Психический образ и процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

В чем специфика психической реальности? Пс.Р. такая же реальность, как и физический мир вокруг нас, как и нервные процессы, являющихся субстратом психики. На основе чего мы можем судить о реальности психического. Сознание открывается каждому человеку в своей непосредственной данности. Но очевидно только существование своего собственного сознания.

Работа содержит 1 файл

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      9.Геринга-Вундта. 10.Цольнера. 11. «Витого шнура». И другие. 

      Для их объяснения выдвинут ряд теорий, но ни одна не может охватить все  иллюзии. К тому же против каждой находятся  контраргументы. По-видимому, эффекты различных иллюзий основаны на разных свойствах восприятия.

      Теория  движения глаз. При восприятии МЛ впечатление основано на том, что направленные вовне клинья удлиняют сканирования глаза по тестовой линии. Также при иллюзии Оппеля вертикальные движения глазу труднее совершать. Из-за этих усилий создается впечатление увеличения пройденного пути. Но эти иллюзии сохраняются в случаях, когда движение глаз исключено (при малой экспозиции; послеобразы на сетчатке при вспышке света; опыты Ярбуса с присосками). Но даже если отбросить эти аргументы, возникает вопрос: за счет чего сканирующие движения глаз для больших размеров должны быть больше. Вероятнее предположить, что различия в движении глаз являются не причиной, а результатом ошибочного измерения. Т.е. мы стремимся направить взгляд дальше, потому что фигура нам уже показалась более протяженной. Скорее, иллюзию вызывает не движение глаз, а намерение или центральная команда мышцам, т.е. копия эфферентной команды, как и в уже описанном случае восприятия движения.

      Теория  нервного латерального торможения. Нейрофизиологи установили, что в зрительной коре действует механизм смещения нейронной активности, или латеральное торможение. Возбуждение нейронов при предъявлении одной линии не сетчатке и в коре. Этим механизмом можно объяснить иллюзию Поггендорфа. Величина острых углов увеличивается, за счет этого косые линии кажутся смещенными. Подобным образом можно объяснить иллюзии Цольнера и Вундта-Геринга. Контраргументы:

      При величине острого угла меньше 25 градусов эффект ослабевает, а по теории ЛТ должен увеличиваться.

      Иллюзия действует и в случае воображаемых линий, когда нет раздражения  нейронов.

      Почему  восприятие тупого угла не компенсирует восприятие острого.

      Теории  контраста. Иллюзии Эббингауза и Понцо объясняются по контрасту с системой отчета (величина окружающих кругов, у Понцо верхняя линия занимает почти все пространство). Во-первых, в этом случае контраст сам требует объяснения. Во-вторых, эффект в иллюзиях МЛ и Зандера противоположен. Так направленные вовне наконечники должны создавать большую систему отсчета, и линия в них должна казаться меньше.

      Теория  перспективы или  кажущейся удаленности. При восприятии иллюзии МЛ или Понцо у нас создается впечатление глубины. Уходящие вдаль рельсы, внутренний и внешний угол здания. Мы переоцениваем внутренний угол, поскольку он кажется более удаленным. В пользу этой теории говорят эксперименты в антропологических экспедициях в Африку и в Среднюю Азию (Лурия). Напр., бушмены, живущие в открытой местности, оказались невосприимчивы к иллюзии МЛ, зато иллюзия Оппеля ими намного переоценивалась по сравнению с европейцами. Воздействие культурных и экологических факторов. Вертикальная линия имеет свойство восприниматься уходящей вдаль. Меньшая подготовленность к восприятию прямоугольных объектов в трехмерном пространстве. Контраргументы:

      Иллюзия Понцо сохраняется при разной ориентации. Обратимая фигура (пирамида-тоннель) не влияет на иллюзию.

      В иллюзии МЛ мы вообще не воспринимаем трехмерности. 

      ВОСПРИЯТИЕ  ФОРМЫ.

