется локализованным? Если он располагается в непосредственном контакте с глазом, этим вообще отрицается наличие пространства. Если на каком-то расстоянии от наблюдателя, то этим уже признается факт трехмерности, а обучение приводит к появлению более определенных оттенков, т.е. восприятие глубины становится более точным и тонким.

      Современник и основной оппонент Гельмгольца Геринг был склонен объяснять многие феномены восприятия наследственной структурой и закономерностями нервной организации. Он считал, что нет необходимости обучаться локализации объектов в зрительном поле, поскольку каждая точка сетчатки по природе своей обозначает определенное местоположение. Но эта локализация сама по себе относительна, должно учитываться также изменение направления взгляда. Геринг во многом был предшественником гештальтпсихологии, представителей которой  с полным основанием можно отнести к сторонникам нативизма. Они считали, что перцептивная организация материала есть естественная функция стимула – в этом случае нет смысла говорить о влиянии обучения. Правда, одним из основных принципов перцептивной организации они считали влияние установки и прошлого опыта (некоторая двойственность). 

      Рассмотрим  некоторые экспериментальные данные в пользу каждой из этих концепций. Исследование Т.Бауэр показало, что  уже дети 6-8 недель обладают в некоторой  степени константностью восприятия формы, величины, ориентации, способны оценивать расстояние до предмета.  В другой работе установлено, что, начиная с 4-хдневного возраста, дети воспринимают форму объекта. Они больше внимания уделяют структурированным объектам (схематизированные лица), объемная форма вызывает у них больше интереса, чем плоская. Уже пятидневные дети смотрят на лицо матери дольше, чем на другие. Это различение основано на глобальных признаках: очертаниях головы и волос. В другой работе младенцам предъявлялись прототипы лиц, составленные из пластиковых шаблонов для фоторобота. Установлено, что уже десятимесячные младенцы способны абстрагировать лицо-прототип.

      С другой стороны, известно, что для  созревания некоторых зрительных структур необходим определенный сенсорный  опыт. Напр., эксперименты над обезьянами, с рождения содержавшихся в условиях зрительной депривации,  показали, что у них не наблюдались никакие проявления активности, связанные со зрительным восприятием, опознанием объектов. Хватание последних происходило лишь при непосредственном тактильном контакте. Пятинедельных крыс, содержавшихся в темноте обучали выбирать больший из двух кругов. Она видела круги только до того, как начинала бежать, чтобы во время тренировки не приобретать опыт (нет возможности видеть предмет на различных расстояниях). После этого большой круг отодвигали так, что его зрительный угол сравнивался с меньшим. Крыса выбирала наугад. Если еще уменьшить зрительный угол, она выбирает меньший круг. Контрольные животные в этом случае выбирали больший. Выращивание в темноте препятствует константному восприятию величины. Когда же экспериментальных животных неделю держали в комнате со светом, при повторном испытании у них обнаруживали константность.

      Более подробно рассмотрим этот вопрос на примере  восприятия глубины. Напр., цыплятам после рождения сразу свойственна реакция клевания. Только что вылупившимся птенцам на глаза одевались призмы приближающие расстояние до предметов. Птенцы клевали воздух. Эксперименты со зрительным обрывом. Животное в центре на непрозрачной поверхности, по обе стороны стекло. С одной стороны оно непосредственно лежит на какой-нибудь поверхности, с другой текстурная поверхность достаточно удалена. Любое тактильное исследование покажет, что части стеклянной поверхности одинаковы, т.е. стекло достаточно крепкое. Тем не менее животные боятся глубокой стороны. Ее избегали и детеныши, содержавшиеся в темноте. Даже трехдневные детеныши обезьян волнуются больше, когда их помещают на глубокую поверхность. Над детьми эти эксперименты проводились с шестимесячного возраста, т.е. когда они научаются ползать. Но и у младших детей по частоте сердцебиения определили, что они правильно воспринимают удаленность.

