Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

     Следующей задачей было перейти к симультанности опознания объекта. Объект назывался, экспонировался и затем ощупывался или наоборот. Не очень эффективный путь, опознание ускорялось за счет характерных признаков. Далее, в телекамеру был введен объектив с переменным фокусным расстоянием, чтобы научиться определять настоящую величину объекта. На овладение константностью восприятия величины ушел всего час. После этого испытуемый начал широко использовать «увеличение» при опознании мелких объектов.

     Задача  на определение удаленности. Напр., два цветка в вазе, какой из них ближе. Использовались такие зрительные признаки, как перекрытие, соотношение истинной величины объекта и актуального паттерна, уровень объекта над горизонтом (чем выше, тем дальше). «Вначале связь удаленности с приподнятостью в «поле зрения» была результатом осознанной дедукции, но вскоре я перестал осознавать, что совершаю эту дедукцию». Задача на овладение инвариантностью опознания при различных условиях предъявления, или перманентностью образа (фас и профиль) так и не была полностью решена. Некоторый успех в овладении константностью формы достигнут благодаря упражнениям с вращающимся диском. На заключительной стадии была сформирована координация «камера-рука».

     Зрительный  характер кожных образов подчеркивается и другими экспериментами. Освоение зрительных иллюзий. Попарное вспыхивание вершин квадрата приводит к иллюзорному восприятию движущихся линий (крылья мельницы). Остановка вращающегося барабана создает иллюзию водопада. Все это показывает, что зрительные образы не локализуются в каком-то узком участке мозга. 

     Нарушения восприятия.

     Иллюзии, галлюцинации и агнозии.

     Иллюзии – это несколько искаженное отображение реальных свойств предметов. Объект всегда присутствует, но его образ деформируется. Различного рода иллюзии встречаются и у здоровых людей (я уже приводил достаточное количество примеров). Даже наоборот, их отсутствие может дать намек на некоторые нарушения. Напр., 90-100% здоровых взрослых более тяжелым кажется меньший по объему шар. У детей эта иллюзия отсутствует. Редко встречается у олигофренов и при некоторых формах психических заболеваний. В норме это обусловлено эффектом установки, а у этих больных вероятно нарушена способность пользоваться прошлым опытом.

     С другой стороны в клинике наблюдаются  различные формы патологических иллюзий. При порропсиях (еще давно описал Helbronner) предметы кажутся больному расположенными дальше. Описаны также расстройства восприятия величины: макропсия, микропсия, метаморфопсия. Параэйдолии отмечаются и у здоровых в состоянии утомления, и у невротиков (напр., орнамент на обоях постепенно преобразуется в страшные рожи). Характерной чертой иллюзий является то, что человек осознает ложность своего восприятия и способен ее преодолеть.

     Иногда  наблюдаются случаи нарушения восприятия движения и времени. Акинетопсия заключается в том, что больной просто не замечает реального движения объектов (серия последовательных предъявлений, как на замедленной кинопленке, или видит момент начала и конца движения). В последние годы отмечено несколько подобных случаев при поражении определенных участков мозга (V5, у животных МТ). Нарушения восприятия времени выражаются в убыстрении или замедлении его субъективного течения. Описан случай полиопсии. У больной объекты двоились или троились в поле зрения, это сочеталось с исключительно быстрым течением времени и более быстрым передвижением людей.

     При различных органических и психических  расстройствах наблюдаются также  нарушения восприятия собственного тела, или «нарушение схемы тела». Это сложные ощущения изменения величины своих рук, ног, головы, незамечание некоторых органов, ощущение «фантомной конечности». Подобных эффектов можно добиться аутогенной тренировкой или гипнозом (ощущение тяжести конечностей). У космонавтов возникает иллюзия перевернутого положения своего тела. Это достигается, когда внимание сосредотачивается на ощущениях, возникающих на основе чувства невесомости. К нарушениям восприятия своего тела относятся и некоторые формы анозогнозий – отрицание патологических изменений (параличи, слепота).