      Мы  живем в мире постоянных изменений. Меняется все: уровень освещения, видимая величина объектов, удаленность, скорость их движения, угол наклона к направлению взора. Как же приспособиться к этим изменениям и сохранить мир относительно стабильным? В этом случае основную роль играет форма предметов. Форма является наиболее постоянным видимым свойством объекта. При восприятии предметов внешнего мира, мы, в первую очередь, ориентируемся на их форму. Выделение формы в качестве ведущего зрительно-перцептивного свойства наблюдается и в животном мире. (Опыты на различение - круг и крест; изменяется величина, цвет и т.п. Если же заменить крест на квадрат того же цвета и размера, стимулы начинают выбиратья в случайном порядке). Некоторые исследователи (Глезер) даже выделяют в отдельное образование механизм выделения формы, в отличие от пространственных характеристик. Форма – это своего рода обобщение на перцептивном уровне, абстрагирование от конкретных характеристик объекта, его мелких изменений.

      На  основе чего из отдельных разрозненных деталей мы начинаем воспринимать целостную форму объекта? Для того, чтобы некоторое изображение было воспринято, оно должно быть определенным образом организовано. Исследование принципов перцептивной организации восприятия формы было одной из прерогатив гештальтпсихологии. Они выделили два основных аспекта перцептивной организации:

    1. Группировка. На основе чего отдельные части имеют свойство объединяться в одно целое?
    2. Восприятие фигуры и фона. Как происходит то, что одни предметы мы воспринимаем на ближнем плане, а другие служат фоном?
  1. Все принципы группировки, как считали гештальтисты, объединяются под одной характеристикой – «прегнантностью», т.е. форма стремится быть «хорошей», «простой», «стабильной», «непротиворечивой», «регулярной» и т.д. Т.е. предпочтение отдается простейшей перцептивной организации. Она как бы пытается довести форму до внутренней упорядоченности. Пример треугольника со скошенными углами, незавершенного круга. Фигура может выражать некоторый принцип или математическое отношение. Итак, какие принципы или факторы перцептивной организации выделили гештальтпсихологи.

     Близость. Элементы, расположенные близко в пространстве, воспринимаются вместе.

     Сходство  (по величине или цвету).

     Направление или хорошее продолжение. Элементы, образующие непрерывное плавное направление, имеют тенденцию восприниматься вместе. В первую очередь, это отсутствие резких сдвигов кривизны.

     Замкнутость.

     Общая судьба. (Элементы движутся в одном направлении с одной скоростью).

     Установка. Прошлый опыт. Установка – частный случай прошлого опыта. 

  1. На выбор  фигуры, на ее выделение из фона влияют следующие факторы:

    Окруженность. Внутренняя область видится как фигура.

    Размер. При прочих равных условиях в качестве фигуры выбирается меньшая.

    Симметрия.

    Ориентация.

    Степень контраста. 

      Изменение перцептивной организации. В повседневной жизни наше восприятие организует детали изображения только в одну форму. Но можно создать такие условия, что для одного и того же ретинального изображения будет возможна различная перцептивная организация. Другими словами при отсутствии изменений в стимульном материале, восприятие его формы будет меняться. Обратимые фигуры (куб Неккера, кубок и профили, тоннель и пирамида, заяц и утка, жена и теща). Как только мы осознаем наличие второй возможной организации материала, восприятие начинает «пульсировать», попеременно улавливая то одну, то другую форму, почти независимо от установки наблюдателя. По мере того, как наблюдатель продолжает рассматривать обратимую фигуру, частота обращения начинает увеличиваться. В чем причина этого эффекта?

      Движения  глаз не играют в этом феномене решающей роли. Специальные исследования (Гиппенрейтер) показали, что глаза обегают контур фигуры только в процессе знакомства с ней, при поиске второго варианта. В дальнейшем обращения могут происходить и в том случае, когда взгляд фиксирован на одной точке. Также опыты с присоской.

        Единственное объяснение, которое  можно дать, - это нейрофизиологический  процесс насыщения, или торможения, утомления. Хотя и оно имеет  ряд недостатков. Одна форма вызывает возбуждение одного нейронного ансамбля. Когда он «утомится», начинается возбуждение другого. Это приводит к иному перцептивному результату. Контраргументы:

      А) Почему не наступает насыщения при рассматривании однозначных фигур?

      Б) Если взять смену фигуры и фона, то здесь действительно задействованы разные группы нейронов. Но в кубе Неккера или в «тоннеле» обращения происходят только в перспективе. Т.е. стимульный материал возбуждает один и тот же нейронный ансамбль. И смена формы не ведет к его «отдыху».