      На  основании этих экспериментов можно  утверждать, что восприятие глубины  врожденно. Возникает вопрос, какие из зрительных признаков эффективны с рождения. Метод исключения. Изобразительные признаки не эффективны (на одном расстоянии поверхности с различной текстурой) – не было явного предпочтения одной из структур. Бинокуярные признаки также не обязательны. Во-первых, у детей не развиты содружественные движения глаз, во-вторых глубокая сторона избегается, если один глаз закрыт. Также меняли степень размытости поверхности, чтобы исключить влияние аккомодации. Таким образом, единственным признаком остается параллакс движения.

      Сейчас  нас больше интересует вопрос, в  чем качественное своеобразие психологических  механизмов зрительного восприятия на различных этапах онтогенеза. Какой  стратегии придерживается ребенок  при узнавании предметов, оценке пространственных отношений? Эти данные могут быть получены при условии, что ребенок сам способен дать субъективный отчет о своих восприятиях, т.е. не ранее, чем с 2,5-3-летнего возраста.

      В общих чертах, фазы развития восприятия у ребенка можно представить  следующим образом. В раннем возрасте характерно глобальное недифференцированное восприятие предметов. Ребенок еще не способен оперировать расчлененными образами, его восприятие ненадежно, неточно. Затем постепенно начинается переход к аналитической фазе (формирование дифференцированных локальных признаков формы). Ребенок способен опознавать фигуру по отдельному признаку, и его ошибки при узнавании предметов носят другой характер. Ему не хватает наглядного контроля за всей системой деталей объекта, его анализатор еще не созрел для переработки большого количества информации. В дальнейшем осуществляется переход ко все более обобщенным признакам формы. Выделенные элементы интегрируются в единое целое, и человек вновь приходит к использованию глобальных признаков, но уже на качественно ином, более высоком уровне. 

      В общем виде, эти фазы соответствуют  стадиям микрогенеза восприятия по М.С.Шехтеру.

      Более детальный анализ вопроса о конкретных возрастных этапах. В эксперименте М.Поттер предъявлялись цветные  фотографии предметов с различной степенью расфокусированности детям 4, 5, 9 и 16 лет. Дети в 4 года реагируют на картину в целом, высказывают мало догадок о деталях. Далее, при предъявлении более четких фотографий они пренебрегают пересмотром основной гипотезы, упорно персеверируя ее. В 5,5 лет отличия заключаются в том, что после выдвижения первой гипотезы о предмете ребенок упоминает многочисленные детали. Но он еще не способен связать две и более гипотезы на основе того, что видит; следствием этого является невозможность обнаружить несовместимость своих идей (например, горилла и кролик одного размера). В 9 лет у детей возрастает способность к интеграции видимого раздражителя с образом памяти. У учащихся старших классов наблюдается циклическое движение от догадки к снимку и обратно. Строя гипотезу, они способны видоизменять ее, одновременно учитывая вероятность масштабов, пространственное расположение и всплывающие ассоциации, и увязывая все это с видимыми особенностями изображения.

      Интересные  данные получены в исследованиях детей по методу Роршаха. Для 3-4-летних детей характерно большое количество целостных ответов с плохой формой, в которых мало учитываются особенности пятна. Много также персевераторных повторений предыдущих ответов. На каждую таблицу дается обычно не более одного ответа, что говорит о невозможности одновременного восприятия всего пятна и какой-либо его части. В  5-6-летнем возрасте увеличивается количество ответов на обычные и мелкие детали. Большое число конфабуляторных ответов говорит о смешении двух способов восприятия – целостного и фрагментарного. Будучи неспособным отчетливо воспринять все пятно со сложной конфигурацией, ребенок выделяет доступные ему детали и путем догадки достраивает их до целостного конфабуляторного образа. В целом, такие ответы по характеру близки ответам взрослых больных с поражением правого полушария. Еще одной особенностью восприятия в этом возрасте является большое количество перевернутых образов. Семилетний возраст знаменуется переходом от глобальной перцепции к аналитической. Конфабуляторные интерпретации и персеверации практически исчезают. Отмечается уменьшение целостных ответов, рост популярных и ответов с четкой формой на обычные детали. Начинают проявляться индивидуальные стили восприятия. В 10-12 лет значительно увеличивается общее количество ответов, улучшается восприятие формы пятен. Восприятие становится более активным и пластичным (способность по-разному интерпретировать одни и те же участки, рост сложных комбинаторных образов).

Информация о работе Психический образ и процесс