     Галлюцинации представляют собой особое переживание отдельных представлений, которые сам субъект принимает за непосредственные восприятия. Их трудно отнести собственно к нарушениям восприятия, поскольку отсутствует сам воспринимаемый объект. Этим и отличаются от иллюзий. Их довольно трудно классифицировать. Различаются по эмоциональной окрашенности (устрашающие, наставляющие, доброжелательные), по повторяемости. Могут протекать в одной модальности или в нескольких. Нередки сенестопатические галлюцинации с внутренних органов. Особый класс представляют псевдогаллюцинации. Они не имеют характера объективности и лишены пространственной локализации: образ возникает в голове (внутренний голос). Может расходиться уровень общей сохранности сознания и особенности отношения к галлюцинации.

     Для некоторых заболеваний характерен определенный вид галлюцинаций. Напр., при белой горячке – зрительные с множеством мелких объектов (мыши, насекомые, чертики). Для шизофрении более типичны слуховые псевдогаллюцинации. Зависят и от возраста: дети-шизофреники более склонны к зрительным, а взрослые к слуховым и обонятельным. Особый интерес представляют слуховые галлюцинации у оглохших. Галлюцинации возникают при применении психотропных препаратов и при некоторых формах интоксикации. Психогенные галлюцинации могут играть роль своеобразной психологической защиты (мать видит умершего сына). Близки к галлюцинациям элементарные сенсорные нарушения в слуховой и зрительной модальности (акуфены и фосфены). Это различные свисты, шумы, пятна, мелькающие точки. Их можно добиться электрической стимуляцией определенных участков коры мозга. Напр., стимуляция 17 поля вызывает простые световые пятна, вспышки, а височной коры ведет к более целостным образам.

     Агнозии, в отличие от иллюзий и галлюцинаций, в основном отмечаются при органических поражениях мозга. Они выражаются в нарушении высших форм узнавания при сохранности элементарных сенсорных функций (таких, как острота слуха, зрения, величина полей зрения). В процессе узнавания участвует восприятие и память: вопрос – куда отнести. Трудности классификации.

     Зрительные: предметная, прозопагнозия, цветовая, симультанная, зрительно-пространственные (левостороннее  игнорирование, агнозия  глубины, топографагнозия, синдром Балинта  или психический  паралич взора, нарушения право-, левосторонней ориентировки), алексия. Слуховые, тактильные.

 

ПАМЯТЬ.

      Любое переживание, впечатление или действие имеет свойство оставлять некоторый  след в жизни человека. Этот след может сохраняться какое-то время, а при соответствующих условиях он вновь становится предметом осознания и оказывает влияние на текущую деятельность субъекта. Все это вместе принято называть памятью. Память представляет собой не единый механизм, это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных взаимосвязанных процессов. Т.о., память – это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения информации, или следов прошлого опыта. К совокупности этих процессов следует добавить и забывание, под которым понимается либо полная утеря информации, либо невозможность ее извлечения при некоторых условиях. Память необходима человеку, поскольку она позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

      За  последние четверть века мы узнали о памяти больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Во многом это  связано с области биохимических  и нейрофизиологических исследований. Хотя работа мозга хранит в себе еще много тайн, существует практически единодушное мнение, что хранение информации связано со структурными и биохимическими изменениями в нервной системе. Говоря на разных языках, исследователи занимаются одной проблемой – изучением механизмов сохранения информации. Нейрофизиологи говорят о процессе консолидации следов или формировании энграмм. Бихевиористы занимаются изучением процессов формирования навыков у животных. Павловская школа физиологии ВНД говорит об образовании условных рефлексов или формировании временных связей. Но все эти термины можно объединить одним словом – память.

      Предмет психологической науки, естественно, должен отличаться от предмета физиологии. Поэтому я не буду останавливаться  на достижениях других дисциплин  в этой области. Об этом еще будем  говорить на физиологии ЦНС и ВНД. Психология подходит к изучению памяти в основном по методу «черного ящика». Т.е. исследует функциональные характеристики памяти и выстраивает модели внутренних процессов. Хотя в последнее время некоторые направления пытаются связать эти модели с реальной конструкцией мозга (напр., когнитивная нейропсихология). Перед психологией стоит ряд собственных проблем, относящихся к изучению процессов памяти. Психология памяти занимается поиском ответов на следующие вопросы:

      1) Какие условия содействуют запечатлению информации.