      В) Мы можем по своему намерению изменить перцептивную организацию и какое-то время сохранять этот результат восприятия. Это уже никак не согласуется с физиологической автоматичностью процесса насыщения. 

      *   *   *

      На  этом мы заканчиваем разбирать феноменологию восприятия. В заключение скажу, что наибольшая заслуга в описании и систематизации отдельных феноменов восприятия принадлежит гештальтпсихологии. Они подошли с новыми идеями к совершенно неисследованной области знания. Закономерным этапом развития каждой научной дисциплины является описание и систематизация предмета ее исследования, чтобы затем перейти к объяснению лежащих в основе закономерностей.

      Гештальтисты  полностью устранили телеологический  подход, направленность на достижение цели (пример из биологии: что-то устроено так, чтобы приспособиться к условиям среды). Для них проблемы объяснения механизмов восприятия не стояло. Стимульный материал организуется в определенное перцептивное образование по своим внутренним закономерностям. Ни физические свойства стимула, ни нейрофизиологические закономерности не могут их объяснить. Психологию они пытались построить по принципу точных наук. Как известно, в физике все разнообразие явлений сводится  к нескольким основным законам. Эти законы абстрактны, поскольку в реальной обстановке действует несколько законов одновременно (напр., силы действующие на падающее тело), и явление лишь приближенно описывается одним из них. Мы не знаем, почему действует закон тяготения Ньютона, но он позволяет нам систематизировать ряд явлений.

      Психология  всегда пыталась найти объяснение своим  феноменам в других областях науки. Гештальтисты же сделали попытку  ввести несколько основных принципов  восприятия и с помощью них  объяснить все разнообразие явлений  феноменального мира. Напр., для них не существовало проблемы объяснения восприятия геометрических иллюзий – это и есть те самые законы. Поэтому не совсем понятен упрек в адрес этой школы в том, что все их законы выведены в искусственной обстановке; напр., в реальной жизни мы не сталкиваемся с обратимыми фигурами.

      Отношения между психикой и нервными процессами мыслились гештальтистами по типу изоморфизма, подобия. Напр., по принципу близости, близко расположенные элементы имеют тенденцию  притягиваться, образовывать одно целое. В соответствии с этим в коре мозга нейронные репрезентации этих элементов также притягиваются под воздействием возникающих в этот момент электрических токов. Сейчас такое объяснение кажется наивным, но в 20-е годы это была революционная попытка переосмыслить методологический подход в психологии.

      К ограниченности гештальтистского подхода  можно отнести отсутствие принципа развития. Если законы восприятия общие  для всех, и им соответствуют подобные нейрофизиологические закономерности, непонятно, каким образом восприятие ребенка отличается от взрослого. Только ли на основе прошлого опыта?

      Дальше  мы перейдем к рассмотрению этапов формирования зрительного образа в  онтогенезе и микрогенезе восприятия, к его механизмам и нарушениям и др. вопросам. По ходу изложения я уже приводил примеры некоторых механизмов для объяснения отдельных феноменов восприятия. Они выглядели довольно разрозненно, теперь же нужно представить более общую последовательную картину. 

      ДВИЖЕНИЕ  ГЛАЗ И ТЕОРИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

      Движение глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной активности, связанной со зрением. Сенсорные и моторные компоненты зрения неразрывно связаны друг с другом. Только на основе их тесного взаимодействия возможно полноценное развитие зрительного восприятия ребенка. В некоторых патологических случаях движения глазодвигательная активность может компенсировать недостатки сенсорной сферы (случаи трубчатого зрения). Регистрация ГДА при рассматривании сложных объектов (Ярбус) показала, что глаз не обегает рассматриваемое изображение равномерно. В его движениях нет аналогии с движением руки слепого, скользящей вдоль поверхности. Контур изображения для глаза важен только при знакомстве с ним, а в дальнейшем он привлекает внимание, если в нем содержатся значимые детали. Дольше всего глаз фиксируется на смысловых моментах картины. В зависимости от инструкции траектория движения сосредотачивается на разных фрагментах («Оцените возраст, материальное положение семьи»).

Информация о работе Психический образ и процесс