      2) Каковы пределы этого запечатления, и какие способы могут расширить объем запечатленного материала.

      3) Как долго могут сохраняться информация.

      4) Каковы механизмы сохранения информации на различные, временные интервалы.

      5) Какие изменения претерпевает информация, хранящаяся в латентном состоянии.

      6) Какое влияние оказывает эта информация на другие познавательные процессы.

      Существует  много подходов к классификации  видов памяти. Наиболее распространенной является классификация по продолжительности закрепления и сохранения материала:

      Сенсорная (иконическая или  следовая) память позволяет удерживать довольно полную картину мира на протяжении до 0,5 с. это как бы отпечаток непосредственно воспринятой информации на органах чувств. Некоторые исследователи разделяют сенсорную и иконическую память (на органах чувств и в центральных структурах, 0,1 и 1 с).

      Кратковременная память представляет собой уже не полное отображение событий, а скорее их интерпретацию. Ее объем – магическое число, время хранения до 20 с. Но путем повторения информацию в ней можно удерживать неограниченное время.

      Оперативная память представляет собой некоторое пролонгирование кратковременной памяти (более 20 с) под влиянием внутренней мотивации или внешних условий. Она обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия и операции. Напр., удержание «в уме» цифр при выполнении сложных арифметических операций. При приближении к конечному результату «отработанный» материал забывается.

      Вся информация, которая удерживается более нескольких минут, хранится в системе долговременной памяти. В ней хранятся события отдаленного прошлого. Ее объем и время хранения практически неограничены.

      В последние годы выдвинуто большое  количество моделей, противоставляемым  этому делению. Подобный подход особенно бурно развивается в русле когнитивной психологии.

      По  характеру целей  деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Когда некоторая информация запечатлевается при отсутствии специальных целей что-нибудь запомнить, принято говорить о непроизвольной памяти. Всем известно, какое огромное количество событий из нашей повседневной жизни откладывается в памяти без специальных мнемических упражнений. Однако нередко возникает необходимость сознательно направлять усилия на запоминание определенного материала с применением специальных мнемических приемов. В этом случае принято говорить о произвольной памяти.

      По  характеру преобладания психической активности можно выделить:

      Двигательную  память (на различные движения, операции, навыки).

      Эмоциональную – память на чувства. Она сигнализирует нам о том, насколько удовлетворяются наши потребности и интересы, и побуждает к определенным действиям на основе прошлых переживаний.

      Образная  память – это память на увиденные события, звуки, запахи, вкусы, представления. Различается по модальности. Мультимодальные образы. Ее определенные виды развиваются в соответствии со специфическими условиями деятельности: профессиональной (дегустаторы, художники – Айвазовский) или в условиях компенсации дефектов анализаторов.

      Содержанием вербально-логической памяти являются мысли, которые выражаются посредством языка. Известно, что логически осмысленный материал запоминается лучше, чем при механическом заучивании. Павловское разделение сигнальных систем. Деятельность второй сигнальной системы (чисто человеческой) связана с работой вербально-логической памяти. 

      Краткая история психологии памяти.

      Как и остальные познавательные процессы память долгое время изучалась в  рамках философских традиций и не стала предметом строгого научного исследования. Наибольшее распространение получил ассоциативный подход. Предметы и явления запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом на основе ассоциаций. Важную роль ассоциаций в процессах памяти отмечал еще Аристотель. Наибольшее развитие получило в английской ассоциативной психологии (Локк, Беркли, Юм). Различают 4 типа ассоциаций: по смежности (отражает пространственно-временные отношения предметов и явлений – лучше запоминаются близкорасположенные объекты, воспринятые в одно время), по сходству, по контрасту, по каузальности (выражают причинно-следственные отношения – видя явление, мы вспоминаем его причину).

Информация о работе Психический образ и процесс